рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Этнографические группы чувашей

Стены также обмазывали глиной или белили, что наряду с четырехскатной крышей придавало дому типологическое сходство с южнорусской избой. Наружное оформление такого жилища не было обременено архитектурными деталями — минимально украшались резьбой фронтон и наличники окон. Резной орнамент распространился с начала XX века.

Во внутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционные черты. Печь «камака» располагалась справа или слева от входа, была обращена челом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. Такая планировка близка к среднерусскому типу. В пятистенных домах передняя изба отапливалась печью-голландкой. В настоящее время хлебопекарные печи комбинированы с водяным отоплением и подтопкой. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печью углу, у входа, стояла кровать. В «красном углу» у крещенных чувашей находилась божница. Угол избы перед печью «камака уме» выполнял функцию кухни по традиции печь ставили на деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. В XIX над входом устраивали «полати сентре», вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижные скамьи «сак» рядом мог стоять сундук с вещами, в кухонной части имелся посудный шкаф. В настоящее время мебель домашнего изготовления заменена фабричной. Интерьер жилища в прошлом украшался домоткаными полотенцами, половиками, вязаными скатертями, салфетками, подзорами.

Дощатые или бревенчатые сени «сельник» использовались для хранения продуктов, а также в качестве летнего жилища. Перед входом в сени устраивалось крыльцо, украшенное архитектурными деталями.

Надворные постройки (амбар, клеть, хлев) располагались во дворе либо в виде буквы Г, либо — П. В восточных районах области встречалось свободное расположение построек. Во дворе находился «лась», использовавшийся для приготовления пива или выпечки хлеба. Баня «мунча» по соображениям пожароопасности выносилась за пределы двора и ставилась ближе к источнику воды. Материалом для строительства хозяйственных построек служило дерево, камень, кирпич. Овощи, консервированные и скоропортящиеся продукты хранили в погребе «нюхреп». Двор замыкался либо изгородью из плетня, либо дощатым забором с воротами (с крышей или без нее). Первые носят название русских ворот, вторые — чувашских.

В 60-90-х годах XX века происходили существенные изменения в технике домостроительства: увеличилась камерность (3-5 комнат), дерево частично вытеснено кирпичом, а в некоторых селениях строятся блочные и щитовые дома. Однако дерево преобладает при возведении хозяйственных построек.

Национальный костюм

Национальные традиции наиболее ярко отразились в женском костюме. При изготовлении рубах и других деталей костюма самарские чуваши использовали те же материалы, что и живущие в Чувашии: белый холст «пир», крашенину, пестрядь «улача», кумач, фабричные ткани, шерстяные и шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер, кораллы, раковины каури. Рубаха имела туникообразный крой с вставными боковыми клиньями, что наряду с декором сближало ее с рубахами чувашей этнографической группы анат-енчи. Она украшалась вышивкой и нашивками на груди, спине и плечах. С конца XIX века вышивка на рубахах стала постепенно вытесняться нашивками из покупных, преимущественно красного цвета, тканей — сатина, ситца и др.

С конца XIX века в быт самарских чувашей входит пестрядь, и пестрядинные рубахи вытесняют белохолщовые у чувашей, обитавших севернее р. Большой Кинель. Пестрядь получила распространение в районах совместного проживания с татарами. Ее ткали преимущественно из ниток домашнего изготовления, крашенных фабричными красками. Существовали два приема орнаментации домотканины — «в клетку» и «в полоску». Из пестряди «в клетку» шили женские рубахи.

Появление пестряди повлекло за собой изменения в композиционном разрешении декора рубахи: исчезли нашивки вдоль швов, наспинная и нагрудная вышивка, сами нашивки упростились, а в более поздних вариантах (с 30-х годов XX века) заменялись складками. Изменился покрой рубахи: непременной частью его стала оборка, пришитая по подолу и имевшая 2 или 3 яруса. За счет оборок рубаха удлинялась. Оборку шили из покупных тканей красного или синего цвета - в тон нашивкам. На пестрядинных рубахах рукава кроились шире проймы и пришивались к основному полотнищу, будучи собраны в плечах. Ношение пестряди первоначально ограничивалось повседневностью, а на праздники, особенно на «мункун» (Пасху) и «симек», полагалось надевать белохолщовые рубахи, а появление в обществе в пестряди считалось грехом. Белые, а впоследствии ситцевые рубахи светлых тонов чуваши продолжают носить в христианские праздники — на Троицу и Петров день.

