рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статья: История Киева

Прямо за Подолом, окаймляя его с юго-запада, находились вытянутые в одну линию три горы: южная ближайшая к «Горе» – Замковая гора (Киселевка, Фроловская гора); далее, на северо-запад, – Щековица, а за ней, в наибольшем отдалении от Днепра, – Лысая гора (Юрковица, Иорданские высоты).

Между этими четырьмя горами исследователи и распределили «грады» трех героев летописной легенды. Конечно, при анализе тех предположений, которые выдвигались в связи с легендой о трех братьях, нам следует исходить из того, что двое братьев могли получить свои имена от существовавших местных топонимических названий. Щековица не вызывает сомнения потому, что так она называлась в эпоху Мономаха («идеже ныне зоветься Щековица»), так ее именовали в XVIII веке, так она называется и в настоящее время.

Хоревица, с которой связали имя третьего брата, определяется различно. Ни летописной, ни более поздней традиции нет. Возможно, что следует присоединиться к давнему мнению В.Б. Антоновича (поддержанному советскими археологами М.К. Каргером и П.П. Толочко), что Хоревица – Лысая гора. Судя по такому своеобразному наименованию, это была одна из тех ритуальных гор, на которых, по народному поверью, проводили свой шабаш киевские ведьмы. Рядом с Лысой горой находился огромный языческий курганный могильник. Языческий ритуальный характер данной горы явствует из описания событий 980 года, когда Владимир, подступая к Киеву, «обрывся на Дорогожичи, межю Дорогожичем и Капичем; и есть ров и до сего дне». Капиче, – очевидно капище, языческий храм. Лысая гора – соседняя с Дорогожичами, ближе к Киеву; здесь капище было вполне уместно.

Хоревица, названная в поздних источниках XVI...XVII веков, отождествлялась с Вышгородом. Теоретически это можно допустить, так как в той же армянской записи только Хореан отмечен как город, находящийся «в области Палуни» (Полян), то есть как бы в стороне от городов старших братьев. Город (или область) Хореван знает Ибн-Русте, упоминая, что здесь русы размещают пленных славян. Но Вышгород ли это, или гора Хоревица (Юрковица) в Киеве, остается неясным.

Сложнее обстоит дело с городом основного героя легенды – Кия. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города, самостоятельную крепостицу – «градок», обнесенный валом и рвом. Современные киевские археологи (П.П. Толочко, С.Р. Килиевич) на основании керамики типа «корчак» датируют этот «градок» V...VI веками н.э. И с этим можно согласиться.


Как назывался этот «докиевский» Киев?

Константин Багрянородный и на этот раз сообщает интересные сведения. Рассказав о том, что ладьи-однодревки сходятся к Киеву из Новгорода, Смоленска, Чернигова, цесарь пишет, что все они «собираются в киевской крепости, называемой Самбатас». Император хорошо знал Киев и упоминал его неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города, связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль, не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего, судя по находкам римских монет на Подоле, к самому Днепру. Это могла быть одна из небольших гор, расположенных близ Подола. Этимология слова неясна. К двум десяткам различных толкований имени Самбата можно добавить (для будущего рассмотрения лингвистами) еще одно направление мысли: есть славянское слово XI века «самобытие», обозначающее самостоятельность, естественность.

Крепость на Старокиевской горе была как бы капитанской рубкой, с высоты которой полянский князь мог не только видеть Вышгород и устье Десны, но и управлять всеми плывущими у подножия Горы.

В своих разысканиях о начале Киева никто из исследователей (в том числе и я сам в работах 1950...1960 годов) не обращал внимания на интереснейшую двойственность в определении местопребывания Кия: и русская летопись и армянская «История Тарона» в полном согласии друг с другом говорят о том, что у князя Кия (Куара) сначала была резиденция в одном месте, а по прошествии некоторого времени братья взошли на высокую гору с охотничьими угодьями и здесь-то и основали новый город.

В армянской записи говорится о постановке в новом городе на горе двух идолов. Раскопки киевского археолога В.В. Хвойко в 1908 году обнаружили в свое время на Старокиевской горе, почти в центре «градка» Кия, два языческих жертвенника: один с четырьмя выступами строго по странам света (богу Вселенной Роду, или Сварогу) и другой – круглый (может быть, богу солнца Дажбогу).

Где же жил Кий первоначально, до постройки верхней крепости?

