рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Декабристы в Сибири

Письмо декабриста С.И. Кривцова, поселенного в Минусинском округе, губернатору А.П. Степанову - один из документов, отражающих складывание декабристской программы развития производительных сил Сибири. Письмо было написано в ответ на просьбу губернатора провести анализ почв Минусинского округа. Оно свидетельствует о том, что губернатор был знаком с кругом декабристских идей по развитию производительных сил Сибири и стремился использовать знания декабристов для изучения края. Кривцов писал: "Придет время, когда с народонаселением проникнет и в сии теперь безлюдные, но богатые пустыни все согревающий луч просвещения. Тогда климат, теперь суровый, смягчится, пустыни превратятся в плодородные нивы, и там, где дикий татарин на столь же диком коне своем мчится за сохатым, на том самом месте, образованный и довольный селянин будет плугом раздирать плодотворные перси всеобщей наши матери. Тогда сей край, богатый плодоносными полями, тучными пожитиями, прекрасными лесами, судоходными и рыбными реками, станет на ряду с благословеннейшими в мире".

С.И. Кривцов считал необходимым увеличение народонаселения в Сибири как условие развития промышленности в крае, однако не оговаривал времени и способа заселения. Увеличение народонаселения развитие промышленности он рассматривал как предпосылки для развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эти мысли сходны с точкой зрения А.П. Степанова, высказанной им в "Енисейской губернии".

Если письмо С.И. Кривцова в самой общей форме выражало некоторые черты декабристской программы, то Ф.П. Шаховской пытался предпринять конкретные шаги по ее осуществлению. Переписка А.П. Степанова с декабристами свидетельствует о том, что среди сибиряков были люди, которых интересовали как конкретные хозяйственные опыты, так и теоретическое осмысление проблем социального и экономического развития Сибири.

Декабристы знакомились с сибирскими проблемами. В том числе и на основании изучения литературы о Сибири, создаваемой сибиряками. В свою очередь сибиряки проявляли активный интерес к развитию декабристской мысли. Результатом такого обмена можно считать наличие общих черт во взглядах сибиряков на особенности социального и экономического развития Сибири.

В 30-х годах в Нерчинске был уже вполне сложившийся кружок передовой молодежи. Его составляли учителя И.И. Голубцов, В.И. Седаков, Н.Н. Попов, В.П. Паршин, А.А. Мордвинов, сын чиновника Н.И. Бобылев, преподаватели духовного училища Стуков и Боголюбский, молодой купец М.А. Зензинов и другие. Они интересовались историей края, работали в местном архиве, записывали предания стариков, образцы устного творчества бурят, собирали разнообразные естественно-научные коллекции, устраивая с этой целью дальние экскурсии и даже своего рода экспедиции.

Результатом этих занятий были "литературные опыты" на местные этнографические и бытовые темы, а также статьи и заметки о природе и истории края. К сожалению, биографические сведения о перечисленных деятелях культуры, особенно первой половины XIX, несмотря на тщательные и длительные разыскания, страдают отрывочностью и неполнотой.

В 30-40-х годах во многих культурных начинаниях нерчинцев нельзя не заметить известного влияния, а иногда прямого воздействия сосланных в Забайкалье декабристов. Местная молодежь чутко прислушивалась к их словам.

И.И. Голубцов родился в 1794 году, образование получил в Иркутской гимназии и некоторое время работал помощником губернского землемера А.С. Лосева - автора краеведческих сочинений о Восточной Сибири. С 1816 года Голубцов состоял учителем в Нерчинском уездном училище. Рано начал заниматься литературной работой, в частности переводами с немецкого; Голубцов принимал деятельное участие в литературных беседах и вечерах при училище.

В опубликованным им по приезде в Нерчинск (из Иркутска) "Описании некоторых мест Нерчинского уезда" Голубцов довольно мрачно охарактеризовал быт местных жителей. Однако он находил и похвальные качества: гостеприимство, сострадательность, трудолюбие и бережливость; на ряду с "несносными пороками: хвастовством, непостоянством, желанием блистать чем-нибудь наружным, закоренелой любовью к старине и отвращением ко всему новому…".

