рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Кабинет Столыпина: результаты деятельности

Однако этот проект так и не был осуществлен – в §1 данной главы описывалось противодействие «правых» этой реформе.

Зимой 1906 года в Совет министров был также представлен Столыпиным проект реорганизации губернского управления. В нем ставилась цель – решить проблему единства губернской власти, четкого определения функций и статуса губернатора, повышения эффективности власти. Губернатор должен был назначаться императором по предложению министра внутренних дел после одобрения Советом министров. Все общие приказы центральной власти должны были доводиться через губернатора, он надзирал за всеми департаментами, кроме юридических служб, государственного контроля и высших учебных заведений. За губернатором сохранялось право вето на назначения, давалась власть в землеустройстве и просвещении, поручался контроль над сбором налогов и ответственность за правопорядок. Вместо губернской палаты предполагалось создание Совета для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В него должны были входить губернатор, его два заместителя – по общим вопросам и по вопросам полиции, высшие лица всех ведомств в губернии, предводитель дворянства, председатель земской управы, городской голова столицы губернии, представители губернского земства и Городской думы. Для облегчения поиска профессиональных и достойных чиновников предполагалось существенное повышение зарплаты и введение требования высшего образования для всех начальников.

Однако ряд министров был против этого проекта, в частности Коковцов, который не хотел укрепления власти Министерства внутренних дел и протестовал против увеличения расходов.

Было предложено ограничить власть губернатора в отношении ведомств общими вопросами. Министры потребовали также убрать право министра внутренних дел отменять обязательные приказы губернатора и провинциального Совета – это можно было сделать только через соответствующие министерства и Сенат. В случае болезни губернатора заменять его должен был председатель казенной палаты, а не вице-губернатор по общим вопросам. Предлагалось ограничить права наказывать, назначенных правительством, хотя министр юстиции Щегловитов и требовал убрать судебный иммунитет высших чиновников в губерниях.

Оппозиция министров опять не дала осуществить проект.

В феврале 1907 года Столыпин представил Совету министров проект реформы поселкового и волостного управления. Предполагались внеклассовое волостное земство и поселковый сход.  Волостному земству должны были быть переданы вопросы полиции, призыва в армию, регистрации актов гражданского состояния, сбора налогов. Надзор за этими земствами должен был возлагаться на министра внутренних дел через уездного начальника и уездный совет.

Этот проект был передан на рассмотрение Третьей думе.

В 1907 году Столыпин представил Совету министров проект преобразований губернских и уездных земств и муниципальных дум. Сущность проекта заключалась в следующем: ослабление ограничений финансовых прав земств и дум; создание внеклассового земства на уровне волости; интеграция местных учреждений самоуправления и исполнительных органов в форме губернских и уездных советов; активизация работы Совета по делам местного хозяйства. Предлагалось отменить ограничения закона 1900 года, запрещавшего увеличивать доходы больше чем на 3 % в год и позволявшего министру внутренних дел накладывать вето на доходы сверх этих сумм. Также предлагалось отменить ряд законов, по которым центр перераспределял доходы от торговли и промышленности в ущерб земствам. Земствам передавался контроль над многими дорогами и портами, разрешалось нанимать дополнительных полицейских и вводить для этого специальный налог. Отменялся также и закон, по которому губернатор утверждал земских служащих и имел право их увольнять. Предполагалось и сокращение имущественного ценза наполовину, а налоговых квалификаций для бизнеса на 1 %. Разрешалось голосовать высшему классу нанимателей квартир, восстанавливались права евреев участвовать в выборах муниципальных дум и занимать административные посты. Для крупных землевладельцев предполагался автоматический статус членов земства.

Этот проект был представлен во Вторую думу.

В то же время разрабатывалась реформа местного суда. В ее основе лежала ликвидация крестьянского волостного суда и судебных функций земских начальников. Предусматривалось восстановление института мировых судей, избираемых уездным  земским собранием и утверждаемых Сенатом. Для мирового судьи устанавливался возрастной, имущественный, образовательный и нравственный цензы. Председатель съезда мировых судей назначался министерством юстиции. Новые суды вводились лишь в тех губерниях, где было земское  управление. Законопроект посредством имущественного ценза и способа избрания мирового судьи делал крупные уступки дворянству.

