рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Феодальный Китай под властью цинской монархии


5. Вторая «опиумная» война и поражения тайпинов

Вскоре после окончания Крымской войны Англия нашла повод для начала войны против Китая. Местные власти в Гуанчжоу конфисковали небольшое судно «Эрроу», которым пользовались китайские пираты и контрабандисты. В свое время владелец судна купил в Гонконге британское судовое свидетельство. И хотя к моменту инцидента срок этого свидетельства давно истек и, как признал в английском парламенте лорд Дерби, это было «судно, построенное китайцами, взятое в виде приза китайцами, проданное китайцам, купленное китайцами, имело

команду из китайцев и принадлежало китайцу», англичане за явили об оскорблении английского флага и предъявили ультиматум наместнику провинций Гуандун и Гуанси, а затем на чали военные действия.

В конце 1856 г. английская эскадра подвергла бомбардировке мирное население Гуанчжоу. В предместьях города было сожжено около 5 тыс. домов. Пиратские действия английского флота против китайского населения продолжались в 1857 г. В обстреле фортов Гуанчжоу участвовал и находившийся в ки тайских водах американский корвет «Портсмут».

Правящие круги Англии развернули кампанию за расширение военных действий и официальное объявление войны. Для того чтобы сломить оппозицию в парламенте, правительство Пальмерстона распустило палату общин и после новых выборов направило в Китай большую эскадру с войсками. Вслед за Англией в войну вступила Франция. США, не вступив официально в войну, направили свои корабли в китайские воды и принимали участие в военных действиях.

В декабре 1857 г. подошедший к Гуанчжоу флот агрессоров предъявил китайским властям требование о заключении новых кабальных договоров. После отклонения этого требования англичане и французы захватили город, предав его огню и разрушению.

В начале 1858 г. военные действия были перенесены на се вер, в устье р. Байхэ. Высадившиеся с кораблей англо-французские войска заняли в мае Дагу и Тяньцзинь, создав непосредственную угрозу Пекину. Цинское правительство начало переговоры о мире.

В июне 1858 г. в Тяньцзине были подписаны новые договоры Англии и Франции с Китаем. Китайское правительство соглашалось принять в Пекине английского и французского посланников. Подданные Англии и Франции получили право пере движения по всему Китаю, а их корабли — право плавания по Янцзы. Для иностранной торговли открывались новые порты в Северном и Северо-Восточном Китае, на о-вах Тайвань и Хай-нань. На Янцзы для иностранцев открывались «порты захода». Дополнительно снижались таможенные и транзитные пошлины, официально подтверждалось право вести торговлю опиумом. Иностранные миссионеры получили право неограничен ной деятельности в Китае. Китайское правительство обязалось уплатить Англии и Франции большую контрибуцию. Специальный пункт договора предусматривал отказ китайского прави ельства от употребления слова «варвар» по отношению к европейцам.

США, официально не участвовавшие в войне, еще накануне подписания Англией и Францией мирных договоров с Ки таем заключили с ним соответствующий договор, а «принцип наибольшего благоприятствования» распространил на США все привилегии, полученные Англией и Францией у Китая в результате войны.

Тяньцзиньские договоры значительно расширяли «права» иностранных колонизаторов в Китае. Но правящие круги Англии и Франции, стремясь получить у Китая дополнительные уступки, провоцировали новый конфликт.

Ратификация Тяньцзиньских договоров должна была со стояться в Пекине через год после их подписания. Англия и Франция потребовали, чтобы их посланники, направлявшиеся в связи с этим в Пекин, следовали до Тяньцзиня по реке в со провождении военной эскадры. Китайские власти отвергли это требование. Когда же англо-французская эскадра из 18 кораблей при 180 орудиях пыталась в 1859 г. самочинно войти в устье р. Байхэ, китайские батареи открыли огонь. Потеряв три военных корабля, агрессоры вынуждены были увести свой флот в Шанхай. Это столкновение было использовано для нового на падения на Китай.

Англия и Франция лицемерно обвиняли Китай в нарушении Тяньцзиньских договоров. «Китайцев надо научить ценить англичан, которые выше их и которые должны стать их господа ми... — писала одна из английских газет. — Мы должны по меньшей мере захватить Пекин, а если держаться более смелой политики, то за этим должен последовать захват навсегда Кантона. Мы могли бы удержать его за собой, так же как мы владеем Калькуттой».

