рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: История государственного управления в России

"Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его. Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название – "подлые люди".

Проведена реформа крестьянского сословия. Оно распалось на государственных крестьян (однодворцы, часть служилых по прибору, черносошные крестьяне) и крепостное (холопы, дворовые – работали при дворе, крепостные рабочие – при мануфактуре, крестьяне – на земле).

По окончанию Северной войны Пётр I 22 октября 1721 года объявляет себя императором, а Россию — империей. В европейской традиции империей считалась единственная могущественная держава общеевропейского масштаба; таким образом, новый титул русских царей обозначал в глазах Запада резко возросший внешнеполитический вес России.

В 1724 г. проведена перепись населения и была введена подушная повинность. После переписи была введена паспортная система.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Вопрос 22. Появление профессиональных государственных служащих при Петре I

Совершенствование государственного управления напрямую было связано с созданием новой системы государственной службы. Решая проблему организации государственной службы (как военной, так и гражданской), Петр I ввел в действие имевшую силу законодательного акта «Табель о рангах». Она состояла из таблицы и восемнадцати пояснительных пунктов к ней. Под чинами подразумевались и должностные лица, и занимаемые ими должности, и ранги этих лиц. Чин – это степень жалованного служебного значения, достоинства, класс.

Все сколько-нибудь существенные должности каждого рода службы (военные, гражданские, придворные и т.п.) разделялись на четырнадцать классов. Каждый служащий был обязан пройти их снизу доверху, что обеспечивало бы, с одной стороны, замещение всех вакансий, с другой – приобретение необходимых навыков военной или гражданской службы (сама практика такого продвижения по службе была главной школой профессиональной подготовки). Доказательством того, что в представлении Петра не существовало больших различий между службой ратной и гражданской, стало то, что в Табели о рангах каждый гражданский чиновник того или иного класса, начиная с чина «канцелярских служащих», приравнивался к офицеру.

Пожалуй, самым важным в этом документе было то, что он устанавливал новый порядок продвижения по службе каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

«Табель о рангах» разрабатывалась несколько лет. С этой целью были собраны и изучены аналогичные акты Англии, Дании, Пруссии, Швеции, Франции, Польского королевства и Венецианской республики. За основу было принято законодательство Дании и Пруссии. При этом Петр I отказался от практики, существовавшей в Англии и Дании, согласно которой определенный чин получали не только должностные лица, но и обладатели родовых титулов (графов, баронов) и просто дворян-помещиков. В «Табели о рангах» классные чины для этих категорий предусмотрены не были. В результате дворяне оказались вне главной служебной иерархии и для получения чина должны были поступать на службу.

Кроме того, серия указов 1714 г., по мнению Петра I, должна была возбудить у самих дворян интерес к службе. 23 марта был опубликован указ о единонаследии. Значение его в том, что он ограничивал право распоряжения «недвижимым имением». Если раньше землевладелец мог поделить свое наследство между всеми сыновьями, то теперь он мог завещать его только одному из них, причем любому – старшему или младшему. Введение ограничения, задевавшего глубинные интересы дворян, мотивировалось заботой Петра об их материальном благополучии: раздел недвижимого имущества между наследниками, по мнению царя-реформатора, вел к оскудению рода и упадку фамилии, которая, размножаясь, превращалась в однодворцев. Главная же цель указа состояла в том, чтобы принудить дворян служить. При старом порядке наследования дворянин, «имея свой даровой хлеб, хотя и малый, ни в какую пользу государства без принуждения служить, и простираться не будет, но ищет всякий повод уклониться, жить в праздности». Теперь сыновья, не получившие недвижимости, будут вынуждены «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».

Указ о единонаследии имел, вне зависимости от воли законодателя, еще один важный результат. Он на практике уравнял поместье, то есть земли с крестьянами, полученными за службу, с вотчинами, то есть землями, передаваемыми по наследству. Это способствовало ликвидации прежних сословных перегородок внутри господствующего класса – дворянства.

Возложение обязанности службы на дворян было обусловлено тем, что это было наиболее обеспеченное и образованное сословие. Когда вследствие нехватки дворян или по иным причинам на классную должность назначался не дворянин, то он приобретал права дворянства. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и вынужденная. В течение всего столетия возможность получения дворянства за заслуги последовательно усложнялась. И тем не менее возможность получения дворянства было серьезным стимулом для поступления на государственную службу.

Основной костяк государственных служащих, начиная с принятия «Табели о рангах», будут составлять выходцы из дворянского сословия. Не последнюю роль в этом играло имущественное обеспечение этого сословия. Государственная служба становилась сословной обязанностью дворян и материальное обеспечение, на первых порах, было сравнительно невысоко. Более того, бытовало мнение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалования лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Вопрос 23. Верховный кабинет министров в XVIII веке. Попытка ограничения самодержавия в 1730 г.