В конце 30-х годов Голубцов состоял смотрителем училища в Иркутске. Здесь он примыкал к кружку передовых людей, связанных с декабристами. Его привлекали в 1841 году последствия о распространении сочинения декабриста М.С. Лунина "Взгляд на тайное общество". Дальнейшая судьба Голубцова неизвестна. Сын его Константин был нерчинским учителем в конце 40-х годов.

Видным нерчинским краеведом 30-х годов был К.К. Стуков (1800-1883) - преподаватель древних языков в духовном училище. Он отличался "крепкой независимостью характера, бунтарством" и среди преподавателей училища выдавался своими нравственными и умственными качествами.

Декабристы были его главными воспитателями; с их помощью ему удалось овладеть польским, немецким, французским языками. В Нерчинске Стуков прожил почти десять лет, занимаясь, кроме преподавания, этнографией бурят и другими вопросами краеведения. Он сотрудничал также в столичных и сибирских изданиях, публикуя интересные заметки по Забайкалью.

В Нерчинском уездном училище историю и географию преподавал А.А. Мордвинов (1813-1869). Вскоре после окончания Иркутской гимназии Мордвинов приехал в родной город и прожил здесь до 1846 года, успешно занимаясь историей края, этнографией бурят и тунгусов, и литературным творчеством.

Мордвинов переписывался с некоторыми из декабристов и пересылал им книги. А собрания художественной литературы, принадлежавшие Мордвинову, мало уступала тому, что было в известной тогда декабристам здешней библиотеке Юренских.

С 1841 года у Мордвинова завязалась дружеская переписка с декабристом В.К. Кюхельбекером, жившем в Акше. Поводом для начала переписки послужил интерес Кюхельбекера к новым журналам и книгам. Мордвинов обращался нему вполне по-дружески. Кюхельбекер с большой теплотой относился к своему нерчинскому другу и посвятил ему послание.

Мордвинов переписывался также с Д.И. Завалишиным. В одном из писем этот декабрист "увещевал молодых людей не поддаваться пустой и разгульной жизни, обычной тогда в Сибири, и в особенности в Нерчинске".

После Нерчинска Мордвинов служил в Енисейске и Иркутске, а 1862 года в Чите в должности вице-губернатора. В сентябре 1869 года он покончил жизнь самоубийством. Причиной этому были обнаруженные ревизией "послабления", которые Мордвинов оказывал ссыльным.

В Нерчинске и Иркутске Мордвинов пользовался большим авторитетом как знаток Восточной Сибири и широко образованный человек. Статьи по этнографии бурят и тунгусов, по истории Забайкалья публиковались Мордвиновым в "Отечественных записках", "Современнике", "Москвитянине" и других.

С середины 30-х годов разностороннюю литературно-краеведческую работу в Нерчинске начал М.А. Зензинов - один из выдающихся знатоков и исследователей Забайкалья.

Основные его интересы сосредоточились на ботанике и медицине. Не получив достаточной школьной подготовки, Зензинов страстно стремился к знаниям, книгам. Всю жизнь его особенно угнетало слабое знание грамматики.

Развитию Зензинова в немалой степени способствовали дружеские связи с Мордвиновым, Н. Поповым и другими членами нерчинского кружка. Во время поездки в "сибирский Гамбург" - Кяхту Зензинов встречался там с А.И. Орловым - другом декабристов, с известным знатоком Китая Н.Я. Бичуриным и другими.Ему неоднократно приходилось встречаться и с декабристами (в Селенгинске, по пути в Кяхту - с братьями Бестужевыми, в Чите - с Д.И. Завалишиным, в Петровском Заводе - с М.А. Бестужевым и И.И. Горбачевским).

Библиотека Зензинова, на которую он тратил последние деньги, была весьма богата научными сочинениями; среди них были книги полученные от декабристов. Он много хлопотал о разрешении приобрести библиотеку умершего декабрист М.С. Лунина и очень сожалел, когда в этом было отказано. Интересуясь ботаникой, Зензинов переписывался с виднейшими естествоиспытателями России, собирал разнообразные коллекции, вел агрономические опыты, сажал в Нерчинске волжские дубы, занимался изучением народной медицины и даже лечебной практикой. Зензинов свободно владел бурятской и тунгусской речью и некоторыми туземными диалектами, и поэтому у него было немало знакомых среди разноплеменного населения Даурии. Почти все свои публикации он посвящал Сибири.

