рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

Таким образом, в новой конституции присутствуют концепции правовой государственности, присутствующие в прежних конституциях, которыми является приоритет интересов личности в деятельности государства, демократизм, разделение властей, реальное обеспечение прав и свобод личности.

2.2 «Режим личной власти»

Принятие Конституции повлекло за собой серию выборов, необходимых для формирования высших государственных учреждений.

В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по новому избирательному закону, который восстановил существовавшую при Третьей республике мажоритарную систему голосования в два тура.

Отличительной чертой выборов 1958 г. стала поддержка правительства де Голля всеми главными партиями, за исключением компартии. Кроме коммунистов, против правительства выступали только Автономная социалистическая партия и пужадисты, причем ни те, ни другие не хотели сотрудничать с компартией[55].

Результаты выборов показали, что в стране произошли глубокие изменения. Ведущей политической силой стали голлисты, поддержанные «независимыми».

В декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей ЮНР (Союз в за щиту новой Республики), Мишеля Дебре. В правительство вошли «независимые», члены МРП и один радикал, но преобладали в нем члены ЮНР. Теперь в руках голлистов оказались все высшие органы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г., сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж. Дюкло, Ф. Миттеран, некоторые социалисты и радикалы. Большинство в Сенате составили центристские группировки.

Одной из особенностей правительства де Голля — Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка «Парижский союз — Мирабо», министром финансов был управляющий Французским банком В. Баумгартнер, а затем — В. Жискар д'Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, в прошлом — генеральный директор банка Ротшильда[56].

Общее руководство деятельностью правительства осуществлял президент. Военная и внешняя политика, а также политика в Алжире были официально объявлены «резервированным сектором», которым де Голль руководил лично. На заседаниях правительства министры не голосовали, а лишь высказывали свое мнение. Все основные решения принимал президент, и порой даже члены правительства узнавали о них из газет. Нестабильность правительств осталась в прошлом. Правительство Дебре управляло страной более трех лет, сменившее его правительство Помпиду — более шести лет (абсолютный рекорд для Франции XX в.). Противники де Голля обвиняли его в стремлении к личной диктатуре и называли созданную им систему правления «режимом личной власти».

Главной целью своей деятельности де Голль считал восстановление величия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту — США и Англии.

Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958—1961) и Четвертом (1962—1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал предоставление правительственных субсидий «жизнеспособным» (т. е. рентабельным) хозяйствам.

В 1958 г. была проведена пятнадцатая (с 1926 г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт. С 1 января 1960 г. правительство ввело новую денежную единицу — «тяжелый» франк, стоимость которого в 100 раз превышала стоимость старого, «легкого» франка[57].

В соответствии с идеей «ассоциации труда и капитала» в 1959 и 1961 гг. были изданы правительственные ордонансы, рекомендовавшие предпринимателям выделять часть прибыли для поощрения особо старательных рабочих (в форме дополнительных премий или особых «рабочих акций»).

Очень большое внимание правительство уделяло развитию культуры.

Быстрый экономический рост повлек за собой существенные изменения в численности и структуре населения. В течение всех «тридцати славных лет» рождаемость оставалась высокой, а смертность благодаря успехам медицины постоянно уменьшалась. Сельскохозяйственных рабочих оставалось менее 600 тыс. (2,9% самодеятельного населения). Более 66% французов проживало в городах.

Численность промышленных рабочих в 60-е гг. почти не менялась, оставаясь на уровне 7—8 млн. человек (37% самодеятельного населения). Основной прирост городского населения приходился на непроизводственную сферу (торговля, обслуживание, государственный аппарат, наука, образование и т. п.). К началу 70-х гг. там было занято до трети всего самодеятельного населения. В быстро развивавшейся экономике ощущался недостаток рабочей силы, и правительство продолжало привлекать иностранных рабочих — иммигрантов. Сначала среди них преобладали испанцы и португальцы, а затем — выходцы из различных стран Африки и Азии. С 1954 по 1968 г. количество иммигрантов увеличилось на 900 тыс. и достигло 2,6 млн. человек. Их труд использовался по преимуществу на тяжелых и низкооплачиваемых работах в промышленности и сельском хозяйстве[58].