В июне 1860 г. английские и французские войска высадились в Северном Китае и на Ляодунском полуострове. В августе ими был захвачен Тяньцзинь, а в сентябре на подступах к Пекину разгромлена 60-тысячная китайская армия. Богды хан покинул столицу.

Войска колонизаторов варварски грабили и истребляли китайское население. Близ Пекина они захватили летнюю резиденцию богдыханов Юаньминыоань. Здесь были собраны замечательные произведения искусства и ремесла, созданные в Китае и присланные из многих стран Азии. Все это было варварски разграблено.

«Солдаты, зарывшись в сундуки красного лака,— рассказывает очевидец,— копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла».

Чтобы замести следы чудовищного варварства, английское командование приказало сжечь Юаньминыоань. Так колонизаторы уничтожили замечательный памятник архитектуры китайского народа и тысячи произведений искусства Китая и других стран Азии.

После отъезда императора оставшийся в столице князь Гун приказал впустить англо-французские войска в Пекин. В октябре 1860 г. он подписал новые договоры с Англией и Францией. Для иностранной торговли дополнительно открывался Тянь цзинь. Китай признавал захват Англией расположенного про тив Сянгана п-ова Цзюлун (Коулун), который становился со ставной частью колонии Гонконг. Китай обязывался уплатить крупную контрибуцию. До уплаты ее войска союзников должны были оставаться в Тяньцзиие, Дагу, Яньтае (Чифу) и других пунктах. Иностранные капиталисты получали право вывозить по кабальным контрактам китайских рабочих-кули в Америку и свои колонии. Пекинские договоры как бы завершали собой целую серию неравноправных договоров, навязанных Китаю иностранными колонизаторами в середине XIX в.

Нерчинский и Кяхтинский договоры не решили проблемы территориального разграничения между Китаем и Россией. Меж ду тем появление у берегов Северного Китая военных кораблей Англии и Франции во время первой «опиумной» войны сделало особенно актуальными для России вопросы обороны ее Тихоокеанского побережья. В 1851 г. русское правительство направило в Пекин послание, в котором подчеркивалось, что «овладение устьем Амура или занятие в тех местах пункта какой-либо морской державою не может быть и нами терпимо, так как Амур вытекает из наших пределов». Ссылаясь на то, что эти территории по Нерчинскому договору остались неразграниченными, правительство России предлагало выработать соглашение с целью обезопасить устье Амура и о-в Сахалин. Ответа на это послание не последовало.

Экспедиция Г. Невельского (1849—1855) вновь подтвердила, что Приамурье и Приморье не были заселены китайцами. Одновременно выяснилось, что Амур доступен для морских судов и, следовательно, существует опасность вторжения туда военных кораблей Англии, Франции, США. События Крымской войны, когда англо-французский флот появился у берегов Камчатки и совершил нападение на бухту Де-Кастри в устье Амура, подчеркнули обоснованность опасений России и активизировали деятельность российской дипломатии. В свою очередь, Цины, против которых развернули новую войну Англия и Франция, решили пойти на урегулирование отношений с Россией.

В мае 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев и уполномоченный Китая И Шань подписали в Айгуне договор, согласно которому левый берег Амура от р. Аргунь до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край впредь до окончательного определения границы должен был временно находиться в общем владении двух государств.

Статьи Айгуньского договора касались только территориального вопроса и не затрагивали других аспектов русско-китайских отношений. Ни одна из сторон не получила каких-либо односторонних привилегий. Договор не давал основания для вмешательства какой-либо из сторон во внутренние дела другой стороны. Поэтому Айгуньский договор не следует отождествлять с неравноправными договорами, силой оружия навязанными в тот период Китаю европейскими державами.

Независимо от переговоров в Айгуне в Тяньцзине велись русско-китайские переговоры о торговых и политических отношениях. Тяньцзиньский русско-китайский договор 1858 г. рас пространил на Россию привилегии, полученные западными державами у Китая в результате «опиумных» войн.

Возобновление Англией и Францией военных действий против Китая в 1860 г. подтолкнуло Цинов к дальнейшему урегулированию отношений с Россией. В ноябре в Пекине был под писан новый русско-китайский договор, признавший Уссурийский край территорией России. Этим договором была намечена и граница между Россией и Китаем в Центральной Азии.

