рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Турция во второй половине ХІХ в. – первой половине ХХ в. Национальная революция под руководством Кемаля Ататюрка

Еще во время мировой войны сотни тысяч солдат оттоманской армии, не желая воевать за чужие им империалистические интересы, бежали с фронта со своим оружием и создавали на местах отряды самообороны. Именно эти партизанские отряды первыми начали борьбу с оккупационными властями и их вооруженными структурами. Таким образом, на первых этапах освободительное движение в Турции по преимуществу носило крестьянский характер. Ввиду отсутствия в стране рабочего класса постепенно роль лидера в освободительном движении перешла к анатолийской н6ациональной буржуазии, которая стала выразителем общенациональных интересов.

За годы мировой войны эта буржуазия значительно окрепла и сделалась серьезной политической силой. Отторжение от Турции развитых в хозяйственном отношении районов - Стамбула, Измира, Киликии и других - не могло не вызвать сопротивления анатолийских предпринимателей. Возникла реальная возможность потери не только этих крайне важных для экономики страны районов, но и самой страны в целом. Некоторое время анатолийская буржуазия выжидала, надеясь петициями и обращениями смягчить позицию Антанты и сохранить целостность своей страны. Но эти надежды быстро рассеялись. Одновременно с этим на территории самой Анатолии началось народное движение, которое, которое продемонстрировало, что в самой стране есть силы, способные дать отпор мировому империализму.

Проводником идеи турецкой национальной буржуазии явились интеллигентские слои, преимущественно военного происхождения. Представители этих слоев видели в вооруженной борьбе против султана и интервентов единственное средство спасения страны от неминуемой гибели. Именно из их среды вышел будущий руководитель национально-освободительной борьбы турецкого народа. Это был генерал оттоманской армии МУСТАФА КЕМАЛЬ паша. В это время Кемалю было всего лишь 38 лет, но он уже пользовался большой популярностью как талантливый полководец. Он был также известен в военных и политических кругах как непримиримый противник Энвера и его политики, превратившей Турцию в германского вассала. Поведение Кемаля во время войн, его личная честность и патриотизм, снискали ему авторитет среди офицеров и рядовых турецкой армии во время мировой войны /Еремее6в, 1963, с. 69/.

Мудросское перемирие застало Мустафу Кемаля в Сирии, где он принял от немцев командование остатками разгромленных войск. Кемаль был возмущен рабским подчинением султанского правительства Антанте. Кемаль попытался воспрепятствовать вступлению английских войск в Александретту. После этого он подал в отставку и в конце 1918 г. выехал в Стамбул. Здесь Кемаль начал устанавливать связи с некоторыми другими сторонниками борьбы за независимость. Но фактически оккупированный Стамбул оказался не удачным местом для организации отпора иностранным захватчикам. Между тем из Анатолии постоянно приходили известия о расширении там партизанской народной борьбы. И постепенно Кемаль и его последователи поняли, что организация сопротивления иностранным державам возможна только в Анатолии.

Получив при поддержке друзей командировку в Восточную Анатолию в качестве инспектора армии, Мустафа Кемаль 19 мая 1919 г. прибыл в Самсун и сразу стал во главе местного сопротивления. После прибытия Кемаль сразу разворачивает здесь энергичную деятельность. Очень скоро под его влияние попадаю местные партизанские военные отряды. По всей стране Кемаль рассылает циркулярные письма, в которых говорилось, что Родина в опасности. Одновременно говорилось о том, что центральное правительство не в состоянии выполнить свой долг и поэтому в Анатолии необходимо собрать «национальное собрание», свободное от всякого влияния и контроля. В обращениях Кемаля говорилось также, что Стамбул отныне не может теперь господствовать над страной и тем белее - Анатолией.

По настоянию англичан, обеспокоенных активной деятельностью Кемаля, султан приказал ему прервать командировку и вернуться в Стамбул. Но Кемаль подал в отставку и заявил, что остается в Анатолии как частный гражданин. Тем самым он окончательно связал свою судьбу с национально-освободительным движением.