К началу 50-х годов Зензинов стал одним из самых авторитетных краеведов Забайкалья.

Дневник М.А. Зензинова за 1851 год полон тревожными записями о судьбах Нерчинска. Вопрос тогда шел о том, где быть центру края: в старом городе Нерчинске или волостном селе Чита. Удар Нерчинску был нанесен в октябре 1851 года, когда Читу назвали городом и сделали центром новой Забайкальской области. Все хорошо знали, что это решение правительства, принято по представлению Н.Н. Муравьева, подсказано было Муравьеву декабристом Д.И. Завалишиным, жившим на поселении в Чите. Неудивительно, что многие нерчинцы стали считать Завалишина своим врагом. Они даже злорадствовали, когда Муравьев сменил милость на гнев и выслал Завалишина из Читы в Казань.

Зензинов хорошо знал край, его ресурсы. Еще в 60-е годы он утверждал, что в Забайкалье есть уголь. Дети Зензинова в конце 60-х годов жили в Москве. Сын его М.М. Зензинов издал известный сборник "Декабристы, 86 портретов".

Вопрос о непосредственном влиянии декабристов на их ближайшее окружение в годы сибирской ссылки рассматривался многими исследователями. Однако влияние декабристов на сибирское общество не ограничивалось только периодам пребывания их в Сибири. Те из сибиряков, которые восприняли основные идеи декабристов, продолжали активную общественную деятельность, начатую "лучшими из дворян". В этом плане представляется важным выявить контакты декабристов с их сибирскими друзьями и воспитанниками после отъезда ссыльных из Сибири, изучить роль их воспитанников в общественной жизни края.

В конце 50-х годов XIX века в Иркутске образовался кружок передовой молодежи, в который входили и ученики декабристов братья Белоголовые. Его участники были близки остававшимся в Сибири декабристам В.Ф. Раевскому, Д.И. Завалишину и политическим ссыльным следующего поколения - петрашевцам. Исследователи, занимающиеся проблемами политической ссылки в Сибири (С.Ф. Коваль, В.Г. Карцов, А.В. Дулов), рассматривали в своих работах деятельность этого кружка.

Нравственное и идейное влияние декабристов во многом определило жизненные позиции братьев Белоголовых. Об этом свидетельствует и их деятельность в кружке передовой молодежи Иркутска, образовавшемся в конце 1850-х годов.

Анализ эпистолярного наследия Н.А. Белоголового позволяет по-новому взглянуть на этот кружок, поскольку, как выяснилось, он имел организационное оформление, а возможно, и определенную программу.

Н.А. Белоголовый неоднократно называет кружок "Обществом Зеленых нолей" или "0ЗП", придавая слову "зеленый" символический смысл (зеленый цвет - цвет надежды, молодости).

Членами "ОЗП", по-видимому, были купцы А.А. Белоголовый, И.И. Пиленков, публицист М.В. Загоскин, учителя Ф.К. Геек, П.И. Полынцев, Н.П. Косыгин, А.А. Никонов, И.О. Катаев, чиновники А.П. Юрьев, В.П. Калинин, Д.А. Макаров.

Более сложен вопрос о характере и направлении деятельности кружка. Известно то огромное внимание, которое уделяли декабристы в сибирский период просвещению народа, видя в этом средство приобщения его к сознательной революционной борьбе. Мы не можем утверждать, что и кружок Белоголовых ставил такие же цели, но четкая просветительская линия в его деятельности прослеживается. Вслед за декабристами кружок вел борьбу за развитие просвещения в Сибири, против произвола администрации, за подъем благосостояния народных масс. В действиях членов кружка мы видим попытки создать общественное мнение, влиять на сибирскую общественность - и в этом они тоже идут по пути, проложенному декабристами.

