рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии

Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи (Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы:

1.Констатация проблемы.

2.Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по
теме экспертизы.

3.Гендерный анализ существующих правовых норм.

4.Гендерная характеристика отраслей права.

5.Соответствие российского законодательства нормам
международного права.

6.Гендерная реконструкция государственного управления.

7.Экономический и институциальный анализ.

8.Проблема эффективности.

При проведении гендерной экспертизы необходимо опираться на гендерные индикаторы - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Это необходимая составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.

2.3 Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе

Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрение результатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований, что ведет за собой изменение социальной реальности.

Термин «акционистское исследование» в 1944 г. был предложен социальным психологом К. Левином, которому принадлежит идея о том, что лучший способ изучить социальные системы – это изменить их. Другая идея состоит в том, что, проходя через процесс коллективного исследования, индивиды в большей степени готовы воспринимать изменения.

Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистского социального исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов решения социальных проблем, трудностью внедрения этих результатов является их формулирование в научных терминах, несколько удаленных от возможностей и потребностей реальной практики, от непосредственных задач социально-политического контекста.

Партисипаторные гендерные исследования. В исследовании обычно предполагается более или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком, исследователем и исследуемыми людьми. Те, кого мы исследуем, фактически лишены возможности влиять на процесс написания нами научной статьи или на создание пакета рекомендаций.

Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным является го, что исследование, как и рекомендации, разрабатывается представителями сообщества, той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению. Т.е. исследователями становятся рядовые социальные работники.

Такие исследования базируются на понятии критического знания. Немецкий философ Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, которое возникает из рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право и справедливость, и побуждая нас занять активную ценностную позицию. Такой подход реализуется в партисипаторных исследованиях, актуальных сегодня в феминистских исследованиях социальной политики и социального обслуживания, как и в практике гендерно-чувствительной социальной работы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).


3. Историческое развитие феминологии

3.1 Начальный период развития феминологии

Внимание к проблемам женщин изначально проявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе, истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальной работе проследить эволюцию восприятия и понимания сущности женщины, её роли и места в обществе – значит понять историю женского вопроса, причины его возникновения, оценить исторически сформировавшиеся подходы к его разрешению и увидеть перспективы своего профессионального общения и взаимодействия с женской аудиторией.

Андрогинный и дуалистический подходы к пониманию проблемы пола. Основополагающие принципы патриархатной философской традиции были сформулированы представителями афинской школы Сократом, Платоном, Аристотелем (V–IV век до н.э.), в философии которых разум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство.

Постулируется бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело – с серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее).

Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское – объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом.

Философское знание рассматривает сущность гендера на основе двух основных подходов.

·          Дуалистический – базируется на идеях дуализма (противопоставления, бинаризма), ведущего к господству мужского начала и признанию только за мужчиной права быть собственно человеком (основоположник – Аристотель).

·          Андрогинный подход осмысления гендера базируется на идеях андрогинной природы человека (Платон) признающих за человеком сочетание мужского и женского начал, их взаимодополнительности.

Платон в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др., ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Он использовал миф об андрогинах (от греч. andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке, например, ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет.

Миф об «андрогине» служил основанием для объяснения полового деления людей. Идея андрогинии была противоположна по своему содержанию дуализму, как мировоззренческому принципу. В восточной культуре, наиболее близкой андрогинии по смыслу является наличие Ян и Инь – мужское и женское начала, предполагающие взаимодействие и взаимопроникновение, т.е. гармонию.

Аристотель выступил противником идей Платона об уравнении женщин с мужчинами, руководствуясь принципом биологического детерминизма. Аристотель проводит четкую грань между мужским и женским – все мужское считается эталоном, все женское – маргинальным. Его представления о женщине, были основаны на дуализме – иррациональном противопоставлении мужчины и женщины, мужского и женского.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своих сочинениях «Политика», «О возникновении животных» и др. рассматривал следующие проблемы отношений между мужем и женой в семье; способы сокращения избытка народонаселения; роль женщины и мужчины в обществе; разделение труда между полами; сущность мужчины и женщины и т.д. Он считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине – до 18 лет; путем умерщвления больных детей; установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Таким образом, рассуждая о роли мужчины и женщины в обществе, в сочинении «Политика» Аристотель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находится в подчинении»[4].