Через месяц, в сентябре 1919 г. в Сивасе состоялся всетурецкий конгресс «Обществ защиты прав» (освободительные организации в провинциях). Он принял развернутую программу национальных требований - вывод из страны всех оккупационных войск. С этого времени Стамбул потерял значение правительственного центра Турции. Более того, под нажимом освободительного движения султан вынужден был согласиться на созыв оттоманского парламента. Правда, он должен был быть созван в Стамбуле, а не в Анкаре, как требовал Кемаль. Выборы в парламент дали подавляющее большинство националистам и патриотам. Избран был и Кемаль, но он отказался поехать в оккупированный Антантой Стамбул. В конце 1919 г. он перенес резиденцию Представительского комитета из Сиваса в Анкару, которая отныне стала центром освободительного движения / Очерки истории Турции, 1983, с. 59/.

Несколько месяцев продолжалась видимость мира между Анкарой и Стамбулом. В начале 1920 г. открыл свою работу Оттоманский парламент. 28 января 1920 г. он принял очень важный документ – Национальный обет. В принципе это была декларация независимости. Принятие Национального обета и вообще деятельность парламента встревожили султана и англичан. Они решили прибегнуть к репрессиям. 16 марта 1920 г. в Стамбуле высадился английский десант, и город официально был объявлен оккупированным. Англичане разогнали оттоманский парламент, арестовали и сослали на остров Мальту большинство депутатов-патриотов. В Стамбуле было введено военное положение. Вся власть вплоть до полиции перешла в руки верховных комиссаров держав Антанты.

После официальной оккупации Стамбула султан и Порта, опираясь на Англию, открыто выступили против Анатолии. Верховый шейх страны опубликовал фетву, в которой анатолийское движение объявлялось мятежом, а Кемаль - государственным преступником. Военный суд в Стамбуле заочно приговорил его к смертной казни.

ВНСТ. В ответ на это анатолийские националисты и патриоты решили создать в Анкаре свой собственный парламент. 23 апреля 1920 г. в Анкаре собрался новый меджлис - Великое национальное собрание Турции. В него вошли частично депутаты разогнанного оттоманского парламента, часть депутатов была избрана в самой Анкаре. Председателем ВНСТ был избран Мустафа Кемаль. ВНСТ провозгласило себя единственной законной властью в стране. Новый парламент обладал законодательной и исполнительной властью. Все законодательные акты и указы, принятые султаном с момента оккупации Стамбула были объявлены недействительными, т.к. султан находился в плену у неверных.

Депутаты поклялись бороться за независимость страны и принесли присягу на верность Национальному обету. Первым внешнеполитическим актом новой власти явилось обращение к Советской России. 26 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль отправил в Россию на имя В.И. Ленина письмо, в котом предлагал установить дипломатические отношения. Одновременно Кемаль обращался к руководству России с просьбой оказать Турции помощь в борьбе против империалистов.

Империалистические державы очень скоро поняли, какую опасность для них представляет новая власть в Анкаре, которая мешала окончательному разделу Турции. Сначала они попытались решить эту проблему руками султанской власти. Султан послал в Анатолию армию, сформированную из всякого сброда, она получила название «халифатская армия». Англичане предоставили этой армии некоторое количество вооружений и свои военные корабли. Однако уже в первых боях эта армия показала свою полную несостоятельность и была разбита отрядами анатолийских патриотов.

После этого империалистические державы сами перешли к открытой интервенции. Выполнение этой миссии было возложена Грецию. В июне 1920 г. греческая армия, снабженная английским вооружением и инструкторами, выступила из Измира. Преодолев сопротивление анатолийских партизан, она уже в июле заняла несколько крупных городов и начала продвигаться в глубь Анатолии.

