рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Общественно-политические взгляды Л.А. Тихомирова (конец 1880-х – 1910-е годы)

Народ же в тихомировской концепции представлялся в виде сложного конгломерата социальных групп, - сословий, корпораций и других - каждое из которых защищает свои определенные интересы, часто противоположные интересам других сословий или корпораций. Единственной силой, которая способна привести все эти до известной степени противоречивые устремления к общему знаменателю, является государство. При этом оно должно иметь дело не с разрозненной массой, а с организованной в профессиональные организации, то есть, корпорации. Таким образом, роль государства как объединяющего и примиряющего все эти интересы субстанта для достижения общей благой цели – процветания нации становится необходимой. В связи с этим особая роль отводилась монархической Верховной власти, не зависящей от отдельных классов или сословий, а потому способной проводить независимую от них внутреннюю политику.

В своей публицистике Лев Александрович Лев Александрович рассматривал многие актуальные проблемы современности. В работе «Критика демократии» Тихомиров высказывает своё мнение по поводу такого актуального явления в начале XX века, как терроризм. Он развенчивает революционную теорию оправдания террора как средства. Тихомиров уверен, что как идея политической борьбы терроризм либо бессилен( если средств низвергнуть правительство нет), либо- излишен (если есть средства). Он подчеркивал, что подобное действие дезорганизует не правительство, а самих террористов. Их Тихомиров называет «ничтожным меньшинством», даже не пытающимся вступить в открытое противостояние, «отщепенцами всех сословий». Также Л.А. Тихомиров не признаёт их аппеляцию к «естественному праву», которое не позволяет убийство; и к «воле народа», который в действительности никакой власти никогда не просил. Терроризм по мнению Тихомирова- разбой, а не реформаторство, «где реформатор должен стоять нравственно и умственно выше среды, в которую приносит свет»

Ещё одним практически важным для Тихомирова вопросом были студенческие волнения. Молодёжь для него слой из которого вырастет государственная и умственная основа страны. Молодых людей он призывает думать, наблюдать и учиться, а не верить «великим могилам» (авторитету бывших лидеров мирового революционного движения) и деньгам.

Итак, можно говорить о том, что Лев Александрович Тихомиров разработал собственную теорию социального устройства общества, основанную на объединении классов в корпорации, которая представила собой новое слово среди отечественных консервативных проектов на эту же тематику. Пусть она не была воплощена в жизнь, но является важной для исследования консерватизма, как теории. Так же нужно сказать, что Лев Александрович придерживался мнения о том, что русское общество в будущем более прогрессивно, чем западное и имеет больше перспектив для развития.

3. Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

В русле традиционного русского мышления, Тихомиров писал, что «непосредственную теократию, боговодительство можно уподобить высочайшему состоянию человека – девству, монашеству, царскую власть браку, разделение и распад ее блуду»[24].

Веру в Бога Тихомиров неизбежно связывал с крепкой властью. «Христианство и политика»- яркий тому пример. Тихомиров считал, что для духовно-нравственного подъёма, который был так необходим России в начале XX века, одним из главнейших условий было бы усиление христианского влияния на политику. Это вовсе не означало бы подавление Церкви властью, а лишь предопределило объединение народа - «Внутренне сплочённое общество спасает народ даже при расстроенном государстве»[25]. А, обществу, сплоченному в крепкие организации, легко будет воссоздать государство заново. Понятие о достоинстве личности, ее свободе, совершенствовании, о равенстве и братстве – все это было взято из христианства, но, при отрицании реальности духовного мира, искажено. Одним словом, смешение Царства Божия и царства кесаря. Современное общество, раздираемое этим противоречием, умом не сознает его и даже отрицает. Материалистическое понимание жизни укоренилось так прочно, что люди большей частью просто не способны серьезно принять во внимание действие духовного элемента. Выход Тихомиров видит в следующем: « К возвращению личности религиозного понимания целей жизни мы и должны особенно стремиться ныне. С потрясения этой основы нравственной жизни начались наши социальные приключения. С восстановления значения религии для человечества начнется и выздоровление. Все остальное – внешнее укрепление порядка, власти, прочного действия исторических основ – само по себе необходимо, но все остается без души, без силы, если оживившееся религиозное сознание не даст личности должного руководства для понимания целей жизни. С умиротворения души начнется оздоровление социального мир».[26]

Религия стала одной из востребованных Тихомировым тем со времён эволюции его взглядов в консервативные. Во-первых, вера помогла ему снова вернуться в ряды общественных деятелей, пусть уже другого толка; во-вторых, увлечение религией вообще свойственно для российского консерватизма.

