рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Древнейший период истории Азербайджана

Эти орудия способствовали дальнейшему развитию хозяйства материнского рода, где господствовала женщина-мать. Она заботилась о благосостоянии членов своего рода, следила за огнем очага, занималась примитивным земледелием. Землю сперва разрыхляли заостренной палкой, а с течением времени каменной мотыгой[23]. Сеяли вначале просо и ячмень, а в дальнейшем и пшеницу. Женщина работала дома, готовила пищу, шила одежду, изготовляла посуду для хранения съестных припасов и варки пищи, а также участвовала в охоте и рыбной ловле. Мужчина ходил в основном на охоту и рыбную ловлю, участвовал в боях с соседними родами и племенами, изготовлял орудия и оружия. Таким образом, увеличились запасы съестного. Теперь человек стал более обеспеченным, чем в эпоху палеолита.

Все это привело к тому, что в жизни рода возникли новые трудовые и общественные отношения. Чисто естественным путем между женщиной и мужчиной произошло первое разделение труда. Каждый из них был хозяином в своей области: мужчина – в лесу, женщина – дома. Каждый являлся собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина – владельцем оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина – домашней утвари. Домашнее хозяйство велось на общественных началах. То, что делалось и использовалось совместно, составляло общую собственность: дом, огород и др.[24].

Каменная и глиняная посуда в эпоху неолита. После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы.

Первое время подобная посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую форму, ничем не отличаясь от чашеобразных углублений, высеченных в скалах и камнях крупных размеров. Теперь эти углубления высекались в отдельных небольших камнях, которые стали выполнять функции переносной посуды. Несколько экземпляров посуды такого типа, изготовленной в более позднее время, было обнаружено при археологических исследованиях и раскопках в Кобыстане – у подошвы гор Джингирдаг, Кичикдаш, Беюкдаш и в переделах дворца ширваншахов в Баку. Каменная посуда, найденная на территории дворца ширваншахов, имеет более развитую форму, чем остальная.

Кроме каменной посуды, в раннем периоде неолита человек пользовался корзинами, плетенными из лыка, прутьев и камыша, и деревянной посудой. Вначале деревянная посуда изготовлялась из коры, а в дальнейшем из мягкой древесины. Для того, чтобы деревянную посуду и плетеную корзину сделать огнеупорными и пригодными для использования в различных целях, человек обмазывал их глиной, сушил на солнце, на огне. Так с течением веков люди научились гончарному делу. Когда человек приобрел в нем достаточный практический опыт, он стал производить глиняную посуду и без плетеных основ.

В период энеолита и ранний период бронзы, когда начало развиваться гончарное производство, некоторые виды высококачественной посуды продолжали изготовляться из камня. В изготовлении каменной посуды первобытный человек достиг большого мастерства. Глиняные же сосуды тогда отличались грубой обработкой, примитивной формой и плохим обжигом. Простота и низкое качество глиняных изделий объясняются тем, что человек еще не имел даже простейшей печи для обжига их. Поэтому не подлежит сомнению, что каменная посуда, на производство которой тратился огромный труд и требовалось много терпения, первобытным человеком ценилась выше, чем глиняная, являвшаяся продуктом не особенно большого и не очень сложного труда. По той же причине каменная посуда служила инвентарем древних культовых мест. Ею также пользовались начальники рода и племени. А остальные члены рода и племени употребляли глиняную посуду.

Среди найденной в пределах Азербайджана посуды неолитической эпохи можно отметить каменный ковш. Он был обнаружен вместе со шлифованным каменным долотом при рытье колодца для воды, на глубине 5-6 м, в с. Багчакюрд (в 7-8 км от Кировабада). Ковш изготовлен из плотного красного туфа местной породы, добытого из карьеров близ Гаджикенда (Ханларский район). Чашка ковша имеет полушаровидную форму, почти плоское основание снабжено четырьмя маленькими выступающими ножками. Наличие ручки и ножек делает его одним из ценных вещественных документов по истории развития отдельных видов памятников материальной культуры Азербайджана. Подобная форма является исходной: из нее впоследствии развились некоторые виды домашней утвари. Багчакюрдский ковш свидетельствует о том, что карьеры, из камня которых он был сделан, использовались местным населением, по крайней мере, с эпохи неолита.