Члены ОЗП совместно с остававшимися в Сибири декабристами, ссыльными петрашевцами и другими общественными деятелями Иркутска были инициаторами и участниками многих прогрессивных начинаний. Именно в кружке впервые (еще в 1857 г.) родилась мысль об издании частной газеты в Иркутске. Впоследствии М.В. Загоскин (редактор "Амура"), А.А. Белоголовый и И.И. Пиленков (его издатели) вместе с петрашевцами осуществили эту идею. В "Амуре" и "Иркутских губернских ведомостях" печатались статьи участников кружка М.В. Загоскина, А.П. Юрьева и др.

Члены кружка вели борьбу за создание женской гимназии и Сибирского университета, открытие воскресных школ. Так, Балаганский земский исправник В.П. Калинин способствовал открытию воскресных школ и приходских училищ в уезде. Учителя Ф.К. Геек, Н.П. Косыгин и П.И. Полынцев открыли в Иркутске частный пансион, в котором, как некогда в знаменитой казематской школе декабристов в Петровском Заводе, кроме общеобразовательных предметов обучали и ремеслам.

Иркутский кружок был связан с лондонским революционным центром через воспитанника декабристов Н.А. Белоголового. Хотя эти контакты хранились в тайне, о них стало известно администрации, на II.А. Белоголового как на корреспондента А. И. Герцена из Иркутска был отправлен донос в Третье отделение, в результате чего над ним был установлен надзор. К числу подозрительных лиц был причислен и А.А. Белоголовый.

Несмотря на свою "неблагонадежность" в глазах властей, Белоголовым и членам их кружка удалось добиться многого в сплочении передовых сил сибирской общественности. Сам Н.А. Белоголовый был одним из организаторов и активных участников создания Общества врачей Восточной Сибири. Его друзья Ф.К. Геек, Н.П. Косыгин и П.И. Полынцев выступают с инициативой объединения учителей города и даже организуют в своем пансионе учительские собрания, на которых обсуждают проблемы "священного дела воспитания и образования".

С этой же целью была использована и подготовка к проведению городской реформы. В 1862 году Н.А. Белоголовый пишет из-за границы: "По всем городам начнутся теперь совещания о переделке градских дум... наступило время действовать... Мне кажется, теперь надо, прежде всего, формироваться в дружную большую партию, осмыслить хорошенько свои желания и для этого - сбираться почаще кружком - и затем выступить на общем совещании дружно и массой с самой широкой программой о полной самостоятельности думы и ограничении власти центральной".

Именно такие требования были выдвинуты членами кружка А.А. Белоголовым и М.В. Загоскиным, избранными депутатами Иркутской Комиссии по подготовке нового городского уложения. Однако провести через комиссию свое предложение по вопросу о реформе городских учреждений им не удалось, поэтому А.А. Белоголовый и М. В, Загоскин выступили с особым мнением, в котором доказывали, что по предлагаемой правительством и одобренной большинством Комиссии программе вся власть в городе и в Думе окажется в руках группы влиятельных лиц, которые и будут бесконтрольно распоряжаться делами города. "Какое же средство имеет общество остановить действия этих лиц, когда они примут характер вредный для общества? Никакого. У нас нет для этого ни достаточно развитого общественного мнения, ни печатной гласности. Остается один путь административный, как показывает опыт, путь малонадежный". А.А. Белоголовый и М.В. Загоскин предложили заменить городскую Думу общим собранием граждан города, в котором решающую роль играло бы мнение наиболее многочисленного сословия - мещан и цеховых, что, как они считали, было бы более справедливо, чем выборы равного числа гласных от каждого сословия.

По другим поставленным ими вопросам удалось добиться большего. Иркутская Комиссия потребовала самостоятельности городской Думы и независимости ее от администрации, резко высказавшись против существовавшей системы мелочной опеки над городским обществом, выступила против имущественного ценза и заявила, что "основанием для выбора... должны быть умственные и нравственные качества избираемых.", а также предложила оплачивать службу по выборам необеспеченных чиновников и мещан.

На примере деятельности иркутского кружка Белоголовых, таким образом, мы видим отдаленные результаты влияния декабристов, живую связь поколений. Участие воспитанников декабристов в общественной жизни Сибири еще раз подтверждает то, что дело декабристов не пропало. И в далекой Сибири, в ссылке и изгнании они продолжали свою борьбу, способствуя пробуждению разночинцев, формированию оппозиционных элементов русского общества.

