рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Приднестровье в геополитической картине мира

SP = N + MM + NB,

где SP (Sea Power) – морская мощь, N – военный флот, MM – торговый флот, NB – военно–морские базы. [Там же – С. 50]

Хэлфорд Джордж Маккиндер одна из самых крупных фигур среди геополитиков – классиков. Им впервые было сделано то, что не удалось Ратцелю и Челлену: был предложен геополитический сценарий мирового масштаба. Исходным геополитическим положением Маккиндера было утверждение, что мировую историю можно рассматривать как конфронтацию между континетальными и океаническими державами, которую он проследил в пространственно – временном аспекте. Согласно его модели, мир поделён на три основные компонента: 1) Серцевина – Хартленд (оплот континентальной мощи), 2) Внутренний полумесяц, который расположен на материковой Европе и Азии (Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай) и 3) внешний полумесяц, являющийся оплотом морского или таллосократического могущества. [Там же – С. 59]

На основе представленной модели можно прийти к выводу, что геополитическое положение государства по Маккиндеру определяется расположением этого государства по отношению к одному из вышеперечисленных компонентов предложенной им геополитической картины мира. Этим и определяется статус государства на мировой арене.

Несколько оппозиционные вышеизложенным взгляды выдвинула французская геополитическая школа, яркими представителями которой были такие видные учённые как Поль Видаль де ла Блаш (1845–1918), Жак Ансель (1882–1993), Альберт Деманжон (1872–1940) и, наконец, Жан Готтманн (1915–1994). Последний в своей книге «Политика государств и их география» дал критический разбор идей Ратцеля, Хаустхфера, Маккиндера, Спикмена и других геополитиков. В результате он пришёл к выводу, что в их понимании геополитика представляет собой науку о войне.

Оппонируя Ратцелю, Готтманн пытался доказать, что размеры территории государства далеко не пропорциональны его мощи и геополитическому статусу. При оценке геополитического положения на первый план Готман ставил географическое положение государства и его организацию. Географическое положение, по мнению Готмана определяется отношением к основным коммуникационным линиям и потокам, приуроченным к ним: движение людей армий, товаров, капиталов, идей. В связи с этим по Готтманну, центральным понятием должно стать понятие «circulation» («communication»). [Там же – С. 85]

То есть Готтаманн определяет геополитическое положение как положение государства по отношению к коммуникационным линиям, что ставит его особняком от предыдущих теоретиков. [Там же] Готман правильно считал, важным контролировать стратегически важные коммуникации, с целью обеспечения власти над обширными пространствами. Непосредственный военно-политический контроль границ чрезвычайно дорог для государства и малоэффективен. Такая оценка свойств территории была шагом вперёд в ревизии отдельных положений классической геополитики.

Переходя к современному историческому периоду, следует отметить точку зрения В.А. Колосова – руководителя Центра геополитических исследований Института географии РАН. Он понимает под геополитическим положением положение того или иного государства по отношению к Большим пространствам (сферам), геополитическим районам и великим державам, представленных на той или иной геополитической картине мира. В то же время сюда он относит и представление о внешних оболочках страны. При этом Колосов выделяет два аспекта в геополитическом положении: военный (военно-стратегический) и геоэкономический (мирохозяйственный). [Там же – С. 223]

Приведённое определение является одним из наиболее полных и обобщенных, дабы не трактует геополитическое положение в контексте конкретной, сложившийся на данный период исторического времени, геополитической структуры мира и не говорит о каких либо конкретных элементах мирового геопространства, (Хартленд, Римленд, Американский панрегион, Германский панрегион, и др.) представленных в геополитической картине конкретного геополитика. Универсализм приведённой трактовки заключается в том, что она считается с фактом высокой динамики исторического процесса, требующего, как правило, постоянного переосмысления термина «геополитическое положение», в зависимости от изменения баланса сил на планете. Также есть смысл упомянуть и о том, что геопространство (в его геополитическом понимании) на протяжении всей истории человеческих культур испытывало в связи с прогрессивными тенденциями человечества сильные трансформации. Развитие мореплавания, промышленная революция, развитие авиации, появление ядерного вооружения, межконтинентальных средств его доставки и, наконец, информационно-технологический рывок в цифровую эру – всё это радикально меняло и продолжает менять природу геополитической картины мира, а вместе с тем и научные подходы к определению понятия «геополитическое положение».