После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730-1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла "самодержавство". Анне Иоанновне кондиции и она публично их разорвала. На следующий день он по поручению императрицы написал присягу на условиях абсолютной монархии, которая была одобрена.

В 1731 г. при ее дворе "для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел" был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана (1686-1747), князя Черкасского, канцлера Г.И. Головкина (1660-1734), но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону (1690-1772) и приближенным из прибалтийских немцев Б.Миниху (1707-1788), и др.

Давая оценку этому органу, В.О. Ключевский писал: "Кабинет – не то личная контора императрицы, не то пародия Верховного тайного совета: он обсуждал важнейшие дела законодательства, а также выписывал зайцев для двора и просматривал счета за кружева для государыни. Как непосредственный и безответственный орган верховной воли, лишенный всякого юридического облика, Кабинет путал компетенцию и делопроизводство правительственных учреждений, отражая в себе закулисный ум своего творца и характер темного царствования".

С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы в ее отсутствие. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, состоявший к этому времени из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

Вопрос 24. Государственная власть в России при Екатерине II

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

·  Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

·  Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

·  Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

·  Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

·  Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную, губернскую и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %. Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.), более чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». По мнению Екатерины, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

По проекту Панина был преобразован Сенат — 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель — выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты.

21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Обе грамоты водили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.

Жалованная грамота дворянству подтверждались уже существующие права:

·  дворянство освобождалось от подушной подати

·  от расквартирования войсковых частей и команд

·  от телесных наказаний

·  от обязательной службы

·  подтверждено право неограниченного распоряжения имением

·  право владеть домами в городах

·  право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей

·  право собственности на недра земли

·  право иметь свои сословные учреждения.

Вступив на престол, Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в феврале 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности.

Вопрос 25. Муниципальное управление в России, заложенное при Екатерине II

Региональное управление было реформировано в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей.

Указ о новых губерниях был подписан Екатериной в 1775 г., вскоре после подавления пугачевского восстания. Цель указа – укрепление местной администрации за счет уменьшения подконтрольной территории. Тогда же были ликвидированы провинции и губернии стали делиться только на уезды. 2-3 губернии объединялись в наместничество, возглавляемое наместником – одним из высших государственных деятелей, подчинявшихся только императорской власти. При наместнике, руководившем войсками и гражданской администрацией, создавалось наместническое правление, куда входили губернаторы. В наместничества не входили только Московская и Санкт-Петербургская губернии, начальники которых имели права, равные правам наместников.

Местная власть получила большие полномочия по вопросам общественного призрения, благоустройства, охраны правопорядка. Это способствовало росту числа благотворительных учреждений в конце 18 – начале 19 века. Также в городах началось строительство общественных учреждений, необходимых для городских нужд (например, водопроводы в Москве и Петербурге).

По губернской реформе были разделены полицейские органы, судебные и прокуратура. Финансовым управлением губерний ведала Казенная палата. Также в губерниях создаются приказы общественного призрения, в компетенцию которых входят дела народного просвещения, благотворительности, содержание приютов, пансионов, богаделен и больниц.

В уездах основным исполнительным органом власти был нижний земский суд. Функции нижнего земского суда: обеспечение законности, исполнение распоряжений губернского правления, организация уплаты податей и исполнение повинностей, надзор за состоянием дорог. Председатель земского суда вместе с двумя заседателями выбирались дворянами из местных дворян и утверждались вышестоящими органами.

Дворяне имели также самоуправление на уровне уездного дворянства предводителя и дворянской опеки, которые занимались социальной поддержкой дворянских вдов и сирот. По указу от 1766 г. предводитель избирался сроком на 2 года. В 1775 г. созданы дворянские собрания, уездные и губернские.

Особенности местного самоуправления в конце 18 века:

1.  Сословность. Каждое сословие имело собственные судебные учреждения и выборные органы.

2.  Распределение власти в пользу дворянского сословия и богатых купцов.

3.  Несоблюдение гражданских норм в уголовном процессе, в том числе не была отлажена система следствия, их осуждения.

Общие принципы городского общественного управления в России.

В апреле 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. К участию в городском самоуправлении привлекались все горожане, записанные в один из шести разрядов Городской обывательской книги. 1-ый разряд составляли «настоящие городовые обыватели» – все те, кто владел недвижимостью независимо от происхождения, звания и занятий. 2-ой разряд – гильдийские купцы. 3-ий – цеховые ремесленники. 4-ый – иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу». 5-ый – именитые граждане (госслужащие, ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы). 6-ой разряд составляли посадские люди, которые кормились «промыслом или черной работой». Эти разряды одновременно были 6 избирательскими разрядами (курии).

Городское положение 1785 г. определяло «город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды» и вводило определенную систему органов городского самоуправления:

·  Общая городская дума (состояла из гласных и головного головы);

·  Шестигласная дума (исполнительный орган городского самоуправления, ведавший городским хозяйством, его благоустройством и отчитывающаяся по расходам и доходам перед губернатором);

·  Градское общество (участвовать могли все горожане, право голоса имели только достигшие 25 лет и владевшие капиталом не менее 50 р. в год).