Айгуньский и Пекинский договоры окончательно определи ли исторически сложившуюся границу двух сопредельных государств на Дальнем Востоке. России без каких-либо военных действий с ее стороны были возвращены территории, захваченные, но не освоенные феодальным Китаем, на которых еще в XVII в. вместе с коренными народностями жили тысячи русских казаков и крестьян. За время от подписания Нерчинского договора до возвращения этих районов России их коренное население сократилось с 34,5 тыс. до 29 тыс. человек. Ки тайского населения здесь не было.

Пекинский договор в соответствии с принципом наибол шего благоприятствования распространил на Россию также новые привилегии, полученные у Китая Англией и Францией.

В ходе «опиумных» войн, а также военных действий против таипинов правители Китая убедились в военно-техническом превосходстве капиталистических держав Запада. В результате навязанных силой оружия неравноправных договоров иностра ные колонизаторы приобрели в Китае довольно сильные позиции. «Открытие» страны стало фактом, который уже нельзя было игнорировать. Феодальному лагерю Китая приходилось определять свою политику по отношению к западным державам в новых условиях. При этом он исходил прежде всего из стремления сохранить свое господство, подавить восстание таипинов и другие народные движения.

Одни представители феодальной аристократии Китая с не доверием и тревогой относились к иностранцам. Они считали, что вторжение иностранцев подрывает основы господства цинской династии и феодальные порядки, и мечтали о возвращении к политике самоизоляции. Для них европейцы были опасными «заморскими дьяволами». Выступая против иностранцев с консервативных позиций, эти круги еще больше боялись развертывания народной борьбы против иностранной агрессии. Другие рассматривали капиталистические державы как союзников в подавлении антифеодальных выступлений народных масс. Некоторые представители этой группировки считали, что сближение с западными державами позволит заимствовать во енно-технические достижения этих стран в интересах укрепления цинского режима. Провозглашенная ими политика получила название политики «самоусиления». Ее сторонники стремились к консолидации господствующего класса, к сближению между феодалами маньчжурского и китайского происхождения. Маньчжуры готовы были допустить китайских феодалов на высшие государственные должности. В свою очередь, главарь помещичьей контрреволюции китайский феодал Цзэн Гофань был активным приверженцем политики «самоусиления».

Сторонники политики «самоусиления» стали брать верх в цинском лагере. Их поддерживал великий князь Гун. Импера тор Сяньфын, покинувший столицу накануне вступления туда англо-французских войск, вскоре умер. На императорский престол был возведен малолетний наследник, вместо которого правили регенты во главе с принцем Су Шунем, противником сближения с западными державами. В ноябре 1861 г. в Пеки не произошел государственный переворот. Су Шунь был от странен от власти и казнен. Власть перешла к сторонникам соглашения с колонизаторами Гуну и Цыси — матери нового императора.

Государственный переворот 1861 г. способствовал установлению союза между иностранными колонизаторами и феодаль ной реакцией, подчинению цинской династии иностранным колонизаторам. Феодально-абсолютистская политическая надстройка Китая начинала теперь использоваться иностранными колонизаторами для колониального закабаления страны. Вскоре Гун подписал новые неравноправные договоры с западными державами. По настоянию европейцев была создана коллегия по иностранным делам — цзунлиямынь,— во главе которой стал сам Гун.

Теперь цинское правительство, китайские феодалы и иностранные колонизаторы объединились для совместного подавления восстания тайпинов. Именно в этом и заключалась главная цель сторонников «самоусиления». Одновременно в рамках политики «самоусиления» начали создаваться арсеналы, судоверфи, заводы боеприпасов и т. п.

Период 1850—1856 гг. в целом был периодом успехов таипинского восстания. К концу лета 1856 г. положение на театре военных действий складывалось в пользу тайпинов, сумевших нанести ряд поражений войскам реакции. Однако с осени 1856 г. восстание стало развиваться по нисходящей линии. Усилились противоречия внутри таипинского государства.

