рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Феномен сталинской национальной политики в СССР в 20–30 гг. XX века

Самую последнюю ступень этой пирамиды занимали экстерриториальные нацменьшинства. Характерно, что вошедший в советский разговорный обиход термин “нацмен” именно с этого времени стал приобретать уничижительно-пренебрежительный, а в просторечии и ругательный смысл. Внедренная И.В. Сталиным модель национально-государственного устройства была имперской, поскольку обеспечивала добровольно-принудительное сосуществование нескольких так называемых социалистических наций. Как и всякая другая империя, построенная на силе центра, авторитете вождя и потенциале народа, СССР, по мнению А.И. Вдовина, был обречен с самого начала [3].

Это обуславливается, как правило, следующими реальностями. Рано или поздно ресурсы центра иссякают, мудрые вожди умирают, а “старший брат” под тяжким бременем возложенной на него интеграционной задачи начинает деградировать, тогда как “младшие”, окраинные народы за счет донорской подпитки из центра, наоборот, наращивают свои экономические и культурные силы. Они все активнее стремятся к политической суверенизации. Накануне Второй мировой войны советского вождя все чаще тревожил призрак другой империи – развалившейся в 1918 г. “лоскутной” Австро-Венгрии.

Чтобы застраховать свое детище – Советский Союз от столь мрачной перспективы, И.В. Сталин с середины 1930-х гг. запустил действовавший на основе русской национальной доминанты механизм языковой консолидации советского общества. Хотя новая национальная политика и несла на себе шовинистический налет классической русификации, она была обусловлена сугубо прагматическими причинами и не содержала элементов явного лингвистического насилия. На октябрьском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП (б) было решено начать изучение русского языка во всех национальных школах Советского Союза.

С 1 сентября 1938 г. он был введен в качестве обязательного предмета, начиная со 2 – 3-го классов в школах национальных республик и областей. Местным властям предписывалось, “разоблачая и в корне пресекая буржуазно-националистические тенденции к подрыву русского языка в школах”, вместе с тем не упускать из виду, что “родной язык остается основой преподавания в национальных школах и не подлежит ущемлению” [4]. Нечто подобное, но в более явных и сугубо директивных формах, происходило и в Красной армии.

Добиваясь лучшей управляемости ее боевыми частями и более эффективного взаимодействия между ними, 7 марта 1937 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление о расформировании национальных частей, появившихся еще в период Гражданской войны. А 6 июля 1940 г. вышло решение политбюро ЦК ВКП (б) “Об обучении русскому языку призывников, подлежащих призыву в Красную армию и не знающих русского языка”. Понимая, что подобные шаги могут быть восприняты номенклатурой национальных республик как проявление великодержавия центра, И.В. Сталин старался их уравновесить.

6 декабря 1940 г. по его настоянию политбюро распорядилось срочно исправить “негодное положение”, когда “многие руководящие партийные и советские работники” в союзных и автономных республиках не знают и не изучают языка коренной национальности [5]. Нацистское вторжение в СССР стало своеобразной проверкой правильности внутренней политики И.В. Сталина, в том числе и национальной. И хотя страна вопреки предсказанию Гитлера не развалилась по национальным критериям, тем не менее, ей пришлось преодолеть немалые трудности, порожденные сталинской национальной политикой.

Коллаборационизм на этнической почве и движения националистов в Прибалтике и на Западной Украине, которые удалось окончательно подавить только спустя десятилетия после войны. Ответом сталинского руководства стали насильственные депортации. После войны национальные проблемы, порожденные сталинизмом, не были преодолены. Более того, по отдельным направлениям они усугубились, приняв порой гротескные формы. Последние годы правления И.В. Сталина были отмечены разрастанием официального антисемитизма: борьба с космополитизмом, аресты и казни еврейских литераторов, общественных деятелей, наконец, печально знаменитое “дело врачей” [6].

Такие всходы дали семена великодержавного шовинизма, посеянные в предвоенное десятилетие И.В. Сталиным, почувствовавшим, что в глобальном соперничестве трех мировых идеологий – либерализма, коммунизма и национализма – последний уверенно берет верх. Руководство СССР после И.В. Сталина, осознав потенциальную взрывоопасность национально-государственной доктрины “старшего брата”, заменило ее редакцией концепции советского народа, нацеленной на формирование единой нации. Однако другое наследие Сталина – “коренизация кадров” в национальных республиках было сохранено и даже приумножено, что не могло не стимулировать на окраинах центробежные тенденции, обусловившие, в конечном счете, развал многонационального государства.