В результате анализа точек зрения авторитетных геополитиков-классиков и современников на геополитическое положение государства мы выявили две основные точки зрения.

1.         В основу геополитического положение государства кладётся географический, фактор. Рассматривает государство с геостратегической точки зрения;

2.         Определяет геополитическое положение государства количеством его населения, площадью территории, весомостью экономико-промышленного сектора, развитостью ВПК.

1.3 Баланс сил, как первостепенный фактор, определяющий современное геополитическое положение государства

Территориальные переделы в мире или в отдельном регионе, изменения границ, особенно изменения насильственные, распад или образование новых государств, союзов или коалиций, интеграционные и дезинтеграционные процессы во всех случаях порождают проблему баланса сил.

Принцип баланса сил как неписаное руководство к действию государств на международной арене берет свое начало с самых древних времен. Где и когда государства были вовлечены в борьбу за власть и влияние, там и тогда отношения между ними строились на основе баланса сил. Неизвестна ни одна система государств, где бы он не действовал. Впрочем, данное утверждение излишне, потому что система государств без действия в ней закона равновесия, а тем самым и баланса сил, попросту немыслима. Всякое отдельное государство, будучи относительно независимой единицей, обладающей к тому же свободой воли, если не встречает перед собой никаких препятствий, естественно стремится к расширению своей власти и влияния на такую большую территорию, какую оно способно захватить и какой способно действенно управлять. На практике, однако, препятствия возникают обязательно в лице других государств, также стремящихся к расширению своего влияния. Следствием этого является столкновение различных интересов и устремлений, в котором решающую роль играет сила государства. Поскольку сила государства есть величина сравнительная, всякое прибавление в силе одного государства ведет к относительному уменьшению в силе его соперников. Сама сила государств меняется в зависимости от многих причин и меняется к тому же неравномерно и во времени, и в пространстве («закон неравномерного развития государств»). По этой причине в каждой системе государств неизбежно возникают отношения в рамках действия принципа баланса сил. Когда бы и где бы два и более государств ни вступали в контакт друг с другом, тут ее появляются необходимые условия для его действия. Предположим, что имеется система из трех государств А, В и С. Ясно, что увеличение силы любого из них будет иметь следствие относительное уменьшение двух других. Если, скажем, государство А завоевывает государство В или лишает его части территории, то эти действия немедленно окажут неблагоприятное воздействие на государство С, так как А увеличило теперь свою мощь за счет В и находится в лучшем, чем прежде, положении, чтобы навязать свою волю и С. Если руководство государства С достаточно разумно, оно должно предвидеть такой результат и прийти на помощь В против А не потому, что испытывает к нему симпатию или заботится о его будущем, но имея в виду собственный интерес – не допустить опасного для себя усиления могущества А. В сложившейся ситуации В и С имеют общий интерес в противодействии А, поскольку каждое из них понимает, что всякое увеличение мощи А создает потенциальную угрозу его собственному существованию и независимости. Говоря в общем, каждая единица этой гипотетической системе государств неизбежно будет стремиться бросить свой вес в пользу одной из двух других, кому угрожает опасность со стороны третьей. Если этот принцип последовательно соблюдается всеми тремя государствами, то ни одно из них не сможет нанести ущерб другому и все сохранят свою независимость. [27 – С. 361] Поэтому в своей элементарной форме принцип баланса сил служит не столько тому чтобы сохранить мир или способствовать международному взаимопониманию, сколько сохранению независимости каждой единицы в системе государств путем недопущения увеличения мощи любого из них до таких пределов, когда она начинает угрожать остальным.

Мысль, в общей форме, высказанная ещё в X веке до н.э. греческим историком Фукидидом, что скрытой причиной войны является рост мощи одного из участников международных отношений, вызывающий нарушения сложившегося равновесия, остаётся истиной и поныне. Известный американский исследователь международных отношений Роберт Гилпин в своей работе «Война и изменение в мировой политике» рефреном проводит мысль, что функциональная основа жизнедеятельности системы международных отношений существенно не изменилась на протяжении веков и что её присуща преемственность базовых черт. [Там же – С. 362]

