рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Япония в конце нового времени. Революция Мэйдзи

Подписание японо-американского договора 1858 г. привело к усилению политического брожения в стране и расколу в правящей группировке. В первые годы после открытия страны (1854—1859 годы) оппозиционные правительству силы формировались и охватывали главным образом разнообразные (начиная от даймё и кончая служилым самурайством) слои правящего класса. Заключение договора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения.

Простой народ и так был под сильным гнётом сёгуната, а подписание кабальных договоров ещё больше усугубило их положение. Соглашение сёгуна на "кабальные" договора ещё сильнее настроило население Японии против политики сёгуна. Как следствие этого начали вспыхивать недовольства, бунты, восстания. Народ думал, что император не допустил бы такой политики и страна по-прежнему была бы "закрытой" для иностранного проникновения.

3.3 Революция Мэйдзи

Советская историография, тщательно и объективно исследовав вопрос о характере и значении Мэйдзи, о предпосылках и классовой сущности этих событий, рассматривает их как незавершённую буржуазную революцию. Советские историографы писали: "Мэйдзи отличается определённым историческим своеобразием. В отличие от английской буржуазной революции XVII века и французской революции конца XVIII века, когда в недрах феодальной формации этих стран сформировался капиталистический уклад, в Японии буржуазия не стала крупной экономической и политической силой, готовой пойти на революционное переустройство общества. Буржуазная по своему содержанию революция была совершена низшим самурайством, радикальным крылом дворянства, прогрессивной самурайской интеллигенцией, а буржуазия неспособная возглавить движение за ликвидацию феодального господства, вошла в союз с феодалами и правящим блоком" [14, с. 180].

Буржуазные японские и западные историки усматривают главное содержание этого события и восстановление власти императора, то есть игнорируют социально-экономическую сущность "Мэйдзи исин". Многие прогрессивные историки Японии и других стран оценивают события конца 60-х – начала 70-х годов XIX века в Японии как незавершенную буржуазную революцию, как исторический рубеж, отделяющий феодальную Японию от капиталистической [29, с. 63].

Мэйдзи – исин (буквально "реставрация Мэйдзи") – в узком смысле – политический переворот и гражданская война 1867-1868 годов, завершившиеся свержением власти сёгунов из феодального дома Токугава и восстановлением власти императора. В широком смысле – буржуазная революция, результатом которой явилась ликвидация феодального строя и создание в Японии централизованного буржуазного государства [28, с. 405-406].

События Мэйдзи – исин были вызваны обострением противоречий феодализма в результате развития товарно-денежных отношений, подъёма народного движения в городе и деревне и усиления сепаратизма владельцев княжеств.

Кризис обострился с заключением неравноправных Ансэйских договоров и попытками иностранных держав навязать Японии режим капитуляций.

Особенностью данной революции было то, что новое правительство не было создано самой буржуазией. В это правительство вошли представители фамилии, придворная знать (кугэ), даймё и наиболее влиятельные самураи юго-западных княжеств Сацума, Тесю, Хидзэн, Тоса, сыгравшие важную роль в свержении сёгуната [29, с. 67].

В конце 1866 — начале 1867 годов крестьянские выступления приобрели особенно широкий размах. Некоторые города отказывались повиноваться сёгунской администрации. Крупное купечество все меньше считалось с властью правительственных чиновников и добивалось большей самостоятельности. Только в Эдо, в столице, буржуазия пыталась спасти сёгуна, так как многие крупные фирмы финансировали правительство и не были заинтересованы в его банкротстве.

После смерти императора Комей в 1867 году на престол взошел 15-летний Муцухито [9, с. 143]. Воспользовавшись этим, лидеры антисёгунской коалиции составили меморандум от имени нового императора с требованием к сёгуну немедленно вернуть власть императору и отчитаться в своих злодеяниях. Этот меморандум в октябре 1867 года был вручен сёгуну Кайки князем Тоса. Учитывая крупные силы своих противников, сёгун формально согласился с требованиями меморандума, но стал активно готовиться к борьбе [14, с. 145].

