рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.

Известия ПВЛ показывают, что происходил рост территорий северо-западного княжества во главе с династией Рюриковичей. Он заключался в завоевании стратегически важных территорий, в организации нового аппарата княжеского управления, состоящий из посадников, которые управляли городами, волостями [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 131].

Олег перенес свою резиденцию в Киев, который стал столицей. В следствии этого образовалось Русское государство. Оно контролировало Балтийско-Днепровско-Черноморский путь, по его территории проходила также северо-западная часть Балтийско-Волжско-Каспийского пути. В нем распространилась публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей и княжеского административно-судебного аппарата [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 132].

Князь и княжеская власть на Руси первой половины Х в. по русско-византийским договорам

В 1851 г. И.Д. Беляевым были опубликованы первые комплексные исследования, посвященные русско-византийским договорам Х в. Он полагал что это переводы греческих договоров. Труд Н.А. Лавровского «О византийском элементе в языке договоров Русских с Греками» – первый системный филологический анализ. Он позволял установить соотношение происхождения, формы и содержание статей договора и правовых норм в сравнении с византийским языком и законами.

С.А. Гедеонов выделил три части заключения договор: 1) обсуждение договора; 2) составление договора на языке каждой из сторон; 3) вручение послами договоров сторонам.

По-другому оценивал значение этих договоров Н.Л. Дювернуа. По его мнению, в этих договорах были установлены судебные нормы.

М.Ф. Владимирский-Буданов считает, что существовало преобладание норм русского права над византийским.

По мнению А.Е. Пресняков договора дают информацию о политической структуре и княжеской власти на Руси первой половины Х в.

По мнению самого автора, анализ русско-византийских договоров Х в., 1191/1192, свидетельствует, о том, что когда происходило заключение договора, в качестве источника права постоянно использовались либо система древнерусского права в целом, либо Русская Правда. При этом происходило формулирование специальных правовых норм относящихся к международному праву. Договоры определяли 1) статус русских купцов в Константинополе, регулирование и осуществляли контроль над их деятельностью, 2) существование для них экономических и юридических привилегий по сравнению с другими иноземными купцами.

Свердлов замечает, что статьи договора – исторический источник для изучения правоотношений, регулировании правоотношений, регулировании социального поведения индивидуумов, социальных групп, государственных структур, княжеской власти.

Политическую систему княжеской власти на Руси первой половины Х в. раскрывает указания в договорах 911 и 944 гг. по этим договорам русское общество состояло из князя, бояр, простого свободного народа. Княжеские служилые люди и племенная знать были названы как один социальный слой.

Титул великий князь был выше по положению по отношению к другим князьям и был следствием выделения из числа других князей, возглавлявших племенные княжения в Русском государстве. По его разрешению отправлялись торговые суда, являлся гарантом жизни отправляющихся в такое путешествие людей и их имущества. Великий князь являлся суверенным и полноправным правителем Руси, обладал верховными социальными, политическими и юридическими правами.

В договорах содержится информация о существовавшей в первой половине Х в. иерархии князей. Любеч подчинялся Ростову, Ростов Полоцку, и так далее.

Во второй половине IХ в первой половине Х в. уже существовал принцип наследования великокняжеской власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну.

Кризис потестарного государства

Еще сохранялась автономия племенных княжений во главе с племенными князьями. Новым было управление системой посажения княжих мужей в городах. Они осуществляли государственные, административно-судебные и военные функции в городе, его округе.

По мнению автора: полюдье (сбор дани и податей на Руси) распространилось на словен, радимичей, угличей, тиверцев, древлян, дреговичей, кривичей, северян. Это был объезд князя, членов его семьи и знатных служилых мужей. Объезд осуществлялся по определенным маршрутам с остановкой в отдельных поселениях (погостах) с ноября по апрель. Таким образом, они «кормились», корм был натурально-денежным, а не в виде меха, меда, воска, рабов. Полюдье являлось институтом потестарного государства.