Спустя несколько тысячелетий, когда глиняную посуду стали хорошо обрабатывать и придавать ей более усовершенствованную форму, она получила широкое распространение и вытеснила из быта каменную посуду. Но, несмотря на это, определенные типы каменных сосудов продолжали применяться в святилищах для ритуально-культовых процессов и в быту родоначальников[25].   

В эпоху бронзы из туфа упомянутых выше карьеров стали делать зернотерки. Этот камень шел также на перекрытие могильных камер земляных курганов эпохи бронзы, сосредоточенных в окрестностях гор. Ханлара. В середине века ханларский туф употреблялся как декоративный материал для облицовки крепостных стен Старой Гянджи. Все эти факты говорят о том, что карьеры туфа и карьеры кремня, расположенные друг от друга в Ханларском районе, имеют древнее происхождение и что местное население разрабатывало их в продолжение нескольких десятков веков. В последний период неолита человек имел в своем распоряжении более усовершенствованные и разнообразные орудия труда и оружие, чем в эпоху палеолита.

С развитием форм охоты человек стал приручать животных: сперва собаку, затем крупный рогатый скот, с течением времени козу, овцу, лошадь, свинью. «За самкой дикого буйвола нужно было охотиться, прирученная же – она ежегодно приносила теленка и, кроме того, давала молоко»[26]. В дальнейшем были приручены осел, верблюд и другие животные, а также некоторые птицы.

В этот период главной отраслью труда сделалось приручение животных и только потом – разведение скота и уход за ним. В связи с необходимостью обеспечить стада домашних животных кормом на зимний период, роль земледелия в хозяйстве рода начала увеличиваться. В результате всего этого человек научился новым способам производства, посредством которых мог добывать необходимые материальные блага, улучшать свою жизнь и поддерживать свое потомство. По сравнению с прошлым, теперь члены рода лучше были обеспечены пищей и одеждой. Люди шили себе одежду из шкур домашних животных и грубых тканей. Костяная игла применялась в быту более широко, разнообразнее стали гарпуны, появились примитивные украшения из кости и других материалов. «Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью»[27]. Групповой брак заменился парным. Начали оформляться более крупные племена и роды, где материнское право постепенно стало неизбежно уступать свое место отцовскому.

Разложение матриархата. Появление отцовского рода. С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары[28]. Все это коренным образом изменяло положение мужчины в роде. Теперь в жизни рода основную роль стал играть труд мужчины. Работа женщины являлась незначительным придатком. Поэтому господствующее положение в роде начали занимать мужчины.

«История говорит нам, что тот класс или та социальная группа, которая играет главную роль в общественном производстве и которая держит в своих руках главные функции производства, с течением времени неизбежно должна стать хозяином этого производства. Было время, время матриархата, когда женщины считались хозяевами производства. Чем объяснить это? Тем, что в тогдашнем производстве, в первобытном земледелии, женщины в производстве играли главную роль, они выполняли главные функции, тогда как мужчины бродили по лесам в поисках зверя. Наступило время, время патриархата, когда господствующее положение в производстве перешло в руки мужчин. Почему произошло такое изменение? Потому, что в тогдашнем производстве, скотоводческом хозяйстве, где главным орудиями производства были копье, аркан, лук и стрела, главную роль играли мужчины»[29]. «С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, и притом грозной силой, противостоящей роду»[30].

Первая плавка металлических руд. Археологическими исследованиями и этнографическими наблюдениями, проведенными в разных частях мира, установлено, что первым металлом, который сыграл важнейшую роль в истории человеческого общества, была медь.

Залежи медной руды встречаются во многих пунктах Малого Кавказа, восточные отроги которого расположены в пределах Азербайджана. Здесь, в Кедабекском, Дастафюрском и Ханларском районах, – в окрестностях Кедабека, Калакенда, Славянки, Заглика, Нузгера, Човдара, Мирзика, Дастафюра и др. были зарегистрированы места древней разработки меди. Такие же остатки древней добычи медной руды известны в бассейне р. Тертер[31].