Одновременно державы Антанты решили окончательно утвердить раздел Турции международными договорами. И хотя султанское правительство не обладало никакой властью, европейские державы заставили его подписать 10 августа 1920 г. в СЕВРЕ (близ Парижа) новый кабальный мирный договор. Согласно Севрскому договору - Восточная Фракия с Адрианополем, а также Измир (Смирна) – отходили к Греции. Мосул отходил к Англии. Широкая полоса вдоль сирийской границы – к Франции. Зона проливов выделялась в особый район с международным управлением. Стамбул оставался за Турцией лишь условно при условии «лояльного выполнения договора».

На Востоке Анатолии предусматривалось создание «независимых» якобы дашнакской Армении и Курдистана – двух форпостов империализма в этом регионе. Фактически за самими турками сохранялся небольшой участок между Анкарой и Черным морем. Эта территория была крайне неблагоприятной во всех отношениях – здесь не было естественных богатств, не было промышленности и путей сообщения. Турция подлежала полному разоружению. Подтверждался режим капитуляций. Вводился полный финансовый контроль держав Антанты /Новейшая история Турции, 1968, с. 48/.

Подписание Севрского договора вызвало в стране бурю негодования. Даже султан, видя всеобщее недовольство в стране, не решился ратифицировать его. Условия договора еще больше активизировали антиимпериалистические и антисултанские настроения в стране. На этом этапе в борьбу за независимость включились практически все слои турецкого общества. Крестьяне массами шли в партизанские отряды и создаваемую регулярную армию. Люди, обладающие какими-то средствами и капиталами, передавали свои состояния в распоряжение Кемаля. В это же время в стране появилась турецкая коммунистическая партия. Но ее деятельность протекала в очень сложных условиях, т.к. кемалисты боялись ее влияния на массы.

Борьба турецкого народа привлекла в себе сочувствие угнетенных народов Востока. В Анатолию потекли пожертвования из всех мусульманских стран. Мусульмане Индии, Египта, Сирии, Алжира, Туниса и других стран требовали прекратить войну против Турции.

Но наибольшее значение для Турции имела помощь, оказанная Советской Россией. Эта помощь определялась ленинскими принципами национальной политики и вытекала из общности интересов обеих стран. Врагами турок были те же империалисты, которые начали интервенцию против Советской России. Кроме всего прочего, Севрский договор являлся частью Версальской системы и был направлен и против Советской России. Причем, Советская Россия сама переживала очень трудные времена гражданской войны и интервенции, и, тем не менее, решила поддержать кемалистскую Турцию.

Велико было и моральное значение этой помощи - турецкий народ видел, что они не одиноки в своей борьбе. В лице Советской России они обрели сильного и бескорыстного друга. В телеграмме, посланной Кемалем В.И. Ленину в ноябре 1920 г. он писал: «Мне доставляет удовольствие сообщить вам о чувстве восхищения, испытываемом турецким народом, по отношению к русскому народу, который не удовлетворившись тем, что разбил свои собственные цели, ведет уже более двух лет беспримерную борьбу за освобождение всего мира и с энтузиазмом переносит неслыханные страдания ради того, чтобы навсегда исчезло угнетение с лица земли» /Миллер, 1948, с. 182/.

Первые успехи в борьбе с интервенцией Греции и Англии были достигнуты турками уже в начале 1921 г. Только что появившаяся небольшая турецкая армия в сражении у селения Инёню 10 января 1921 г. приостановила крупное наступление греков. И хотя для дальнейшего развития успеха сил у них не было, сам факт этой победы сыграл большую роль.

Еще более укрепляло новую Турцию поддержка со стороны Советской России. В разгар этих событий Армения, а затем и Грузия провозгласили у себя советскую власть. Таким образом, исчезло серьезное препятствие на пути развития более глубоких отношений Советской России и Турции. Нужно сказать, что даже в это время в турецком руководстве было много реакционеров и сторонников «имперских взглядов», которые по-прежнему хотели рассматривать Закавказье как зону «турецких интересов».