Распад родоплеменных связей привел к появлению сельской соседской общины с городами и волостями. Образовалась единая денежная система на основе меховых товарно-денег, куниц и белок, серебряных монет.

К середине Х в. произошло формирование многоэтничного Русского государства, столицей был Киев. Структура:

1)         публичная власть – династия Рюриковичей и служилая дружина

2)         податная система – в виде ежегодной фиксируемой взимаемой подати – белкой, куницей от каждого хозяйства

3)         свод юридических норм – Русская Правда

4)         войско состояло из ополчения

В первой половине Х в. кроме великой династии существовали бояре – знатные, богатые, служилые люди. Их этническая принадлежность не была важна, так как Рюрику, Олегу, Игорю постоянно требовались в большом количестве воинские отряды. Материальное обеспечение за исполнение должностей и за службу они получали в виде раздач или отчислений.

Во второй половине IХ в. – первой половине Х в. появилась новая знать служилых князю людей. Она развивалась из высшего слоя дружины. Из состава княжеской дружины назначались княжие мужи на должность посадников в города.

В Х в. – ХII в. произошло появление верховной собственности государства на землю. Правитель назначал своих служилых людей, которые осуществляли административно-судебные функции, следить за исполнением государственных повинностей и собирать подати.

Процесс обогащения высшей знати на службе князю привел к процессу интеграции местной и служилой знати, эта служба делала княжеского мужа более богатым и властным чем племенные князья.

Олега и Игоря называли «великими князьями русскими», а управляемая ими страна – «Росиа».

В состав Руси входили подчиненные племенные княжения. Это показывает завершение перехода от племенного строя к государственному. Существовали и усиливались экономические, социальные, политические, идеологические факторы интеграции страны, развитие раннефеодальных отношений в государстве, это привело к задержанию развития страны. В результате этого появилась необходимость искать путь дальнейшего развития. Это должен был бы сделать глава Русского государства – князь Игорь. Но Игорь придерживался традиционности в политике. Гибель Игоря показала устарелость социально-политической схемы Русского государства (так как там сохранялись племенные княжения и полюдье), Русское государство нуждалось в преобразованиях, чтобы создать политически единое государство.


4. Князь и княжеская власть в едином Русском государстве (середина Х – начало ХI в.)

Реформы княгини Ольги

В середине Х в. Русское государство находилось в кризисе, так как у власти оказался ребенок (сын Игоря Святослав). Святослав Игоревич был очень юн, поэтому он нуждался в регенте, им стала Ольга, его мать.

Ольга была из Пскова, ее имя скандинавского происхождения. Можно предположить, что она из рода конунгов. Она жестоко и кроваво подавила древлян – это было необходимостью для последующей организации власти на Руси.

После подавления восстания в Древлянской земле она устанавливает уроки и уставы. Погосты – места временных остановок князей или княжеских мужей с дружиной во время полюдья. В результате этого происходило деление Руси территориальным способом. Эти реформы, по мнению автора, способствовали дальнейшему развитию социальных и государственных структур, формированию политически единого государства.

Уроки (оброки) – определенная сумма от сельских местностей в дополнение к уже существующим урокам от городов, являющееся последовательным дополнением и развитием формирования системы погостов и податей. [Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.С. 23–105; Свердлов М.Б. Становление феодализма в славянских странах. Спб. 1997. С. 176–188]

Свердлов считает, что результатом этих преобразований явилось уничтожение племенных институтов местных князей, народного вече, а племенные княжения постепенно интегрировались в составе политически единого Русского государства. Реформы способствовали развитию государства во главе с великим князем и управляемой великокняжеской властью.

В период детства и отрочества Святослава Ольга была реальной главой государства и выполняла верховные правительственные функции.

Ольга руководила княжеским господским хозяйством. В его состав входили ловища – места ловли зверей и рыб, знамения – знаки собственности, перевесища – места охоты на птиц, село – селения принадлежавшее одному роду, места – неукрепленные городские поселения. Главным центром его управления был великокняжеский двор. Из ПВЛ следует, что у Ольги было два двора.