Вглядимся внимательней в летописный текст: «И седяше Кый на горе, идеже ныне увоз Боричев».

Боричев увоз (спуск) начинался около угла верхней крепости Кия (близ Андреевской церкви Растрелли) и выводил за город на Подол. На первый взгляд все совпадает – крепость Кия и начало спуска действительно соседствуют. Но крайне удивляет то, что в других местах своей хроники летописец Нестор, отлично знавший топографию Киева, упоминал территорию древнего «градка» Кия, но дважды обозначал ее самым заметным ориентиром:, за Десятинной церковью. Первоначальная же резиденция Кия обозначена спуском и дорогой к Днепру, проходящей вне города.

Она находилась действительно за пределами Старокиевской горы, у «Боричева тока» (продолжавшего Боричев увоз), – это Замковая гора, «Киселевка», омываемая течением речки Киянки, в самом имени которой видна близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву» из великокняжеского дворца к церкви Пирогощи на Подоле, которым князь Игорь возвращался в 1185 году из Киева, пролегал у самой подошвы Замковой горы.

Замковая гора – останец высокого берега с крутыми, обрывистыми краями – была заселена уже в V...VI веках. Более того, киевские археологи Полагают, что именно отсюда шло заселение окрестных мест, а это полностью подтверждает высказанное выше предположение о первоначальном местопребывании князя Кий. Здесь, на Замковой горе, был мощный культурный слой, датированный византийскими монетами императоров Анастасия (498...518) и Юстиниана (527...565), относящийся к концу V и VI века.

Град князя Кия на горе не разрастался в то время; тогда была пора не строительства, а походов, не производства, а трофеев. Но историческая роль Киева начиная с этого времени непрерывно возрастает. По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен: руси (по рекам Роси и Днепру), северян (по Десне и Сейму) и полян, живших севернее Руси, вокруг Киева. Первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам.

Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью, «Русской землей» (в узком смысле), но столицей этого союза становится полянский Киев, что потребовало от летописца специального пояснения: «Поляне, которые теперь называются Русью», Но он же назвал Киев «матерью городов русских».

Дальнейшие события в восточнославянском мире подтвердили устойчивое положение Киева как главного центра объединения и защиты славянства.

К рубежу VI...VII веков завершилось заселение балканского полуострова славянами. Славяне восточной половины полуострова получили от тюрок-болгар свое новое собирательное имя, ассимилировали тюрок и сохранили большую близость к восточным славянам («антам»), от которых они откололись в VI веке.

Степи были заняты новыми ордами кочевников, среди которых выделялись хазары. Летописец с гордостью говорит о том, что когда хазарский хан потребовал дани с земли полян, то поляне дали вместо дани меч, символ вооруженной независимости.

Примерно в это же время (точно оно, к сожалению, не обозначено, может быть, это рубеж VIII...IX веков) происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Летопись перечисляет их: «Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север». Все они входят в общее понятие Руси. Это почти половина восточных славян. Такой союз. охватывавший территорию около 120 000 квадратных километров и простиравшийся на 700 километров на север, вплоть до Западной Двины, или уже был настоящим государством, или становился им.

Киевским историкам средневековья было чем гордиться, когда они сравнивали свой город с Римом и Александрией, – Киев был столицей крупнейшего в Европе феодального государства; Киев успешно оградил славянские народы от наездов кочевников; Киев принимал товары разных стран и сам наладил ежегодные связи с Византией, арабским халифатом и Западной Европой. Киевские князья породнились с императорскими и королевскими домами Византии, Венгрии, Франции, Польши, Англии, Швеции, Норвегии.

И всю историю Руси киевский историк начинает с ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?»

Мы теперь можем определить, что: Киев начал играть свою историческую роль с момента своего возникновения; он возник как историческая необходимость полторы тысячи лет тому назад.


Борис Рыбаков.

«Возникновение Киева»

“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.

“Повесть временных лет”

Первое датированное упоминание о существовании Киева относится к 862 году и не является датой возникновения города. Летописец Нестор в “Повести временных лет” записал народное придание о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленых” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия, Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором. Долгое время этот летописный рассказ, отношение к которому чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам.

В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь – имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя “Киев” происходит от сарматского слова “кивы”, что значит “каменные горы”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до пришествия Христова.

М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева были гунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдя это место удобным для поселения, вожди их остановились и построили «вышеозначенные грады».