В Древнем Риме социальный статус женщины был намного более высоким, чем в античной Греции. Во многих отношениях женщины в Древнем Египте были наиболее раскрепощенными в данную эпоху (Webster, 1873).

Доминирование мужчин и подчинение женщин считалось общепризнанной и не подлежащей сомнению данностью и любые попытки других авторов ее оспорить были сопряжены с большими трудностями. Большинство философов и мыслителей прошлого обосновывали доминирующее положение мужчин в обществе и подчиненное положение женщин (основной признак патриархатной культуры).

В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:

1) патристика (I–V в.) – зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» – Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристик женского из философского мышления и культуры.

2) схоластика (VI–XIV в.) – период философии зрелого средневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на
философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуре допускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональный контроль.

Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета («от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женой регламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».

Социальное положение женщин в эпоху Средневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев – вторично выйти замуж и т.д.

Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё было какое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив её ничем.

Западное христианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственности образа Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, целью которого, в отличие от языческого, было не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека, что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.

В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.) автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) является эмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и жену как две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.

Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философии как греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность, является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуре ассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменности плотского начала.

Фома Аквинский связал свои воззрения с патриархатными идеями Аристотеля. В XIII в. Ф. Аквинский осуществил переводческую деятельность, в ходе которой были переведены многие, малоизвестные до этого работы Аристотеля. В воззрениях Фомы Аквинского наиболее четко кристаллизировались дуальные оппозиции в отношении мужское и женское – женщины это воплощение греха, «путь к дьяволу». Привнеся зло в мир, женщины должны быть восприняты как опасные и иррациональные создания (Stock, 1978).

Апогеем средневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молот ведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторы представили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическое уничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe (fides) minus – вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широко распространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI–XVII в.

Зачатками феминизма мы с полным основанием можем считать творчество Кристины Пизанской (1364–1430) – одна из немногих женщин – «дочерей образованных отцов» – писавших от лица женщин и в защиту прав женщин в средние века, была поэтом, писательницей и историком при дворе короля Франции Карла VI в конце XIV-начале XV вв. В «Книге о граде женском» (1405) – Кристина, защищая свой пол, представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам. Вовлечение в полемическую переписку с некоторыми из известных тогда мужчин-гуманистов, создало Кристине Пизанской репутацию защитницы женского пола и положило начало трехсотлетним литературным дебатам об общественном положении женщин, известным под общим названием «спор о женщинах» (querelle des femmes)[5].

Гуманисты Ренессанса посчитали необходимым предоставить женщинам образование. Это стало значимым шагом по пути эмансипации слабого пола. Гуманизм Ренессанса был основан на работах античной культуры. Авторы Ренессанса, как Л.Б. Альберти в труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. Автор пояснял в этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и, следовательно, более полезны. Работа Л. Альберти была типичной для той эпохи в отношении женщин, что являлось инспирированием античных традиций. Первой работой итальянских гуманистов, посвященной женскому образованию был труд «Изучение литературы» Л. Бруни. В этом исследовании автор касается только образования для женщин из аристократии. Основой всего обучения для женщин, также как и для мужчин, он считал латинский язык и стиль латыни в письме.

В Англии первым актом защиты права женщины на образование было опубликование работы «Отче наш» Эрамуса в 1524 г. В предисловии Р. Херда к этой работе содержались призывы к защите женского образования. Эрамус в работе «В похвалу Фолли» считал, что образование необходимо для женщин, так же как и для мужчин. В своем диалоге «Образованная молодая женщина» он защищает женское образование как помощь в нравственном воспитании женщин, в ответ на средневековый антиинтеллектуализм христианства.

