рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Отечественная история

Чрезвычайный съезд меньшевиков (30 ноября — 7 декабря 1917 г.) определил Октябрьскую революцию как незаконную. Съезд поддержал резолюцию Мартова о создании Учредительным собранием однородного социалистического правительства без буржуазии.

После разгона Учредительного собрания численность меньшевистской партии сократилась (в середине 1918 г. осталось менее 60 тыс. человек). В то же время в некоторых местных Советах они имели активные фракции.

14 мая 1918 г. ВЦИК принял решение об исключении меньшевиков вместе с правыми эсерами из своего состава и состава местных Советов за антисоветскую деятельность.

В национальных регионах, как и в стране в целом, в период гражданской войны столкнулись два лагеря. В контрреволюционный лагерь входил блок буржуазно-националистических и правых мелкобуржуазных националистических партий. Основой их политической линии были организация и консолидация всех сил внутренней контрреволюции для открытой вооруженной борьбы против Советской власти. Как и в общероссийских партиях “демократической контрреволюции”, в национальных мелкобуржуазных партиях как результат охватившего их кризиса произошло усиление левой оппозиции и образование партий, групп, течений левого направления. Они отказались от поддержки контрреволюции и выразили стремление к сотрудничеству с Советской властью.

Таким образом, главной партией контрреволюции были кадеты. Однако на первых порах, до ноября 1918 г., политическое руководство в антибольшевистской и антисоветской борьбе возглавили эсеры и меньшевики, выступавшие под знаменем Учредительного собрания. Когда же Учредительное собрание не оправдало их ожиданий и было распущено большевиками, они не захотели смириться с крушением своих надежд и возглавили значительные политические силы в России, которые стремились занять среднюю позицию, избежать крайностей основных противников, найти выход на путях демократии, эволюции, реформ.

Это течение представляли меньшевики, эсеры, созданные им правительства на Волге, Урале, в Сибири, в Архангельске. Программы, провозглашенные меньшевиками и эсерами, казались весьма разумными и привлекательными. Но жизнь показала, что в условиях дошедшей до предела поляризации политических сил появление промежуточных образований не дает должного эффекта. Третий путь оказался невозможным. А уроки “демократической контрреволюции” позволили массам сравнить руководство буржуазии и руководство пролетариата, и это сравнение привело их к повороту в сторону Советской власти.

РСДРП (б) (переименованная в марте 1918 г. в РКП (б) и объединявшая к тому времени в своем составе 400 тыс. человек) стала правящей партией в октябре 1917 г. Партия фактически находилась на военном положении и выполняла функции власти в системе диктатуры пролетариата по двум основным направлениям: 1) защита завоеваний Октябрьской революции; 2) упрочнение Советской власти и укрепление ее органов в центре и на местах.

Благодаря созданному ими огромному госаппарату они смогли лучше сконцентрировать ресурсы, эффективно подавлять оппозицию и проводить массовые мобилизации в армию. К осени 1920 г. численность Красной Армии выросла до 5,5млн. человек, и она была способна одержать решающие победы. В силу вынужденности, по мнению одних исследователей, или проявляя психологию революционного штурма, по мнению других, большевики создали систему чрезвычайных мер в экономической и политической сферах, особую политику, названную впоследствии “военным коммунизмом”. В нее входили: продразверстка, национализация не только крупной, но и средней и мелкой промышленности, запрещение торговли, рынка, свертывание денежного обращения, натурализация заработной платы, уравниловка, милитаризация экономики, трудовая повинность.

Строгая централизация и регламентация жизни, военно-приказная система руководства, господство бюрократического аппарата привели к недовольству широких слоев населения, к мятежам и забастовкам в 1920—1921 гг. Всеобщий кризис “военного коммунизма” заставил партию большевиков, В. И. Ленина пойти на переход к новой экономической политике.

По ранее господствовавшей схеме в отечественной историографии, гражданская война в России завершилась в основном к концу 1920 г. Но некоторые авторы окончание гражданской войны доводят до 1922 г. Для этого есть определенные основания. После разгрома “белого движения”, полной утраты влияния лозунга “Вся власть Учредительному собранию!” антисоветские силы с позиций “чистой демократии” выступили с новыми лозунгами: “Свободные Советы”, “Советы без коммунистов”, “Власть Советам, а не партиям”. Это вывело вновь на первый план “демократическую контрреволюцию”, но теперь меньшевики и эсеры предпочитали работать под видом беспартийных. В пользу такой периодизации гражданской войны свидетельствуют и крестьянские восстания, и затянувшиеся военные действия Красной Армии против контрреволюции на окраинах страны.