Основным оппонентом Щегловитова в Совете министров был Столыпин, которого беспокоило отсутствие в проекте ценза благонадежности мировых судей. Он внес дополнение, по которому в мировые судьи не могли быть избраны лица, когда-либо состоявшие под надзором полиции. В проекте министра юстиции пересматривался прежний порядок одновременного представления земскими учреждениями в Сенат и губернатору списков избранных судей (вместе со списком губернатор представлял в Сенат свои соображения о нравственных качествах и благонадежности этих лиц, после чего Сенат утверждал или отвергал предложенные кандидатуры). По требованию Столыпина в новом проекте была восстановлена эта процедура утверждения мировых судей. Также председатель Совета министров потребовал исключить из проекта пункт, которым мировым судьям разрешалось делать низшим полицейским чинам предостережения в случаях нарушения ими закона, усмотрев в этом угрозу авторитету полицейской власти.

Правые высказались против реформы. Государственный совет усомнился в надобности упразднения волостного суда. Чтобы спасти два других принципа реформы – лишение земских начальников судебных функций и выборность мировых судей – Столыпин и Щегловитов согласились сохранить волостной суд.  Этот закон был утвержден после смерти Столыпина 15 июня 1912 года.

Таким образом, из огромного комплекса мероприятий, которые должны были бы реорганизовать систему управления огромной империей, практически ничего не было сделано из-за противодействия «правых».


§ 5. Вопросы обороноспособности и внешней политики

 

Петр Аркадьевич Столыпин видел основу не только экономического, но и военного могущества России в мощной и эффективной экономике. Укрепление обороноспособности страны было для него важной задачей, т. к. еще были живы воспоминания о Русско-японской войне. Управление Вооруженными силами было сосредоточено в руках председателя Совета государственной обороны, военного и морского министров, двух начальников генеральных штабов (морского и сухопутного). Все они имели право непосредственного доклада императору, что создавало многочисленные проблемы.

Поэтому "Петр Столыпин медленно, но последовательно приближался к военной сфере, особенно с точки зрения финансирования, которое непосредственно находилось в его ведении. Поэтому военные вопросы фактически регулярно рассматривались на Совете министров".[45]

29 ноября 1906 года морской министр Бирилев представил в Совет Государственной обороны две судостроительные программы: первую от своего имени, а вторую от имени Морского Генерального штаба. Программа морского министра предусматривала строительство в течение 7 лет (1907-1913) 4 линейных кораблей, 8 крейсеров, 12 эсминцев и 4 подводных лодок общей стоимостью 139,2 млн. рублей, 10,5 млн. рублей предназначалось на оборудование портов и дока в Кронштадте. Морской Генеральный штаб предлагал построить за 5 лет (1907-1911) 4 линейных корабля, 1 броненосный крейсер, 3 легких крейсера и 10 эсминцев за 128,4 млн. рублей и выделить около 35 млн. рублей на оборудование портов и баз.

Однако уже через 2 дня великий князь Николай Николаевич, председатель Совета Государственной обороны, вернул обе программы Бирилеву на том основании, что они разработаны без согласования с начальником сухопутного генерального штаба.

После ухода Бирилева новым морским министром стал Диков, который продолжил начатое.

2 апреля 1907 года морской министр просил разрешения у царя представить в Совет Государственной обороны малую программу судостроения, рассчитанную на 10 лет. Общие расходы по этой "Малой программе" достигали 870 млн. рублей.

9 апреля состоялось заседание Совета Государственной обороны, куда был отправлен доклад министра, после одобрения императором.Большинство членов Совета Государственной обороны, представлявших военное ведомство, выступили против этой программы.

Итог заседания был ясен: "подобные затраты на флот для государства непосильны, - заявил военный министр Редигер, - тем более, что сухопутная армия нуждается в проведении таких мероприятий, без которых не может жить и не может считаться боеспособной".[46]

Председатель Совета Государственной обороны великий князь Николай Николаевич настаивал на том, чтобы в законодательные органы была представлена единая программа развития армии и флота, а в ней распределение средств между ведомствами должно быть произведено в зависимости от важности их для обороны страны.

Весь Совет Государственной обороны, за исключением морского министра и начальника Морского Генерального штаба, проголосовал за предложение своего председателя.

9 июня император, после некоторых уточнений утвердил малую программу, по которой Морское министерство предлагало построить 2 линейных корабля дредноутского типа, 2 легких крейсера, 18 эсминцев, 90 миноносцев, 36 подводных лодок, 3 транспорта и 10000 мин. А 12 июля Николаю II представили уже другой проект, согласно которому надо было построить 4 линейных корабля, 3 подводных лодки и плавбазу для них на Балтийском море, 14 эсминцев и 3 подводных лодки для Черного. 21, 7 млн. рублей планировалось истратить на достройку еще незаконченных кораблей Балтийского флота. Общий расход определялся в 126, 7 млн. рублей. Император утвердил эту программу вместо прежней.