Оппозиция также готовилась к вооруженной схватке. Военные силы 5 княжеств объединились в сильную армию, но и сёгуну удалось собрать войска и двинуть их на Киото. В битвах при Фусиме и Тоба в январе 1868 года сёгун потерпел поражение и бежал в Эдо. В мае 1868 года сёгун без боя сдался правительственным войскам и выехал в свое родовое имение [14, с. 154]. Однако военные действия против сторонников Токугава продолжались. В октябре потерпели поражение сторонники сёгуна на острове Хонсю, весной 1869 года правительственный флот и войска разбили военные силы, сконцентрировавшиеся на острове Хоккайдо. Сёгунат прекратил свое существование. События этих лет остались в японской истории как революция "Мэйдзи". Это название связано с тем, что официальное наименование царствования императора Муцухито было определено как Мэйдзи, что буквально означает "просвещенное правление".

Пришедший на смену Токугава новый политический режим оказался в трудном положении. Во главе императорского правительства стояли два человека, которых можно охарактеризовать как ярких представителей обуржуазившегося дворянства: Окубо Тосимити и Кидо Такамаса. Оба они были по происхождению самураями низшего ранга и по родственным связям близки торговой буржуазии [29, с. 51]. Основной целью этих первых лидеров нового правительства явилась ликвидация политической раздробленности Японии, заимствование современной военной техники и административной структуры у Запада, но при этом сохранение привилегий дворянства.

Однако сколько-нибудь быстрое осуществление этой даже весьма ограниченной программы реформ также было связано с большими трудностями. Силы, свергнувшие сёгунат Токугава, отличались разнородностью и представляли собой конгломерат различных и часто противоположных по своим интересам классов. Против Токугава выступали, в основном, три силы:

1) крестьянство, боровшееся против феодального строя;

2) слабая и еще неорганизованная буржуазия, выступавшая почти целиком под дворянским плащом рядовых самураев, защищавших их интересы;

3) феодальная знать — политические соперники Токугава [25, с. 128].

Коалиционные войска представляли собой временный блок второй и третьей из указанных выше антитокугавских сил. Однако победа этих войск была целиком обусловлена наличием самостоятельно действовавшей первой революционной силы — крестьянства. Свергнувший сёгунат коалиционный блок был временным блоком буржуазии и феодальных князей. После победы в этом непрочном объединении началась внутренняя борьба, происходившая на фоне не прекратившихся крестьянских волнений. Крестьяне не ощутили никаких перемен от замены сёгуна Кейки на императора Мэйдзи, и продолжало бороться против жестокой эксплуатации.

Если в 1866 году за год до свержения сёгуна в Японии было зарегистрировано 17 крупных восстаний со многими десятками тысяч участников, то через год после падения сёгуната, в 1869 году было отмечено 42 крупных крестьянских восстания [16, с. 51]. Об их размахе дает представление тот факт, что в ряде случаев отдельные крестьянские отряды объединялись в армии численностью до 200—250 тысяч человек. Только превосходство вооружения (особенно, артиллерии) и общей организации спасало правительственные войска от разгрома.

Крестьянская война и необходимость укрепления власти стала одним из важных стимулов в проведении реформ. Нередко это вызывало разногласия между профеодальными и пробуржуазными группами внутри императорского правительства. Следствием этого стало то, что последующее осуществление буржуазных реформ зачастую принимало незавершенный, ограниченный характер. Поэтому и сама революция в японской и мировой историографии получила название "незавершенной буржуазной революции Мэйдзи".

Проведённые в Японии после 1868 года реформы оказались весьма выгодны не только зарождающимся капиталистическим элементам, но – в значительно большей степени – и бывшим феодальным князьям, которым они дали возможность и остаться у кормила государственного правления, и безболезненно превратиться в членов финансовой олигархии, вкладчиков банков, владельцев промышленных предприятий [1, с. 67].

1868 год положил начало ряду реформ, приведших к коренным изменениям в областях экономики, политики, культуре и социальных отношений. Они носили буржуазный характер и способствовали превращению Японии из феодальной страны в капиталистическую.