Таким образом, противников революции и Советской власти было много. Несмотря на все различия, они были едины в своей непримиримости к новой власти, большевикам, они были в военно-техническом отношении во много раз сильнее. Контрреволюция имела солидную базу, ее поддерживали почти все политические партии, от левых эсеров до ярых монархистов. Однако победу в войне одержали те политические силы, которые отражали интересы трудового народа и за которыми пошел народ. Видный идеолог белого движения Милюков впоследствии писал, что оно стремилось перерешить аграрный вопрос “в интересах помещичьего класса”, восстановить господство военной и чиновной бюрократии времен царизма, осуществить лозунг “единой и неделимой России”. Именно это, считал он, оттолкнуло от белогвардейцев демократические элементы России и ее окраин. Если большевики в годы “военного коммунизма” бездумно пытались “красногвардейской атакой” до конца разрушить и добить “старый мир”, то их враги во время своего “военного антикоммунизма” старались спасти и восстановить уже разрушенное, уже отвергнутое.

Последствия войны были крайне тяжелыми. Безвозвратные людские потери за 1917—1923 гг., составили 13 млн. человек. В течение примерно восьми лет основные усилия страны были направлены на войну и ликвидацию ее разрушений. Утвердившаяся психология гражданской войны послужила толчком для деформаций в общественно-политической и экономической жизни.

В отличие от развитых демократических стран мира, Россия так и не смогла найти свой путь к подлинной демократии. В обществе закрепилась рожденная революцией и гражданской войной обостренность классового сознания, а в партии — убежденность в могуществе, непобедимости революции и созданного ею строя. Сохранилось на долгие годы глубокое недоверие к капиталистическим странам, правящие круги которых грубо вмешивались во внутренние дела России.

Итак, веками складывающийся строй социальной несправедливости явился первопричиной гражданской войны. Радикализмом, крайностью является желание обвинить только одну партию и даже народ в развязывании гражданской войны. В силу ряда драматических обстоятельств в России не смогли реализоваться возможности ослабления, смягчения насилия, придания ему цивилизованных форм, а тем более превращения насилия в разумное принуждение. Гражданская война не только расколола российское общество, но и проложила заметную межу во всем мире.


38.Образование автономии Башкортостана

С победой февральской революции 1917 г. в условиях демократии развернулось широкое движение наций и народов страны за самоопределение и создание своей государственности. Протекавшее в общем русле мусульманского движения башкирское национальное движение самостоятельно оформилось в мае 1917 г., когда образовалось так называемое “Башкирское областное бюро”, руководителями которого стали С. Мрясов, 3. Валидов, А. Ягафаров и др. Заки Валидов выступал тогда с идеей создания “широкой” Туркестанской автономии, то есть включения в ее состав Туркестана, Казахстана, восточной части Башкирии, исключая территории, где проживало татарское население. Эта линия не получила широкой поддержки, хотя и была попытка реанимировать ее в конце 1919 г. в проекте Башревкома, где предлагалось объединить Малую Башкирию и Казахстан в одну Киргизо-Башкирскую республику.

На I Башкирском съезде в г. Оренбурге (июль 1917 г.) и на II Башкирском съезде в г. Уфе (август 1917 г.) было избрано и переизбрано Башкирское областное центральное Шуро (Совет) в составе Ш. Манатова, 3. Валидова, И. Мутина, Г. Аитбаева и других. На этих съездах были выдвинуты требования к Временному правительству о возвращении башкирам отнятых у них ранее земель, об установлении территориальной автономии с включением в нее башкирско-мусульманских волостей. Прозвучавшие мотивы о выселении из Башкирии “поздних” (т. е. после размежевания башкирских земель в 1898 г.) переселенцев, “Башкирия для башкир” свидетельствовали лишь о наличии в башкирском национальном движении радикальных элементов, присутствие которых было присуще любому национальному движению Но в ходе острой борьбы брала верх тенденция к более взвешенным и трезвым подходам к решению национальных проблем.