Попутчики крестьянства из помещиков и купцов, примкнувшие к восстанию с целью борьбы против маньчжурской династии, были противниками антифеодальных преобразований, провозглашенных в тайпинском государстве. Кроме того, начали проявляться противоречия, заложенные в самом характере крестьянской войны. Поскольку в середине XIX в. в Китае не было еще сложившегося капиталистического уклада, тайпинское восстание не могло перерасти в буржуазную революцию и заменить феодальный строй капиталистическим. Ослабление помещичьей эксплуатации создало на территориях, контролируемых тайпинами, благоприятные условия для подъема производительности крестьянских хозяйств, роста торговли и вместе с тем для усиления имущественного неравенства. Вн три тайпинского государства постепенно намечалась тенденция к возрождению феодальных отношений.

Эти процессы сопровождались внутренней борьбой в тайпинском руководстве. Некоторые вожди тайпинов и в какой-то степени сам Хун Сюцюань были недовольны той фактически неограниченной властью, которой обладал Ян Сюцин. В начале сентября 1856 г. Вэй Чанхой с тайного согласия Хун Сюцюаня неожиданно вступил с трехтысячным отрядом своих сторонников в Нанкин. Войска Вэй Чанхоя окружили дворец Ян Сюцина. Он и его семья были убиты. Начался свирепый террор против сторонников Ян Сюцина, в результате которого были истреблены тысячи ветеранов тайпинского движения. Прибывший в октябре в Нанкин Ши Дакай через несколько часов тайно покинул город, узнав, что он сам может стать жертвой террора Вэй Чанхоя. Семья Ши Дакая, оставшаяся в Нанкине, была уничтожена.

Действия Вэй Чанхоя вызвали общее возмущение в тайпинской армии и среди населения. Хун Сюцюань приказал схватить и казнить Вэй Чанхоя. Вскоре Хун Сюцюань назначил главой правительства вернувшегося в Нанкин Ши Дакая. Однако внутренняя борьба в тайпинском руководстве не прекратилась. Обострились отношения между Хун Сюцюанем и Ши Дакаем. Летом 1857 г. произошел открытый разрыв. Ши Дакай покинул Нанкин. С ним ушла значительная часть тайпинской армии. Эти силы в течение нескольких лет вели борьбу против войск цинского правительства в провинциях Гуанси и Сычуань. В 1863 г. они потерпели поражение. Ши Дакай был взят в плен и казнен.

События 1856 г. и последовавший затем раскол тайпинской армии ослабили государство тайпинов. После свержения Ян Сюцина положение на фронтах резко ухудшилось. Усилились тенденции к полному восстановлению феодальных поряд ков. В тайпинском государстве формировалось новое феодальное сословие — ванов. После переворота 1856 г. их стало бо лее двухсот. Ваны богатели, они получили возможность эксплуатировать крестьян всевозможными поборами. Первоначальные демократические принципы предавались забвению частью руководителей тайпинского государства. Это отрицательно сказалось на армии. Резко ухудшились ее боеспособность и дисциплина. Начались измены и грабежи. В конце 1856 г. тайпины были вынуждены оставить Учан и Ханьян.

Главой тайпинского правительства в последний период восста ния стал двоюродный брат Хун Сюцюаня — Хун Жэньгань. В начале восстания он не сумел присоединиться к тайпинской армии и, опасаясь преследования со стороны цинских властей, бежал в Гонконг. За несколько лет жизни в английской колонии он приобрел некоторые знания об окружавшем Китай мире. В 1859 г. Хун Жэньганю удалось попасть в Нанкин. Став главой правительства таипинов, он выдвинул программу железно дорожного строительства, открытия пароходных линий, создания банков и т. п. Эти проекты, как и проекты реформ, предложенных тайпинскому правительству побывавшими за границей образованными китайцами Ван Тао и Жун Хуном, носили буржуазный характер. Однако в то время в Китае не было еще объективных предпосылок для перерастания крестьянской войны в буржуазную революцию. Проекты Хун Жэньганя остались на бумаге, и он не сумел оказать заметного влияния на развитие событий в тайпинском государстве в период, когда армии контрреволюции перешли в наступление.

После 1856 г. тайпинская армия в ходе военных действий не только теряла свои старые районы, но и в ряде случаев занимала новые территории. Там подрывался помещичий гнет. Крестьянство этих районов активно включалось в борьбу, вступало в армию таипинов. В этот период выдвигается выдающийся крестьянский вождь и полководец Ли Сючэн, сохранив ший верность революционным традициям таипинов.