Еще в 1907 г. в журнале Московской духовной академии «Христианин» была опубликована статья Тихомирова «О семи апокалипсических Церквах», в которой он давал толкование Апокалипсиса в связи с историей человечества. Он также участвовал в работе кружка М.А.Новоселова - религиозного писателя, редактора и издателя «Религиозно-философской библиотеки». Среди участников кружка были такие мыслители, как Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, ректор Московской духовной академии епископ Феодор и др.

Занимаясь разработкой темы христианского мистицизма, Тихомиров обращался с письмами к религиозному писателю, автору Мистической трилогии М.В.Лодыженскому. Постепенно политические проблемы стали отходить для Тихомирова на второй план перед поисками ответов на вечные вопросы.

Необходимо отметить и активную церковно-публицистическую деятельность Л.А Тихомирова. В Москве он подружился с М.А. Новоселовым, бывшим толстовцем, вернувшимся в Православие, участвует в работе его «Кружка, ищущих христианского просвещения». Первым выступает с идеей восстановления патриаршества. Для чего вместе с «младшими славянофилами» — Д.А. Хомяковым и Ф.Д. Самариным занимается подготовкой поместного собора. Другой кружок, собственно Тихомировский — это генерал А.А. Киреев, художник В.М. Васнецов, церковный писатель Евгений Погожев, архиепископ Никон (Рождественский), предшественник Тихомирова на посту редактора «Московских ведомостей» В.А.Грингмут. Здесь Лев Александрович, среди прочего, читает не пропущенные цензурой статьи. В «Религиозно-философской библиотеке» Михаила Александровича Новоселов были опубликованы две работы Л. А. Тихомирова: «Личность, общество и Церковь» (1904) и «Христианская любовь и альтруизм» (1905). В 1916-1918 годах философ прочел несколько докладов в аудитории «Религиозно-философской библиотеки. Темы докладов Тихомирова – «О гностицизме», «О Логосе и Филоне Александрийском», «О философии Каббалы», «О философии Веданты», «О магометанском мистицизме» - соответствуют многим главам книги «Религиозно-философские основы истории». Вполне возможно, что публикование «Религиозно-философских основ истории» предполагалось осуществить в новоселовской серии «Религиозно-философской библиотеки». К середине 1910-х годов Тихомиров уже целиком погрузился в проблемы религиозного характера, работая над исследованием «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за царство Божие») и повестью «В последние дни», которую посвятил своей супруге. По своей направленности она перекликается с работой Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», однако, не является чисто философским произведением, поскольку в ней действуют выдуманные Тихомировым герои. Социализм и связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, только «пассивным» отступлением от Бога, но еще не означали воцарение Антихриста, как это казалось многим современникам событий. Тихомиров считал, что «для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором только и возможно появление «нового бога», «иного бога». А поскольку этого еще не произошло, то, следовательно «последние времена» еще впереди.

Основой теории Тихомирова явилась мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия - Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает, в противоположность, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой непримиримую духовную борьбу, сами никогда не умирая, никогда не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки сделать это.

Книга «Религиозно-философские основы истории» Л. Тихомирова говорит не только о прошлом и настоящем периоде этой борьбы, но и дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна книга Тихомирова еще и тем, что в ней впервые па русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. «Царство мира соделывается Царством Господа. Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано»[27]

В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста. Социализм и связанный с ним материализм были, по мнению Тихомирова, «пассивным» отступлением от Бога, а «для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой-либо формой нового мистицизма, при котором возможно появление «нового бога».