Башкирскому национальному движению противопоставили себя сторонники культурно-национальной автономии “тюрко-татарской нации” (С. Максудов, А. Цаликов, Г. Шараф и др.). Татарские деятели левой ориентации (Г. Ибрагимов, Г. Касымов, Ш. Ахмадеев и др.) поддержали стремление башкир к территориальной автономии.

После Октябрьской революции, 11 ноября 1917 г. башкирское Шуро выпустило фарман (указ) 1, в котором подтверждалась претензия на автономию и решительно отказывалось в поддержке противоборствующим сторонам. В указе подчеркивалось, что башкиры “ни на какой” стороне, “мы на своей собственной стороне”.

Фарманом 2 от 15 ноября 1917 г. провозглашалось создание башкирской автономии. По замыслу 3. Валидова в автономию с центром в г. Оренбурге включались территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, где башкирское и татарское население преобладало не менее чем на 70 % другие национальности. Всебашкирский учредительный съезд (курултай) в декабре 1917 г. утвердил решение Шуро об образовании автономии, но только из 9 кантонов и в пределах Малой Башкирии, а также принял постановление о кантональном управлении, образовав "малый парламент”, с задачей формирования правительства во главе с адвокатом Ю. Бикбовым.

В целом органы новой власти и общественность с пониманием отнеслись к созданию башкирской автономии Отрицательное отношение выразили органы местной власти, учрежденные еще Временным правительством, кадетствующая татарская буржуазия, эсеровский журнал “Дума народная”, а 16 февраля 1918 г. Башкирское правительство было арестовано Мусульманским военно-революционным комитетом. Непоследовательность органов Советской власти в разрешении проблем автономии подтолкнула руководителей башкирского движения в лагерь ее противников. Заново восстановленное в июне 1918 г. Башкирское правительство призвало с оружием “воевать с большевиками” и создало Военный Совет во главе с 3. Валидовым. К. осени 1918 г. Башкирский белый корпус состоял примерно из 7 тысяч воинов.

В процессе создания автономии Башкирии выдвигались и другие альтернативы. Еще 20 ноября 1917 г. Национальное собрание мусульман (“Миллят межлисе”) выдвинуло идею создания Урало-Волжского штата как государства буржуазно-парламентарного типа. Коллегия (Ш. Худайбердин, Г. Шараф и др.) по осуществлению этого проекта постепенно встала на советскую платформу и совместно с Мусульманским комиссариатом при Наркомнаце РСФСР разработала к марту 1918 г. положение о Татаро-Башкирской Советской Республике, которое было утверждено Наркоматом по делам национальностей. В состав образуемой республики включались территории Южного Урала и Среднего Поволжья.

Ожесточенная гражданская война, отрицательное отношение руководителей башкирского национального движения и части самого населения к идее татаро-башкирской республики послужили непреодолимым препятствием на пути претворения в жизнь положения о совместной автономии татар и башкир. Комиссия (пред. М. Вахитов) по созыву учредительного съезда Советов новой республики была вынуждена приостановить свою работу. Но как практический шаг в деле осуществления лозунга о праве наций на самоопределение положение о Татаро-Башкирской республике имело большое политическое значение. Борьба вокруг этого Положения продолжалась вплоть до 13 декабря 1919 г., когда Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление об отмене декрета о Татаро-Башкирской Советской Республике. Татарская АССР образовалась в мае 1920 г.

Революционно настроенная башкирская молодежь, объединенная в организацию “Тулкын” (“Волна”), в феврале 1918 г. сделала попытку добиться признания своего варианта автономии. Образованный ею Временный революционный совет Башкортостана (ВРСБ) (Г. Давлетшин, Б. Шафиев и др.) подготовил проект Положения о башкирской автономии. Они сняли свои предложения после принятия проекта о Татаро-Башкирской Советской Республике.

Трения по вопросам военного строительства, отношение Колчака к национальному вопросу, ликвидация Уфимской директория Комуча в ноябре 1918 г., которая положительно относилась к автономии Башкирии, упразднение самостоятельности башкирского войска, недовольство башкирских солдат колчаковским режимом толкнули Башкирское правительство на соглашение с Советской властью. В феврале 1919 г. башкирский корпус перешел на сторону Красной Армии. Тогда же был образован Временный революционный комитет Башкирии — Башревком (пред. З. Валидов, с 18 мая 1919 г. - X. Юмагулов).