Кемалю и его сторонникам все же удалось переломить сопротивление этих военных и политических деятелей и начать трудные переговоры с Москвой. Однако общность интересов Турции и Росси помогли преодолеть трудности переговорного процесса и в итоге - 16 марта 1921 года в Москве был подписан «договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией».

Московский договор констатировал, что «обе стороны обязались не признавать никаких других договоров, которые могут затрагивать интересы договаривающихся сторон». Договор предусматривал также ряд других очень важных вопросов - о проливах, о правах граждан, о воспрещении пребывания на территории страны лиц, борющихся с какой-то договаривающейся стороной /там же, с. 83-84/.

Тем не менее, британское правительство продолжало упорствовать и настояло на новом еще более масштабном наступлении греков. 31 марта 1921 г. греческая армия опять потерпела поражение, но летом того же года наступление возобновилось и на этот раз более успешно для греков. В начале августа фронт подошел к самой Анкаре. Этот были самые критические дни для новой Турции. Правительственные учреждения начали готовиться к эвакуации. Подняла голову и внутренняя реакция. В Великом национальном собрании начало нападки на Кемаля, требуя «уважения к шариату».

В эти тревожные дни Великое национальное собрание назначило Мустафу Кемаля главнокомандующим с неограниченными полномочиями. Он быстро произвел перегруппировку войск, провел реквизиции предметов, необходимых армии. 23 августа 1921 г. на восточном берегу реки Сакарья началось упорное сражение. Материальному и военному превосходству греков турки противопоставили свой моральный дух, решительную тактику и умелое военное руководство Кемаля.

Сакарийская битва продолжалась 22 дня и закончилась полной победой турок. К 13 сентября 1921 г. к востоку от Сакарьи не осталось ни одного греческого солдата. За эту победу Великое национальное собрание наградило Мустафу Кемаля чином маршала и титулом «г а з и» (победитель). После Сакарьи единый антитурецкий фронт начал быстро распадаться. Франция, убедившись в силе турецкого оружия, подписала в Анкаре 20 октября 1921 г. сепаратный договор. Она признала правительство ВНСТ единственной законной властью Турции и вывела свои войска. Еще до этого вывела свои войска из Анатолии Италия. Одна лишь Англия продолжала поддерживать греческую интервенцию. Но положение Турции менялось в лучшую сторону. 13 октября 1921 г. в Карсе был подписан договор закавказскими советскими республиками – Азербайджаном, Арменией и Грузией /Данциг, 1976, с. 233/.

Между тем Греция теряла остатки своих сил и международного престижа. Все прогрессивные силы Европы протестовали против продолжения «послевоенной войны». Греческая армия в Анатолии разлагалась – они находились на чуждой территории, среди возмущенного населения и не понимали причин этой войны.

Вскоре наступила развязка. После тщательной подготовки турецкая армия на рассвете 26 августа 1922 года перешла в наступление и в течение нескольких дней греческая армия была почти разгромлена. К 18 сентября вся территория Анатолии была очищена от греческих войск.

Так закончилась война Турции за независимость. 11 октября 1922 года в Муданьи (на берегу Мраморного моря) был подписан акт перемирия. 24 июля 1923 г. в Лозанне (Швейцария)- подписан окончательный мирный договор между державами Антанты и Турцией. Этот договор знаменовал победу Турции. Он полностью отменил режим капитуляций, иностранный и финансовый контроль, устранил политические привилегии иностранных держателей концессий.

2.2 Республиканская Турция

Одним из наиболее важных вопросов периода кемалистской революции был вопрос государственного устройства новой Турции. Причем решение этой проблемы сторонники Кемаля начали осуществлять еще в период, когда в стране фактически было два центра государственной власти (Анкара и Стамбул) и еще шли военные действия с европейскими оккупантами. Так, 20 января 1921 г. ВНСТ приняло закон, согласно которому ВНСТ провозглашалось высшим органом государственной власти. Интересно, что формально этот закон не отменял конституцию 1876 г. и вообще ничего не говорил о власти султана – светской и духовной. И лишь окончательная победа над европейской интервенцией позволила кемалистам более решительно подойти к этим вопросам.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание приняло закон о ликвидации султаната. 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой. 3 марта 1924 г. навсегда был упразднен халифат (духовная власть оттоманских султанов над всеми мусульманами).