Заключение

До 1917 г. И.В. Сталин придерживался положений ленинской теории “национального вопроса”. Но вместе с тем происходило формирование и его собственной национально-государственной доктрины, на что ранее внимание исследователями не обращалось. Началось оно со статьи “Марксизм и национальный вопрос”. Становление ее завершилось к середине 1930-х. Определение нации, данное И.В. Сталиным, признается современной наукой ошибочным и не отражающим всего спектра эволюционных преображений в развитии народов и государств. Сомнительна и корректность других его выводов. Они опровергнуты уже реальностями.

Несмотря на это несоответствие, И.В. Сталин до конца жизни остался верен своим убеждениям, полагая, что нации, получив статус неких современных удельных княжеств и отказавшись от суверенных прав, смогут сосуществовать в составе единой страны (империи), пока в результате построения коммунизма не сольются в единую нацию. Критика национально-культурной автономии не отличалась глубиной, ибо строилась на узкопартийных сиюминутных тактических соображениях. В качестве альтернативы И.В. Сталин выдвинул проект “областной автономии”, предусматривавший передачу центром определившимся единицам некоторых властных полномочий по самоуправлению.

Программа культурно-национальной автономии отнюдь не была такой курьезной, каковой он пытался ее представить. Она содержала рациональную схему. При однородном административно-территориальном делении страны (на губернии) основная социально-политическая и экономическая жизнь населения направляется центральными, а также унифицированными региональными и муниципальными органами. Только гуманитарная сфера регулируется этническими общинами: национальная культура, образование, информация, религия. Предусматривалось наделение этих общин правом избрания центральных общественных национальных советов (“культурно-национальных парламентов”) со штаб-квартирами в столице государства. Это похоже на те реформы, которые разрабатывались и предлагались П.А. Столыпиным.

Культурно-национальная автономия проектировалась на основе принципа экстерриториальности. Она благоприятствовала центростремительным тенденциям и служила фактором сдерживания национального сепаратизма, присущего именно территориальным автономиям. Большевистские лидеры делали ставку на то, что национальные проблемы в царской России могут быть решены только посредством революционно взрыва, а не реформ.

Под влиянием В.И. Ленина в 1917 г. И.В. Сталин резко переменил свою точку зрения. Его взгляды основывались на признании за народами России права на самоопределение вплоть до полного политического отделения. Вождь большевиков, считавший, что созданию благоприятных условий для социалистического переворота способствовало бы максимально возможное усиление национально-сепаратистских тенденций в России и как следствие этого разрушение основ ее государственности.

Однако им не оставалось ничего другого, как официально закрепить в качестве своеобразного противовеса вынужденному лозунгу о праве народов на свободное самоопределение принцип федерации в законодательстве советской республики. По форме позиция И.В. Сталина была проще, прямолинейней и не столь изощренной. Прикрывая свою приверженность великодержавию догматической риторикой, он продолжал настаивать, что первичным для партии является “самоопределение не буржуазии, а трудовых масс данной нации”.

Партия с ее централизованной структурой и жесткой вертикалью брала на себя роль основной несущей конструкции нового государства, прочно скреплявшей в единое целое все народы, оказавшиеся под властью большевиков. В результате лозунг самоопределения наций превращался в некий декоративный элемент. Большевистский вариант национально-государственного устройства России после революции, сформировавшийся под влиянием И.В. Сталина, предусматривал распространение компетенции органов власти и управления на аналогичные структуры республик.

Подводя итог, прежде всего, нужно учитывать то, что из-за незнания России и специфики формирования ее окраинной периферии после 1917 г. было допущено смещение кодов этнонационального развития. Вследствие этого сдвиг произошел и в сторону евразийства, являвшегося, как считают ученые, до указанного рубежа лишь одной из тенденций в становлении российского государства, но отнюдь не преобладавшей.