Далее автор пишет о церемониях в честь приема иноземных правителей и посольств, которые были наполнены значительным символическим содержанием. В сопровождении Ольги находились ее родственницы, женщины входившие в ее близкое окружение, послы и купцы. Это говорит о полновластии Ольги в период регентства и о значительной концентрации княжеской власти на Руси.

В 955 г. (Соловьев говорил, что в 957 г.) Ольга приняла крещение в Константинополе от императора Константина Багрянородного.

Великокняжеская власть и христианство в регентство княгини Ольги

Основным для Ольги было укрепление церковной организации на Руси. Эта была задача формирования новой идеологии, новых принципов отношений между властью князя и его подданными.

Свердлов считает Ольгу мудрым политиком. Она быстро и решительно провела реорганизацию административно-политической и податной системы Русского государства. Вследствие этого, страна стала политически едина. Русь была включена в систему европейских государств. Автор считает мудрым стремление Ольги постепенно укрепить церковную организацию на Руси. В период регентства Ольги княжеская власть приобрела качественно новые социальные, политические, идеологические изменения, что повлекло ее дальнейшее развитие.

Княжеская власть и религиозная политика – борьба тенденций

В начале своего правления Святослав был против христианства. Он отказался от предложения матери креститься. Во время его правления в стране происходили противоречия язычников и христиан. Язычество оставалось официальной религией, отношение к христианам было недоброжелательное, но гонений не было.

Во время долгого отсутствия Святослава правительницей оставалась княгиня Ольга. Во время балканской кампании происходило сохранение концентрации великокняжеской власти. Балканская политика Святослава была дальнейшим развитием внешней политики княгини Ольги.

В исторической памяти Святослав имеет образ князя-воина, так как происходило постоянное участие князя в войнах и подготовке к ним. Святослав вел традиционную политику, так как Ольга завершила создание внутренней стабильности страны. Новое в его политике то, что он перешел от традиционного присоединения славянских и неславянских племен к устранению соперников на основных торговых путях на Востоке и Кавказ. Это было новым направлением во внешней политике. Все актуальнее становилось распространение христианства на Руси, это соответствовало новому, формирующемуся на Руси обществу и государству.

Династический кризис 70-х годов Х в.

Кризис произошел после гибели Святослава в 972 г. Ярополк (сын Святослава) был убит по приказу Владимира (тоже его сын). Во время первого периода правления Ярополка произошел распад политического единства Русского государства. Владимир стремился к политической самостоятельности от Ярополка, это было необоснованно. Военные методы позволили установить Владимиру полный контроль над Северо-западом русских земель, над основными торговыми путями. Владимир пришел с варягами в Новгород, изгнал посадников Ярополка и готовился к битве с Ярополком.

Автор считает, что династический кризис показал необходимость восстановления единой власти в стране. Принадлежность именно к княжеской династии Рюриковичей становилась основанием на княжение.

Единовластие Владимира Святославовича

Владимир Святославович продемонстрировал себя как мужественный, решительный человек, который может подчинить своей воле все для достижения цели. После устранения своего брата Ярополка он воссел на его престол. Высший слой государственного управления комплектовался из наиболее доверенных к князю лиц и родственников.

Единовластие в Русском государстве было установлено. Он использовал опыт предшественников. Ввел православие в качестве государственной религии. Использовал христианство для достижения своих политических целей.

Владимир первый из русских князей начал называть своим именем города, которые обозначали его владения.

Происходило использование титула каганат по отношению к Владимиру. Это была историческая преемственность власти от Хазарского каганата.

5. От политического кризиса к восстановлению единства (середина 10-х – середина 50-х гг. ХI в.)

Кризис княжеской власти в 1014–1019 гг.