Ли Сючэн, крестьянин из провинции Гуанси, юношей вступил в тайпинскую армию в начале восстания. Он прошел рядовым весь боевой путь тайпинской армии от Гуанси до Нанкина, после чего благодаря личной храбрости и выдающимся полководческим способностям продвинулся до поста командира корпуса и получил титул «чжун-вана» — «верного князя». Ли Сючэн боролся с разложением некоторых руководителей таипинов, стремился возродить народный характер тайпинской армии, обращался к Хун Сюцюаню с призывом обновить администрацию и издать закон об облегчении положения народа. Стремясь объединить все антифеодальные силы, Ли Сючэн установил сотрудничество с отрядами «Няньдан», действовавшими в Северном Китае. Верность революционной программе крестьянской войны создала Ли Сючэну большой авторитет. Он фактически возглавил борьбу за спасение тайпинского государства, под его руководством тайпинские армии одержали несколько крупных побед в последний период восстания.

В 1860 г. тайпинские армии, руководимые Ли Сючзном, на несли поражение войскам реакции, угрожавшим Нанкину. Его отряды совершили поход в приморские провинции. В августе они подошли к Шанхаю.

К этому времени западные державы уже включились в борьбу против тайпинов. Английские и американские суда, прикрываясь «нейтралитетом», перевозили контрреволюционные войска, снабжали их вооружением и боеприпасами. Во время наступления тайпинов на Шанхай американский авантюрист Уорд на субсидии шанхайских богачей при покровительстве консула США создал отряд для борьбы с тайпинами.

Ли Сючэн понимал, какую серьезную угрозу представляют иностранные колонизаторы. Именно поэтому он развернул наступление на район открытых портов. «То, что иностранные державы ведут игру, имея в виду свои собственные выгоды в Китае, вполне ясно нам... — говорил Ли Сючэн. — Легко судить, чего стоят возвышенные чувства чести, справедливости и равенства, о которых иностранцы заявляют китайскому народу. Сперва они нанесли почти смертельный удар маньчжурской власти, затем под предлогом стремления к благу народа они подпирают качающийся призрак и активно ведут операции против нас».

Войскам Ли Сючэна не удалось овладеть Шанхаем, но в 1860—1862 гг. они одержали ряд крупных побед в приморских провинциях. Тайпины заняли крупнейший город Ханчжоу, от крытый порт Нинбо, ряд городов в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Эти победы были блестящей страницей в истории революционной борьбы китайского крестьянства, но они не могли спасти тайпинское государство.

Общее военное положение тайпинских армий ухудшалось. В сен тябре 1861 г. контрреволюционные силы заняли г. Аньцин. После этого Нанкин попал в кольцо осады. Тайпинская столица продолжала держаться главным образом благодаря тому, что армии Ли Сючэна сковывали крупные силы вражеских войск.

В феврале 1862 г. в Шанхае состоялось совещание иностра ных консулов и офицеров, на котором было решено перейти к открытой интервенции против тайпинов. К этому времени отряд Уорда вырос до 8 тыс. человек и располагал кораблями, вооруженными пушками. Богдыхан присвоил ему наименование «всегда побеждающая армия». Кроме того, французами были сформированы «отряды иностранного оружия», включившиеся в борьбу с повстанцами.

Наемники Уорда совершали чудовищные грабежи и бесчинства. В одном только городе Чанчжоу они зверски убили более 20 тыс. жителей и солдат тайпинской армии.

В военных действиях против тайпинов участвовали и регулярные вооруженные силы Англии, Франции и США. Английские сухопутные подразделения и эскадры Англии и Франции вели наступление на тайпинскую армию в нижнем течении Янцзы. В операциях участвовали и военные корабли США.

Иностранные интервенты стали самым опасным врагом тай-пинской армии. Они снабдили цинские войска и армии Цзэн Гофаня новейшим европейским оружием, послали туда своих офицеров. В трудных условиях крестьянская армия тайпинов продолжала упорное сопротивление. В этот период особенно ярко выявился патриотический, антиколонизаторский характер борьбы тайпинов, защищавших свою родную землю. Она смыкалась с борьбой других народов Азии против колонизаторов. Характерно, что многие индийские солдаты — сипаи 5-го бомбейского и 22-го пенджабского пехотного полков, посланные воевать в Китай, — переходили на сторону тайпинов.