По утверждении. Смирнова В.П., Несмотря на сокращение роли ремесла и мелкой торговли, удельный вес традиционных средних слоев населения (ремесленников, торговцев, владельцев мелких мастерских) все еще был значительным. В 1968 г. их насчитывалось около 5 млн. человек (25% самодеятельного населения). Очень быстро росло число служащих. К 1968 г. их количество достигло 2,9 млн. человек (14,7% самодеятельного населения). Еще быстрее увеличивались ряды интеллигенции. С 1954 по 1968 г. число работников умственного труда выросло в 3 раза — с 1 до 3 млн. человек (15% самодеятельного населения). Количество инженеров увеличилось на 40%, техников — на 55% .

В 60-е гг. расширилось социальное законодательство и улучшилось материальное положение трудящихся. В 1962— 1963 гг. почти повсеместно был введен четырехнедельный отпуск за счет предприятия. Кассы социального страхования компенсировали 80% расходов на лечение. Неоднократно повышался минимум заработной платы, размеры пособий по безработице и семейных пособий.

Реальная заработная плата с 1958 по 1968 г. выросла на 29%, однако 4 млн. трудящихся (большинство которых составляли иммигранты и женщины) получали не более 400 франков в месяц, что едва достигало уровня СМИГ. Хотя установленная законом продолжительность рабочей недели составляла 40 часов, многие работали сверхурочно, и фактическая продолжительность рабочей недели в среднем составляла 46 часов[59].

Повышение уровня жизни основной части населения, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, улучшение жилищных условий породили новые потребности. Стали высоко цениться отдых и развлечения, занятия спортом; массовое распространение получил туризм. К концу 60-х гг. около половины французов уезжали в отпуск из городов. Нередко они отправлялись за границу, чаще всего в страны «Общего рынка», где таможенные и пограничные формальности были сведены к минимуму.


2.3 Кризис пятой республики

Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, начало которым положили волнения студентов. Демократическую часть студенчества, особенно все более и более многочисленных выходцев из среды мелкой буржуазии, рабочих и служащих, не удовлетворяла старая система французского высшего образования, сложившаяся еще при Наполеоне I. Около половины студентов было вынуждено сочетать учебу с работой. Отсутствие необходимых материальных условий и сложная система экзаменов приводили к тому, что 70—80% студентов, принятых на первый курс, не могли окончить учебу. Но даже те, кто получал диплом о высшем образовании, в отличие от довоенного времени и первых послевоенных лет, не имели гарантий трудоустройства и не могли рассчитывать на обеспеченное будущее[60].

С начала 1968 г. в Париже и в ряде других городов все чаще и чаще происходили студенческие волнения. Студенты отказывались сдавать экзамены, в которых они видели средство социальной дискриминации, протестовали против классового характера системы высшего образования, провозглашали: «Нет буржуазному университету!» Вскоре они призвали перейти «от критики университета к критике общества» и объявили своей задачей всеобщее отрицание и «оспаривание». Ведущую роль среди студентов стали играть гошисты, которых возглавлял 23-летний выходец из Германии Даниэль Кон-Бендит. Гошисты срывали занятия, устраивали стычки с полицией, предлагали немедленно ликвидировать «классовый университет» и правительство. «Говори «нет» всему», — призывали их вожаки. 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения Кон-Бендита и его друзей из универститета студенты организовали митинг протеста во дворе старого здания Сорбонны. Университетские власти, вопреки многолетней традиции, обратились к полиции, которая прибегла к арестам и избиениям студентов. Тогда Национальный союз студентов и Национальный профсоюз работников высшей школы объявили забастовку. В Париже начались массовые студенческие демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих. Всеобщая конфедерация труда и другие профсоюзные центры призвали к демонстрациям и забастовкам солидарности со студентами. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки. 13 мая 1968 г. на демонстрацию в Париже вышло около 600 тыс. человек, требовавших прекращения полицейских репрессий, освобождения арестованных студентов, демократизации высшей школы, отставки министра внутренних дел и начальника полиции. Напоминая, что де Голль находится у власти почти 10 лет, часть демонстрантов несла плакаты «Десяти лет достаточно! Прощай, де Голль!». Одновременно с демонстрацией 13 мая начались забастовки, которые быстро переросли во все общую стачку. По всей стране рабочие прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали повысить СМИГ и заработную плату, улучшить социальное обеспечение, принять меры против безработицы, гарантировать соблюдение прав профсоюзов, уважать демократические свободы. Через несколько дней число бастующих достигло невиданной ранее цифры — 10 млн. человек. Большинство предприятий и банков прекратило работу. Остановился транспорт, прекратили вещание радио и телевидение. В течение многих недель бездействовали учебные заведения, занятые бастующими студентами.