Причины кризиса:

1)         некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество – Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем

2)         сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язычеством

Первым испытанием центральной княжеской власти был заговор против Владимира пасынка Святослава Ярополковича. Владимир Святославович сам создал причины династического кризиса, приказав убить своего старшего брата киевского князя Ярополка и женившись на его беременной жене, которая родила ему пасынка Святополка. После смерти Владимира началась борьба сводных братьев за Киевское княжение – второй этап династического кризиса. Тогда произошло невинное убиение Бориса и Глеба. Святополк выступал против Владимира в 1013 – начале 1014 г. он утверждал принцип своего старшинства по отношению к Владимиру. Ярослав противопоставлял себя власти Святополка, который княжил в Киеве. Далее Ярослав взошел на престол, а Святополк бежал из Руси – третий этап. После вокняжения Ярослава в Киеве экономическая, социально-политическая и идеологическая ось Русского государства Киев – Новгород была восстановлена. Четвертый этап начинается в июле 1018 г. тогда происходила интервенция польского князя Болеслава Храброго. В итоге, в борьбе за верховную власть в стране победила младшая ветвь Владимира

Князь Ярослав и эволюция княжеской власти в 1019–1054 гг.

Киев сохранил значение политического и идеологического центра Русского государства.

В 1024–1036 гг. династический конфликт между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом. Мстислав вокняжился в Чернигове [ПВЛ. 1996. С. 64 – 65]. Ярослав потерпел поражение, был заключен Городецкий мир. По этому миру, Ярослав остается владеть Киевом и Новгородом, контролирует основные экономические, социальные, политические процессы. Мстислав владеет землями к востоку от Днепра, Днепровским Левобережьем и Черниговом. Свердлов считает, что в это время власть представляла собой политическое двуединство в управлении Русским государством. При таком управлении государство сохраняет свое единство так как, система торговых путей, церковная организация, духовная культура остается единой, а между княжеские отношения братьев остаются регулируемы.

В 1033 г. умер сын Мстислава Ефстафий, а в 1036 г. умер сам Мстислав. Это способствовало укреплению княжеской власти Ярослава.

До 1036 г. Новгород оставался местом резиденции и опорной базой Ярослава.

Во второй половине 20-х – первой половине 30-х гг. Ярослав включился в сложные политические отношения со странами Центральной Европы – Германией, Польшей, Чехией.

После смерти брата Мстислава Ярослав посадил в Новгород своего сына. Стал строить оборонительные сооружения вокруг Киева. Были построены Золотые ворота, Софийчкий собор и много других сооружений, которые имели идеологическое содержание.

Мы можем сделать вывод, не смотря на внутренние раздоры, происходившие внутри государства, оно оставалось политически и экономически едино.

Ярослав – законодатель

Ярослав издал Древнейшую Правду в 1015–1016 гг. в ней были записаны основные статьи Русской Правды. Это был первый письменный источник светского права, который должны были использовать судебные лица Новгорода, когда князь был в Киеве.

В 1072 г. – издание Правды Ярославичей или Домениального устава. Обе правды служили также для регулирования новгородско-варяжских отношений и для защиты княжеского господского хозяйства. В обоих случаях основным источником была Русская Правда.

Издавались отдельные законы («Поконъ вирныи», «Урокъ мостыниковъ»), уставы (домениальный, церковный).

Ярослав пытался сформировать податное (десятина) и юридическое обеспечение Русской митрополии. Ярослав оставался лицом, осуществляющим правосудие и издающим законы на всем пространстве Русского государства.

Князь в своем господском хозяйстве

Ярослав Мудрый был господином собственного хозяйства. В хозяйство входили села, города, дворы. В них входили заповедные леса, где собирали мед и охотились.

Административным управлением занимались огнищане. Они являлись главой княжеского господского хозяйства. Кроме княжеского дворца он ведал конюшнями, стойлами, клетями с продуктами. Тиун – княжеский слуга, управлял княжеским и некняжеским хозяйством. Подъездной – сборщик податей. Старший конюх – управляющий княжеским конным хозяйством, его табуном. Сельские старосты – лица, которые руководили сельскими поселениями, селами. Старосты ратейные – руководили пахотными работами в них.