7 августа 1906 года Столыпин обратился со специальным письмом к военному министру Редигеру, в котором просил в самое ближайшее время сообщить  Совету министров подробную программу деятельности своего министерства. Это застало Военное министерство врасплох, и длительное время оно лишь пыталось замедлить обсуждение планов морского министерства. Только 10 декабря 1906 года в Совет Государственной обороны были представлены точные расчеты военного министерства для удовлетворения своих нужд. Всего требовалось единовременно 2133610000 рублей и 144450000 рублей ежегодно в течение всех последующих лет. Военный министр признавал: "Размер исчисленной таким образом суммы исключает всякую возможность на ее ассигнование, невзирая на то, что мероприятия, кои могли бы быть за счет этой громадной суммы созданы, стоят не на пути дальнейшего развития наших вооруженных сил, а лишь на пути их благоустройства и снабжения необходимым в уровень с современными требованиями военного дела"88.

Для удовлетворения потребностей своего министерства, Редигер приказал произвести жесткое сокращение первоначально исчисленной суммы. Но  и этот план – минимум требовал немалых средств: 424,88 млн. рублей единовременно и 75,65 млн. рублей ежегодно. Новый план предусматривал снабжение всех полевых пехотных, кавалерийских и резервных частей пулеметными командами, формирование 74 новых гаубичных батарей, перевооружение новыми скорострельными орудиями 20 старых батарей, перевооружение крепостей и пополнение израсходованных запасов.

Понимая, что и эти требования министерства правительство не сможет удовлетворить, Редигер предложил ряд мер по сокращению армии и ее реорганизации (срок службы сократить до трех и четырех лет), но предложения были отклонены созданной по решению Совета Государственной обороны для рассмотрения этого вопроса комиссией генерала Газенкампфа. Ввиду отсутствия необходимых средств, дело с пополнением запасов и развитием материальной части армии застопорилось.

Император решил начать восстановление вооруженных сил России со флота, не замечая критического состояния, в котором находилась русская армия. Но примириться с решением царя сухопутные генералы не могли.

Поскольку военный министр не брался проявлять инициативу, Николай Николаевич в конце января 1908 года отправил ему специальное письмо, в котором побуждал Редигера обратиться к царю с новой просьбой о кредитах в 207 млн. рублей на восстановление запасов. Но Редигер сначала решил поговорить на эту тему с министром финансов. Коковцов заявил, что о требовании средств на восстановление запасов и развитие материальной части армии он слышит впервые, и предложил восстанавливать запасы армии по частям, начиная с Кавказа, для чего казначейство в состоянии выделить только 7 млн. рублей, а  для пополнения всех остальных запасов использовать внутренние возможности военного министерства. Николай II также не поддержал просьбы Редигера, написав в пространной резолюции, что "нельзя предъявлять к казначейству неожиданные требования на столь крупные средства".

1 февраля 1908 года состоялось заседание Совета министров, посвященное вопросу о финансировании армии и флота. Это было вызвано тем, что с 1909 года в военном ведомстве переставала действовать система так называемого "предельного бюджета". Суть этой системы заключалась в получении военным министерством на предстоящее пятилетие заранее определенной суммы. Но с введением Думы рассмотрение и утверждение государственного бюджета стало ее неотъемлемой прерогативой. Поэтому по инициативе Коковцова система предельного бюджета была отменена, и военное министерство должно было ежегодно в сметном порядке или как чрезвычайные кредиты просить у Государственной думы нужные средства на реорганизацию армии.

На заседании Столыпин предложил заинтересованным ведомствам высказать свое мнение о кредитовании военного и морского министерств. Вначале выступил помощник военного министра А. А. Поливанов, рассказав про сумму расходов, необходимую на нужды армии. Затем о расходах на нужды флота поведал морской министр Диков. Результат был таков: даже удовлетворение минимальных претензий обоих министерств должно было обойтись государству в 1185 млн. рублей.

Коковцов отказался удовлетворить просьбу военного министерства о 315 млн. (сначала сумма была 207 млн. рублей, но затем ее увеличили до 315 млн.), заявив, что для пополнения запасов и развития материальной части армии должны быть использованы средства, получаемые этим ведомством по обыкновенным ежегодным сметам.

С возражением министру финансов выступил Николай Николаевич, отметив, что в результате последней войны положение армии внушает самые серьезные опасения и от обновления вооружения и запасов зависит существование русского государства как великой державы. Он снова потребовал создания единого плана развития вооруженных сил и обязательного проведения всех военно-морских программ через Совет Государственной обороны.