Прежде чем обратиться непосредственно к трактовке Тихомировым «последних дней» человечества, нужно отметить, что еще в своих публицистических статьях он неоднократно подчеркивал, что воплощение в жизнь социалистической идеи не принесет людям желаемой свободы, поскольку «после долгой резни все могут лишь прийти к заключению, что невозможно жить иначе, как создав какой-нибудь страшный центральный деспотизм, который грозным принуждением, карой и вечным надзором за всем и каждым заменил бы действие погибшей в людях нравственности, гуманности и сознания своего общественного долга»[28]. В отличие от многих монархистов и церковных деятелей, Тихомиров не считал, что социалистическое общество представляет из себя абсолютное воплощение зла, а октябрьская революция знаменует воцарение Антихриста.

Нужно отметить, что повесть «В последние дни» представляет не только чисто религиозное, но и художественное произведение, написанное с большим мастерством. В повести встречаются неожиданные моменты, напоминающие о революционном прошлом самого Тихомирова. Работы Л.А.Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» и «В последние дни» значительно расширяют наши знания о6 этом человеке, показывая его не только в привычном качестве публициста, но и в образе глубоко самобытного религиозного мыслителя, знатока философии и богословия. Они свидетельствуют, что в последние годы жизни Тихомиров пытался осмыслить историю человечества не в контексте тех или иных политических симпатий и антипатий, а в контексте вневременных религиозных положений. Эти работы представляют собой попытку показать устройство мира с точки зрения религиозного человека, мнимость в мире тьмы и истинность света, в конечную победу которого Тихомиров верил до самых последних дней своей жизни.

Рассуждая о значении религии для развития современных государств Тихомиров писал что, потеряв Христа, Европа все свои религиозные стремления и представления о христианском идеале перенесло на общество. «XVIII веку принадлежит первая попытка гармонически слить эти стремления с чисто материальным содержанием жизни. Отсюда кажущаяся оригинальность его. На самом деле основные понятия, на которых XVIII век начал строить новое общество, все составляет отголосок христианства.»

По поручению Столыпина Тихомиров написал несколько записок по истории рабочего движения и отношений государства с рабочими. Л. А. Тихомиров писал также и записки по вероисповедной политике государства, по созыву Церковного Собора. Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова была, в частности, одной из побуждающих причин подготовки церковной реформы Императором Николаем II. Государь, прочитав его работу «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), повелел Священному Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. В 1906 году заседало Предсоборное Присутствие, в котором по Высочайшему повелению участвовал и Л. А. Тихомиров.

Таким образом, можно сказать, что Тихомиров большое значение предавал религии как духовному стержню государства и общества. Монархия и христианство были для него единым целым. Так же нужно сказать, что Тихомиров, особенно на последнем этапе творчества, увлекался вопросами эсхатологии, анализируя Ветхий Завет, давал прогнозы о будущем страны.

Государственное устройство

Ещё период пребывания в «Народной воле» Тихомиров писал в передовой статье: «История создала у нас на Руси две главные самостоятельные силы: народ и государственную организацию»[29]. Подобными категориями русскую историю мыслил

Структура власти это всегда пирамида. Все дело лишь в том, как ее вершина должна отражать свое основание, руководящий принцип. Каков этот принцип. И как властные структуры должны преломлять требования масс, чтобы не повиснуть в воздухе. Именно ради единства, власть должна быть противопоставлена народу. А значит, исходить надо именно из этого. Тем более, что это, в основном, факт всякого государства. Однако по той же причине, что государство – это дело общее, оно должно следовать общему благу. В этом правда демократии. Поэтому одной из главных задач политики является организация связи Главы государства и его народа. Тихомиров настаивал на том, что к этой священной связи надо стремиться, а не считать ее присущей изначально, как это подразумевается в мысли демократической. В качестве идеала этой связи он видел брак Царя и Народа, что имеет свое историческое воплощение в православном венчании Царя на Царство.