Вся практика межгосударственных отношений есть совокупное свидетельство того факта, что пренебрежение балансом сил ведет, как правило, к самым тяжёлым последствиям вплоть до войны. Не сбалансированная сила в социальных отношениях оказывает в принципе такой же разрушительный эффект, как и в механике, только с неизменно большим числом человеческих жертв и большим материальным ущербом. Она представляет, по словам Кеннета Уолтца, опасность и для слабых, и для сильных государств. «Несбалансированная сила, – пишет он, – питая амбиции некоторых государств в расширении своего влияния, может побудить их к опасности и авантюристической политике. Из одного этого можно уже заключить, что безопасность всех государств зависит от поддержания среди них баланса сил» [Там же – С. 363]

И здесь нужно ясно и определённо отдавать себе отчёт в том, баланс сил – не изобретение хитроумных политиков с целью получения каких-то особых односторонних выгод, а реальная, объективная основа политических отношений, в которых задействовано какое-то множество независимых субъектов. Баланс сил «не имеет никакого отношения к тем или иным правительствам или государствам», – писал Уинстон Черчилль. Он есть «закон политики,… а не простая целесообразность, диктуемая случайными обстоятельствами, симпатиями и антипатиями или иными подобными чувствами». [Там же] Не имеет он, соответственно, и какого отношения к каким-либо моральным соображениям. Как в этой же связи отмечает глава школы «политического реализма» Ганс Моргентау. [Там же]

Без существования в системе определённой сбалансированности между основными её участниками, и, прежде всего между великими державами, одно государства могут приобретать господствующее положение в системе, вторгаясь в права и интересы других государств, что, несомненно, вело бы к утверждению в системе духа господства, гегемонизма к нарушению безопасности и стабильности. В ХХ веке, отмечает английский исследователь Баттерфилд, иногда забывают то, что хорошо знали в предшествующие столетия, а именно что «имеется только две альтернативы: либо сбалансированное распределение силы, либо подчинение всех одной всеохватной империи, подобной Древнему Риму». К приведённым авторитетным суждениям добавим ещё одно – суждение Арнольда Тойнби, не только уделившему балансу сил большое внимание как одному из факторов развития цивилизаций, но и выведшего ряд законов баланса сил. Будучи сам историком и теоретиком истории, но не политологом, Тойнби даёт определение баланса сил, близкое к определению политологов и политиков-практиков, что, в общем-то, лишний раз свидетельствует в пользу его истинности. «Баланс сил, – пишет он, – есть система политической динамики, которая вступает в игру повсюду, где общество разделено на ряд независимых локальных государств…» [Там же – С. 364]

Всё сказанное – а к нему при желании можно добавить ещё немало аналогичных оценок и суждений – служит подтверждением одного из основополагающих принципов системного взаимодействия, имеющего универсальный характер, а именно принципа поддержания во всякой развивающейся и функционирующей системе динамичного равновесия носит характер всеобщего функционального закона для всех целостных систем. Он действует как в природе, так и в обществе.

Пока существуют государства с различными интересами и между ними осуществляется внешнеполитическое взаимодействие, история в принципе не знает иной основы для безопасности (пусть основы и зыбкой), кроме как поддержание относительного равновесия сил между ними. В условиях неустойчивого равновесия, сопутствующего противоборству государств на различных структурных уровнях, в случае нарушения равновесия каким-либо государством путём приобретения им преимущества над другими государствами последние обычно стремятся не просто восстановить нарушенное равновесие, но как минимум приобрести при этом ещё и некоторый «запас прочности», чтобы оградить себя от каких-либо случайностей, но как максимум, изменить соотношение сил в свою пользу. Первого обычно бывает вполне достаточно, чтобы склонить на чашу весов и без того неустойчивого равновесия в противоположную сторону. Новое нарушение равновесия понуждает соответственно другое государства принять ответные действия, что вызывает очередное нарушение равновесия и его восстановление уже на новом уровне, и т.д. Николас Д. Спикмен следующим образом описывает этот процесс: «Государства постоянно заняты тем, что ограничивают силу какого-то другого государства. Суть вопроса состоит в том. Что государства заинтересованы лишь в балансе в свою пользу. Не равновесие, а существенное преимущество – вот их цель. В силовом равенстве с предполагаемым противником нет подлинной безопасности. Безопасность возникает только тогда, когда вы немного сильнее. Невозможно предпринять какое-либо действие, если ваша сила полностью уравновешивается. Возможность для проведения позитивной внешней политики появляется лишь с наличием определённого преимущества в силе, которое может быть свободно использовано. Независимо от выдвигаемых доводов практическая цель заключается в постоянном улучшении относительно силовой позиции собственного государства. При этом обычно стремятся достичь такого баланса, который бы нейтрализовал другие государства и в то же время обеспечил своему государству возможность быть решающей силой и иметь решающий голос в таком балансе». [Там же – С. 367]

Равновесие системы и его выражение в балансе сил, таким образом, – объективная основа функционирования системы. Как таковая она проявляет себя в соответствующих действиях государств как субъектов, проявляющих заботу о своей безопасности. И в этой заботе геополитические соображения занимают, как правило, главенствующее место.