Переговоры по вопросам создания башкирской автономии успешно завершились подписанием В. И. Лениным “Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством советской автономии Башкирии” и опубликованием его текста 23 марта 1919 г. в газете “Известия ВЦИК”. В п.1 Соглашения было записано, что “Автономная Башкирская Республика образуется в пределах Малой Башкирии и составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР”. В состав республики входили в основном южные, юго-восточные, северо-восточные районы современной Башкирии. Столицей республики временно объявлялось село Темясово, потом столицей стал г. Стерлитамак, куда переехал Башревком. Впоследствии территория БАССР неоднократно пересматривалась. В 1922 г. Малая Башкирия соединилась со значительной частью Уфимской губернии и образовалась Большая Башкирия со столицей в г. Уфе.

Несмотря на некоторую узость “Соглашения”, на дальнейшее ограничение автономии и низведение ее до уровня условного функционирования, образование БАССР может быть признано фактом исторического значения. Впервые в многовековой истории башкирский народ получил свою государственность, возможность и условия для социально-экономического и культурного прогресса. Нереализованный потенциал автономии Башкирии явился прежде всего следствием грубых искажений в политическом курсе лидеров Советского государства. Новая власть не оказалась способной к проявлению терпимости, к достижению взаимопонимания и компромиссов, к уступкам. Башревком, олицетворявший башкирское национальное движение, вначале был поставлен под контроль властей, а затем в 1920 г. ликвидирован. В 1934 г., из состава БАССР выделяются Аргаяшский и Кунашакский районы и вводятся во вновь созданную Челябинскую область. Постепенно накапливались предпосылки для развертывания нового этапа национального движения.

Длительность и ожесточенность гражданской войны в России объясняются глубокими социально-экономическими и политическими причинами как расплата за назревшие, но так и не проведенные коренные реформы в государственном и общественном устройстве. На очередном этапе истории вся боль и гнев эксплуатируемого народа, с одной стороны, стремление господствующих слоев любыми способами сохранить прежние порядки, с другой в России не оказалось организованной и авторитетной силы, способной повести общество по пути демократического развития. Противоборствующие политические партии проявили крайний эгоизм и даже экстремизм в попытках добиться осуществления своих целей и задач. Значительная часть рабочих и крестьян, поставленная перед суровым выбором, не без колебаний вынуждена была склониться к поддержке большевиков, рассматривая их как наименьшее зло. Не увенчались успехом попытки поиска “третьего пути”. Последствия гражданской войны для России, да и для всего мира оказались драматическими и наложили свой отпечаток на взаимоотношения народов, государств.

Автономия Башкирии в своем становлении прошла сложный и длительный путь. БАССР стала одной из первых автономных республик в составе РСФСР. Открывались перспективы для развития государственности, для прогресса. Однако в национальной политике партии и государства стали господствовать диктат и авторитаризм, подозрительность и гонения. Многие завоевания национального движения были урезаны. Нерешенность национального вопроса отчетливо проявляется на современном этапе истории — в стремлении республик к суверенитету, нередко переходящему в самоизоляцию, в трагических событиях в горячих точках бывшего СССР и т. д.

39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)

Большевики пришли к власти на основе лозунга “Вся власть Советам!”. В. И. Ленин исходил из того, что при буржуазном государстве, даже демократическом, неизбежно отчуждение народа от власти. А Советы как порождение самих масс и как органы прямой и непосредственной демократии народа более демократичны, чем любые представительные учреждения буржуазной демократии.

При создании Советского государства не было реализовано такое завоевание цивилизации как разделение властей — законодательной, исполнительней и судебной. В данном случаи Ленин исходил из теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые создали идеальную модель пролетарского государства — коммуны, совмещающей и себе функции трех ветвей власти.

Довольно скоро, однако, практика показала их несоединимость. Судебная власть, оставаясь подконтрольной Советам, была выделена в особую сферу. Практика показала также, что управление обществом является сложной задачей, требует подготовленных специалистов. В России же для широких масс были характерны низкий культурный уровень и отсутствие управленческих навыков.

Благодаря тому, что идея Советов пустила глубокие корни в народном сознании, Советская власть сравнительно легко установилась на всей территории страны. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд Советов как верховная государственная власть, в период между съездами — ВЦИК. Высшим органом исполнительней власти и управления был Совнарком, наделенный к тому же и законодательными функциями.