Поэтому проект И.В. Сталина необходимо все же признать, несмотря на утвердившиеся его оценки, более реалистичным и отвечавшим в наибольшей степени существовавшим возможностям сохранения интеграции на российской основе. Проект же В.И. Ленина исходил из неизбежности мировой революции и предполагал более аморфное государственное образование, с постепенным включением в него всех зарубежных стран после утверждения в них “советского строя”. Укрепление евразийства в силу этого произошло лишь после 1917 г., в том числе в определенной степени в связи с реализацией идеи “интернационализма”, предполагавшей внешнюю солидарность на классовой основе. Однако успех этой реализации вызывался, как показывает непредвзятое осмысление фактов, наложением на существовавший уже внутри страны общегражданский полиэтнонациональный синтез.

Именно благодаря этому как раз и удалось в тех условиях сохранить целостность складывавшегося на протяжении многих веков геополитического и цивилизационного пространства. Однако феномен сталинской национальной политики нельзя идеализировать, как это делалось в момент формирования представлений о ней в 20 – 30-ее гг. ХХ в. Она видоизменила складывавшийся государственно-политический баланс и направленность связанного с ним континентального взаимодействия. Из-за этого ранее сложившиеся общегражданские связи постепенно переводились на иной уровень сплочения, что создавало предпосылки для их последующего разрыва.

Вместе с тем большевиками было допущено смещение и в сторону западноевропейских реалий со сложившимися идеалами национальных государств. Заимствовался также опыт колониальных империй, в которых устанавливались тоже более или менее прочные цивилизационные контакты, но при явной подавляющей роли культурно-религиозных ценностей метрополий. В колониальных империях, кроме того, отсутствовало континентальное геополитическое взаимодействие и общегражданское государственное срастание, происходившее в России. Между тем и для нее была провозглашена необходимость “права наций на самоопределение вплоть до отделения” даже в тех регионах, где был смешанный состав населения.

В этих специфических контактных зонах прошлого необходимо было соблюдать принцип равенства всех народов, с предоставлением им культурно-национальной автономии и с обязательным сохранением объединяющей цивилизационной первоосновы: свободы пользования русским языком и культурой. Эта закономерность повторяется и в наши дни. Нарушение в этих зонах сложившегося цивилизационного равновесия пока приводит лишь к разрушительным последствиям. Незнание же особенностей России предопределило стратегические просчеты, обернувшиеся через несколько десятилетий распадом страны и масштабной трагедией для тех, кто оказался вне пределов привычных государственных границ.


Список использованных источников и литературы

1.    Всемирный конгресс Коминтерна. Стеногр. отчет. М.:Л., 1925. Ч. 1.

2.    Восьмой съезд РКП (б). Протоколы. М. 1959.

3.    Двенадцатый съезд РКП (6). Стенографический отчет. М., 1968.

4.    Дело Берия. Пленум ЦК КПСС. 2 – 7 июля 1953 г. Стеногр. Отчет // Известия ЦК КПСС. 1991. № 1.

5.    XII съезд РКП (б). Стенограмма заседания секции съезда по национальному вопросу, 25 апреля 1923 г. // Известия ЦК КПСС. № 4.

6.    Известия ЦК КПСС. 1989. № 9.

7.    Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: “Их надо депортировать”. Документы, факты, комментарии. М., 1992.

8.    Коммунистический Интернационал в документах. 1919 – 1932. М., 1933.

9.    КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1985. Т. 6.

10.  Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы: Документы и материалы. М., 1992.

11.  Реабилитация: Политические промессы 30 – 50-х годов. М., 1991. Труды

12.  Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов. М., 1930. Т. 1.

13.  Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М., 1990.

14.  Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 г. М., 1988.

15.  Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева. М., 1991.

16.  Чуев Ф. Так говорил Каганович: Исповедь сталинского апостола. М., 1992.

17.  Бухарин Н Мы единственная страна, которая воплощает прогрессивные силы истории // Правда. 1934. 31 января.

18.  Бухарин Н. Рождение и развитие социалистической родины // Известия. 1934. 6 июля.

19.  Бухарин Н. Героический советский народ // Известия. 1935. 6 июля.

20.  Бухарин Н. Наш вождь, наш учитель, наш отец // Известия. 1936. 21 января.

21.  Бухарин Н. Конституция социалистического государства // Известия. 1936. 15 июля.

22.  Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма // Звезда н свастика: Большевизм и русский фашизм. М., 1994.