Религиозная ориентация групп самарских чувашей — христианская, языческая и мусульманская — во многом предопределила судьбу национального костюма. Отатарившиеся чуваши быстро переходили на татарский костюм, а православные постепенно меняли чувашскую рубаху на русскую «юбку с кофтой», вместо «сурпана» повязывали голову домотканым или фабричным платком. Дольше всех национальный костюм сохраняли некрещеные чуваши, у которых он наряду с религией выступал одним из критериев этнической самоидентификации.

Обязательной деталью женского костюма самарских чувашей был передник «черситти» - с грудкой или без нее, сшитый из холста или ткани. Головной убор самарских чувашей — «хушпу» - имел некоторые отличия от аналогичного убора, распространенного в Правобережье. Заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имел хвост, украшенный рублевыми монетами и бисером.

Наряду с хушпу у бузулукских чувашей в традиционном костюме был представлен и другой элемент — височная подвеска «пусь йеппи», применявшийся всегда в комплексе с налобной повязкой «масмак». Пусь йеппи представлял собой сетку, сплетенную из разноцветного бисера, которая пришивалась к кумачовой полоске трапециевидной формы. На голове она держалась при помощи двух медных булавок, соединенных медной цепочкой; ими одновременно протыкали сурпан и масмак, закрепляя обе детали на голове.

Значительные различия имеются в размерах и принципе оформления сурпанов (головных полотенец). В причеремшанском ареале бытовали длинные (до 2,8 м) и широкие сурпаны с ткаными из белых и красных ниток концами. По всем параметрам и способу ношения они близки к сурпа-нам низовых чувашей. В междуречье Сока и Кинеля были представлены сурпаны с полихромным оформлением. У бузулукских чувашей они были уже и короче (до 2 м) и отличались от сурпанов северных групп также по стилю орнаментации.

Сурпаны носили в комплексе с хушпу и нагрудным украшением «сурпан сякки», но старые женщины повязывали голову вторым, меньшим по размеру полотенцем — «пусьтутри».

В комплекс женских украшений самарских чувашей входили шейное украшение «май сиххи» или «майя», нагрудное украшение «сурпан сякки», бусы «шарся», ушные украшения «алка», поясные подвески «сара» или «хюре». Майсиххи изготавливались из разноцветных бус, бисера и монет, нанизанных в 2-3 ряда на нити, концы которых были соединены.


Самарские чуваши в XX веке: общественно-политическая жизнь

Самарская губерния была одной из активных арен христианизаторского просветительства во второй половине Х1Х-начале XX века: здесь были открыты школы с преподаванием на чувашском языке, осуществляли перевод литературы на чувашский язык, проводили съезды миссионеров (1899, 1906 годы). В 1917 году в Самаре возникло чувашское общество «Земля и Воля», которое, в частности, ставило задачу распространения в губернии литературы на чувашском языке, что способствовало бы приобщению чувашей к родной культуре.

В 20-е годы в Самаре был образован клуб национальных меньшинств имени товарища Сталина (в 1926-1931 годах он работал по адресу: ул. Л. Толстого, 72), где наряду с семью другими национальными секциями активно работала чувашская секция им. Д. Эльменя. Основными направлениями в деятельности клуба были: организация библиотек, кружков (драматического, политического), соцсоревнований, шефской связи с колхозами, культмассовой и антирелигиозной пропаганды. Здесь ставили спектакли, проводили встречи с писателями и поэтами. Чувашским клубом руководил уроженец села Два Ключа И.Ф. Иванов. При клубе работал чувашский хор из 80 человек, руководителем которого был уроженец села Стюхино Сергей Лучков. Руководителем чувашской секции при Губисполкоме был Смагин А.И.. Несмотря на то, что он был русским, по словам очевидцев, он прекрасно изъяснялся на чувашском.

В это же время в Самаре существовала чувашская военно-политическая школа, курсантами которой были более 100 юношей и девушек из чувашских сел губернии — малограмотные молодые люди, имевшие за плечами 1-2 класса образования и воевавшие на фронтах гражданской войны. После 5-6 месяцев обучения в школе они возвращались в свои части в качестве комиссаров и политруков. Руководителем школы был И.В. Соловьев — идейный вдохновитель и организатор всего чувашского движения в Самаре, уроженец Чувашии, выпускник Симбирской чувашской школы. Курсанты школы выпустили первую газету самарских чувашей «Юлдаш».