В зависимости от конкретных исторических обстоятельств форма системы баланса сил, число участников, конечно менялись. Однако во все временна тенденция к равновесию, в конечном счёте, прокладывала себе путь в массе различных дестабилизирующих явлений и действий государств. Баланс сил в системе самым тесным образом связан с главными интересами государств, с интересами обеспечения их безопасности. Последние же в большинстве случаев связанны с территориальными вопросами или границами. В случае нарушения какими-либо государствами территориальной целостности других государств, или их границ, или претензий на территорию, это немедленно сказывается на существующем балансе сил, угрожая стабильности системы и вызывая реальную угрозу безопасности других государств. Последние предпринимают необходимые меры, с целью противостоять этой угрозе, восстановить нарушенное; и в этих действиях они объединяются независимо от разделяющих их специфических противоречий (экономических, политических, идеологических), симпатий или антипатий, прошлых разногласий, какими серьёзными те ни представлялись.

1.4 Современная система геополитических координат – зеркало мирового порядка ХХI века

С окончанием холодной войны закончилась эпоха биполярного мира. Данный тезис практически с самого начала не вызывал сомнения. Сегодня проблема стоит в определении того, что пришло на смену биполярному миру. Дискуссии разворачиваются вокруг двух основных точек зрения на новую систему геополитических координат:

·        мир стал монополярным (однополярным / однополюсным или униполярным);

·        мир стал мультиполярным (многополярным /многополюсным), где выделяется несколько центров силы.

Вопрос «полярности» мировой системы в 1990-е годы интенсивно обсуждался как политическими деятелями, так и исследователями. При этом термины «однополюсный» и «многополюсный» мир являются не совсем корректными. На данный факт обращает внимание Э.Я. Балтов. Он пишет, что «полюса – это полярные, т.е. … одновременно отрицающие и предполагающие существование друг друга, симметричные, соизмеримые по жизненному потенциалу (военному, экономическому, политическому, научно-техническому) центры силы… В рамках одной системы могут существовать только два противоположных силовых центра, только два полюса». [43 – С. 143]

Концепция многополярного мира становится довольно популярной в России в конце 1990-х годов, что во многом связанно с именем Е.М. Примакова и В.В. Путина. Возможно, она в какой-то степени строится на отказе признать своё явное поражение в Холодной войне и отдать пальму первенства США.

Идея многополярности мира в качестве ориентира официального внешнеполитического курса получила развитие в конце 1990-х годов не только в России, но и в ряде других стран. Например, в Китае, что нашло отражение в официальных документах.

Автор дипломной работы позволит себе не согласится с приведенной точкой зрения о мультиполярности современного мира. На общефилософском уровне это возможно, так как извечная борьба противоположностей – фундаментальный закон диалектики, который проявляет себя во всех сферах нашего бытия. Высказанная точка зрения находит свою поддержку и в основном законе геополитики, основанном на дуалистическом противоборстве талласакратии и теллурократи. То есть философская максима говорит о существовании двух равновесных противоборствующих центров как, например, во времена «Холодной войны». Верно и то, что возрастает геополитическое значение Китая, Индии, Европы, ЮВА, но так или иначе ни один из перечисленных центров не в состоянии на сегодняшний день оппонировать глобальному лидеру – США. Объективные реалии современного мира явно противоречат приведенным выше позициям.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» отмечает, что «в результате краха соперника Соединённые Штаты оказались в уникальном положении: они стали первой и единственной мировой державой». [6. – С. 20] И это действительно так. Нынешние формирующиеся центры силы, могут оказывать конкуренцию США только по какому-то одному критерию национальной мощи (экономическому, военно-стратегическому, научно-технологическому), но в комплексное противостояние вступить с Соединёнными Штатами они ещё долго будут не в силах.