Совет министров согласился с пожеланиями председателя Совета Государственной обороны, но отметил, что требуемая сумма в 315 млн. рублей нуждается в проверке, т.к. она не по силам Государственному казначейству. Решено было создать особую междуведомственную комиссию под председательством помощника военного министра Поливанова для определения обоснованности выдвигаемых военным ведомством требований и согласования их с возможностями Министерства финансов.

2 марта 1908 года Николай II утвердил этот журнал Совета министров, наложив на нем резолюцию: "Общий план обороны государства должен быть выработан короткий и ясный, на одно или два десятилетия. По его утверждению, он должен быть неуклонно и последовательно приводим в исполнение".[47]

Междуведомственное совещание проработало конец марта и начало апреля. Согласившись несколько сократить свои первоначальные требования, военные считали необходимым ассигновать на чрезвычайные расходы 298,8 млн. рублей и распределить кредиты не на 7, а на 8 лет. Представители министерства финансов и государственного контроля настаивали на другой сумме – 256,7 млн. рублей.

По просьбе Александра Федоровича Редигера Совет министров в ближайшем своем заседании рассмотрел разногласия, возникшие в Комиссии Поливанова, и, поддержав все пожелания представителей военного ведомства, разрешил им войти с законопроектом в Государственную думу. 21 мая 1908 года военный министр обратился в Думу с письмом "Об отпуске средств на расходы, необходимые на пополнение запасов и материальной части и на постройку для них помещений". Для удовлетворения своих претензий военные просили Думу выделить 293 млн. рублей в течение 7 лет. По годам кредиты разделялись так: 1908 год – 54,6 млн. рублей; 1909 – 68,6; 1910 – 64,2; 1911 – 55,5; 1912 – 24,3; 1913 – 17,6; 1914 – 13,1; 1915 – 1,1.

9 июня 1908 года этот вопрос рассматривало соединенное заседание бюджетной комиссии и комиссии по государственной обороне Третьей Думы. Комиссии решили полностью удовлетворить просьбу военного ведомства, но чтобы не лишить законодательные учреждения возможности принимать участие в хозяйственной жизни армии утвердить кредиты только на 1908 год. Таким образом, Думе предлагалось отпустить из средств Государственного казначейства общую сумму в 92 млн. рублей: в 1908 году – 52 млн. рублей; в 1909 – 17,3; в 1910 – 12,2; 1911 – 10,5, а военное министерство не лишалось права в 1909 году и последующих годах начать новые мероприятия по снабжению армии, не выходя за пределы 293 млн. рублей, но каждый раз с особого на то разрешения Думы. Пленарное заседание Думы не изменило предложений своих комиссий, а император утвердил законопроект.

Отчитываясь за 1908 год, военный министр докладывал Николаю II о том, что вновь сформирована 21 пулеметная команда и 16 команд переформированы из 2-ухпулеметных в 4-ехпулеметные, изготовлено 730 пулеметов и заказаны 1000 станков новых систем и новые гаубицы, закончено перевооружение полевой артиллерии новыми и скорострельными пушками.

Однако материально – техническое снабжение русской армии продолжало оставаться все еще на крайне низком уровне.

Вообще, после русско-японской войны наблюдалась полная дезорганизация армии. Изжила себя система резервных войск. Армии требовалась реорганизация.

Еще 9 декабря 1906 года Редигер обратился в Совет Государственной обороны с письмом, в котором отмечал, что на проведение необходимых мероприятий в армии, не хватает  средств. Чтобы достичь экономии он предлагал следующее: расформировать четвертые батальоны в гренадерских и пехотных полках Европейской России; сократить в пехоте число командиров неотдельных бригад и штаб-офицеров в полках и прекратить формирование при мобилизации из пятых рот отдельных резервных батальонов второочередных пехотных полков.

По подсчетам министра, общая экономия от всех предлагаемых мер должна была дать 28,7 млн. рублей единовременных сбережений и 16 млн. рублей ежегодно.

Но Совет Государственной обороны этот план не одобрил.

3 февраля 1909 года император утвердил доклад военного министра "О преобразовании пехоты и изменении дислокации войск", в котором предлагалось уничтожить в мирное время все резервные и крепостные войска, выделить из штатов рот отдельные команды (пулеметная, разведчики, конные ординарцы и т.д.), для формирования после объявления мобилизации резервных войск в составе полевых полков в мирное время создать "скрытые кадры", уничтожить все отдельные батальоны, а всю пехоту свести в единообразные пехотные 4-ех батальонные и стрелковые 2-ух батальонные полки.

Вскоре Николай II одобрил новый доклад Редигера "Об организации саперных частей", на основе которого система "скрытых кадров" вводилась и в этом роду войск.