Зависимыми в княжеском господском хозяйстве были холопы – их ставили даже на руководящие должности, смерды – составляли основу ополчения. Платили подати. Рядовичи – заключали договор с господином, и не могли уйти от него пока не отдадут или не отработают ему долг с процентами.

Князь и сословия

Ярослав Мудрый являлся правителем государства, население которого было иерархически и сословно структурировано. Основным сословно-образующим фактором были служба князю в составе дружины, податное состояние, юридический статус зависимости. Первым сословием была дружина, вторым бояре, третьим свободное население – местная знать, городское сельское, ремесленное население, четвертым – зависимые люди в составе господского хозяйства (холопы, смерды, рядовичи).

Ярослав – «самовластец»

Ярослав один осуществлял власть в стране. Города названые его именем или именем отца обозначали пределы его владений. Верховная власть и его воля распространялись на все социальные коллективы, регулировал отношения между общиной и ее членами. Ярослав проводил политику по укреплению и распространению христианства, организации Русской Церкви.

Титул князь, а не великий князь, теперь был достаточен для носителя верховной власти. В западноевропейских странах Ярослава называли королем. На Руси отмечается традиция использования высшего тюркского титула – каган, но он не был официальным. Титул царь был использован в надписи на стене Софии Киевской, сообщающей дату его смерти. Это был термин внутреннего употребления.

Архитектура стала идеологическим символом княжеской власти. Она духовно воздействовала на общество. Огромные храмы утверждали имперскую идею княжеской власти.

Система поведения – церемониальная княжеская процессия, в которой участвовал Ярослав, его жена, их дети, при входе в Софию Киевскую.

Торжественная одежда имела сакральное значение. Использовались в ритуале «посажения на стол». Были сшиты из дорогих тканей.

6. Княжеская власть в Русском государстве второй половины XI – первой трети XII вв.

Князь и княжеская власть в системе социально-политических отношений

Перед смертью Ярослав разделил государство между тремя старшими сыновьями. Изяславу было поручено старшинство и стол в Киеве, также ему был поручен Новгород. Святославу был поручен Черниговский стол. Всеволоду он дал Переяславский стол. Их политические действия распространялись на все пространство Русского государства. Очередные столкновения князей в борьбе за власть сопровождались разорением своих городов (русских) как чужих и враждебных.

Княжеский съезд в Вышгороде и канонизация Бориса и Глеба свидетельствовала, что тенденции к политическому единству Русского государства сохранялись. Но сохранялась политическая раздробленность на княжеские отчины и не было мира между князьями.

1097 г. – княжеский съезд в Любече. Князья, которые относились к разным генеалогическим ветвям потомков Ярослава Мудрого осознавали, что принадлежат к одному этнокультурному и политическому пространству – Русскому государству. Каждый должен владеть своим владением, иначе произойдет гибель Русской земли. Но княжеские междоусобицы возобновились.

В борьбе за княжеский стол главным было:

1)         каждая династическая ветвь хотела сохранить свои отчиные владения

2)         отдельная династическая ветвь пыталась захватить Киев (так как он являлся социально-политическим и идеологическим центром страны)

Князь и княжеская власть в системе социально-правовых отношений

Основным источником, содержащим сведения по этой проблеме, является Пространна Правда Русская, относится к княжескому суду, справедливо регулирует правоотношения между лично свободными людьми. Раскрывает содержание взаимодействия княжеской власти с соседской общиной. ПП устанавливала единство внутренней политики Ярославичей, Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Они стремились:

1)         политическое единство в государственном устройстве

2)         снять противоречия между социальными группами

Князь и государственная система

Князьями и его посадниками осуществлялись административные и судебные функции. Финансирование государства осуществлялось за счет податей и пошлин. Дружиной, по традиции, назывались княжие служилые люди, занимали разное место в служилой иерархии и исполняли разные функции, но одинаково обеспечивались за службу.

Князь и господское хозяйство

С 70-х годов Киевские князья сохраняли политическое единство государства, это определялось их политическим талантом. Князья подчинялись власти на основе сюзеренитета – вассалитета.