Пришедшая к власти анатолийская буржуазия стремилась укрепить, созданное ею буржуазно-национальное государство. Однако пока победа кемалистов больше касалась внешних врагов в лице иностранных держав. Однако сама по себе эта победа совершенно не означала безусловной победы внутри своей страны. Огромную роль в Турции начала ХХ в. играл и с л а м. Он имел многовековую традицию; по-настоящему верующими были практически все слои турецкого населения; по сложившейся традиции мусульманских стран ислам контролировал не только сферу идеологии, но также вопросы семьи, быта, просвещение и законодательную область. На протяжении длительного времени церковь в целом и высшие улемы обладали значительными материальными богатствами в виде земельных владений с крестьянами, шахты, рудники, жилой и общественный фонд в крупных городах и т.д. Так получилось, что на влияние церкви опирались довольно сильные в стране реакционные элементы, которые всячески противились любым нововведениям новой власти. По вполне понятным причинам центром этих элементов являлась сама столица - Стамбул.

Поэтому вполне естественно, что новые силы, которые вместе с Кемалем пришли к власти поставили своей целью создать светское государство и тем самым лишить реакцию ее главного оружия. Они разработали целую серию очень радикальных реформ, направленных на ликвидацию средневековых пережитков в государственном устройстве, быту, просвещении и общественном сознании.

В марте 1924 г. Великое национальное собрание ликвидировало министерство по делам религии и вакуфов. Одновременно были закрыты мусульманские духовные училища - медресе. Спустя месяц были упразднены религиозные судебные установления, действовавшие на основе шариата. В стране стало расти движение за отказ от средневековых обычаев, за раскрепощение женщины и европеизацию общественного устройства. В Стамбуле, в Анкаре и других городах, турчанки, не дожидаясь правительственных распоряжения, стали снимать чадру и носить европейские платья. Начались подготовительные работы по введению нового гражданского и уголовного кодексов построенных по европейским образцам /Миллер, 1948, с. 191/.

Однако реакционные элементы не уступали свои позиции без боя. Их влияние в Турции было еще очень велико. Под давлением этих реакционеров в республиканскую конституцию Великим национальным собранием первоначально было включено положение о том, что «ислам является государственной религией Турции». В 1924 г. была создана «прогрессивно-республиканская партия», которая являлась блоком феодально-клерикальных элементов и стамбульских компрадоров. Тайной целью организации являлось свержение Кемаля и восстановление власти султана и младотурок. Они широко развернули агитацию в Стамбуле и глубинных сельских районах.

В феврале 1925 г. в юго-восточных районах вспыхнуло восстание курдских племен во главе с шейхом Саидом. Слабость новой власти позволила реакционерам придать стихийному движению курдских крестьян и кочевников антиреспубликанский характер. Кроме всего восстание велось под лозунгами борьбы с «безбожниками, которые попирают власть Аллаха». Английские агенты снабжали Саида оружием и деньгами, отправляемыми из Ирака.

Опасаясь, что к восстанию может примкнуть и обездоленное турецкое крестьянство, ВНСТ решило удовлетворить какие-то крестьянские требования. 17 февраля 1925 г. была отменена натуральная феодальная десятина - ашар. Взамен ашара был введен денежный налог, правда, тоже высокий. Одновременно была ликвидирована откупная система, которая особенно тяжела для крестьян. Оба мероприятия укрепили авторитет кемалистов и крестьянский взрыв удалось предотвратить.

