рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Внешняя политика СССР после Второй мировой войны

После изгнания в 1954 г. французской колониальной администрации Вьетнам был расколот на два враждующих государства: Северный Вьетнам, ориентирующийся на СССР, и Южный, который пользовался поддержкой стран Запада. С 1965 г. правительство США вело войну против Северного Вьетнама. Только в 1973 г. после ряда серьёзных неудач оно было вынуждено вывести свои войска. Советский Союз помогал Северному Вьетнаму не военной силой, а лишь оружием, финансами и пропагандой. Но успехи Северного Вьетнама на некоторое время усилили авторитет СССР в "третьем мире".

В мае 1972 г. в Москве прошли переговоры между Брежневым и Никсоном, закончившиеся подписанием договора ОСВ-1 (Ограничение стратегических вооружений). В 1974 г. были начаты переговоры по ОСВ-2.1 апреля 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки был подписан Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это было большим успехом советской дипломатии. Советский Союз получил признание установленного им в Восточной Европе после окончания Второй мировой войны политического порядка. В обмен на это в Заключительный акт были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Поскольку эти статьи в СССР не соблюдались, создавалась возможность обвинить лидеров КПСС в нарушении международных договоренностей.

В 1979 г. Брежнев и президент США Джеймс Картер подписали согласованный ранее вариант ОСВ-2, но договор не был ратифицирован конгрессом США. В первую очередь из-за вторжения Советского Союза в Афганистан. Недолгая эра "разрядки" подходила к концу. В 1981 г. активная политическая поддержка была оказана Москвой польскому генералу Войцеху Ярузельскому, который, опираясь на армию и спецслужбы, установил в Польше чрезвычайное положение с целью не допустить прихода к власти лидеров антисоветски настроенного профсоюза "Солидарность". Но на ввод войск по образцу событий в Чехословакии 1968 г. в Москве уже не решились. Председатель КГБ Ю.В. Андропов заявил: "Надо думать над тем, как стабилизировать обстановку в Польше на длительный период, но исходить из того, что лимит наших интервенций за границей исчерпан". К началу 80-х гг. СССР как никогда был близок к международной изоляции...

НА ГРАНИ ВОЙНЫ.

На волне недовольства внешней политикой СССР на президентских выборах в США победил "ястреб" (так называли в США сторонников жёсткой политики по отношению к социалистическим странам) Рональд Рейган, назвавший СССР "империей зла". Рейган обвинял власти СССР в том, что они проводят политику завоевания и подчинения себе соседних стран, прежде всего Афганистана. Дипломаты США умело использовали документы, подписанные Л.И. Брежневым в Хельсинки. Поскольку в 70-е - начале 80-х гг. в СССР активно преследовали диссидентов (см. статью "Диссидентское движение"), правительство Советского Союза было обвинено в несоблюдении прав человека. США значительно укрепили свои позиции в соседнем с Афганистаном Пакистане, осуществляя военную помощь как этой стране, так и отрядам афганской оппозиции. Американские спецслужбы оказывали значительную поддержку и польскому профсоюзу "Солидарность", правильно рассчитав, что коммунисты не смогут долго удерживать власть в стране.

Приход к власти Ю.В. Андропова только усложнил ситуацию в мире.1 сентября 1983 г. ПВО СССР был сбит самолёт "Боинг-747" южнокорейской гражданской авиакомпании. Руководство СССР утверждало, что "Боинг" нарушил воздушное пространство страны "с провокационной целью" или проводил разведывательный полёт. Но подобные объяснения большинством стран не были приняты. Как отмечает известный французский советолог (специалист по истории и политике СССР) Н. Верт, "США использовали эту трагедию как подтверждение их представлений об истинной природе Советского Союза, страны с варварским режимом, управляемой лжецами и мошенниками".

В ответ на обвинения 24 ноября СССР прервал шедшие в Женеве переговоры о неразмещении в Европе американских крылатых ракет "круиз" и "першинг" и объявил о том, что на территории Восточной Европы будут размещены советские ракеты СС-20. Никогда ещё после окончания Второй мировой войны ситуация на международной арене не была такой напряжённой.