В эпоху Возрождения Т. Мор (1478–1535) в своей «Утопии» описал идеальное государство. В труде «Утопия» автор продолжил линию Р. Херда и Эрамуса.В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность, служба в армии (для женщин вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители. Таким образом, Т. Мор высказал идею о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также осветил проблему гендерных отношений.

Т. Кампанелла в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается, в том числе и обучение военному искусству, не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Семьи нет, а проблема подбора партнеров для рождения детей решается с помощью астрологии. Т. Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В целом, несмотря на развитие гуманистического мировоззрения в Европе, исследователи ставят под сомнение актуальность «Ренессанса» в отношении женщин (Дж. Келли).


3.2 Понятие женского вопроса. Социалистическая и либеральная трактовки женского вопроса

Европейские просветители обосновали идею естественных прав человека. Однако часть просветителей не распространяли это на женщин.

В теории гендерно дифференцированного воспитания Ж. Ж Руссо, которую он изложил в романах «Эмиль или о воспитании» и «Юлия или новая Элоиза», ярко выражена просветительская идея о том, что женское начало обладает рядом позитивных качеств, которые отсутствуют у мужчин и которые оказывают важное позитивное влияние на процесс формирования мужского субъекта (С. Жеребкин, 2001).

Ж.-Ж. Руссо являлся сторонником традиционных ролей женщины. Мыслитель обосновал свой взгляд по проблеме женщин в произведении «Эмиль, или о Воспитании». Известный своими идеями о свободном воспитании, в вопросах социальном статусе женщины он оказался на более консервативных позициях.

Ж.-Ж. Руссо обосновал принцип женской природосообразности. Он считает, что «все дело в том, чтобы быть тем, чем создала нас природа». Ж. – Ж. Руссо критиковал Платона, за то, что он хотел уравнять мужчин и женщин в вопросе военного искусства: «женщина дороже стоит как женщина, но не хороша в качестве мужчины», таким образом, Ж.Ж. Руссо был активным сторонником сохранения женской идентичности, ее природосообразности.

В XIX в. в социальной мысли начал фигурировать новый термин – «женский вопрос». В чем его суть?

О.И. Шафранова отметила, что «женский вопрос» по своей сути не является исключительно женским, т. к. он включает в себя не только необходимость эмансипации, но и «вопросы взаимоотношений мужчины и женщины, семьи и брака, охраны и защиты материнства и детства – т.е. вопросы социального характера, которые затрагивают интересы обоих полов в равной степени».

Т.А. Карченкова в диссертационном исследовании дает следующее определение понятия «женский вопрос»: «совокупность проблем правового, социального, политического, экономического, ценностно-нормативного характера, от решения которых зависит общественный и семейный статус женщин».

Социализм. Идеи об освобождении женщин выразились в русле теорий о классовой борьбе (А. Бебель, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), где женщины представлялись угнетенным классом, подобным пролетариату.

Освободительные идеи Великой французской революции в XIX веке стали опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы: «Мужчина и женщина – вот социальный индивид», произнесенная социалистом Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса», – сформулированная Шарлем Фурье.

Идеи западной сексуальной революции предвосхитил французский социалист Ш. Фурье, который предлагал функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) передать обществу, а мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения. Люди могут сами выбирать тип этих отношений: воздержание; частая смена партнеров; групповые отношения; длительные отношения одной пары.

Ф. Энгельс напрямую увязывает неравноправие полов с классовым неравенством, считая угнетение женщины мужчиной первой формой классового угнетения. Муж в семье представляет буржуазию, жена – пролетариат. Энгельс вывел формулу о «двойном угнетении», которому подвергаются женщины пролетарского класса в буржуазном обществе: они угнетены как класс и как пол. По мере того как женщины будут вовлекаться в общественное производство, равноправие будет усиливаться. С победой социализма в положении как женщин, так и мужчин произойдут значительные перемены: необходимость в существовании семьи отпадет, так как все ее хозяйственные функции и воспитание детей возьмет на себя общество. Тогда женщина будет по-настоящему равноправна с мужчиной, и единственной основой для брака останется любовь.