Как известно, характер любой революция определяется тем, к какому классу переходит власть. Особенностью буржуазной революции в Японии являлось то, что пришедшее в результате падения сёгуната новое правительство не было создано самой буржуазией. В это правительство вошли представители феодального класса — члены императорской фамилии, придворная знать (кугэ), даймё н наиболее влиятельные самураи юго-западных княжеств Сацума, Тёсю, Хидзэя, Тоса, сыгравшие важную роль в свержении сёгуната. Во главе правительства стал принц Арисугава. Сама японская промышленная буржуазия как политическая сила была ёще слаба. Она не могла непосредственно взять власть в свои руки, но её интересы выражали вошедшие в правительство даймё и особенно самураи юго-западных княжеств, тесно связанные с буржуазией и сами в значительной степени обуржуазившиеся. В то же время, владея землей, они были заинтересованы в сохранении эксплуатации крестьянства. Двойственность интересов этих слоев дворянства послужила 6азой для дальнейшего создания монархического помещичье-буржуазного блока, заинтересованного в капиталистическом развитии страны при сохранении многих феодальных пережитков.

В новом правительстве и государственном аппарате было немало элементов, стремившихся сохранить с некоторыми изменениями феодальный строй. Однако большинство было заинтересованно в дальнейшем развитии капитализма. К тому же боязнь, что страна потеряет самостоятельность и превратиться в колонию западных капиталистических держав, что было возможно при сохранении феодальных порядков. Всё это вынуждало правительство на проведение реформ, расчищавших путь для капиталистического развития страны. Эти реформы были проведены новым правительством в 1868 -1873 годах [29, с. 80].

Прежде всего, правительство покончило с феодальной раздробленностью страны. Местопребыванием правительства и столицей централизованного государства стал город Токио (бывший Эдо). В 1869 году даймё были лишены феодальных прав, но оставлены губернаторами в своих княжествах [29, с. 81]. В 1871году княжества были ликвидированы и вместо них были созданы префектуры (кэны) с назначенными из центра префектами. Были введены единые законы и общая система судебных органов по всей стране.

Серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 году произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору – хансэки-хокан [25, с. 203-204].

В 1872 году было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кодзаку) – стало делиться на три сословия:

1) кадзоку, образовавшееся из представителей (кугэ) и военной знати;

2) сидзоку – бывшего военно-служилого дворянства (букэ);

3) хэймин – простого народа (крестьяне, горожане и т.д.) [5, с. 129].

В том же году было формально провозглашено равенство представителей всех сословий перед законом. Было также отменено запрещение смешанных браков между различными сословиями.

Правительство отменило существовавшую при феодальном строе регламентацию занятий и профессий: были уничтожены цехи и гильдии, препятствовавшие свободному предпринимательству; разрешено всем свободно заниматься любым делом и выбирать любую профессию, в том числе и самураям, было предоставлено право заниматься ремеслом и торговлей. Были разрешены свободное передвижение людей и перевозка товаров по всей стране.

В декабре 1872 года была введена всеобщая воинская повинность, что лишило самураев их монопольных привилегий как военного сословия [29, с. 81]. Самураи бывших княжеств Тёсю и Сацума, вошедшие в правительство, добились того, что командные должности в армии предоставлялись главным образом выходцам из Тёсю, а на флоте – из Сацума.

В целях дальнейшего расширения единого национального рынка были сняты все ранее существующие тарифные барьеры между провинциями, объявлена свобода торговли, установлена единая денежная система и вместо натуральных налогов введены денежные.

Большое значение имела проведенная в 1872-1873 годах земельная реформа. В первые годы после прихода к власти нового правительства положение крестьянства даже несколько ухудшилось:

- увеличились налоги;

- была введена воинская повинность [29, с. 82].

Вследствие этого крестьянские восстания не прекращались. В целях предотвращения дальнейших аграрных волнений новое правительство провело земельную реформу.

Была еще одна, не менее важная причина, побудившая правительство пойти на эту реформу. Помещики, деревенские богатеи, купцы, ростовщики, получившие при сёгунате землю в заклад от обнищавших крестьян

в обход феодальных законов, были заинтересованы в закреплении этой земли за собой на законном основании в качестве частной собственности. Правительство, опиравшееся на эти слои населения, пошло навстречу

их пожеланиям.