25 декабря 1922 года в Самаре была открыта чувашская школа-интернат второй ступени для детей-1 сирот (ныне ул. Ленина, 73). Его выпускники стали известными деятелями чувашской словесности: В.З.Иванов-Паймен, Ф.Е. Афанасьев-Уяр, Стихван Шавлы, Владимир Бараев-Сркке, В. Погильдяков и др. Ученицами этой школы были сестры классика чувашской поэзии К.В. Иванова — Прасковья, Валентина и Евгения. Здесь учились чувашские ребята из сел Среднее Аверкино и Туарма С. В. Захарови И.П. Захаров, впоследствии ставшие известными офтальмологами. Это был Своеобразный центр чувашской культуры, в котором могли собираться и общаться наиболее образованные представители чувашского населения Самары и области. В 1923-1924 годах здесь было особенно многолюдно: собирались студенты ВУЗов, выпускники чувашской школы, курсанты совпартшколы, учителя, красноармейцы и рабочие.

В 30-е годы Самара стала центром Средневолжского края, в котором насчитывалось до 300 тысяч чувашского населения. Одно время обсуждался вопрос о создании в Бугурусланском уезде чувашского автономного округа с центром в с. Большое Микушкино, где чувашское население составляло 60%.

Деятельность всех этих учреждений и организаций находилась под идеологическим давлением ВКП(б), и все же 20-30 годы XX века можно считать первым этапом в этнокультурном движении чувашей Самарской области.

С ужесточением тоталитарной системы был взят курс на нивелирование вопросов национальной политики. Защита интересов этнических (национальных) меньшинств стала трактоваться как уклон в национализм; с практикой поддержки организаций нацменов было покончено. В середине 30-х годов был репрессирован В.З. Паймен. В 1938 году закрыта газета «Колхозник», к этому времени не стало в Самаре и чувашской школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов породила патриотический подъем у всех народов России. Чуваши на полях Великой Отечественной проявили себя как стойкие бойцы и патриоты своей Родины. Двое из них стали Героями Советского Союза — Ф.Н. Ижедеров и Г.Д. Дюдюкин.

Фактически до хрущевской оттепели тема национальной культуры была под запретом, поскольку считалось, что с развитием социализма формируется новая многонациональная общность — советский народ.

Прошло несколько десятилетий, и на волне перестройки возродилось этнокультурное движение самарских чувашей. 15 мая 1992 года в селе Салейкино Шенталинского района было создано Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль». Впоследствии, с переводом общества в областной центр, деятельность его приобрела более масштабный характер. Первые мероприятия во Дворце спорта авиационного завода, загородном парке культуры и отдыха им. М. Горького, первые теле- и радиопередачи на чувашском языке сыграли свою роль в пробуждении национального самосознания чувашей Самарской области.

В настоящее время в Самарской области работают семь чувашских общественных объединений: Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (первый руководитель А.А. Кудряшов, с 1995 года - В.Д. Калмыков), Самарское городское отделение СОЧКО «Пехиль» (руководители П.В. Абрамов, в настоящее время — Л.А. Долгова), Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество «Хастар» (руководители Е. Ягафова, В. Глухова, Н. Осипова), Тольяттинское городское чувашское культурно-просветительское общество «Шанчак» (руководитель А.П. Глухов), Тольяттинское некоммерческое партнерство культурный центр «Наследие» (руководитель Н.Н. Измайлова), Региональная общественная организация «Улах» (Челно-Вер-шинский район Самарской области, руководитель Н.М. Головин) и Чувашское культурно-просветительское общество «Малалла» (Кошкинский район, руководитель А.Д. Моисеев).

Благодаря усилиям этих общественных объединений при организационной и финансовой поддержке Администрации области сегодня стали традиционными ежегодные праздники «Акатуй», областной фестиваль чувашской культуры, фестиваль «Играй, гармонь» и многие другие массовые мероприятия.

У чувашей Самарской области хорошо сохранился традиционный этнографический пласт культуры. Почти в каждом селе есть фольклорные коллективы, многие из которых принимают участие в областных праздниках чувашской культуры и представляют народную культуру на Всероссийском уровне.

Так, далеко за пределами области известен чувашский народный ансамбль «Улах» (село Туарма Шенталинского района), который в 1992 году став участником акции ООН «Шелковый путь», с огромным успехом выступал в концертных залах Швеции, Германии, Франции, Бельгии и Голландии. Руководитель коллектива заслуженный деятель культуры РФ Е.И. Артюкова-Шепталова много делает для пропаганды чувашской народной культуры.