Князь являлся главой административного, судебного, военного управления в своих княжествах. Местные органы самоуправления не ограничивали власть князя. Каждый князь являлся главой своей дружины. Существование князя и дружины обеспечивали государственные подати и пошлины.

Среди низших слоев служилых людей распространились господские хозяйства, в их состав входили зависимые люди. Владелец зависимых людей – господин. В его состав входили города, волости, села. В нем присутствовало земледелие, животноводство, коневодство, сельские промысли и ремесла. Знатные княжие мужи и тиуны управляли городами и волостями. Смерды, закупы обеспечивали сельскохозяйственное производство, в нем были заняты холопы, рядовичи.

Князь и княжеская власть в сознании и самосознании русского общества второй половины XI – первой трети XII вв.

Самосознание: князья считали опорой православной веры. Должен осуществлять государственное управление, не доверяя своим посадникам и сборщикам даней. Должен сам ведать конюшней, контролировать все стороны походной жизни. Князь должен защищать права лично-свободных, обедневших людей. Нравственный облик должен соответствовать христианским заповедям.

Сознание простых людей: справедливый, мудрый, щедрый, кроткий, простой в общении. В сельских владениях он должен вести скромный образ жизни, носить скромную одежду. В городской жизни князь должен выделяться из окружающих людей.


7. Княжеская власть и новые социально-политические процессы в период политической раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII вв.)

Киев – символ политического, идеологического и церковного единства страны. Во вторую треть XII в. велась ожесточенная борьба между двумя династиями – Мономаховичами и черниговскими Ольговичами за контроль над Киевом.

Только князь мог осуществлять верховную административно-судебную и военную власть.

Продолжался рост значения городов. К середине XII в. они многочисленны, занимают обширную территорию. Увеличивалось значение местной знати. Служилая знать сформировала новое сословие – бояре.

Общественно политические силы: князья, местная знать, города с волостями.

Традиционные и новые социально-политические процессы

Формируется Новгородская боярская республика. Новгород приглашает князей и заключает с ними договоры об условиях правления. Князья были ограничены в политической власти, активно участвовали в военных операциях.

Города управлялись князьями или княжеской администрацией, посадниками. В городах жили бояре, они оказывали воздействие на городское торгово-ремесленное население.

Со второй половины XII в. Киев теряет свою значимость. Более популярен становится Владимир.

Дружина редко означала полк, чаще ограниченный круг доверенных лиц. Дума – совет из достоверных избранных лиц. Бояре – городская и землевладельческая знать, высшее после князя сословие. Они имели сословные привилегии, имели богатство и знатность, имели особое положение в обществе.

Княжеские пошлины по-прежнему собирали посадники и тиуны.

Двор – аппарат управления княжеского хозяйства и постоянный воинский отряд.

В XII – первая треть XIII вв. происходило распространение института княжеских тиунов, которые имели административно-судебные функции управления княжеского двора.

Появление дворян. Дворяне – синоним слуги, являлись свободными служилыми князю людьми. Они заменили «отроков»

Князь и Новгородская боярская республика

В XII в. в Новгородской республике бояре стали правящим сословием. Боярство контролировало посадничество.

В конце XII в. появляются тысяцкие, следили за торговыми отношениями, заключали торговые договоры.

Новгород заключал договор с князем, с XIII в. в письменной форме до этого времени в устной. Князь не имеет права отменять княжеские и новгородские грамоты, лишать служилых людей без вины своих волостей, управления, кормления. Не имел права раздавать волости и давать грамоты. Князь получал от волостей подать. Имел право охотиться. Князю и княгине нельзя было держать закладников (новая форма зависимости) и вообще любых зависимых людей в каких-либо поселениях. Князь имеет право участвовать в административно-судебном управлении только на территории самой Новгородской земли. Строго регламентировалось число поездок князя, нельзя было вывозить население собирать дань могли только новгородские мужи, нельзя иметь в собственности села на новгородской территории.

Традиции монархической княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве

Вторая половина XII в. – формирование противоположного по политической структуре Владимиро-Суздальского княжества.