Земельная реформа охватила различные стороны жизни японской деревни. Основным этапом в реформе было аннулирование феодального права и установление частной (буржуазной) собственности на землю. Было объявлено право купли-продажи и заклада земли; право разводить любую культуру. Крестьяне – наследственные держатели земельных участков получили их в собственность. Крестьяне же, вследствие задолженности или других причин заложившие свои участки и потерявшие право ими распоряжаться, лишились земли, которую они обрабатывали. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена, а на арендованную - за теми, кто сдавал её в аренду. В результате этого многие деревенские богатеи и богатые горожане, получившие землю в залог от крестьян, официально оформили свое право собственности на эту землю и превратились в помещиков, по-прежнему продолжавших сдавать ее в аренду безземельным и малоземельным крестьянам на кабальных условиях. Земля, сдаваемая в аренду, составляла около трети всей пахотной земли. В результате реформы она была изъята из собственности крестьян-арендаторов, насчитывавших почти 30% всего сельского населения. Общинная земля — леса, луга, пустоши, которой крестьяне до этого пользовались сообща, также была у них изъята и объявлена государственной, вернее императорской собственностью [29, с. 82].

Реформа также изменила метод налогового обложения земли. Раньше налог взимался с урожая, теперь по всей стране был установлен единый государственный поземельный налог, выплачиваемый в денежной форме вместо прежней натуральной в размере 3 % очень высокой рыночной цены земли [29, с. 83]. Налог был равен стоимости примерно 50 % среднего урожая, мало отличаясь от подати, которую выплачивали крестьяне феодалам при прежнем режиме. Поземельный налог был непосилен для средних и малоземельных крестьян. Они вновь влезали в долги и в итоге лишились земли, превращаясь из земельных собственников в арендаторов. Число последних непрерывно росло и через несколько десятилетий достигло 70% всего сельского населения. Арендная плата, вносимая арендаторами помещику, также осталась высокой и по-прежнему должна была вноситься натурой.

Однако отношения между помещиком и арендатором существенно отличались от дореформенных. Господство феодала над своим крестьянином основывалось на феодальной частной собственности, определявшей поземельную и в некоторой степени личную зависимость крестьянина от феодала, то есть оно основывалось главным образом на внеэкономическом принуждении. Господство же помещика н ад арендатором в новых, послереформенных условиях основывалось на буржуазной частной собственности на землю, следовательно, на экономическом принуждении.

Аграрная реформа 1872-1873 годов сохранила, таким образом, кабальную эксплуатацию крестьянства отчасти на новой, капиталистической основе, отчасти на основе сочетания феодальных и капиталистических методов эксплуатации.

Феодальные пережитки, сохранившиеся в японской деревне и после реформы, определили незавершённость не только аграрной реформы, носившей в основном буржуазный характер, но всей буржуазной революции в целом.

Буржуазные реформы и преобразования, несмотря на их ограниченность, значительно ускорили развитие капитализма в Японии. Господствующие классы стремились догнать высокоразвитые капиталистические страны, заимствуя у них всё наиболее передовое в области экономики, техники и культуры [29, с. 84].

Правительство строит железные дороги, проводит телефонные линии, вводит почтовую систему по европейскому образцу. Оно обращает внимание на развитие промышленности, строит ряд предприятий, в первую очередь лёгкой промышленности. Будучи островным государством, Япония развивает судостроение. Наряду с государственными предприятиями правительство поощряет создание частных предприятий, предоставляя капиталистам щедрые субсидии, займы, освобождая их от налогов [29, с. 84].

Перестраивается на европейский лад и народное образование. Был издан закон о всеобщем начальном обучении, правительство открывало по всей стране начальные школы. Были основаны также средние и высшие учебные заведения. В 1871 году появилась первая ежедневная газета. На японский язык был переведён ряд европейских и американских авторов.

Наряду с проведением внутренних реформ правительство урегулировало свои внешнеполитические связи с другими странами, установив с ними дипломатические отношения.