"ПЕРЕСТРОЙКА".

В эти тревожные годы часть советских политиков осознали, что гонка вооружений и помощь странам "третьего мира" являются непосильной ношей для экономики страны. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв и его сторонники, министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и заведующий международным отделом ЦК А.Н. Яковлев, резко изменили характер внешней политики СССР. После долгих и трудных переговоров с Рейганом 8 декабря 1987 г. было заключено советско-американское соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности.15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Горбачёв полностью отказался от поддержки просоветских режимов в Восточной Европе, и в результате "демократических революций" к 1990 г. "восточный блок" перестал существовать. В "холодной войне" двух сверхдержав, начавшейся в 1946 г., победили США. СССР (после августа 1991 г. - Российская Федерация) отказывается от статуса сверхдержавы, предпочитая сосредоточить все силы на внутренних политических и экономических реформах.

2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури" был подписан акт о капитуляции Японии. Закончилась Вторая мировая война. Европа лежала в руинах. Были опустошены многие районы Азии и Северной Африки. Самым популярным словом, которое в разных концах Земли произносили почти с религиозным трепетом, было слово "мир". Но не прошло и года, как за Второй мировой пришла новая - "холодная война".

Глава II. Специфика внешней политики СССР

Когда Советская Армия начала освобождать от фашизма страны Европы, там уже действовали антифашистские силы, опиравшиеся на успехи Советской Армии. В ходе борьбы народов с захватчиками и поддержавшими их силами внутренней реакции созревали предпосылки для перерастания движения Сопротивления в народно-демократические революции. Советская Армия оградила страны Восточной и Юго-Восточной Европы от экспорта контрреволюции и попыток реакции развязать гражданские войны. В этих условиях в период 1944-1948 народно-демократические революции в Польше, Чехословакии, Югославии, Албании, Румынии, Венгрии переросли в социалистические. В Болгарии революция с самого начала имела социалистический характер. И на Дальнем Востоке СССР выполнил свой интернациональный долг. Благодаря помощи СССР, МНР и молодых народно-демократических государств Европы национально-освободительные революции в Северной Корее, Китае и Северном Вьетнаме переросли в социалистические.

В 1949 на территории Восточной Германии было создано независимое суверенное германское государство - Германская Демократическая Республика, первое государство рабочих и крестьян на немецкой земле. Народная антиимпериалистическая революция на Кубе переросла в социалистическую революцию. В 1961 Куба также вступила в семью социалистических государств.

В трудные первые послевоенные годы СССР оказывал молодым государствам народной демократии всестороннюю бескорыстную помощь поставками сырья, оборудования, продовольствия и др. Торгово-экономические соглашения 1947-50 выражали стремление СССР помочь им восстановить экономику и освободить её от прежней зависимости от империалистических монополий. Росли и укреплялись взаимовыгодные связи СССР и стран народной демократии и между самими странами народной демократии.

В.И. Ленин писал: "Сущность международных отношений при капитализме: открытый грабеж слабого..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с.245). Послевоенная эпоха породила новый тип международных отношений - социалистический, основанной на принципе пролетарского интернационализма. Для его формирования огромное значение имел опыт тесных связей и совместного развития советских республик и сотрудничества СССР и МНР.

Весь опыт развития отношений Советского Союза с братскими странами социализма показал, что общность социального строя, совпадение коренных интересов и целей позволяют, при правильной политике правящих марксистско-ленинских партий, успешно решать возникающие проблемы так, чтобы это способствовало укреплению каждой страны социализма и всей мировой социалистической системы.

В новых условиях расширились рамки самого понятия международные отношения - прежде оно было равнозначно официальным межгосударственным отношениям, теперь охватывает все стороны жизни народов. Важнейшую роль стали играть братские отношения между коммунистическими и рабочими партиями, стоящими на платформе марксизма-ленинизма, а также массовыми общественными организациями трудящихся.