А. Бебель в работе «Женщина и социализм» предпринял анализ статуса женщины в различные эпохи. Он считал что женщинам необходимо организовать свое движение. Он активно продвигал свою идею среди немецких женщин из рабочего класса, чем способствовал его формированию. А. Бебель известен как сторонник законодательного оформления социальной защиты женщин.

Основной тезис классического марксизма состоит в том, что поскольку женщины-работницы угнетены капиталистической системой в той же степени, что и мужчины, а разделяет женщин принадлежность к разным классам, постольку не существует единых специфически женских интересов, отличных от классовых. Объединение женщин из разных социальных слоев возможно только для борьбы за преобразование капиталистического общества в социалистическое.

Анархизм. Анархисты считали, что институт брака является одной из форм закрепощения женщины. Следовательно, его необходимо разрушить и заменить другими формами упорядочивания половых отношений мужчины и женщины (свободная любовь). Подобные идеи были распространены в Европе и США (Э. Голдман).

Либеральные идеи о равноправии полов. Одним из основоположников движения за женское равноправие считается английский философ и социолог Дж.С. Милль. Работы Дж.С. Милля аккумулировали в себе идеи относительно искоренения гендерного неравенства в обществе.

Одним из первых этот либеральный философ выдвинул концепцию «полного равенства» полов, которая включала юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Женщины облагались налогами наравне с мужчинами, но их права на владение собственностью были существенно ограничены: замужняя женщина теряла право распоряжаться своим имуществом и заключать договоры. Милль считал, что в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не тем, родился он мужчиной или женщиной.

Эссе Дж.С. Милля «О подчинении женщины» представляло большой интерес для общественности и за короткий промежуток времени было переведено на основные европейские языки. Инновационная теория Дж.С. Милля сводилась к тому, что при создании соответствующих социальных условии угнетенный пол (т.е. женщины – авт.) мог бы внести огромный вклад в дело общественного прогресса.

Рассматривая проблему «рабства женщин», Дж.С. Милль, как и Ш. Фурье, критиковал институт брака, который поглощал права, свободу действий и собственность женщин. В труде «О подчинении женщины» он писал, что «любой шаг на пути прогресса сопровождался соответствующим поднятием общественного уровня женщин – что есть мерило цивилизации народа или века для историков и философов». Высказанная Дж.С. Миллем идея, что у женщин могут быть свои интересы, отдельные от интересов мужа или семьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» – социальной группы, осознающей наличие собственных интересов, не совпадающих с интересами других групп, а иногда и противоречащих им (Каменская, 2007).


3.3 Научно-философские предпосылки формирования феминологии

Второстепенная и приниженная социальная роль женщин обнаруживается в работах Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра. Идея о андрогинности человека обнаруживается в трудах Ф. Шлегеля и О. Вейнингера.

Ф. Шлегель выдвинул идею о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики мужчины и женщины. Он считал, что «мужественность» и «женственность» представляют собой не характеристики отдельных полов, а два принципа, которые вместе образуют целостную человеческую личность. «Различие полов – лишь внешняя сторона человеческого существования… В действительности мужественность и женственность, как их обычно понимают и практикуют, являются опаснейшими помехами человечности, которая, согласно древней легенде, находится посредине и может представлять собой лишь гармоническое целое, не терпящее никакого обособления». В отличие от многих предшественников, он советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества, например, эмоциональность, а женщинам – мужские, например, рациональность.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечал различия в мужском и женском способах восприятия: мужчины хорошо воспринимают отвлеченные идеи, а женщины целиком погружены в чувственную, сиюминутную реальность. женщины неспособны к бесстрастным суждениям и не могут, например, быть судьями. Этим самым он показывает, что мужская реакция – норма, а женская – отклонение от нее, что неприемлемо с позиции современной науки, и утверждает ограничение одного пола по сравнению с другим.