23.  Каутский К. Национальность нашего времени. СПб., 1903.

24.  Калинин M.И. Речь на совещании уполномоченных по работе среди национальных меньшинств, 30 мая 1928 г. // Избр. произведения. М., 1960.Т. 2.

25.  Ленин В.И. Соч. 2-е изд. М.:Л., 1928. Т. XXV.

26.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 7.

27.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31.

28.  Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 37.

29.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38.

30.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41.

31.  Ленин В.И Полн. собр. соч. Т. 44.

32.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45.

33.  Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48.

34.  Сталин И.В. Соч. Т. 2.

35.  Сталин И.В. Соч. Т. 3.

36.  Сталин И.В. Соч. Т. 4.

37.  Сталин И.В. Соч. Т. 5.

38.  Сталин И.В. Соч. Т. 10.

39.  Сталин И.В. Соч. Т. 11.

40.  Сталин И.В. Соч. Т. 12 .

41.  Сталин И.В. Соч. Т. 13.

42.  Сталин И.B. Марксизм и вопросы языкознания. М., 1951.

43.  Троцкий Л. Сталин. М., 1990. Т. 2.

44.  Троцкий Л.Д.. Моя жизнь (Б/и., 1929 г.). М..1990. Т. 2.

45.  Троцкий Л.Д.. Коммунистический Интернационал после Ленина: Великий организатор поражений (Б/и., 1928 г.). М, 1993.

46.  Авторханов А. Империя Кремля: Советский тип колониализма. Вильнюс, 1990.

47.  Агаев А.Г. Нациология: Философия национальной экзистенции. Махачкала, 1992.

48.  Азизян А. Развитие товарищем Сталиным марксистско-ленинской теории по национальному вопросу // Большевик. 1950. № 3.

49.  Академик Н.И. Бухарин, Методология и планирование науки и техники: Избр. труды. М., 1989.

50.  Алпатов В.М. К истории советского языкознания: Марр и Сталин // Вопросы истории. 1989. № 1.

51.  Алаторцева А.И. Как начиналась “советизация” Академии наук // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994.

52.  Артизов А.Н. Судьба школы М.Н. Покровского (середина 1930-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.

53.  Берия Л.П. Победа ленинско-сталинской национальной политики. М., 1936.

54.  Борев Ю.Б. Сталиниада. М., 1990.

55.  Брачев B.C. “Дело” академика С.Ф. Платонова // Вопросы истории. 1989. № 5.

56.  Борщаговскмй А. Обвиняется кровь. Документальная повесть. М., 1994.

57.  Бурмистрова T.Ю. К вопросу о формировании и развитии русской нации // Русская нация в союзе народов СССР. Куйбышев, 1990.

58.  Ваганян В.А. О национальной культуре. М., 1927.

59.  Вдовин А.И. Проекты преобразования советской федерации: (К поискам выхода из кризиса межнациональных отношений) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. 1991. № 1.

60.  Вдовин А.И. Национальный вопрос в России и СССР в XX в. М., 1993.

61.  Волин Б. Русские // МСЭ. М., 1941. Т. 9.

62.  Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет: В 2 кн. М., 1994. Кн. I.

63.  Вопросы истории. 1949. № 12.

64.  Горовский Ф.Я., Римаренко Ю.И. Марксистско-ленинская теория нации и социалистическая практика. Киев, 1985.

65.  Диманштейн С. Проблемы национальной культуры и культурного строительства в национальных республиках // Вестник Коммунистической академии. 1929. № 31.

66.  Диманштейн С. Товарищ Сталин и национальная политика партии // Новый Восток. 1930. № 28.

67.  Диманштейн С. Сталин как теоретик большевизма в национальном вопросе // Вестник Коммунистической академии. 1930. № 37 – 38.

68.  Диманштейн С. Письмо тов. Сталина и борьба с люксембургианством в национальном вопросе// Революция и национальности. 1932. № 1.

69.  Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

70.  Дунаева Е.А. Сотрудничество наций в СССР. М., 1948.

71.  Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. 2-е изд., испр. и доп. М., 1952.

72.  Иванов A.M. Логика кошмара. М., 1993.

73.  Каммари М.Д. СССР – великое содружество социалистических наций. М., 1950.