Около 30 лет в селе Стюхино Похвистневско-го района существует единственный в области народный чувашский театр «Стюхаль». Бессменным его режиссером является заслуженный деятель культуры РФ Н.Е. Ижмурков. За эти годы силами самодеятельного театра было поставлено более 45 пьес различных жанров. Театр является лауреатом многих региональных фестивалей самодеятельного творчества, хорошо известен в чувашских селах области.

Большой вклад в сохранение и развитие чувашской музыкальной культуры вносят: заслуженный работник культуры РФ В. Трофимов (ансамбль «Самар ен», г. Самара), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.Н. Измайлова (ансамбль «Теллей», г. Тольятти), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.В. Анчиков (руководитель чувашского общества Шенталинского района), заслуженный работник культуры Чувашской Республики Н.С. Карлин (ансамбль «Асамат», Сергиевский район).

С каждым годом растет мастерство самодеятельных артистов из фольклорных' ансамблей «Сёлкусь» (село Большое Микушкино Исаклинс-кого района, руководитель Н. Савельева), «Тере-гель» (село Рысайкино Похвистневского района), «Уяв» (с. Ново-Эштибенькино Челно-Вершинского района) и др.

В последнее время радуют успехами детские фольклорные коллективы: «Селкус» (с. Четырла Шенталинского района), «Шанкарав» (с. Резяп-кино Клявлинского района), «Путене» (с. Карма-ло-Аделяклово Сергиевского района), Самарская земля является родиной многих замечательных людей, внесших большой вклад в развитие культуры чувашского народа. Среди них — режиссер, заслуженный деятель культуры РФ Л. Родионов, писатели В. Погильдяков, В. Самойлов и Ф. Уяр, поэт В. Энтип, солистка театра оперы и балета Чувашской Республики Т. Смирнова и многие другие.

Духовной родиной стала самарская земля и для великого просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева. С мая 1864 по ноябрь 1865 года молодой И. Яковлев работал землемером в Сызранской удельной конторе, объездил многие села и деревни Самарской губернии. В селе Винновка он впервые задумался о том, что только развитие письменности и образование народа, литература на родном языке смогут сохранить народ как таковой. Впоследствии именно И.Я. Яковлев, будучи директором Симбирской чувашской школы, открывал в деревнях Самарской губернии школы. При его содействии в 1871 году в с. Девлезеркино было открыто инородческое 2-классное училище Министерства народного просвещения. В 1879 году в с. Туарма Бугульминского уезда была учреждена церковноприходская школа.

Сегодня в Самарской области 67 чувашских образовательных учреждения (62 общеобразовательных и 5 воскресных школ). На ниве чувашского просвещения лучшими считались Салейкинс-кая средняя школа (долгие годы директором здесь работал заслуженный учитель Чувашской Республики И.В. Воронцов), Четырлинская средняя школа (директором был заслуженный учитель Чувашской Республики Г.Н. Сидоров). Интересен опыт Севрюкаевской средней школы Ставропольского района (директор А.В. Федоров), ставшей лауреатом международного движения «Красивая школа» и Всероссийского конкурса «Школа года».

В 1921 году учениками самарской чувашской школы был издан первый номер рукописной газеты «Юлдаш» - орган Чувашского политотдела Самарского губернского отдела по делам национальностей и Чувашской секции губкома РКП (б) Самары.

В 20-30-е годы выходили газеты «Чухансен сасси» («Голос бедности» - орган чувашского политотдела 5-й армии Восточного фронта, г. Сызрань), «Чала ударнике» («Челнинский ударник» - орган политотдела Челнинской МТС, станция Челна), «Хастар» и «Самрак ударник» (орган РК ВКП(б) и райисполкома Сталинского, а затем Похвистнев-ского района). Наряду с союзными и районными новостями они печатали рассказы и стихи местных авторов. В Самаре были изданы два литературных альманаха «Лед тронулся» и «Средняя Волга». На страницах этих изданий пробовали свои силы молодые литераторы, студенты пединститута, сельские корреспонденты.

В 30-е годы в Самаре с разной периодичностью стала выходить на чувашском языке газета «Колхозник». Одним из первых редакторов был известный писатель Дмитрий Исаев (Авраль). В разные годы в издании газеты и книг на чувашском языке принимали участие известные литераторы И. Тукташ, Н. Янгас, В. Паймен, И. Викторов, И. Кузнецов (Сенек). Здесь же пробовали перо молодые литераторы, студенты пединститута — Степан Шумков (Стихван Шавлы) и Владимир Бараев (Сркке). В Куйбышевском краеведческом музее работал научным сотрудником чувашский поэт А. Петтоки. В.З. Иванов-Паймен некоторое время возглавлял Средневолжскую писательскую организацию. В гостях у самарского «Колхозника» бывали известные поэты и писатели П.П. Хузангай, М. Уйап, А. Алга, Н. Мранька, В. Митта.