В 1863 г. северное побережье Янцзы почти целиком оказалось под контролем войск реакции. Отряды Цзэн Гофаня и подчиненных ему командиров контрреволюционных войск китайских помещиков Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана вместе с иностранными интервентами сжимали кольцо вокруг Нанкина. Особенно жестоко действовала «всегда побеждающая армия», кото рую после смерти Уорда возглавил англичанин Гордон. В конце 1863 — начале 1864 г. контрреволюционные войска захватили важные центры — города Сучжоу (пров. Цзянсу) и Ханчжоу (столица провинции Чжэцзян). Положение Нанкина стало без надежным. Ли Сючэн предложил Хун Сюцюаню покинуть Нанкин и уйти с оставшимися силами на запад для продолжения борьбы. Но Хун Сюцюань отклонил это предложение.

Весной 1864 г. Нанкин был полностью отрезан от внешнего мира. У его защитников не хватало оружия, начался голод. В конце июня Хун Сюцюань покончил с собой. Но Ли Сючэн мужественно продолжал возглавлять оборону тайпинской столицы. Под его руководством тайпины совершили удачную вылазку и отбили несколько атак вражеских войск.

19 июля высокие стены Нанкина были взорваны европейскими минами. Победители устроили кровавую резню, истребив около 100 тыс. человек — защитников города и мирного населения. Ли Сючэн, сумевший прорваться с группами бойцов, был схвачен в окрестностях Нанкина и подвергнут мучительной казни. Его тело было разорвано на куски.

После падения Нанкина отдельные отряды тайпинской армии, насчитывавшие десятки тысяч бойцов, сопротивлялись до 1866 г. Кроме того, в течение ряда лет продолжались народные восстания в различных районах Китая, начавшиеся под влиянием крестьянской войны тайпинов. Самым крупным из них было восстание «Няньдан».

Отряды «Няньдан» вели военные действия на территории восьми провинций Северного Китая. В 1865 и 1866 гг. они на несли несколько сильных ударов по правительственным войскам. Позднее их армии угрожали Пекину. Однако отряды «Няньдан» действовали разрозненно и неорганизованно. К 1868 г. движение угасло.

Китайские крестьяне предприняли героическую попытку создать свое государство. Тайпин тяньго просуществовало с 1851 по 1864 г. и распространяло свою власть на обширную территорию с многомиллионным населением. Великая крестьянская война тайпинов, потрясавшая Китай полтора десятилетия, окончилась поражением прежде всего потому, что в тот период отсутствовали объективные условия, необходимые для победы китайского крестьянства. Не было еще пролетариата, без руководства которого невозможны успех крестьянских восстаний и подлинное социальное освобождение крестьянства. Не было и буржуазии, которая могла бы при определенных условиях на править крестьянскую войну по пути буржуазной революции. В середине XIX в. в Китае не было еще объективных предпосылок для появления достаточно могучей общественной силы, которая могла бы преодолеть сопротивление реакционных сил китайского общества и заменить феодальные производственные отношения капиталистическими отношениями, обеспечить независимость Китая перед лицом посягательств иноземных захватчиков.

Неблагоприятно для китайского народа складывалась и международная обстановка. В результате «опиумных» войн образовался единый фронт цинской династии, феодалов и компрадорских элементов Китая с иностранными колонизаторами, направленный против китайского народа. Крупнейшие капиталистические державы — Англия, Франция и США — организовали совместную вооруженную интервенцию против тайпинского государства.

Основной и главной движущей силой тайпинского восстания и большинства других народных выступлений того времени было крестьянство. Тайпинскому восстанию были свойственны слабости, присущие крестьянским войнам эпохи феодализма. Религиозно-мистическая окраска движения и религиозный фанатизм вождей тайпинов помешали им установить единство с теми народными движениями, которые не разделяли религиозного учения Хун Сюцюаня. В попытках организации тайпинского государства ярко проявились крестьянские мечты о всеобщем равенстве, но в то же время и неспособность крестьянства, не руководимого передовым классом, подняться выше представления о «справедливом царе», что привело к установлению монархической формы правления. Как и восстания Разина и Пугачева в России, тайпинское восстание носило царистский характер. Поражению восстания способствовали и внутренние раздоры.