В апреле 1925 г. правительственные войска подавили восстание курдов. Шейх Саид и его сообщники были казнены. Одновременно были вскрыты связи восставших с «прогрессистами». Был закрыт ряд газет, поддерживающих их. Опасаясь других выступлений, правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Воспользовавшись ситуацией начались преследования лидеров рабочего и профсоюзного движения. Начались преследования и коммунистических лидеров, хотя до этого в Стамбуле почти легально действовали коммунистические организации. После этого коммунистическая партия вынуждена была уйти в глубокое подполье.

В 1926 г. кемалистам пришлось еще раз обратиться к репрессиям, когда был раскрыт заговор против самого Кемаля. Он был организован лидерами бывшего комитета «Единение и прогресс» и «прогрессистами».

Вторая половина 20-х гг. ХХ в. ознаменовалась новой серией реформ, несколько мене радикальных.

В 1925 г. в Турции были официально введены европейская одежда и европейские головные уборы. Были ликвидированы дервишеские ордена и монастыри.

В 1926 г. был принят гражданский кодекс, построенный по европейскому образцу. Он упразднил существовавшие ранее нормы мусульманского права, в частности было запрещено многоженство.

В 1928 г. ВНСТ исключило из конституции фразу о том, что «ислам является государственной религией». Тем самым церковь была окончательно отделена от государства.

В том же 1928 г. ВНСТ приняло закон о замене арабского алфавита латинским.

Все эти реформы и преобразования несомненно имели положительное значение для Турции и в целом повышали культурный уровень турецкого населения. Однако реформы все-таки были половинчатыми и не могли решить многие проблемы экономического и общественного развития. Одной из причин этого было то, что основанная часть населения страны оставалась по-прежнему неграмотной. Так, по официальной статистике в 1935 г. в таком крупном городе как Стамбул неграмотными было 63.5% мужчин и 46.3 % женщин. Даже в 1943 г. грамотными среди мужчин было только 20 %, среди женщин - 8.2 % /Новичев, 1978, с. 298/.

Надвигавшийся мировой экономический кризис чрезвычайно тяжело отразился на Турции. Было подорвано сельское хозяйство. Турецкая лира катастрофически падала. Создалась реальная угроза финансового краха, а с ним и новой кабальной зависимости от западного капитала. Все это чрезвычайно пугало патриотическую часть кемалистов. Сам Мустафа Кемаль выдвинул лозунг «опоры на собственные силы».

Программа Ататюрка.

В 1931 г. оставшаяся единственной народно-республиканская партия на своем съезде приняла развернутую программу и устав. Партийной эмблемой стали «шесть стрел» - развернутая программа построения нового турецкого общества. Уже значительно позднее осуществление этих преобразований получило название «кемализм». В настоящее время «кемализм» понимается расширительно - как путь развития Турции в период ее преобразования из полуколониальной страны с феодально-клерикальным строем в независимое буржуазно-национальное государство.

Республиканство. Данный принцип трактовался Кемалем как установление формы правления наиболее отвечающей потребностям обеспечения суверенитета турецкой нации. Он считал, что эти формы наиболее присуще внутренней природе турецкой нации. Однако ненужно забывать, что республиканские идеи имели распространение в очень узком кругу турецкой буржуазной интеллигенции. Сами эти слои появились очень недавно в ходе танзиматских реформ, были сосредоточены только в городе. Более того, даже не все ближайшие соратники Кемаля поддерживали эти идеи.

Национализм. Ататюрк впервые в истории турецкой общественной мысли четко противопоставил здоровый турецкий национализм («тюркизм») «панисламизму» «новых османов» и «пантюркизму» младотурок. В многонациональной Османской державе вплоть до начала ХХ в. идеологией господствующих верхов был «панисламизм». Султан Абдул-Хамид П (1876 – 1909) пытался использовать свою духовную власть «халифа правоверных» во внешнеполитических целях. Панисламизм отрицал национальные и этнические особенностями других мусульманских народов и стремился создать якобы единую «мусульманскую нацию», естественно, под эгидой Турции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.