С мая 1995 в Самарской области выходит в свет областная чувашская газета «Самарен» («Самарский край»), (редакторы В.Л. Григорьева (1995-2000 годы) и Н.В. Давыдов). Газета издается при поддержке органов власти в соответствии с Областной целевой программой «Разные, но не чужие — мир через культуру».

С 1992 по 2002 год на волнах многонациональной радиостанции «Радио-7 из Самары» выходила в эфир передача на чувашском языке: звучали чувашские песни, музыкальные поздравления (редакторы Н. Осипова, с 1998 года — Л. Архипова).

В 90-е годы XX века популярностью у зрителей пользовалась телепередача ГТРК «Самара» «Мы — россияне», режиссером которой была М.Ф. Дмитриева. Здесь прошли первые телепередачи на чувашском языке об истории, обрядах, литературе и искусстве самарских чувашей. Сегодня сюжеты об одной из древних культур Поволжья можно посмотреть в передачах ГТРК «Самара» «Вести-со-дружество» (редактор О. Христенко).

В начале третьего тысячелетия областные чувашские праздники, гастроли чувашских артистов и театров из Чувашской Республики в Самаре, Тольятти и селах области стали рбычным явлением в культурной жизни региона,. Количественный и качественный рост чувашских коллективов, крепнущие связи с Республикой Чувашия, стремление знать язык и культуру своего народа, деятельность чувашских общественных организаций — эти позитивные факты являются свидетельством роста этнического самосознания у чувашей Самарской области на фоне интеграционных процессов в обществе.


САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ЧУВАШСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПЕХИЛЬ»

Образовано в 1991 году, имеет отделения в городах и сельских районах области. Является инициатором создания городского ансамбля «Самар ен», областной газеты с таким же названием, чувашских воскресных школ в г. Самаре (школа №62, №141, №146). Основные мероприятия: областные праздники «Сурах ури», «Акатуй» (праздник «Плуга и сохи»), «Уяв»; ежегодные областные смотры-конкурсы: самодеятельных эстрадных коллективов, самодеятельных драматических коллективов, «Играй, гармонь», детский фольклорный конкурс и спартакиада. Победители становятся участниками Все чувашских культурных и спортивных мероприятий, посвященных Дню Государственности Чувашской Республики (г. Чебоксары). Ежегодно проводится областная олимпиада по родному языку и литературе, посвященная Дню рождения классика чувашской литературы Михаила Сеспеля (Кузьмина Михаила Кузьмича).

САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ЧУВАШСКОЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО «ХАСТАР»

Существует с 1998 года. Основные мероприятия: областной праздник «День чувашской культуры», организация выставок работ художницы В. Черновой в Самаре и Чебоксарах, выставки фотохудожника Г. Иванова-Оркова в Самаре, проведение фольклорного праздника «Девичье пиво», выпуск газеты «Хастар», издание книги Е.А. Ягафовой «Самарские чуваши», проведение этнографических экспедиций по чувашским селениям Самарской области (1998— 1999 годы), работа в воскресной чувашской школе, участие в организации ежегодного праздника «Акатуй» и областного фольклорного фестиваля. В 2001 году в рамках проведения «Дней чувашской культуры» состоялось открытие памятной доски на доме по адресу Самарская, 203, где жил известный чувашский писатель В.З. Иванов-Паймен, в 2005 году — памятной доски поэта А.Т. Петтоки на здании Самарского педагогического университета (ул. Л. Толстого, 47).

ТОЛЬЯТТИНСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «НАСЛЕДИЕ»

Создано в 2000 году. Основные мероприятия: праздники «Са-варни» (Масленица), «Уяв» (Хоровод), «Манкун» (Великий день), «Серен» (весенний праздник). При организации работает чувашский фольклорный образцовый семейный ансамбль «Телей» («Счастье») — взрослая и детская группы. Ансамбль участвовал в работе Международного фестиваля тюркских народов в Турции (г. Анкара), Международной конференции «Юнеско» в г. Набережные Челны, Всероссийском фестивале «Золотая амфора» в Греции (г. Парос). Имеет многочисленные награды.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.