74.  Каммари М.Д. От полного единства наций к их слиянию после победы коммунизма во всем мире. М., 1963.

75.  К итогам дискуссии по некоторым проблемам теории нации // Вопросы истории. 1970. № 8.

76.  Коммунист. 1956. № 9.

77.  Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX в. М., 1993.

78.  Костырченко Г. “Дело врачей” не носило исключительно анти еврейского характера: более половины арестованных медиков были русские // Родина. 1994. № 7.

79.  Костырченко Г. Отец народов. Ленинско-сталинская национальная политика // Родина. 2003. № 2.

80.  Крюков М. Читая Ленина: Размышления этнографа о проблемах теории нации // Советская этнография. 1989. № 4.

81.  Кожинов В. Загадочные страницы истории XХ века // Наш современник. 1994. № 8.

82.  Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888 – 1938. М., 1988.

83.  Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: Российская историография в 20 – начале 30-х годов XX века // Отечественная история. 1994. № 3.

84.  Кульчицкий М. Рубеж. М., 1973.

85.  Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

86.  Курашвили Б.П. Куда идет Россия? М., 1994.

87.  Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России. М., 1991.

88.  Марр Н.Я. Избр. труды. М., 1936. Т. 2.

89.  Матюшкин Н.И. Нерушимая ленинско-сталинская дружба народов СССР. М., 1951.

90.  Мельников А.Н. Размышления о нациях: Опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул, 1989.

91.  Мякшев А.П. Становление концепции новой исторической общности // Великий Октябрь и укрепление единства советского общества М., 1987.

92.  Найденов М.Е. Национальные проблемы России и опыт регулирования национального вопроса в СССР // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.

93.  Нешироков А.П. Догматическая канонизация сталинских подходов к решению национального вопроси и потери советской историографии объединительного движения // История СССР. 1988. № 6.

94.  Ненароков А.П. Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съезде РКП (б) // Отечественная история. 1993. № 6.

95.  Новиков С. Сталин и колониальный Восток // Революционный Восток. 1930. № 8.

96.  Пентковская В. Сталин и национальная политика партии в первый период Советской власти (1917 – июль 1918) // Исторический журнал. 1939. № 12.

97.  Пентковскаякая В.В. Роль В.И.Ленина в образовании СССР // Вопросы истории. 1956. № 3.

98.  Перченок Ф.Ф. “Дело Академии наук” // Природа. 1991. № 4.

99.  Покровский М.Н. Возникновение Московского государства и “великорусская народность” // Историк-марксист. 1930. № 18 – 19.

100.  Покровский М.Н. О задачах марксистской исторической науки в реконструктивный период // Историк-марксист. 1931. Т. 21.

101.  Попов Н. Сталин и национальная политика ленинский партии // Сталин: Сборник статей к 50-летию со дня рождения. М., I 930.

102.  15 лет СССР и выборы в Верховный Совет // Революция и национальности. 1937. № 12.

103.  Решетов A.M. Николаи Михайлович Маторин (опыт портрета ученого в контексте времени) // Этнографическое обозрение. 1994. № 3. С. 132 – 156.

104.  РСФСР // Правда. Передовая статья. 1936. 1 февраля.

105.  Россия сегодня: реальный шанс // Обозреватель. Специальный выпуск. 1994. № 21– 24.

106.  Русификация // МСЭ. Т. 9.

107.  С.М. Диманштейн: (К 80-лешю со дня рождения) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4.

108.  Синявский А. Русский национализм // Синтаксис. 1989. № 26.

109.  Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. М., 1991.

110.  Трайнин И. Нация и государство (К 25-летию труда товарища Сталина “Марксизм и национальный вопрос”) // Вестник Академии наук СССР. 1938. № 5.

111.  Тюшевский Н. Сталин как теоретик большевизма в национально-колониальном вопросе // Красная летопись. 1933. № 2.

112.  Тишков В.А. Национальность – коммунист? // Политические исследования. 1991. № 2.

113.  Хрущев Н.С. Сталинская дружба народов – залог непобедимости нашей Родины. М., 1949.

114.  Чешко С.В. Идеология распада. М., 1993.

115.  Шафаревич И. Русофобия. М., 1990.

116.  Якубовская С.И. Роль В.П.Ленина в создании Союза Советских Социалистических Республик // Коммунист. 1956. № 9.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.