Глубокое разочарование в демократии подвигает Л.А. Тихомирова заняться исследованием вопроса о власти. В 1896 году появляется «Единоличная власть как принцип государственного строения» своеобразный «катехизис сознательного монархиста». С книги «Единоличная власть как принцип государственного строения» начинается новый период его творчества – период построения государственно-правового учения о монархии, получившем наиболее полное завершение в капитальном труде «Монархическая государственность». Тихомиров был первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие. «Монархическая государственность» - дело жизни для Тихомирова, по выражению В.И. Карпеца, «в духе и силе» Платона и Аристотеля. Появляется теория «прогрессивной эволюции монархии» - от абсолютизма к русскому, допетровскому типу монархии. Фундаментальной работой написанной Тихомировым стал этот труд. В этой работе он смог дать целостную картину истории монархической власти не только в общероссийском, но и в мировом масштабе. Первая часть исследования была посвящена теоретическому обоснованию монархической власти. Исходное положение о стремлении к организации в обществе и живой природе («принцип кооперации или корпоративизма») имеет много общего с органической теорией, излагаемой К.Н. Леонтьевым. Власть и принуждение для Тихомирова были неотделимы от сущности человеческого общества. По его мнению, в государстве с разной степенью власти сосуществуют три формы государственности: монархия, олигархия и демократия. Ни одна из них не может возобладать и создается идеальное равновесие, когда государство стабильно и прочно. Идеально, когда монарх опирается на олигархию, а в низовом звене, на уровне низшего самоуправления, действуют демократические принципы. С возникновением общества в нем возникает власть как естественный регулятор социальных отношений. Для общественности всегда характерно наличие власти и подчинения. Когда же нет ни власти, ни подчинения, то наступает свобода в чистом ее виде, но здесь уже нет общественности, так как любая социальная система полна борьбы, которая проходит либо в более грубых, либо в более мягких формах. Власть становится силою, осуществляющей в обществе, в государстве высшие начала правды. Итак, «первенствующее значение монархического принципа» основывается на том, что «свойства, требуемые от верховной власти, совершенно совпадают с природными свойствами монархии: прочная власть, единство власти, нахождение вне партий и частных интересов, высокая степень нравственной ответственности, уверенность в своей силе, дающая мужество на противодействие всем случайным веяниям, способность к обширным преобразованиям и т.д.»[30]

Тихомиров пытался синтезировать славянофильский либерализм и идею сильной государственной власти. Рассмотрев во второй части Византию как историческую аналогию российской государственности, он перешел непосредственно к истории России. Здесь особое внимание было уделено построению «правильных» отношений государства и церкви, когда обе эти константы дополняют друг друга, вера не противопоставляется политике, а идеологическим принципом для монархической системы объявляется моральный принцип, основанный на православии. Тихомиров выдвигал на первый план наличие надгосударственной нравственно — религиозной идеи. Как и другие верующие монархисты, он считал, что власть ответственна перед высшим судией – Богом, но в отличие от других консерваторов, Тихомиров обращал внимание не только на духовное, но и на правовое оформление монархического принципа. «Все условия политической сознательности были в России за все 1000-летие ее существования крайне слабы, и по своей спутанности и противоречивости, едва ли не хуже, чем где бы то ни было». Главную опасность для монархии он видел в том, что до Петра I не существовало законодательных определений царской власти, а после него все государственное право испытывало влияние европейской правовой системы, базировавшейся на обязательной эволюции монархии в сторону республиканской формы правления. Тихомиров пытался выработать такое правовое оформление монархической системы, которое доказало бы возможность эволюции монархии. Тезису о неизбежности смены монархической формы правления республиканской, в ходе идущих модернизационных процессов, противопоставлялся тезис о неантагонистичности происходящих изменений и монархической системы. Доказывалось, что монархия не только может вписаться в происходящие изменения, но и сделать их плавными, облегчив болезненность трансформации. Напомним, Тихомиров выделяет четыре элемента, из которых состоит национально-государственное тело, а именно: 1) нация; 2) Верховная власть, которая в совокупности с подданными; 3) государство; 4) правительство, подчиненное верховной власти и ею организуемое в целях государственного управления.