Когда и в какой части света впервые была получена медь из руды, пока не установлено точно. Но существуют авторитетные мнения, что первоначальная выплавка этого металла производилась в странах, расположенных к северу от Месопотамии, в горных районах Малой Азии и Закавказья[32].

Этнографические наблюдения, осуществленные в Азербайджане, дают возможность предположить, что первоначальная выплавка меди связана с древнейшим способом приготовления молочной пищи или нагревания воды путем погружения в нее камней раскаленных докрасна в огне костра. От высокой температуры камней молоко кипит и в то же время сгущается[33]. Попав в местность, где было много естественных выходов медной руды, первобытный человек мог вместе с камнями бросать в костер и куски руды, не отличая ее от простого камня. В результате под действием высокой температуры руда расплавлялась, и медь отделялась от нее.

Таким образом, человеку не случайно, а при выполнении определенной работы, удалось получить медь из руды самым примитивным способом. Этот способ не может подвергаться сомнению, ибо он проверен учеными практическим путем.

О получении меди из руды один из исследователей первобытной культуры говорит следующее: «Этот процесс многие представляют себе чересчур сложным, полагая, что для добывания меди из ее важнейших руд, в которых она находится в соединении с серою, каковыми являются медный колчедан, медный блеск и пестрая медная руда, требуется температура плавления, достигающая 1100°С, следовательно, требующая особых искусственных приспособлений. На самом деле, однако, как доказал М. Мух[34] с помощью чисто практических опытов, достаточно собрать большую кучу обломков медной руды и зажечь кругом костер, чтобы медь сама начала выплавляться, если в руде достаточно серы имеется обильный доступ воздуха, никаких печей или других каких-либо искусственных приспособлений при этом не требуется, и не требуется особенной опытности, притом медь получается поразительной чистоты»[35].

Если принять во внимание, что медные руды Малого Кавказа, в частности Азербайджана, содержат достаточное количество серы, облегчающей выплавку металла описанным способом, то в итоге всего сказанного мы имеем некоторое основание предполагать, что народы Закавказья являлись одними из пионеров этого великого открытия.

РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Появление металлических орудий и оружия. Открытие металла – меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества.

Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашивные пуговицы, бусы и другие мелкие предметы. Когда человек научился получать бронзу, сплавляя медь с оловом и другими металлами, он начал из нее производить орудия. Эти орудия отличались прочностью и хорошей формой и стали широко использоваться в быту. Кремневые и обсидиановые ножи, наконечники стрел и копий сменялись более усовершенствованными бронзовыми. Вместо каменных топоров появились более острые бронзовые секиры прекрасной работы. Созданы были новые виды оружия – кинжалы, мечи и др.

Несмотря на превосходство бронзовых орудий, они все-таки не могли полностью вытеснить каменные орудия из быта. «Медь и олово, – пишет Ф. Энгельс, – и выплавляемая из них бронза были важнейшими металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу»[36].

Применение бронзовых орудий увеличило производительность труда, улучшило бытовые условия, повысило материальное благосостояние человека и сделало его более устойчивым в борьбе за существование. Использование этого металла содействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессу человеческой культуры. Появились более крупные племена и роды с мощными и устойчивыми хозяйствами. Быстро стало возрастать количество домашнего скота, для надзора за которым требовалось много людей. Земледелие и огородничество охватывали более значительные площади.

Разделение труда и обмен. В эпоху бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла – ткачество, вязание, деревообделка.

В связи с усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производственных отношений, а также в связи с природными, географическими условиями у разных племен развивались отдельные отрасли хозяйства и ремесла. Пастушеские племена выделились из остальной массы. Произошло первое крупное общественное разделение труда[37].