Вслед за студентами, рабочими, служащими начали протестовать крестьяне. 24 мая они провели национальный день борьбы против сельскохозяйственной политики правительства, организовали демонстрации, перегородили дороги[61].

Правительство растерялось и решило пойти на уступки. 27 мая 1968 г. в резиденции Совета министров на улице Гренель представители профсоюзов, предпринимателей и правительства подписали Гренельское соглашение, по которому заработная плата поднималась в среднем на 14%, а минимум заработной платы — на 35% в промышленности и на 56% в сельском хозяйстве. В результате СМИГ увеличился с 400 до 600 франков, пособия по безработице — на 15%, пенсии — на 15—20, семейные пособия — на 50%. Часть рабочих сочла эти уступки недостаточными и продолжала бастовать[62].

30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио и заявил, что Франции грозит «тирания» и диктатура «тоталитарного коммунизма». Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, он объявил о роспуске Национального собрания и проведении досрочных выборов. При этом де Голль угрожал в случае попытки помешать проведению выборов использовать «другие пути» для поддержания порядка. К столице были подтянуты воинские части.

После речи де Голля его сторонники организовали крупную манифестацию в центре Парижа. Сотни тысяч людей шли под трехцветными знаменами с пением «Марсельезы» и плакатами «Де Голль не один!», «Коммунизм не пройдет!». Массы населения, опасавшиеся гражданской войны, напуганные эксцессами гошистов, сопровождавшейся занятием предприятий, поддержали де Голля. Забастовочное движение стало ослабевать и к середине июня в основном прекратилось. 12 июня правительство распустило гошистские организации и выслало из Франции наиболее активных гошистов во главе с Кон-Бендитом.

Через несколько дней после окончания забастовок состоялись досрочные выборы в парламент, которые печать называла «выборами страха», потому что они проходили в атмосфере страха перед возможностью гражданской войны. Партия ЮНР, переименованная накануне выборов в ЮДР («Союз в защиту Республики», с 1971 г. — «Союз демократов в защиту Республики»), выступала под руководством де Голля в качестве «партии порядка». За нее проголосовало невиданное ранее количество избирателей — более 10 млн. человек (46%). Партия ЮДР получила 293 мандата и впервые в истории Франции одна, без помощи союзников, завоевала абсолютное большинство в парламенте.

Понимая, что движение мая—июня 1968 г. свидетельствует о глубоком недовольстве существующей общественно-политической системой, де Голль заявил, что он приступает к «великой французской реформе XX века», суть которой состоит в «системе участия»: участия рабочих в прибылях предприятий, служащих — в управлении учреждениями, студентов — в руководстве высшими учебными заведениями. По мнению де Голля, «система участия» должна была положить конец недовольству и создать новый общественный порядок, заменяющий классовую борьбу классовым сотрудничеством[63].

Первым шагом в осуществлении этого плана стал малозначительный на первый взгляд законопроект о новом районировании, реформе Сената и местных органов самоуправления. Вместо прежних 90 департаментов де Голль предложил создать 22 более крупных региона, руководство которыми предполагалось сосредоточить в руках региональных префектов, назначаемых правительством. В каждом регионе должны были существовать региональные советы, частично избираемые населением, а частично назначаемые сверху. В их полномочия входило обсуждение местных бюджетов и сотрудничество между представленными в советах «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, делегатами от лиц свободных профессий, от «семьи» и системы высшего образования). Сенат, нередко встававший в оппозицию к де Голлю, лишался законодательных функций и превращался в консультативный орган. Желая подчеркнуть значение законопроекта как начала более глубоких преобразований, де Голль вынес его на референдум (хотя Конституция этого не требовала) и предупредил, что в случае отклонения законопроекта он уйдет с поста президента Республики[64].