Для налаживания широкого сотрудничества социалистических стран большую роль сыграло создание в январе 1949 Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Со 2-й половины 50-х гг. в практику вошли совещания представителей коммунистических партий и правительств стран СЭВ. Совещание 1962 обсудило и одобрило "Основные принципы международного социалистического разделения труда".

Главным методом деятельности СЭВ была признана координация перспективных и текущих народно-хозяйственных планов членов СЭВ. Этим подтвердился прогноз В.И. Ленина, который указывал на тенденцию "... к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция... подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме" (там же, т.41, с.164).

Символом такого единого мирового хозяйственного организма, о котором говорил Ленин (т.37, с.347), стали нефтепровод "Дружба", Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Международный институт проблем мировой социалистической системы и др. Создана коллективная валюта социалистических стран - переводной рубль. Работает Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем. Осуществлена организационная перестройка СЭВ. Создан Исполнит. комитет Совета - организатор совместной деятельности по координации планов, специализации и кооперированию производства.

Особое значение страны содружества придают задаче укрепления между ними политических отношений. В формировании таких отношений важное место занимают договоры СССР с другими социалистическими государствами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Первый из них (в форме Протокола о взаимной помощи) был подписан 12 марта 1936 с МНР. Аналогичные договоры заключены в разное время между другими странами социалистического содружества. В совокупности они составляют прочную и эффективную систему союзнических обязательств, которые обеспечивают защиту от происков империализма, безопасность границ, способствуют социалистическим преобразованиям и коммунистическому строительству.

В условиях роста военной угрозы со стороны агрессивного блока НАТО социалистические страны Европы подписали оборонительный Варшавский договор 1955. Руководящим центром координации внешнеполитической деятельности социалистических государств стал высший орган организации Варшавского договора - Политический консультативный комитет.

Международная реакция не раз пробовала испытать на прочность содружество социалистических стран. Силы внутренней реакции, подстрекаемые международными империалистическими кругами, развязали контрреволюционный мятеж 1956 в Венгрии. Верный своему интернациональному долгу, СССР помог трудящимся подавить мятеж, не допустил прямого империалистического вмешательства.

Согласованные выступления стран социализма на международной арене - характерная черта их внешнеполитической деятельности. События в Чехословакии в 1968-1969 показали, что силы империализма ещё не отказались от попыток отколоть поодиночке страны от социалистического содружества. Интернациональная солидарность братских стран обеспечила трудящимся ЧССР условия для мирного труда, разрушила надежды империалистов, ещё прочнее укрепила западные границы социалистического содружества.

Благодаря ленинской внешней политике усилиями СССР и братских стран сложилась система тесного взаимодействия суверенных социалистических государств, объединяющая их борьбу за построение коммунизма, за всеобщий мир и международную безопасность. По основным вопросам мировой политики социалистического государства успешно координируют свою деятельность. Их внешняя политика учитывает социальные процессы современного общества, закономерности и изменения в международной обстановке, вытекающие из социальных революций и развернувшегося в послевоенное время бурного научно-технического прогресса. В своей внешнеполитической деятельности страны социализма сочетают отпор проискам империалистической реакции с конструктивной линией на мирное урегулирование международных проблем. По их инициативе разработаны и подписаны важные соглашения и договоры, которые закладывают прочный фундамент новых отношений между государствами. Существование социалистического содружества, его огромные ресурсы, его крепнущее единство, последовательно миролюбивый курс политики являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на всё международное развитие.

С конца 50-х гг. своим раскольническим шовинистическим курсом, несовместимым с принципами марксизма-ленинизма, резко обострили отношения с СССР и другими социалистическими странами руководители КНР. Оказывая решит. противодействие враждебной делу мира и социализма политике китайских руководителей, СССР и другими социалистические страны в то же время стремились и стремятся нормализовать отношения с Китаем. Идя на поводу у маоистов, перестала участвовать в работе СЭВ, порвала связи с организацией Варшавского договора Албания, хотя СССР делал всё возможное, чтобы нормализовать отношения и восстановить с ней дружбу. Политика СССР в отношении Китая, готовность к восстановлению добрых отношений между двумя странами была со всей ясностью и силой подтверждена в речи Л.И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС (октябрь 1976) и полностью одобрена Пленумом.