Князь – носитель высших административных, военных, судебных функций. Обращался к ополчению только в кризисных ситуациях. Он владел господским хозяйством. Для дворян-слуг князь становится господином, источником материального и социального благосостояния.

Происходило формирование особого военно-служилого сословия дворян-слуг, которые обладали неразделенными военными, административно-судебными и служебными функциями. Они составляли социально-политическую опору князя. Не было таких слоев, которые могли сдерживать княжеское полновластие.

Равенство общественно-политических сил в Юго-Западной Руси и его следствия

На юго-западе Руси, в Галиции и на Волыни князь и княжеская власть имели общие черты. Боярство и княжеская власть развивались как равные общественно-политические силы. На Волыни и в Галиции продолжалась традиция институтов княжеских тысяцких и воевод. В первой трети XIII в. князья поручали исполнение военных, дипломатических и административных функций должностным лицам княжеского двора. Материальное обеспечение за службу князю являлся корм. Основу высокого социального статуса галицких и волынских бояр составляли знатное происхождение, особое экономическое положение, высокие должности. Галицкие бояре были очень самостоятельны по отношению к князю, могли его поддерживать или составить заговор. Местная знать в случае войны должна была явиться в княжеское войско, но в реальности они часто находились в оппозиции к князю и выступали против него. Мы можем сделать вывод, что бояре могли сами свергать князя, который им не нравится и не устраивает их.


Заключение

При изучении проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.» постоянно существовали различия в изучении общих и частных вопросов. Поэтому для исследования необходимо было пользоваться системно-структурным, генетическим и сравнительно-историческим методом.

В процессе исследования было установлено содержание исторического развития Руси от племенных общественных отношений к феодальным.

Генетическими истоками экономической, социально-политической и культурной среды для славян стало индоевропейское общество.

Для исследования использовался коллективный накопленный исторический опыт.

Эволюция института князя и княжеской власти у восточных славян является составной частью формирования многоэтничного государства.

Социально-политические основания для обозначения особо значимого положения великого князя: подношения князю трансформировались в регулярные подати (налоги). Полюдье стало сбором дани и кормления. Посадники управляли городами. Княжеский закон – Правда Русская. Обязанность племени участвовать в княжеском войске.

Реформы княгини Ольги привели к созданию средневекового государства с основными политическими институтами: во главе государства – князь, который находился в столице Киеве. Княжие служилые люди обеспечивали функционирование государственного и административно-судебного аппарата, княжеской военной организации. Происходило формирование сельской общины. Исчезло народное собрание и совет старейшин. Князь обладал верховной земельной собственностью и распространял на ее территории свои властные и юридические функции.

Князь принимал решения по реформированию государственной религии.

Материальное обогащение – подати. Служба князю стала основанием формирования привилегированного служилого сословия, верхушкой которых были княжие мужи. Князь владел господским хозяйством.

Введение христианства способствовало формированию идеологии.

Княжеское наследование происходило по одной нисходящей линии, от отца к сыну.

Появление дружины, дворян, имении (владельцами которых являлись дворяне).

В X – первой трети XIII в. на Руси существовали представления об идеальном князе. Он должен быть идеалом нравственности и жертвенности.

В целом, я согласна с исследованиями М.Б. Свердлова. Его точки зрения на формирование княжеской власти на Руси VI – первой трети XIII вв. кажутся мне правильными. В своей монографии Свердлов охватывает вопросы касающиеся Древней Руси. Опирается на письменные источники того времени (ПВЛ, НПЛ, ИЛ, ЛЛ, Русская Правда и другие). Анализирует работы В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.В. Седова, и многих других историков, опирается на свои предыдущие работы. В своих исследованиях он пользуется комплексным методам, то есть он рассматривает все источники (письменные, лингвистические, зарубежные, археологические) чтобы прийти к истинно верному выводу. Подробно рассматривает становление единого Русского государства. Мне было очень интересно работать с этой монографией, я узнала много моментов и подробностей из истории нашего государства.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.