Законопроект встретил противодействие со стороны левой и правой оппозиции. Коммунистическая партия и другие левые группировки возражали против расширения полномочий префектов и ограничения прав выборных органов местного самоуправления. Партии правой оппозиции не хотели терять свое традиционное влияние в Сенате и органах местного самоуправления. Против законопроекта высказался даже Жискар д'Эстен и следовавшая за ним Национальная федерация «независимых республиканцев», которая обычно блокировалась с ЮДР.

Референдум состоялся 27 апреля 1969 г. и впервые в истории Франции принес поражение подготовившему его правительству: 53,2% избирателей проголосовало за отклонение правительственного законопроекта. После этого де Голль немедленно сложил с себя полномочия президента и удалился в любимое загородное имение в Коломбе-ле-дез-Эглиз в Шампани.

В ноябре 1970 г., не дожив 13 дней до своего 80-летия, Шарль де Голль скончался. Проводить его в последний путь приехали представители 84 государств. В память о нем состоялось специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с волей покойного, не желавшего никаких торжественных церемоний, он был похоронен на скромном сельском кладбище в Коломбе-ле-дез-Эглиз.

С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма.

2.4 Постголлизм

После отставки де Голля в июне 1969 г. состоялись досрочные выборы президента Республики. Собрав 57,5% голосов, Помпиду стал президентом Франции.

Новый президент, внук крестьянина и сын учителя, в молодости — преподаватель французской литературы, затем генеральный директор банка Ротшильда, начальник личной канцелярии де Голля и премьер-министр Франции, принадлежал к тому поколению голлистов, которое выдвинулось после войны. Основное направление своего политического курса Помпиду выразил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику де Голля, но готов идти на сближение с теми группировками буржуазии, которые ранее выступали против де Голля с позиций «атлантизма», «европеизма» и либерализма, критиковали «дирижизм» и требовали сократить государственное вмешательство в экономику. Назначив премьер-министром видного соратника де Голля периода Сопротивления Жака Шабан-Дельмаса, имевшего репутацию близкого к радикалам политика, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР, но и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д'Эстеном, который занял пост министра финансов, а также некоторых видных деятелей правой оппозиции, в том числе известного «атлантиста» и «европеиста» Рене Плевена. Подобно де Голлю, Помпиду сохранил в своих руках руководство внешней политикой, предоставив премьер-министру играть ведущую роль во внутренней политике[65].

Центральной задачей своей внутренней политики правительство Помпиду объявило создание так называемого нового общества, программу которого премьер-министр Шабан-Дельмас изложил в речи перед парламентом 16 сентября 1969 г. Ссылаясь на деголлевскую идею «участия», он пообещал провести ряд реформ, которые могли бы модернизировать французское общество, обеспечить всем «равные шансы» и предотвратить возможность повторения социальных потрясений, подобных майско-июньским событиям 1968 г. Премьер-министр считал необходимым повысить заработную плату, пенсии и семейные пособия, чтобы облегчить включение рабочего класса в капиталистическую систему.

В 1970 г. был установлен новый порядок определения гарантированного минимума заработной платы, который отныне ежегодно подлежал пересмотру с учетом роста цен и национального дохода и стал называться СМИК — растущий минимум заработной платы. Пенсионный возраст был снижен с 65 до 63 лет. Размер семейных пособий для лиц с низкими доходами увеличили за счет их отмены для более обеспеченных слоев населения. Правительство предложило профсоюзам заключать «контракты прогресса», т. е. отказаться от забастовок в обмен на ежегодное заранее согласованное повышение заработной платы.

Зная, что многие предприниматели недовольны политикой «дирижизма», правительство обещало пересмотреть ее в духе либерализма. Шестой план экономического и социального развития (1970—1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рынка. Он исходил из принципа оказывать помощь частному капиталу лишь тогда, когда тот сам пожелает. Правительство вновь провело девальвацию франка, предоставило новые налоговые льготы предпринимателям, стало поощрять экспортные отрасли промышленности, создало министерство охраны окружающей среды[66].