Против теории гуннского происхождения Киева, неоднократно возрождавшейся на протяжении всего XIX века, выступил историк И. М. Болтин. “Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили, - писал он, - о том ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы они местами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде, нежели славянами были покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибо слово “кивы” на сарматском языке значит горы”. Однако позднее И. М. Болтин отстаивал аварское происхождение Киева.

Г. Байер утверждал, что Кий – это готский король Книве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250 г.

Немецкий историк Г. Миллер утверждал, что честь основания Киева принадлежит гуннам: “Писатели средних времен часто называли город Киев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов”.

При всей своей несхожести выводов выше упомянутых историков они единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Первым подверг критике немецкую школу историков М. В. Ломоносов. Русский ученый писал: “Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в полях Кий, Щек, и Хорив. И хотя в оном летописце с начала много есть известий невероятных, однако всего откинуть невозможно”.

Крупнейший представитель русской дворянской историографии Н. М. Карамзин также встал на защиту летописных известий об основании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянском происхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегда могут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошли от иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать, гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев и сестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и прочие”.

В одной из опубликованных в 1850-1852 гг. саг говорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии, а столицей имел Днепровский город “Данпарстад”. Ф. К. Браун считал, что Данпарстад занимал, вероятно, то место, где сейчас находится Киев. Г. Вигфуссон был так же сторонником скандинавских саг, но в Киеве он видел центральный город готской империи – столицу Эрманарика. Однако позднее готское происхождение Киева было опровергнуто анализом самих же саг. В том виде, в котором эти памятники дошли до нашего времени, они не старше IX в., а следовательно, сведения о Днепре и “Днепровском городе” являются позднейшей локализацией столицы Эрманарика, которая могла произойти под влиянием рассказов скандинавов, бывших в Киеве в IX и последующих веках или слышавших о нем.

Тем не менее, теорию о скандинавском происхождении поддерживали исследователи исторической топографии. Н. И. Петров считал все же, что Киев вначале принадлежал готам, а затем гуннам и в IV в. был центром готской империи и столицей Эрманарика.

Крупные историки XIX в. Н. П. Дашкевичь, А. А. Шахматов и другие относили начало Киева только к концу IX в. В. О. Ключевский полагал, что Кий был князем в первобытном понимании родового старейшины, а в князя полян он превратился под пером летописца.

И. Я. Франко считал, что Нестор не мог придумать князя Кия. В рассказе о поездке Кия в Царьград Франко видел военный поход Кия на Царьград - “Очевидно, речь здесь идет о военном походе Кия на Царьград, более раннем, чем переход обров мимо Киева, бывший в 670 г. Это позволяет отнести начало государственной организации в окрестностях Киева к началу VII-го века”. “Мне кажется, этимологическое толкование рассказа о Кие, Щеке и Хориве неверное и ненужное”.

И. М. Самойловский считает, что историю Киева необходимо начинать от тех поселений, которые были на месте будущего города на рубеже старой и новой эр.

О славянском происхождении основателей Киева свидетельствует не только “Повесть временных лет”, но и другие летописи. Новгородская первая, Никоновская, летописные известия включенные в “Синопсис” говорят о том, что средневековые авторы Длугош и Стрыйковский пользуясь какими-то древнерусскими, не дошедшими до нас летописями, писали не только о славянском происхождении Кия, но и о том, что именно он был родоначальником киевской княжеской династии, прекратившей свое существование после убийства Аскольда и Дира. Однако уже во времена Нестора некоторые летописцы скептически относились к изложенной версии, не оспаривая славянского происхождения Кия, были склонны видеть в нем обыкновенного перевозчика через Днепр жившего в IX в. Для опровержения этого Нестор дополнил свой рассказ, привлекая дополнительные материалы. Быть может это, были народные предания, а возможно, в его руках находился и какой-то письменный источник.

“Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.

“Повесть временных лет”

К сожалению, Нестору не удалось разыскать сведения о времени жизни и деятельности первого киевского князя, в чем он и признался.

Точная дата основания Киева Кием имеется в новгородской первой летописи – это 854 г., но ей нельзя доверять. Она была внесена в рассказ о Кие новгородскими летописцами в XI – XII вв., пытавшимися создать свою схему развития Руси, в которой не Киев, а Новгород выступал бы наиболее ранним восточнославянским городом. Им же принадлежит и версия о Кие – перевозчике через Днепр.