В 1871 году была послана большая дипломатическая миссия в Европу и Америку во главе с видным государственным деятелем, бывшим кугэ Томоти Ивакура. Миссия посетила США, Англию, Россию, Германию и ряд других стран [29, с. 84]. Официальной задачей делегации было договориться с правительствами этих стран о пересмотре неравноправных договоров. Одновременно она должна была ознакомиться с жизнью в этих странах и позаимствовать у них всё полезное для нового строя. Однако попытка добиться согласия держав на пересмотр договоров не увенчалась успехом.

Правящие круги Японии, стремясь догнать в экономическом отношении западные страны и занять в капиталистическом мире равноправное с ними положение, поспешили включаться в борьбу капиталистических хищников за захват чужих территорий. С этой целью правительство с первых же шагов своей деятельности стало на путь милитаризации страны:

1) строятся военные заводы;

2) создаётся большая армия и военно-морской флот;

3) приглашаются иностранные военные конструкторы (французы для армии, англичане для флота);

4) за границу отправляются молодые люди для изучения военного дела;

5) Япония обменивается военными миссиями с другими странами [29, с. 85].

Японские милитаристы начали активно готовиться к внешней агрессии. К этому их толкало ещё одно обстоятельство. Сотни бывших самураев, лишившихся своих прежних феодальных привилегий, не смогли или не хотели приспособиться к новым условиям. Государственный аппарат не мог вобрать всех желающих служить. Пенсий, которые им назначило новое правительство, было недостаточно для жизни. Занятие промышленностью или торговлей было для большинства из них непривычным делом. Недовольство бывших самураев новым строем грозило вылиться в бунт. Правительство рассчитывало успокоить недовольных и отвлечь их внимание от внутренних дел перспективой получения выгод от внешних захватов [29, с. 85].

Буржуазные реформы, проводившиеся в 70-х годах XIX века японским правительством, носили ограниченный, половинчатый характер. Тем не менее, они ускоряли развитие страны по капиталистическому пути. Вся полнота власти в Японии после ликвидации сёгуната Токугава формально перешла императору, но в действительности – победившему блоку буржуазии и той части феодальных кругов, которые в известной мере учитывали её интересы.

В результате реформ нового правительства в последней четверти XIX века значительно возросла товарность сельского хозяйства, увеличился вывоз из страны экспортных культур – шёлка и чая, что давало правящим кругам значительные средства.

В результате в Японии в 70-80-х годах XIX века уже наблюдался определенный рост промышленных предприятий. В 1868-1877 годах их было создано 489, а в 1878-1885 годах – 800 [18, с. 73]. В основном они были не большими и по-прежнему имели характер мануфактур.

Но, несмотря на проведённые реформы, в Японии в конце XIX века наблюдались ещё сильные пережитки феодализма, сдерживавшие промышленное развитие. В деревне крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях. Шел бурный процесс обезземеливания крестьянства.

Однако, в Японии происходит развитие капиталистических отношений. Особенностью развития капитализма в Японии было то, что в стране наблюдалось раннее возникновение монополий. Промышленный капитализм в Японии развивался в то время, когда передовые капиталистические страны уже вступили в период переростания домонополистического капитализма в имперализм. В Японии в силу стремления промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали возникать монополии.

Таким образом, на рубеже XIX-XX века Япония становиться импералистической страной, сходной в своём развитии с империалистическими державами Европы и Америки.


Заключение

История Японии, как, впрочем, и любой другой страны, содержит много поучительного и для современности. За последние сто лет Япония оказывалась в той или иной степени зависимости от других стран – в середине XIX века, когда США и западноевропейские государства навязали её не равноправные договоры. По этим договорам Япония оказалась в невыгодном положении. Однако национальное унижение каждый раз порождало мощное стремление вырваться вперёд, давало старт радикальным экономическим, социальным и политическим преобразованиям, которые приводили к скачку в развитии страны, выводя её на уровень наиболее передовых в экономическом отношении государств.