Этика О. Вейнингера, Ф. Ницше. На рубеже XIX и XX в. проблема пола была широко обсуждаемой в рамках предметных областей многих наук (философия, история, культурология, социология, педагогика).

О. Вейнингер. Австрийский философ О. Вейнингер в работе «Пол и характер. Принципиальное исследование» (1903 г.) отметил, что все биологические организмы – от простейших и до человека – определяются совмещением в них мужского и женского начал: «каждый человек колеблется между мужчиной и женщиной». Таким образом, этот ученый вновь поднял вопрос об андрогинности человека.

Однако О. Вейнингер не являлся первым ученым, обосновывавшим андрогинный подход к пониманию природы пола человека. Немецкий философ О. Вейнингер, глубоко повлиявший на отечественных мыслителей, начал с понимания андрогинной природы человека и в итоге приходит к принципиальному выводу, что «женщина… совершенно лишена возможности развиваться, разве только через мужчину».

Эта проблема рассматривается психологом К.Г. Юнгом с точки зрения учения об архетипах коллективного бессознательного. Андрогинность человека К.Г. Юнгом была сведена к учению о женском архетипе Анимы у мужчин и мужском архетипе Анимуса у женщин.

Ф. Ницше. Основное значение философии Ницше в преодолении патриархатной традиции в философии состоит в том, что он разработал логические основания, во-первых, для введения феномена женского в философский и культурный дискурс и для теории женской субъективности, строящейся на неклассических принципах мышления.

В работе «Женственность» З. Фрейд изобразил женщин завидующих мужской анатомии и заключил, что «фемининными» чертами являются пассивность, зависимость и склонность к подчинению. Мужчин же он считал активными и стремящимися к власти. Любое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчин) было названо фаллическим. Влияние З. Фрейда на науку и культуру было велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению.

В середине 1920-х гг. критика идей З. Фрейда прозвучала от К. Хорни, которая отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма. Отвергнув тезис Фрейда о том, что «зависть к пенису» играет критическую роль в развитии женщины, она возразила, что, напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать.


4. Развитие феминологии в России

4.1 Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.

Т.А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:

1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель),

2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения)

3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)

Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное.

Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В.Г. Белинский, Н.А. Вышнеградский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола.

Выделяются следующие концепции женского вопроса:

– консервативная,

– демократическая

– радикальная

Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М.Н. Катков, Н.С. Лесков, М.Н. Погодин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, П.К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин – семья, а основное предназначение – рождение детей.

Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах.

Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества.

4.2 Тема пола в русской философии

В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С.Н. Булгакова, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину.

О.А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного:

1)         в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такую дифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип;

2)         в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется – через категорию любви – с фемининным, женским началом.

Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию.

Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX – начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О. Вейнингера «Пол и характер».

В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания.

В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили дальнейшее развитие русской философии пола – тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности.

Н.А. Бердяев в работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному ему движению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину».

Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине.

В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.

4.3 Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти

Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать эту проблему с биологической, антропологической, философской, социологической, психологической, педагогической и др. точек зрения.

В работах П.Е. Астафьева, вышедших в 1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки» выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий) и по нему различает психические типы мужчин и женщин.

Таким образом, призвание женщины заключается в том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля.

Работа Л.П. Кочетковой «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальный статистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, которые делает автор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу.

В Советской России общественно-политическая атмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалось существование различий между полами, и в отечественной науке на долгое время психология, педагогика, социология становятся «бесполыми».

Вопросы пола интересовали ученых и они проводили свои исследования: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детей Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др., что имело важное значение для построения гендерного подхода.

К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервало научный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.


[1] Дискурс (лат. – логическое рассуждение) – тип мышления и общественного обсуждения проблемы

[2] См.: Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой. М., 2002.

[3] См. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе:  оценка, анализ, экспертиза. Учеб. пособие. Саратов. 2004.

[4] Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. – М., 1983. – С. 383.

[5] См. подробнее: Успенская В. И. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской. Пособие к курсу по истории феминизма. Тверь. 2003.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.