Борьба декабристов с административным произволом

Наряду с борьбой за светлое будущее Сибири путем распространения просвещения, образования, изучения ее и знакомства с нею, передовых людей, декабристы считали своим долгом вести всеми имеющимися у них средствами борьбу с основным злом сибирской действительности, - если можно так сказать, "сатрапской" формой управления и всеми вытекающими отсюда последствиями: системой собирательства и т.д.

В этом отношении своей полезной деятельностью особенно выделились декабристы В. Штейнгель, Пущин, Завалишин и находившиеся на службе в Сибири: Бригген, Свистунов, Семенов, Басаргин и другие.

Еще в Петровском каземате Штейнгель написал очерк "Сибирские сатрапы", в котором дал ядовитую критику управления в конце XVIII и начале XIX веков. Памфлет Штейнгеля в действительности направлен был против современной ему системы управления Сибирью. Такую же борьбу в роли заседателя Курганского окружного суда проводил А.Ф. Бригген.

Описывая злоупотребления местных властей и взяточничество, вскрывшееся в деле об убийстве крестьянина Власова, Бригген говорил: "...где кроме Западной Сибири можно видеть, что Главное Начальство вместо того, чтобы открыть преступление и защитить невинного всеми силами упорствовало, чтобы преступление не было открыто, и мало этого, еще нападает с особенным озлоблением (вероятно, хорошо заплачено) на целое присутственное место".

Известно, что за интересы угнетенных боролись П.Н. Свистунов, Семенов, деятельность которых И.И. Пущин считал "чрезвычайно полезной" в борьбе со злоупотреблениями и в защите населения от произвола местных властей.

Вопиющие злоупотребления местных чиновников и властей, усугублявшие и без того нелегкое положение населения Сибири, подсказывали Якушкину необходимость для школьного пользования, по словам М.С. Знаменского, "...собрать все статьи закона, касающиеся до крестьянского быта, написать все его обязанности и сколько с крестьянина идет подати и куда идет". Эту работу решили поручить Пущину, бывшему юристу. Это мероприятие, видимо, не было осуществлено, но характерна и показательна сама идея составления популярного сборника законов для народа с целью ограждения его от произвола чиновников.

В Чите на защиту интересов населения выступил Д.И. Завалишин. Деятельность Завалишина не ограничивалась узкими рамками заступничества за местное население от произвола властей и раскрытия злоупотреблений мелких чиновников. В отличие от других декабристов он перешел к широкой критике "сатрапской" формы управления Сибирью.

В деятельности Завалишина в это время значительное место занимала идея исправления нравов, борьба за водворение справедливости, против произвола, всевозможных злоупотреблений властью, взяточничества.

В своих воспоминаниях, статьях и письмах Завалишин подробно писал о том, что был истинным заступником простого народа, что к нему за помощью и советом шли крестьяне, казаки, вдовы и буряты. Он выслушивал их и, опираясь на законы, словом и делом, не страшась вызвать недовольство чиновников, требовал восстановления справедливости.

Присутствие декабристов в селах и деревнях, удаленных от ока центральной власти, было уздой для сельского начальства.

Вот как говорит о Бечасном крестьянин Яровенко: "Если какая необходимость - попросишь, всегда выручит. Вступался за крестьян перед главным начальством, в обиду не давал, здешних отстаивал; кого нужно, всегда просил за крестьян".

Близость декабристов к крестьянам была не на руку старшинам, писарям и прочему сельскому начальству, с злоупотреблениями которых боролись декабристы. Отстаивая крестьян в пору, все нивелировавшего Николаевского режима, они способствовали росту их гражданского развития и сознанию человеческого достоинства.

Следовательно, декабристы наряду с просветительством немалое место в своей практической деятельности отводили борьбе с административным произволом, несправедливым судом, грабежом местного населения различного рода чиновниками и купцами. И эту деятельность декабристов нельзя сбрасывать со счета и умалять, как это делает В.Н. Соколов к своей книге "Декабристы в Сибири".