Правительственные реформы вызвали недовольство и трудящихся и буржуазии. Левые партии и профсоюзы считали реформы недостаточными. Профсоюзы отказались от «контрактов прогресса», а консервативная часть буржуазии, в том числе и многие деятели ЮДР, расценили политику «нового общества» как ненужный и опасный социальный эксперимент. Летом 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся критике и слева и справа, вынужден был подать в отставку. Пост премьер-министра занял противник «нового общества» — давний соратник генерала де Голля, бывший военный министр Пьер Месмер.

В книге Смирнова В.П. «Франция в XX веке.» говорится, что 27 июня 1972 г. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали Совместную {Общую) правительственную программу, к которой затем присоединились левые радикалы. В программе говорилось, что подписавшие ее партии хотят «положить конец несправедливостям и несообразностям существующего режима», «установить подлинную политическую и экономическую демократию» и «открыть путь к социализму». Совместная программа состояла из четырех главных разделов. Первый раздел назывался «Жить лучше». В нем перечислялись основные меры, необходимые для повышения уровня жизни населения: существенное увеличение заработной платы, размера СМИК (с 600 до 1000 франков) и пенсий (до 75% от заработной платы), снижение пенсионного возраста, увеличение продолжительности отпусков, улучшение системы образования, выделение дополнительных средств на развитие науки, искусства, спорта и т. п.

Во втором разделе программы, посвященном социально-экономическим реформам, предлагалось национализировать частные банки и финансовые учреждения, а также крупнейшие монополистические объединения, обеспечив демократическое управление ими и демократическое планирование экономики. В первую очередь предполагалось национализировать девять крупнейших финансово-промышленных групп. Еще в четырех группах контрольный пакет акций должен был принадлежать государству. В совокупности эти 13 монополистических групп составляли всего 1% крупных предприятий, но на их долю приходилось 50% всех капиталовложений. Кроме того, Совместная программа требовала повышения налогов на прибыли и крупные состояния при одновременном уменьшении налогового бремени для широких слоев населения. В соответствии с учением социализма составители программы полагали, что национализация банков и основных промышленных групп вырвет из рук финансовой олигархии рычаги власти, вследствие чего экономика будет развиваться в интересах всего общества, а не только верхушки буржуазии и материальное положение населения быстро улучшится. Это приведет к созданию новых рынков сбыта, ускорит экономическое развитие и убедит всех в преимуществах социализма.

Третий раздел программы касался демократизации государственных учреждений. Коммунисты, социалисты и левые радикалы предлагали отменить законы, ущемлявшие права граждан, расширить права парламента, ввести пропорциональную избирательную систему. Учитывая позиции социалистов, Совместная программа не выдвигала требование об отмене Конституции 1958 г., но настаивала на ограничении власти президента и сокращении срока его полномочий до пяти лет.

Четвертый, внешнеполитический, раздел программы, вызывавший особенно глубокие разногласия, включал, прежде всего, те пункты, по которым коммунисты, социалисты и левые радикалы занимали сходные позиции: проведение политики мирного сосуществования и сотрудничества со всеми странами, отказ от применения силы и мирное урегулирование международных споров, всеобщее разоружение и уничтожение ядерного оружия. Предлагая одновременно ликвидировать Североатлантический пакт и Варшавский Договор, коммунисты, социалисты и левые радикалы заявляли, что Франция должна быть независимой от каких-либо военно-политических блоков. Совместная программа не требовала выхода Франции из Североатлантического пакта и «Общего рынка», но подчеркивала необходимость ее «свободы действий» в этих организациях[67].

Коммунисты полагали, что осуществление Совместной программы фактически означало бы установление «передовой демократии», которая, по мнению генерального секретаря ФКП Ж. Марше, «была бы формой перехода к социализму». Со своей стороны, руководство Социалистической партии и левых радикалов рассчитывало при помощи Совместной программы поднять свой авторитет, добиться «перебалансировки» левых сил и выиграть выборы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.