Борьба СССР за упрочение независимости развивающихся стран.

В послевоенный период всемирно-историческое значение приобрёл подъём национально-освободительного движения в зависимых и колониальных странах. Он положил начало распаду колон, системы империализма. СССР был единственной великой державой, которая оказывала поддержку боровшимся за свободу народам. С государствами, добившимися независимости (часто неполной, урезанной бывшими колонизаторами), Советский Союз устанавливал отношения полного равноправия, без каких-либо оговорок. Социальные сдвиги в мире привели к изменению в соотношении сил между двумя общественными системами в пользу социализма.

Ликвидация после 2-й мировой войны колониального господства империалистов - второе по историческому значению явление после образования мировой системы социализма. Мощь и влияние социализма вынудили империалистов идти на уступки, во многих случаях воздерживаться от применения силы и вмешательства во внутренние дела молодых государств. Советское правительство предложило и Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1960 приняла историческую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Коренное изменение соотношения сил на мировой арене дало возможность активно участвовать в международной жизни развивающимся государствам.

Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему международного разделения труда, которая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от западных держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма.

Советская внешняя политика с первых дней образования Советского государства направлена на поддержку национально-освободительных движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистической агрессии. Она способствует тому, что многие развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистический путь развития - социалистическую ориентацию.

Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу, развивающихся стран. По настоянию СССР требование об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов" было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Советский Союз оказывает политическую и экономическую помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью.

СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся университет дружбы народов им.П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В советских вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Советского государства.

СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народами арабских стран. Отношения с этими странами были и остаются важной областью внешней политики Советского Союза. В борьбе арабских народов за самостоятельный путь развития и социально-экономические преобразования советская внешняя политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Ближнем Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 арабских территорий, признание и претворение в жизнь законных национальных прав арабского народа Палестины вплоть до создания своего государства, а также гарантии независимого существования и развития всех государств этого района.

СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со многими странами Азии, в том числе с одной из крупнейших - Индией, отношения с которой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Советско-индийский договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Советская внешняя политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном.

Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Советский Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого государства.

Равноправный характер связей СССР с развивающимися государствами укрепляет их позиции по отношению к империалистическим державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т.п. Появление большой группы независимых государств, не входящих в военно-политические союзы и в целом проводящих антиимпериалистическую политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из главных направлений советской внешней политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется основное противоречие современной эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны западные державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме германского фашизма, размахом революционного движения и национально-освободительной борьбы, круто изменили свой внешнеполитический курс. Их правящие круги стали отходить от международного сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Советского Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о "монополии" США на атомное оружие и их "неуязвимости", руководители империалистических государств пришли к выводу, что могут теперь с "позиций силы" навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к "холодной войне", борьбе против СССР и других сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов западных держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного военно-политического блока империалистических держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны.

Миролюбивая советская внешняя политика должна была защитить в международных отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, отстоять мир и обеспечить международную безопасность. При подготовке мирных договоров с побежденными государствами СССР стремился заключить с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, которые сохраняли бы их экономическую независимость, ограждали от вмешательства во внутренние дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февраля 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистическими странами и в послевоенное время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечение равноправия всех её членов; о выводе войск с территорий не вражеских государств и ликвидации иностранных военных баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1946 "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако империалистические круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать американскую экономическую помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной государствах Западной Европы, остановить путём американского вмешательства подъём революционного движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны народной демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-французскими империалистическими кругами, лишить суверенитета европейские государства и сделать их зависимыми от американского монополистического капитала.

Первый антисоветский военно-политический блок западноевропейских государств был создан в марте 1948. Под покровительством США в "Западный союз" вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения советско-американских отношений отвергались США. В экономической области большинство западных держав установило дискриминационные ограничения, которые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и другими странами социализма. Созданная в апреле 1949 организация Североатлантического договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также других миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию территории советской зоны оккупации бывшего фашистского рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений, создав в сентябре 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруженных сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Восточной Германии, на территории которой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.