Существуют параллельные киевской легенде иностранные источники. В первой части “Истории Тарона” Зеноба Глака рассказывается о происхождении рода Мамиконянов в Армении. В армянской записи киевской легенды говорится об основании города в стране полуни Куаром, Мелтеем и Хореаном. Н. Я. Марр датировал “Историю Тарона” VII в.

Начало VI в. отмечено крупными вторжениями славянских племен в византийскую империю. Согласно свидетельству Прокопия Кессарийского славяне почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногда достигая предместий Константинополя. Чтобы обезопасить империю, Юстиниан I открывает широкий доступ славянам в наемные войска. Один из них, по имени Хильбудий, даже назначается стратигом Фракии. Сведения об этом славянине сообщил Прокопий Кессарийский: “Был некто Хильбудий, близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жажды стяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел ни какого состояния. На четвертом году своей единодержавной власти император, назначил этого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра, приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку… Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обыкновению перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Была битва жестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий”. Продолжением этого рассказа является надгробная плита, обнаруженная близ Константинополя с надписью “Хильбудий сын Самбатаса”. Исходя из того, что Самбатас – название Киева в византийских источниках, можно предположить, что в этой надписи, датируемой 559 г. речь идет о Кие. В рассказе Прокопия Кессарийского о Хильбудие много общих черт с рассказом Нестора о Кие. Не исключино, что с целью разобщения антов и склавинов Юстиниан I был вынужден принять в Константинополе с великими почестями полянского князя Кия, как об этом писал Нестор.

Археологические материалы обнаруженные в разных районах Киева достигают наивысшего развития в II – III вв. н. э., после чего происходит их угасание. Материалы IV в. встречаются редко, а материалов начала V в. практически нет. В конце V в. появляются поселения отличающиеся от поселений предшествующего этапа.

Материалы VI – VII вв. находятся в основном в древней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской, некоторая часть Подола. Их можно назвать ядром Киева также IX – XIII вв.

Исследования древнейшего киевского городища показали, что его укрепления ограничивали небольшую двухгектарную часть Старокиевской горы: от того места где сейчас Андреевская церковь, через территорию музея истории Украины, и заканчивалась над Гончарным оврагом. Нет сомнения, что древнейшие киевские поселения формировались как укрепленные центры. Об этом говорит выбор места для них.

Будучи изолированной со всех сторон естественной преградой (70 м над уровнем Днепра), Замковая гора, и без искуственных укреплений была не приступна. Это не исключает на ней укреплений в виде деревянной стены остатки которой были найдены археологами.

На Замковой горе и в ее окружении, были найдены византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, амфориски херсонского производства, бронзовая фигурка льва.

Вероятно Замковая гора являлась межплеменным центром, из которого происходило заселение окружающих возвышенностей.

Значительное расширение центральной части произошло за счет возведения укреплений на Старокиевской горе. Отсутствие естественных преград с юга способствовало развитию центральной части города. “Град Кия” был построен по всем правилам раннесредневекового оборонительного зодчества – искусственные укрепления удачно дополняли естественные рубежи – с трех сторон Старокиевская гора имела крутые склоны, а с юга высокий земляной вал и глубокий ров (около 4 м).

Крепость на днепровских высотах была исторической необходимостью. Князь, создавший ее, опираясь на среднеднепровские дружины, получал известную власть над всеми племенами, главные реки которых текли к Киеву: древлянами (Ирпень, Тетерев), дреговичами (Припять, Днепр), кривичами (Десна, Днепр), северянами (Десна, Сейм) и радимичами (Сож). Еще одним существенным преимуществом киевской крепости, было надежное укрытие глухими лесами от кочевых орд степи.

Важным средоточием союзов племен было Среднее Поднепровье. Здесь образовалось мощное объединение во главе с полянами. Его центром стал Киев, непрерывное развитие которого началось в конце V в. Крепость, построенная на Старокиевской горе, являлась центром древнерусской государственности.

Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. Согласно легенде в конце V - начале VI столетий нашей эры три брата Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу реки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Первое упоминание о Киеве, содержащееся в древнерусской летописи "Повесть временных лет", относится к 862 г. Однако археологическими исследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственные постройки "городка Кия", датированные V - VI вв. (на основании этого открытия в мае 1982 г. был торжественно отмечен 1500-летний юбилей города). В IX - XII вв. Киев - столица одного из самых больших и могущественных государств Европы. После смерти Владимира Мономаха в 1125 г. начался процесс распада единого государства Киевская Русь. В 1240 г. Киев был разрушен и опустошен ордами монголо-татарского хана Батыя. Монголо-татарское нашествие задержало развитие города почти на столетие.