Вскоре стало очевидным, что столь массовые форумы, как съезды Советов (до 2-х тысяч делегатов), слишком громоздки для рабочего органа. Поэтому ВЦИК, по сути советский парламент, наделялся почти всеми полномочиями Всероссийского съезда Советов. В свою очередь ВЦИК, собиравшийся на десятидневные сессии раз в квартал, все более утрачивал свои властные функции, уступив их назначаемому им же Совнаркому, т.е. правительству. Совнарком занял центральное место в структуре высших советских учреждений.

В Советах же зарождается и прогрессирует бюрократизм, происходит снижение их роли. Это объясняется рядом причин:

1) Национализация промышленности и огосударствление всей экономической жизни привели к разбуханию управленческого аппарата. Низкий культурный уровень народа не позволял справляться с громадным объемом властных и управленческих функций. Поэтому пришлось прибегнуть к услугам старых чиновников.

2) В Советах утвердилось монопольное положение большевистской партии. Внутри Советов затухала политическая жизнь, падал их авторитет как органов власти.

Став правящей большевистская партия вступила на путь соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.

Ленин пришел к выводу, что расчет на Советы как органы народовластия и самоуправления народных низов из-за их неподготовленности к управлению государством не оправдался. Потому он разрабатывает новую концепцию советской государственности. Суть ее в том, что в центр политической системы он уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками. Следовательно, если раньше, по расчетам, большинство через Советы управляет государственными делами и осуществляет диктатуру пролетариата, то теперь руководящее меньшинство делает это от имени большинства. А это ведет к принуждению и насилию против значительных слоев самих трудящихся.

После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти. Даже при наличии в экономической сфере разнообразия форм собственности он не допускает никаких оппозиций. Авторитарный политический режим 20-х гг. мог быть эффективным лишь при безусловном авторитете вышестоящих инстанций по отношению к нижестоящим. Авторитет достигался последовательностью, четкостью, непротиворечивостью спускаемых сверху указаний.

Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Кризисные сбои в работе экономического механизма приводили к появлению в партийном руководстве различных оценок причин хозяйственных затруднений, предложений о путях их преодоления. Это вело к возникновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.

Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды харизматического лидера — Ленина. Перед ним склоняли головы самые амбициозные большевистские руководители. Вождь служил своеобразным компенсатором отсутствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Опираясь на свой непререкаемый авторитет, Ленин добивался согласия противоборствующих сторон, интегрировал различные точки зрения, имел возможность проводить последовательный политический курс.

Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.

В сложившихся условиях реальная власть в партии и государстве принадлежала группировке, контролировавшей партийный аппарат. Следовательно, та или иная объективно возникавшая “фракция” для того, чтобы утвердить свою позицию, должна была, в свою очередь, овладеть партаппаратом, т.е. бороться за власть. Это придавало внутрипартийным дискуссиям крайнюю ожесточенность. С другой стороны, в условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной властей борьба претендентов за лидерство неизбежно принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ. После каждого раунда внутрипартийной дискуссии (1923—1924 гг. — борьба с “троцкистами”, 1925 г. — борьба с новой оппозицией — сторонниками Каменева-Зиновьева, 1926—1927 гг. — борьба с объединенной “троцкистско-зиновьевской” оппозицией, 1929—1930 гг.—борьба с “правым уклоном”, т. е. с Бухариным, Рыковым, Томским) число потенциальных “наследников Ленина” уменьшалось. Все отчетливее стали вырисовываться контуры нового вождя — Сталина И.В. (1879—1953 гг.) Он начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и “неформального” вождя.

Борьбу за власть Сталин провел руками своих конкурентов. Сначала при помощи Каменева и Зиновьева был изгнан из руководства партии Троцкий, затем Каменев и Зиновьев были устранены с помощью Бухарина, Рыкова и Томского, а также Кирова, Орджоникидзе, Микояна и других и, наконец, были удалены при полной поддержке остальных членов Политбюро, секретарей ЦК сами Бухарин, Рыков, Томский.

Таким образом, в конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг.

К ним можно отнести:

1) однопартийность. Лишь одна партия имеет монопольное право на политическую деятельность. Эта единая политическая организация отождествляет себя с государством и сливается с ним;

2) официальную идеологию. Единственная партия в обществе имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, официальной государственной истины. Эта партия ставит своей целью полностью взять под свой идеологический и политический контроль все общество в целом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.