Крестьянская война охватила феодальный Китай в середине XIX в., когда завершалось складывание мирового капиталистического рынка и в передовых странах мира победил промышленный капитализм. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали огромное международное значение освободительной борьбы китайского народа против феодального гнета и иностранных колонизаторов. Они приветствовали великое восстание и видели в нем союзника революционного пролетариата европейских стран.

«...Отрадно, что самая древняя и самая прочная империя в мире,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в самом начале событий, в 1850 г.,— под воздействием тюков ситца английских буржуа за восемь лет очутилась накануне общественного пере ворота, который, во всяком случае, должен иметь чрезвычайно важные результаты для цивилизации. Когда наши европейские реакционеры в предстоящем им в близком будущем бегстве в Азию доберутся, наконец, до Китайской стены, к вратам, которые ведут к архиреакционной и архи консервативной тверды не, то, как знать, не прочтут ли они там надпись:

Великая крестьянская война тайпинов занимает выдающееся место в истории Китая. Тайпинское восстание, подрывая феодальную систему землевладения, объективно расчищало пути для будущего развития национального капитализма в Китае. Хотя это восстание окончилось поражением и в последующие десятилетия усилилась зависимость Китая от иностранных колонизаторов, героическая борьба тайпинов не была напрасной. На традициях тайпинского восстания учились последующие поколения китайских революционеров. Наиболее дальновидные деятели освободительного движения китайского народа критически осмыслили революционный опыт тайпинов, вскрыли их слабости и ошибки. Вместе с тем в такой крестьянской стране, как Китай, оказались живучими и примитивные утопические идеи крестьянского уравнительного коммунизма тайпинов.

После гибели тайпинского государства силы китайской реакции были брошены на подавление восстаний угнетенных народов. К 1873 г. цинские власти сокрушили дунганский султанат, созданный Ду Вэньсю в провинции Юньнань.

Более мощное движение дунган и уйгуров развернулось в 1862 г. на Северо-Западе. Его возглавили местные феодалы и мусульманское духовенство, провозгласившие «священную войну» против маньчжуров и китайцев. В 1865 г. восстание перекинулось в провинции Ганьсу и Цинхай, стало более массовым. В дальнейшем его возглавил крестьянин Биянху. Сохраняя национально-религиозный характер, движение приобрело антифеодальные черты, которые, однако, не стали преобладающими.

В середине 60-х годов национально-религиозное восстание охватило Джунгарию и Кашгарию. Повстанцы свергли цинскую власть, здесь образовались мусульманские ханства и эмираты, на территорию которых отступили теснимые цинскими войска ми повстанческие отряды Биянху.

Вскоре все ханства, образовавшиеся в Восточном Туркеста не, были объединены под властью одного из руководителей восстания — выходца из Кокандского ханства Якуб-бека. Новое государство получило название Джетышаар (Семи-градье).

Создание Джетышаара отвечало национальным и религиозным чаяниям уйгуров и других народов Северо-Запада. Но феодальный характер нового государства и политика его феодальных правителей лишили его необходимой прочности и устойчивости. Политика ханов и духовенства, отстаивавших эгоистические классовые интересы феодалов, мешала сплочению широких народных масс в борьбе против маньчжуро-китайских угнетателей. Недальновидной была и внешняя поли тика Якуб-бека. Надеясь использовать в своих интересах англо-русские противоречия, он пошел на сближение с Англией и султанской Турцией. Между тем к этому времени уже сформировался союз Цинов с иностранными колонизаторами, в ко тором видную роль играла Англия. В 1878 г. цинские войска сломили сопротивление Джетышаара, учинив при этом кровавую расправу над местным населением. Многие дунгане, возглавленные Биянху, перешли русскую границу и осели в Сред ней Азии. Вскоре на территории Джунгарии и Кашгарии была создана провинция Синьцзян.


6. Китайская культура в конце XVIII — первой половине XIX в.

Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторжение иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошатнувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все прогрессивное и патриотическое. Для большинства литературных произведений характерным стал уход от острых проблем действительности.