В XV веке Киеву было даровано магдебургское право. Согласно Люблинской унии 1569 г. польские феодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе и Киевом. В конце XVI века - первой половине XVII века берут начало восстания украинского народа против порабощения. 23 декабря 1648 г. в Киев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. В 1654 г. в Переяславле был заключен союз с Россией, в результате которого произошло воссоединение Украины с Россией.

С декабря 1919-го по июнь 1934 г. столицей страны был Харьков. 24 июня 1934 г. украинское правительство и все республиканские организации переехали в Киев. Город сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны и полностью восстановлен в послевоенные годы. С 1991 г. Киев - столица независимой Украины.

Киев - святыня руской земли - споконвека славен своими красотами и драгоценным историческим наследством. У 882 году первый князь киевский Олег Рюрикович объединил все земли руские и начал свое княжества в Киеве, провозгласив: "Сие конуры иметь градомъ русскимъ!". И стало расти с тех времен могущество князей киевских, а вместе с тем и слава самой столицы Давней Руси. Киев розкинув свои одеяния на берегах Днепра - одной из наибольших рек Европы, почти в центре его бассейна. В одной из древних легенд вспоминается Днепр под именем Борисфен, что можно истолковывать, как "тот, что течет из севера} . При этом Днепр обрисовывается огромной рекой, которая богатая рыбой и уступает величием лишь Нилу и Дунаю.

Первое летописное упоминание о столице Давней Руси датируется 862 г. Именно в это время иноком КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ Лавры, Нестором, был начат труд над "Повестью временных лет" - многовековым сказало о становлении и истории Киевской Руси. Но эта летопись не является свидетельством рождения более давнего восточнословянского города, ибо источники его основания ведут в глубину веков. Нестор-литописець свидетельствует, что к его временам сохранился перевод о походе апостола Андрея к северу. Плывя со своими учениками водами Днепра, св. Андрей благословил склоны, на которых было суждено розкинуться Киеву. а народной легендой три брата - Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбидь учредили на этих днепровских склонах город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Современ княжества Олега, сильнел и перестраивался Киев, а вместе с тем ширилась величие и самой руского государства. За свою больше чем 1500-годовую историю "иметь градов руских" неоднократно была захвачена врагами, пылала в огне и опять была возрождена с пепла. Территориальное развитие Киева с самого начала было обусловлено потребностью в постоянном и надежном укреплении : врагов у восточных славян и Руси всегда было много. Неисчислимые орды кочевников вытаптывали причерноморские степи, а из запада врывались на Русь агрессивные польские и венгерские князья, из севера - беспощадные варяги. Оттого годы существования древнеруского государства преисполнены грому битв и шума походов.

Ще за княжество Олега Киев становится одним из наибольших городов восточной Европы. По смерти первого киевского князя все наследники княжеского престола всегда олицетворяли могучих правителей и творцов культурного наследия Киевской Руси.

После принятие христианства в 988 г. князем Владимиром, Киев славится ячейкой Христова учения на Руси. В те времена началось строительство многих храмов и монастырей - важнейших памяток истории и архитектуры, а главного языческого идола, Перуна, было привязанным к конскому хвосту и во всеуслышание сброшено из Боричевского подъема в Днепр. Часыже наибольшей славы для древнего Киева были в эпоху князя Ярослава Мудрого (1019-1054 рр.). Ярослав заметно расширил территорию города и оградил его стеной и валом, в которых из четырех различных сторон были установлены ворота: из северного востока - Градски, из южного запада - Золоте, из северного запада - Жидовские, а из южного востока - Лядские. Внутри город был украшен многими величественными сооружениями. Самая главная из этих сооружений - Киево-Софийский собор, при котором находился митрополичий дом. Создан было этот храм на том самом месте, где 1037 года произошла битва руських с печенегами, в которой последние потерпели поражение. а Ярослава впервые на Руси сложено свод законов - "Руску правду". Он сделал попытку уменьшить зависимость руской церкви от Константинополя, назначив 1051 года (без санкции патриарха) киевским митрополитом русина Иллариона.