 Общеизвестно, что административный произвол в Сибири являлся не менее тяжелым бременем для населения Сибири, чем помещичий произвол для крестьянства Европейской России. И борьба против него так же, как и против крепостного права, имела большой политический смысл. Вскрывая злоупотребления суда, произвол местных властей от мелких чиновников до генерал-губернаторов, декабристы тем самым уже показывали местному населению и передовым людям России несостоятельность и гнилость системы управления Сибирью, неспособность русского самодержавия обеспечить благоденствие и безопасность населения столь богатой окраины России. Даже в тех случаях, когда борьба декабристов на этом поприще ограничивалась простым заступничеством за интересы трудящихся, не переходя к широкой критике всей системы управления Сибирью и Россией, как это имело место в деятельности Бриггена, Семенова, и даже И.И. Пущина, то и она не проходила бесследно. Она воспитывала массы в духе недоверия к местным властям, а в конечном счете, к царскому правительству и в целом подрывала систему крепостничества и самодержавия в России и Сибири.

Декабристы и сибирская буржуазия

Вопросу о взаимоотношениях декабристов с различными слоями населения Сибири, их влиянии на местную общественную жизнь посвящена обширная литература.

При этом наиболее определенные сведения мы имеем о влиянии декабристов на трудовое население Сибири, на интеллигенцию, на местные народы. Гораздо в меньшей степени изучена проблема взаимоотношений декабристов с сибирской буржуазией. Эта тема растворялась в общей литературе о декабристах, что было в какой-то мере закономерно, вследствие мало изученности истории сибирской буржуазии вообще, а также классовой неоформленности ее в то время.

Само по себе решение этой проблемы имеет немаловажное значение для выяснения характера деятельности декабристов в сибирский период их жизни, той роли, которую они сыграли в деле развития общественной активности разночинцев Сибири. Этот вопрос представляет интерес и в связи с разрешением проблем эволюции самой сибирской буржуазии, раскрытием ее политического облика. В целом дружественные отношения декабристов с нарождающейся буржуазией Сибири, как впрочем, и со всем населением, является несомненным фактом.

Декабристы в сибирский период жизни объективно были заинтересованы в установлении контактов с обществом. В качестве посредников в налаживании этих связей выступали их родственники и сибирские друзья среди купцов. Известны купцы, которые были настоящими друзьями и учениками декабристов, также как Н.Н. Пестеров, Н.А. Белоголовый, Б.В. Белоозеров и другие. К ним же следует отнести и кяхтинского купца А.М. Лушникова.

Надо сказать, что взаимоотношения декабристов и Лушникова не являлись чем-то исключительным, иначе они не представляли бы никакого интереса. Если говорить о декабристах, то только Лунин и Выгодовский продолжали вести в Сибири революционную пропаганду. Остальные же занялись просветительской и хозяйственной деятельностью. Если говорить о представителях буржуазии, то среди них мы найдем немало людей, могущих назвать себя учениками декабристов. Это, например, друг И.И. Горбачевского - Б.В. Белоозеров, ученик А.П. Юшневского - Н.А. Белоголовый. Другой пример - верхнеудинский купец Г.А. Шевелев.

Изучение отношений декабристов и сибиряков вписывается в рамки более широкой проблемы о влиянии декабристов на своих учеников и последователей не только в сибирский период, но и после возвращения из Сибири. Многие сибиряки, активно участвовавшие в общественном подъеме периода первой революционной ситуации, в свое время восприняли основные убеждения декабристов. Их деятельность, в какой-то степени, - тоже проявление влияния декабристов. И в этом плане важно выявить контакты декабристов с их старыми друзьями и учениками.

Изучением деятельности Н.А. Белоголового - известного общественного деятеля и литератора, активного члена, а может быть, и руководителя иркутского кружка - занимался старейший сибирский историк Б.Г. Кубалов. Он первым ввел в научный оборот материалы фонда Н.А. Белоголового, хранящиеся в Рукописном отделе Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (РО ГБЛ), "обратив внимание на их исключительное богатство.


Заключение

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на«нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно – политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практики.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.


Список использованной литературы

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

4. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.

5. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.

6. Поджио А.В. Записки декабриста. М. 1980 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.