Вслед за Аристотелем и Ж.-Ж.Руссо Тихомиров делит государственную власть на верховную и управительную, а вслед за Б.Н.Чичериным определяет, что первая «едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, ненарушима, безответственна, везде присуща и есть источник всякой иной государственной власти»[31]. Другими словами она самодержавна, т.е. суверенна, независима. «Юридически она ничем не ограничена (...) не подчиняется ничьему суду, ибо если бы и был высший судья то ему бы и принадлежала верховная власть»[32]. На основании этого он критикует теорию разделения властей, указывая, что разделение властей возможно и необходимо лишь в области власти управительной. И действительно, верховной властью в государствах с разделением властей является власть народа, а не президент и не парламент. Принципов власти Тихомиров насчитывает ровно три: монархию, аристократию, демократию. Если выражаться предельно емко, основанием предпочтения будет, по Тихомирову то, что монархия единственная наиболее полно отвечает онтологическим требованиям, объективно предъявляемым к верховной власти: единству, сосредоточенности, нераздельности...

Требования, предъявляемые к управительной власти совершенно иные. Это требования специализации, компетенции, разделения функций, взаимного контроля. Именно здесь Тихомиров и видел значение аристократического и демократического принципов власти. Причем если первый необходим для организации управления – «править должны лучшие», то второй наиболее пригоден для организации контроля за представителями верховной власти, так как народ испытывает всякую меру власти непосредственно на себе, а потому от него «труднее всего спрятаться». Сила власти, единство власти – в ее способности решать насущные проблемы. Проблемы же проще всего решаются на месте, поэтому, допуская самоуправление, государство лишь еще более усиливается. И, хотя Костылев вносит замечание, что с такой программой Тихомиров в 1905 г. опоздал, мы возразим – подобная практика присутствовала почти во всех восточных деспотиях и средневековых монархиях, опиравшихся на «свободные» города, общины и т.д. Это был единственный способ избежать неизбежного разбухания государственного аппарата, а значит этот пункт имеет общетеоретическое значение.

Заканчивая эту тему, следует подчеркнуть, что злом, хотя и неизбежным является, по Тихомирову, само существование управительной власти. Ибо при представительстве верховной власти, будет всегда, объективно, в силу косности материи возникать искажение первоначального волевого импульса Оригинальность Тихомирова как мыслителя в том, что он попытался синтезировать религиозное и юридически-правовое обоснование «монархической государственности», не стремясь при этом к чисто механическому повторению идей консервативных идеологов, и привлекая для подтверждения своих мыслей примеры из различных работ, начиная от трудов Платона и Аристотеля, и заканчивая разработками славянофилов, К.Н. Леонтьева, М.Н. Каткова, Б.Н. Чичерина, С.Ф. Шарапова и других. Но не это здесь главное - исследование монархического принципа, принципа власти выводит Тихомирова на тему Апокалипсиса, великой книги о крушении и замещении Царств, вплоть до последнего очищения принципа власти, как единой, непреходящей, священной...

А углубление в историю русской монархии выводит на вечный русский вопрос – в чём причина нашего существенного отличия развития России от других стран. Тихомиров делает самый неутешительный вывод о том, что ученический, постпетровский период закончился и Россия в положении худшем, чем до Петра, потому что тогда она успокоилась на двести лет в крепостном праве и просвещении правящего слоя, а теперь тот же вопрос «и тьма над бездной».. Тихомиров не строит своей концепции, не предлагает своей утопии. Его всегда обвиняли в обратном, в эклектизме. А он был апологетом реальности. Выход Тихомиров видит в следующем: «С умиротворения души начнется оздоровление социального мира»[33].

Л. А. Тихомиров стал первым русским мыслителем, разработавшим учение о русской государственности, о ее сущности и условиях ее действия. Он первым серьезно занялся изучением такого государственного феномена, каким было русское самодержавие. Государство - естественный союз нации. «Единственное учреждение, -говорит исследователь, - способное совместить и свободу, и порядок - есть государство»[34].Одним из характернейших и основных свойств человека является его стремление к взаимоотношениям с другими людьми. Общественность человека - такой же его инстинкт, как н инстинкт борьбы за свое существование. Оба они естественны, потому что исходят из самой природы человека. Государство же является высшей формой общественности. Общественность эволюционирует от союзов семейных и родовых к союзам сословным, а с развитием человеческих потребностей и интересов дорастает до возникновения высшей силы, объединяющей все социальные группы общества в государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.