В 1039 году было завершено обновление и осуществлено освящение Десятинной церкви, которая сильно пострадавшая во время пожара 1017 года. За всей достоверностью много других храмов Божьих, как в самом Киеве, так и на его околицах возникли и были обновлены также благодаря щедроты князя Ярослава, который, по свидетельству летописцев того времени, пытался уподобить нашу "мать градов руских" Византии. Перед смертью Ярослав Мудрый разделил государство между сыновьями, отдав киевский стол Изяславу. Похоронили князя в соборе Софии в мраморном саркофаге, что поныне стоит в Софии. История древнего княжеского Киева завершается еще одним выдающимся событием, а именно штурмом города монгольським ханом Батием. Летом 1240 года Батий начал поход на Западную Европу, и первым большим городом на пути монголов в этом походе оказался Киев. Оборону города возглавил воевода Дмитрий, ибо тогдашний князь Даниил Галицкий находился в Галичине. В ходе этого штурма были разбиты Лядские ворота и разрушено крепость Десятинной церкви. После этого кровавого нападения монголов христианский Киев и значительная часть украинских земель был подсоединен в Литву князем Ольгердом, который воевал с крестоносцами. Впоследствии, после заснування Запорожской Сечи, уже казацкий Киев был освобожден из-под гнета литовский - именно с этих славных времен и начинается эпоха гетманской казацкой власти.


Слава средневекового Киева

1648 года произошел торжественный въезд в Киев полководца и основателя казацкого государства - гетмана Богдана Хмельницкого. Именно в Киеве новым гетманом были приняты решения воевать за новую независимость Украины. У январе 1654 года в г. Переяслави произошли переговоры между украинской казацкой старшиной, возглавляемой Богданом Хмельницким, и московским посольством под руководством Василия Бутурлина. Так было принято Переяславску соглашение, за которым Украина присягала на верность московскому царю.

Важной стороной деятельности Коша Запорожской Сечи была организация посольств в Москву с целью ведения переговоров об объединении Украины с Россией. Активным организатором и инициатором этих переговоров выступал киевский митрополит Иов Борецький. Хозяйничание благородной Вещи Посполитой на украинских землях, режим жестокой социальной эксплуатации и религиозного прижатия привели к могучей освободительной борьбе украинского народа. У второй половине XVI - первой половине XVII веков в городах Украины существовали школы при церквях и монастырях. В Киеве вспоминается школа Михайловского монастыря. 15 октября 1615 года начала свою деятельность школа, которая вошла в историю, как Киевская братняя школа, родоначальница КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ академии. аснована она была митрополитом Киевским, Галицким и всей Руси Петром Могилой из благословения знатной киевлянки из благородного рода Волыни Галшки Гулевичивни, которая дарила свой дом с землей под основания монастыря и школы для детей "народа руского православного".

Большую поддержку Братняя школа получила от гетмана Войска Запорозького Петра Конашевича-Сагайдачного. Эту его традицию - поддерживать Киевскую братнюю школу, продолжили и следующие гетманы Украины, в частности, Иван Петрижицький, Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепа и др. В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ коллегией (академией). У первой половине XVIII ст. в Академии учились такие известны впоследствии деятели науки и культуры, как Константин Щепин, Андрей Денисов, Михаил Ломоносов. Уникальным был книгосборник Киевской коллегии, которая формировалась в течение двух веков и пополнялась также за счет закупок и поступлений от издательства Украины, России, Беларуси, Амстердама, Гамбурга, Галле, Берлина, Братиславы, Данцига, Варшавы, Лондона, Парижа, Рима, Болоньи и других городов.


Киев XIX - начала XX веков

9 июля 1811 г. на Подоле, где и поныне располагается первое киевское высшее учебное заведение, был большой пожар. Пламя поглотило множество архитектурных памяток Киева, было повреждено неисчислимое количество домов, но общими силами народа и городской власти Академия была возрождена. После этого пожара древний подольский район Киева еще многократно страдал от нашествия природной стихийной беды.

Двагода подряд (1844 и 1845) киевляне страдали от необыкновенно бурных разливов Днепра. Особенно страшным был разлив 1845 г. Во время этого небывалого наводнения вода поднялась на семь с половиной метров выше обычного уровня, затопив все Деление и два квартала Плоской слободы. У XIX ст. 1830 г. для большего укрепления города была построена новая Киевская крепость, а комплекс оборонных, военных и административных сооружений на Печерске, основанный в начале XVIII ст., стал называться Старой крепостью.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.