Градское общество, выборы в которое были ограничены сословным и имущественным цензом, обладало наибольшей полнотой, управляло наибольшей полнотой власти, управляло судебной системой и полицейским аппаратом.


Вопрос 26. Особенности государственного управления на рубеже XVIII-XIX вв.

1.  Укрепление самодержавия (абсолютизм): отсутствие представительной власти, решения принимаются на высшем уровне управления.

2.  Насилие бесправных подданных – крепостных.

3.  Расширение территории империи, появление новых национальных автономий

1772-95 гг. – разделы Польши, в результате которых часть ее территории отошла к России, Австрии и Пруссии. Польша получила автономное правительство, имела собственный представительный орган – сейм. В 1815 году Царство Польское получило собственные армию и правительство. В 1831 году в Польше произошло восстание против российского господства. После его подавления началась русификация на западных территориях. Польша была поделена на губернии, отменено местное самоуправление, страна управлялась наместником, имевшим титул князя Варшавского.

1774-83 гг. – после мира с Турцией Крымское ханство входит в состав России. 1783 год – Грузия входит под протекторат России с сохранением местного самоуправления. 1800 год – добровольное присоединение Грузии к России. Присоединение Грузии осложнилось войной с Персией и волнениями среди кавказских горцев. В 1813 году русские войска одержали победу над персами и заняли районы Дербента и Баку.

Крым и Грузия вошли в состав Российской империи на равных правах с остальными территориями, не имели автономии.

1809 г. – присоединение Финляндии, произошедшее во время войны со Швецией. Финляндия имела собственное самоуправление.


Вопрос 27. Законодательная основа самодержавия при Павле I

В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был человек с уже сформировавшимся характером и четкими политическими убеждениями, которые значительно расходились с представлениями его матери. Екатерина, как ему казалось, была слишком мягка и либеральна, что не подходило для истинного самодержца и было связано с особенностями женского правления. Все это, по мнению Павла I, пагубно сказывалось на положении в стране, которой после событий во Франции грозила серьезная революционная опасность. Чтобы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы – такова была позиция нового императора.

Столь долгое ожидание власти отрицательно сказалось на характере Павла I и привело к тому, что, получив престол, император действовал во всем наперекор политике матери. Этим стремлением пронизано, по сути, все его недолгое царствование, в результате чего, по словам историка В.О.Ключевского, «самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды». Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествовавшие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.

Вместе с тем нельзя преувеличивать степень личной неприязни Павла I по отношению к матери и воспринимать все его действия только как противодействие Екатерине II. В них сохранялась общая тенденция к усилению государства и дальнейшей централизации власти, что создавало предпосылки для введения министерской системы управления вместо коллегиальной.

Реформы центральных и местных органов управления

При Павле I Сенат окончательно утратил свое значение. Император по всем вопросам сносился только с генерал-прокурором, который превратился как бы в премьер-министра, обладавшего функциями министров внутренних дел, юстиции и частично министра финансов. Дальнейшее изменение положения Сената в целом связано с реорганизацией центрального и местного управления. При Павле I были восстановлены Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии. Соляная контора, но уже на принципах единоначалия. Создавались новые центральные по отраслям хозяйства (например, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства). В дальнейшем Павел предполагал преобразовать коллегии в министерства, заменив принцип коллегиального управления единоличным.

Еще решительнее разломал Павел всю систему местного управления, учрежденную в 1775 г.: были ликвидированы должности наместников, закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы, и, наконец, было изменено само административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям вернули традиционные органы управления).

Судебная система, созданная Екатериной II, также подверглась реформе. В конце 1796 г. были упразднены надворные, а также все губернские сословные суды, губернские магистраты, верхние расправы, а из уездных – нижние расправы. Из сословного дворянского уездный суд превратился в общесословный суд для населения уезда, кроме горожан.

Значение политики Павла I

Практически с первых дней царствования Павла I началось наступление на дворянские привилегии, определенные Жалованной грамотой 1785 г. Целью Павла I было превратить дворян в рыцарское сословие – дисциплинированное, организованное, поголовно служившее и преданное своему государю.

Все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны, централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой – возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Если бы реформы императора касались лишь сферы управления, а не регламентировали всю жизнь общества, и проводились последовательно и осторожно, вполне вероятно, его судьба сложилась бы по-иному. Но общество, уже вкусившее плоды «просвещенного абсолютизма», не желало расставаться с той, пусть минимальной свободой, которую оно получило в царствование Екатерины II. Павлу не удалось обрести опору ни в одном социальном слое, и судьба его была решена. Роковой для Павла стала ночь на 11 марта 1801 г., когда несколько заговорщиков ворвались в покои императора в Михайловском замке и убили его. Императором был провозглашен его сын Александр I.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.