В Азербайджане, как и во многих других странах, пастушеские племена производили больше продуктов питания, чем все остальные. Они имели молоко, молочные продукты, мясо, шкуры для одежды, шерсть и козий пух. Развиваясь в процессе производства, люди научились вязанию и ткачеству. Выделение пастушеских племен и избыток продуктов создали условия для обмена продуктами. Первоначально обмен производился между родами и племенами через посредство родовых старшин, а впоследствии между отдельными членами рода. Главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями, был скот[38]. Предметами обмена были также соль, гончарные и, с течением времени металлические изделия. Благодаря обмену в последующие века появились меры сыпучих и жидких тел, а в дальнейшем развитии меновой торговли были изобретены и весы.

Первобытная идеология и появление образного письма. Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стоячей воде, слыша эхо, наблюдая за собственной тенью, видя сны и, не умея объяснить эти явления, пришел к вере в то что каждое существо и каждый предмет имеют своих двойников.

Первобытные люди в Азербайджане, как и в других странах мира, верили в то, что если изображениями животных или человека нанести различные повреждения, это поможет умертвить сами живые существа. Чтобы достичь успеха в охоте, люди рисовали зверей и на изображение наносили насечки и проколы, символизировавшие раны, которые могли бы ослабить животное и сделать его добычей человека. Магический способ воздействия особенно связанный с охотой, – так называемая производственная магия существовала в Азербайджане с очень давних времен, еще в эпоху палеолита и неолита.

Занимаясь охотой, приручением и разведением животных, совершенствуя орудия труда, человек в то же время овладевал искусством изображения окружающей его природы, главным образом животных и разных предметов.

Дальнейшее развитие этого искусства, связанного с производственной магией, привело к возникновению письменности.

Появилось образное письмо – петроглиф. Оно передавало мысли и сообщало о событиях с помощью рисунков и различных знаков, высеченных на скалах. Рисунки, выражавшие желания человека, являлись предтечей египетских, китайских и других иероглифов, которые в дальнейшем своем развитии переходили в фонетические письмена. Древние рисунки – «писаницы» больше всего сохранились на камнях и скалах, благодаря чему были названы наскальными изображениями. Они найдены во всех частях земного шара. В СССР известны онежские и беломорские наскальные изображения. Найдены они также в Средней Азии – на Ферганском хребте, в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане, Киргизии, Сибири. В последнее время они были обнаружены в Армении, Грузии и Дагестане.

В Азербайджане наскальные изображения открыты в Кобыстане, недалеко от железнодорожных станций Сангачалы и Дуванный. По технике выполнения, разнообразию тематики и количеству рисунков они занимают одно из первых мест среди аналогичных памятников, известных в настоящее время. Здесь в основном изображены люди, горный козел, олень, дикий бык, сцены охоты и др. По предварительным данным, ранний период наскальных изображений Кобыстана пока приурочивается приблизительно к концу эпохи камня.

Низкий уровень развития материального производства в первобытном обществе, примитивные представления человека о своей собственной и о внешней природе, бессилие и страх его в борьбе с силами природы порождали обожествление окружающих явлений. В результате большое значение приобрели почитание солнца, луны, неба, земли, воды, грома, огня и др. Появились многочисленные места поклонений, где совершались различные культовые обряды, ритуальные танцы и жертвоприношения.

Человек начал верить в существование души и в загробную жизнь. Погребения в могиле упрочились в быту. Покойника клали в могилу во всем наряде, с оружием и украшениями; туда же ставили посуду с напитками и пищей. Большинство сосудов было украшено мелкими ямочками, насечками, прямыми и волнистыми линиями, геометрическими орнаментами, изображениями диких животных, сцен охоты и др. Рисунки выполнялись врезными линиями, а иногда красной и черной красками.

Научный анализ техники сооружения могил, устройства погребальной камеры, способа захоронения покойника, характера могильного инвентаря дает возможность ясно нарисовать картину экономики и быта человеческого общества эпохи бронзы. Эти данные являются ценнейшими вещественными документами, на основе которых изучается и пишется история хозяйства, производственно-общественных отношений, история материальной и духовной культуры отдаленных предков азербайджанского народа, живших в эпоху бронзы.