Писатели и поэты, в большинстве своем защищавшие интересы господствующего класса, старались слепо подражать классическим образцам древности. Характерно, что главой неоклассического направления китайской поэзии середины XIX в. был палач тайпинов Цзэн Гофань.

Но в противовес феодальной культуре господствующих классов китайский народ продолжал развивать прогрессивные, демократические традиции.

Отдельные представители интеллигенции стремились преодолеть искусственную изоляцию Китая и его культуры от остального мира, ознакомить Китай с жизнью и научными достижениями зарубежных стран. Линь Цзэсюем была написана книга «Сведения о жизни четырех материков», в которой собраны материалы по истории, географии, политике различных государств. На основании этого труда друг Линь Цзэсюя, Вэй Юань, выпустил в 1845 г. «Описание с картами заморских стран». Появилось несколько других книг о европейских странах.

В середине XIX в. в Китае зарождаются периодические издания современного типа. Их создателями были прогрессивные патриотические деятели. Линь Цзэсюй издавал журнал «Гуан-чжоуские записки». Видную роль в создании китайской прессы сыграл просветитель и пропагандист реформ Ван Тао. При его участии в Гонконге стали выходить первые китайские га зеты.

В художественной литературе критика господствующих феодальных порядков нашла отражение в появлении нескольких ярких сатирических романов. В «Неофициальной истории кон фуцианцев» У Цзинцзы (1701—1754) выведены представители различных слоев китайского феодального общества. В романе обличаются невежество и корыстолюбие шэньши и мандаринов, прикрывающих свои неблаговидные дела конфуцианством. Одним из выдающихся произведений китайской и мировой литературы стал роман Цао Сюэциня (1724—1764) «Сон в красном тереме» (издан в 1791 г.), обличающий быт и мораль феодальной аристократии. В начале XIX в. получил широкое распространение сатирический роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале». Подобно автору «Путешествия Гулливера», Ли Жу-чжэнь посылает своих героев в разные мифические страны, разоблачая при этом убожество и подлость власть имущих, осуждая бесправное положение женщины в феодальном Китае.

В середине XIX в. прогрессивные идеи находили свое выражение по преимуществу в поэтических произведениях. Отчасти это объясняется тем, что стихотворения часто распространялись устно, в то время как свирепая цензура не допускала опубликования сколько-нибудь прогрессивных прозаических произведений.

Политическая и социальная поэзия была неразрывно связана с начинавшейся борьбой против иноземных колонизаторов и восстанием тайпинов. В 1830 г. при активном участии Линь Цзэсюя возникло объединение поэтов. Среди его участников получили распространение реформаторские идеи. Объединение было инициатором борьбы против опиумной торговли.

Поэтами, воспевавшими идеалы тайпинского восстания, были некоторые его вожди (Хун Сюцюань, Ши Дакай), создав шие большое количество стихов и песен.

Важную роль в развитии китайской национальной культуры играло народное творчество. В конце XVIII — начале XIX в. были изданы два сборника народных песен — «Лирические пес ни провинции Гуандун» и «Одежда из крыльев зари».

В период бурных событий, связанных с вторжением колонизаторов и крестьянской войной тайпинов, традиционный китайский литературный язык вэньянь, отличавшийся от устной речи и не воспринимаемый поэтому на слух, был уже мало пригоден. С его помощью трудно было излагать новые явления общественной жизни, обращаться к массам. Характерно, что глава тайпинского правительства Ян Сюцин выступил за отказ от вэньяня и переход на байхуа — литературный язык, основанный на нормах разговорной речи. Однако тайпинам не удалось осуществить эту важную языковую реформу. В после дующие десятилетия передовые деятели китайской культуры продолжали борьбу за переход на байхуа.

Начавшееся пробуждение национального самосознания ки тайского народа сказалось также на развитии изобразительного искусства. Хотя в целом в XIX в. наблюдался застой в раз витии китайского изобразительного искусства, отдельные его жанры (гравюра, лубок) достигли заметных успехов. В лучших произведениях изобразительного искусства пробивают себе до рогу социальные и патриотические мотивы. Наблюдается и не которая демократизация в развитии китайского театра. Широкое распространение получают пьесы, основанные на народной музыкальной драме. Это направление театрального искусства получило название пекинской оперы.


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.