3 марта 1909 года военный министр получил от императора согласие на преобразование полевой артиллерии. Число батарей в русской армии сокращалось с 474 до 463, но все они становились действующими, т.к. упразднялась вся резервная и запасная артиллерия. В артиллерии тоже вводилась система "скрытых кадров", в результате чего количество артиллерии, которой обеспечивалась армия в военное время, возрастало на 50 ½ батарей.

11 марта 1909 года новым военным министром стал Николай Федорович Сухомлинов. Он начал более активно добиваться от царя одобрения уже проводившегося плана реорганизации армии. Вскоре он сообщил Коковцову, что с разрешения императора реорганизация армии продолжается. В основу ее положены два указания Николая II: не увеличивать личных тягот населения по отбыванию воинской повинности и не выходить за пределы постоянных расходов, ассигнованных в распоряжение военного ведомства.

14 апреля военный министр прислал в правительство письмо, в котором указывал суть программы, одобренной императором: "учитывая международную обстановку, характер будущей войны и сравнительную медленность мобилизации русской армии решено: "дабы избежать решительных ударов в период нашей неподготовленности, мы должны поставить между собой и противником пространство", для чего: 1. Оттянуть основную массу войск с западных границ в центр страны; 2. Пересмотреть в связи с этим инженерную подготовку театра, уничтожив часть старых крепостей; 3. Усилить полевые войска за счет резервных".[48]

Вся реорганизация не должна была вызвать дополнительные затраты, но передислокация войск все же вызвала 107 млн. рублей расходов на подъемные, новые помещения, плату железным дорогам и др. Поскольку реорганизацию император проводил в порядке так называемого "верховного управления страной", она не требовала ни санкции правительства, ни утверждения законодательных органов.

24 марта император утвердил доклад Сухомлинова "О преобразовании саперных, понтонных и телеграфных частей и полевых инженерных парков Европейской России и Кавказа", 14 апреля – "О преобразовании железнодорожных войск", 12 мая – "О преобразовании войск Дальнего Востока", 17 июня – "О преобразовании и развитии воздухоплавательных частей".

17 июня Николай II также утвердил доклад военного министра "Об организации тяжелой артиллерии", по которому из остатков осадной артиллерии, не использованной для полевой тяжелой артиллерии, и из крепостной артиллерии формировалось 4 полка тяжелой артиллерии (33 батареи), разворачивавшихся в военное время в 6 полков (124 батареи).

Таким образом, реорганизация была проведена. В мирное время пехота сокращалась на 1502 офицеров и 8505 нижних чина, что давало ежегодную экономию в 2 млн. рублей. В военное время по новой организации можно было выставить 1995682 солдата, вместо 1829242 по старой. Была упорядочена организация войск.

Одновременно с реорганизацией войск военному министерству в 1909- 1910 годах пришлось заняться и планами дальнейшего развития и совершенствования материальной части армии. Выработка их происходила в новой обстановке, сложившейся после ликвидации Совета Государственной обороны, который был ликвидирован летом 1909 года по причине того, что не был согласен с планами императора по строительству флота в ущерб армии.

"Победив Совет Государственной обороны, моряки одолели главного противника широких планов военно-морского строительства, ибо Совет Министров не собирался становиться в оппозицию царю в этом вопросе".[49]

9 мая 1909 года начальник Морского Генерального штаба представил в Совет министров "Программу развития морских вооруженных сил на 1909-1919 годы". После завершения Боснийского кризиса Морской Генеральный штаб при выработке данной программы имел перед собой ярко выраженную политическую цель – сооружение Балтийского флота и развитие морских сил на Балтийском море, т.к. политические стремления России на юге и востоке недостижимы, пока не остановлена Германия. В связи с этим внимание уделялось Балтфлоту: предлагалось построить полную боевую эскадру: 8 линейных кораблей, 4 линейных крейсера, 9 легких крейсеров, 36 эсминцев и 20 подводных лодок. На Черном море планировалось обновить легкие силы (что намечалось еще первой программой 1907 года, но так и не было сделано) – построить 3 крейсера, 18 эсминцев, 6 подводных лодок и 6 минзагов. Для Тихого океана, и то под нажимом Приамурского генерал-губернатора, предусматривалось заложить 3 крейсера, 4 канонерских лодки, 27 миноносцев и 12 подводных лодок. Всего новое судостроение должно было обойтись в 852,8 млн. рублей. 112,5 млн. рублей намечалось на развитие и переоборудование портов и 160,4 млн. рублей – на создание неприкосновенных запасов и развитие трех заводов морского ведомства. Всего программа предусматривала расходование в течение 1909-1918 годов 1125,4 млн. рублей. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.