Большое количество упомянутых погребений относится к глубокой древности, когда человеческое общество еще не знало письменности или когда письменность находилась в примитивном состоянии, на стадии условных изображений – петроглифа и идеограмм. Такое положение придает этим памятникам еще большую ценность, делает их важнейшим источником для изучения раннего периода истории Азербайджана.

ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ БРОНЗЫ

Ходжалы-Кедабекская культура. Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры – Ходжалы-Кедабекская и Нахичеванская[39].

Ходжалы-Кедабекская культура является самой основной и древнейшей в Азербайджане. Возникла она в период энеолита, когда местные жители впервые ознакомились с металлом  – медью. Ходжалы-Кедабекской культуры определяется сроком примерно в 3 тыс. лет. Последний период ее существования совпадает почти с серединой тысячелетия до н. э., когда бронзовые орудия и оружие стали вытесняться железными. В этот период Ходжалы-Кедабекская культура в результате взаимовлияний с соседними культурами, дальнейшего развития производства, изменений в общественных и идеологии стала менять свой облик, свои характерные особенности. Но, несмотря на это, отдельные элементы ее сохранились в быту азербайджанцев до последних веков. Особенно консервативными оказались некоторые формы и орнаменты керамических изделий.

Необходимо отметить, что некоторые черты Ходжалы-Кедабекской культуры характерны почти для всего Закавказья. Они свидетельствуют о том, что культурные связи между закавказскими народами существовали с глубокой древности.

В Азербайджанской ССР памятники Ходжалы-Кедабекской культуры находятся и предгорной полосах Малого Кавказа и в долине на правобережье р. Куры; следы ее встречаются в Муганской степи и в районе Талышских гор.

Типичными памятниками Ходжалы-Кедабекской культуры являются циклопические сооружения, стены которых стоят из больших глыб камней на сухой кладке. Циклопические сооружения выявлены пока в Ханларском, Дастафюрском, Шамхорском и Кедабекском районах. Наличие их предполагается в Кубатлинском, Таузском и Казахском районах. В Нахичеванской АССР они зафиксированы в Норашенском районе. Одно из них – «Огланкала» («Крепость юноши») – отличается от всех остальных циклопических сооружений тем, что стены его сложены из грубообтесанных камней почти четырехугольной формы. Азербайджанцы предгорной и нагорной частей (Малого Кавказа, где расположена основная масса этих памятников, именуют их главным образом «калача» (маленькая крепость), а иногда называют «орукдаш» (каменная кладка), «һасар» (ограда) и «дүзүлдаш» (каменные ряды). Количество выявленных циклопических сооружений в переделах республики доходит до 120.

К Ходжалы-Кедабекской культуре относятся также: остатки древних поселений, находящихся недалеко от циклопических сооружений; могилы типа каменных ящиков, выстроенных из больших плит, зачастую в районе циклопических сооружений); земляные курганы различной величины и высоты; курганы из речных валунов; кромлехи[40] и менгиры, расположенные вблизи этих памятников.

Могильный инвентарь каменных ящиков, курганов и кромлехов в основном состоит из глиняных сосудов черного и темно-серого цветов, большого количества бронзовых изделий, сердоликовых и пастовых бус, кремневых и обсидиановых наконечников стрел. Глиняные сосуды изготовлены преимущественно на гончарном круге, а более древние из них сделаны примитивным способом, без применения которые иногда наполнялись белой пастой. В некоторых случаях на корпусе сосудов изображены фигуры человека, животных, сцены охоты на диких коз, а также отдельные знаки, свидетельствующие о большом значении культа солнца в быту азербайджанских жителей. Бронзовые изделия представлены разнообразным оружием – мечами, кинжалами, ножами, топорами, секирами, наконечниками копий и стрел и высокохудожественными украшениями. Могильный инвентарь крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней.

Для подробного ознакомления со всеми объектами данной культуры самыми подходящими местностями являются Ходжалинское курганное поле, расположенное между городами Агдамом и Степанакертом, при слиянии горных речек Ходжалычай и Каркарчай, окрестности гор. Ханлара, Хачбулаг в Дастафюрском районе, пос. Кедабек и с. Калакенд в Кедабекском районе.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.