На протяжении своей истории Японии неоднократно приходилось в крупных масштабах воспринимать культуру других народов. Однако восприятие зарубежных культурных ценностей не привело к упадку национальной японской культуры. Напротив, вобрав в себя всё ценное из доступных ей зарубежных достижений, японская культура вместе с тем сохранила свою самобытность, своё национальное лицо.

Культурное наследие играло и играет большую роль в развитии Японии. Это относится не только к материальной культуре, но и к культурным традициям, к богатому жизненному опыту народа.

В течение многих веков Япония не оказывала сколько-нибудь существенного влияния на остальной мир, а два с половиной столетия (с начала XVII и до середины XIX веков) была практически изолирована от него. В последующем, её воздействие на окружающий мир стало ощутимым, хотя далеко не всегда оно было благотворным. Во второй половине XIX века, едва успев освободиться от угрозы колониального порабощения, Япония сама стала на путь закабаления и грабежа других народов, на путь агрессивных войн.

Японская военная политика, пытавшаяся силой оружия подчинить себе всю Азию, принесла много горя и страданий народам азиатских стран. Но первой жертвой агрессивной политики японского милитаризма стал японский народ, на себе испытавший террор военно-полицейского режима. Эта политика агрессии закономерно завершилась полным крахом.

Милитаризм привел Японию к рациональной трагедии – иностранной военной оккупации. Японскому народу пришлось пережить ещё одну трагедию – американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Однако пламя атомных взрывов не означало искупления грехов японского милитаризма, его очищения. Не случайно попытки реакционных сил обелить японский милитаризм вызывают резкое осуждение как демократический сил в самой Японии, так и в других странах, особенно в азиатских, которые в прошлом были жертвами японской агрессии. Растущую настороженность в мире вызывают милитаристские амбиции правящих кругов Японии, стремящихся превратить её в "великую военную державу", а также усиливающаяся экономическая экспансия японских монополий на мировых рынках.

Пройденный Японией исторический путь уже давно породил шовинистические концепции "исключительности" японской нации, её превосходства над другими народами. В прошлом подобные взгляды опирались на антинаучную теорию "божественного" происхождения японцев.

Япония – одно из наиболее мощных в экономическом отношении государство современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономики, но и в мировой политике. "Увеличение вклада Японии в мировое сообщество" – один из главных внешнеполитических лозунгов правительства Японии [14, с. 6].

Не меньший интерес для современников представляет история Японии нового времени. 1603-1868 годы – это время упадка, разложения феодальных отношений и зарождение новых, более прогрессивных капиталистических отношений.

Борьба сёгунов за политическое господство в Японии была направлена против раздробленности. Их политика была полностью ориентирована на объединение страны. Для этого они проводили реформы, которые способствовали единению Японии. Когда в 1603 году к власти приходит Токугава, то прекращаются со временем междоусобные войны, что оказало благотворное влияние на рост производительных сил, распространение новых сельскохозяйственных культур, улучшение техники земледелия, обмолота и т.д.

Но тяжёлое положение простого населения, угнетаемых богатой верхушкой, заставляло их поднимать восстания, бунты. Восстания вспыхивали по всей стране, но всегда были подавлены.

Крестьянские восстания и городские бунты расшатали токугавский феодальный строй. Победа дворянско-буржуазного блока южных феодальных княжеств стала возможной лишь благодаря все расширявшейся и нараставшей крестьянской войне, парализовавшей основные экономические и политические центры системы сёгуната.

Падение феодального режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития в Японии капитализма по западноевропейскому образцу.

В Японии в 1867-1868 годах произошла буржуазная революция, которая завершилась свержением власти сёгунов и восстановление власти императора.

Буржуазные реформы, проводившиеся в 70-х годах XIX века японским правительством, носили ограниченный, половинчатый характер. Тем не менее, они ускоряли развитие страны по капиталистическому пути. Вся полнота власти в Японии после ликвидации сёгуната Токугава формально перешла императору, но в действительности – победившему блоку буржуазии и той части феодальных кругов, которые в известной мере учитывали её интересы.

Таким образом, на рубеже XIX-XX века Япония становиться импералистической страной, сходной в своём развитии с империалистическими державами Европы и Америки.


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.