Известный российский публицист и геополитик А.И. Уткин объективно подходит к анализу современного миропорядка Он считает, что современный мир по одним критериям мультиполярный по другим же монополярный. Хорошо прослеживается то, что автор большее предпочтение отдаёт последнему: «…почти ничего на горизонте не предполагает немедленного и внезапного ослабления Америки, и немалое число наблюдателей склонны согласиться с предсказаниями английского футуролога Х. Макрэя: «американская военная мощь, единство нации, её размеры и показатели, по-видимому ещё не одно поколение обеспечат США политическое лидерство в мире…» [68 – С. 143]

В поддержку монополярности современной системы международных отношений выступает известный российский геополитик А.Г. Дугин. Разговоры о «многополярном мире – отмечает он – на практике представляют собой либо ничего не значащие и наивные благопожелания, либо завуалированный призыв к восстановлению двухполярного мира в новой конфигурации.

В заключении можно с уверенность сказать, что современный мир монополярный. Ни одна страна в мировой истории не обладала такой военной мощью, как Соединённые Штаты, ни одна империя не ставила перед собой задачу присутствовать практически в любом уголке земного шара. [42 – С. 4] Ни одна страна в мире не обладала когда-либо такой гипергигантской экономической мощью (20% мирового ВВП) и не одна страна в мире некогда не достигала таких высоких олимпов в технологической сфере. Всё это в очередной раз подтверждает тот факт, что в основе современного миропорядка лежит исключительная монополярность во главе с первой мировой супердержавой США.


2. Факторы, определяющие современное геополитическое качество ПМР

2.1 Пространственные уровни в геополитическом положении Приднестровья

Приднестровская Молдавская Республика расположена на юго-востоке Европы. Она занимает левобережье Днестра в пределах бывшей Молдавской ССР и ряд населённых пунктов на правом берегу – г. Бендеры с прилегающими сёлами Гиска, Варница, и Протягайловка, а также сёла Копанка, Кицканы, Меренешты, Кременчуг Слободзейского района.

Общую модель геополитического положения ПМР можно представить в виде схемы пространственных уровней. Главной особенностью геополитического положения ПМР на микроуровне является наличие двух государств – соседей первого порядка – Республики Молдова на западе и Украины на востоке, севере и юге. К ярким чертам этого уровня относится враждебная ориентация по отношению к Приднестровью вышеупомянутых двух стран, что обусловлено активной внешней политикой ведомой в данном регионе западноевропейскими структурами.

Динамичным и многоплановым является мезоуровень геополитического положения республики. Многочисленные соседи второго порядка, с которыми ПМР взаимодействует через территорию пограничных государств, представлены странами СНГ, (Россия, Белоруссия, страны Закавказья), Южной и Юго-Восточной Европы, (Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Польша и Турция). [10 – С. 8] Специфика этого уровня заключается в расположении Приднестровья на границе двух культурно-политических миров: Западно-европейского, представленного государствами дальнего зарубежья, и Славянского, представленного прежде всего восточно-европейскими государствами. [66 – С. 96–97]


Рисунок 1. Микро и мезоуровни в геополитическом положении ПМР

Упомянутая особенность данного уровня подтверждается не только высоким геополитическим значением Днестра как границы, но и особым вниманием к этому региону многих известных геополитиков.

Известные ученые специалисты по мировой политике в своих моделях мироустройства, будто сговорившись, именно в районе Восточной Европы проводят границу между составляющими элементами геополитических структур предлагаемых ими мировых порядков. Хорошо и наглядно сможет раскрыть геополитическую природу этого региона метод наложения карт. Используя различные геополитические и геокультурные картосхемы можно выявить, что именно в этой области наблюдается наибольшее сплетение разделительных линей. (см. Приложение) Обратите внимание, что как в панрегионалистской модели К. Хаустхофера [35 – С. 68] так и в модели А. Дугина граница между Евразийской зоной и Евро-Африканской проходит примерно в районе среднего и нижнего течения реки Днестр. [22] Американский географ Николас Джон Спикмен, возглавлявший институт международных отношений при Йельском университете, проводит в районе реки границу между Хартлендом и Римлендом. Другой американский географ Саул Коэн в своём пятиуровневом иерархическом геополитическом районировании мира относит Восточную Европу к так называемым «воротам» – фокусам связей между Западом и Континентальной (Евразийской) геостратегической сферой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.