рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют

отраслей народного хозяйства осуществлялось фотографирование обширных

районов территории нашей страны и акватории Мирового океана. Получено

несколько тысяч цветных, спетрозональных и черно-белых фотографий.

Проведены исследования физических характеристик земной атмосферы и

околоземного космического пространства.

На борту станции выполнялись также комплексные медицинские и

биологические эксперименты с живыми организмами и различными растениями.

Важной частью программы полета явились технические эксперименты по

отработке новых перспективных систем, в том числе электромеханической

системы стабилизации и системы, обеспечивающей замену атмосферы станции.

После завершения пилотируемой части программы полета 26 февраля

1977 г. со станции был доставлен на Землю возвращаемый аппарат с

материалами исследований. Получено много нового и ценного научного

материала.

На протяжении всего полета станции «Салют-5» бортовые системы и

научная аппаратура функционировали нормально. Станция завершила полет,

длившийся более 1 года 1 месяца, 8 августа 1977 г., совершив 6630 оборотов

вокруг Земли. После тормозного импульса она вошла в плотные слои атмосферы

над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование.

«Салют-6» является представителем нового поколения долговременных

орбитальных станций, способных решать более широкий круг задач освоения

космоса. Базируясь на конструкции предшествующих станций, «Салют-6» в

отличие от них снабжена двумя стыковочными узлами и может принимать сразу

два транспортных корабля различного назначения (пилотируемый, грузовой,

спасательный беспилотный и пилотируемый). Станция оборудована шлюзовой

камерой и снабжена скафандрами новой конструкции полужесткого типа для

выхода экипажа в открытый космос. Используется объединенная двигательная

установка с единой системой питания, что улучшило ее характеристики и

упростило организацию дозаправки станции топливом в космосе. Установлены

новые двигатели и новая система управления. С учетом возрастающей

длительности экспедиций на борту станции установлены душевая, автоматически

управляемый ионизатор воздуха и другое оборудование.

Станция «Салют-6» состоит из пяти отсеков: переходного, рабочего,

промежуточного, агрегатного и отсека научной аппаратуры. На участке

выведения на орбиту в плотных слоях атмосферы переходный отсек и часть

рабочего отсека (диаметр 2,9 м) закрыты головным обтекателем, защищающим

расположенные под ним в сложенном состоянии на внешних поверхностях станции

солнечные батареи, радиатор системы терморегулирования, оптические датчики

системы ориентации, спектрометры, экспериментальные элементы системы

энергопитания и многое другое. Ниша отсека научной аппаратуры на участке

выведения также закрыта крышкой.

Нижняя часть конструкции рабочего отсека и агрегатный отсек закрыты

несбрасываемым пластиковым кожухом.

Рабочая отсек образуется двумя цилиндрическими оболочками (диаметром

2,9 и 4,15 м длиной соответственно 3,5 и 2,7 м), соединенными конической

оболочкой (длина вдоль оси 1,2 м), торцы отсека закрыты сферическими

днищами.

Снаружи рабочего отсека установлены три солнечные батареи общей

площадью 60 кв. м с автоматической ориентацией на Солнце, вырабатывающие 4

кВт электроэнергии; радиаторы системы терморегулирования; антенны

радиосистем сближения, связи, траекторных измерений, командного управления;

оптические датчики и приборы – инфракрасный построитель местной вертикали,

положения Солнца, ионного потока и другое оборудование.

В рабочем отсеке находится основное оборудование станции,

размещаемое вдоль стен в так называемых приборных зонах. По левому и

правому бортам в районе большого диаметра за панелями интерьера находятся

химические батареи и приборы системы энергопитания, приборы систем

управления бортовым комплексом, аппаратура радиосвязи и траекторных

изменений, командная радиолиния, аппаратура ориентации и управления

движением. Гироскопическая аппаратура установлена в передней части рабочего

отсека у люка, соединяющего рабочий отсек с переходным. Здесь же, в зоне

малого диаметра рабочего отсека, расположен центральный пост управления с

двумя рабочими местами. Остальные посты управления предназначены для работы

с исследовательской аппаратурой.

На иллюминаторе рабочего отсека установлен космический фотоаппарат

МКФ-6М для проведения съемок в шести спектральных зонах (два в

инфракрасной, остальные в видимой части спектра) по программе исследования

природных ресурсов Земли. Масса аппарата 170 кг, изготовлен он в ГДР.

Позади центрального поста управления расположена «столовая», а рядом

с ней – «кухня». Спальные места экипажа находятся в задней части рабочего

отсека на боковых панелях. Здесь, в зоне заднего днища у люка в

промежуточную камеру, размещается туалет.

Переходный отсек соединяется с рабочим через люк. На внешнем торце

переходного отсека установлен стыковочный агрегат для пилотируемых

транспортных кораблей.

Переходный отсек служит также шлюзом для выхода космонавтов в

космос. Для этого на боковой поверхности отсека имеется выходной люк. Здесь

же размещены пульты обеспечения выхода и скафандры.

Промежуточный отсек соединяется с рабочим через люк со стороны,

противоположной переходному отсеку.

Промежуточный отсек, так же как и переходный, состоит из

цилиндрической и конической частей, но короче (его длина составляет всего

1,3 м). На нем установлен стыковочный агрегат, пригодный как для

пилотируемого космического корабля, так и для грузового.

Агрегатный отсек цилиндрической формы, его диаметр 4,1 м, длина 2,2

м. Он также крепится к рабочему отсеку со стороны заднего днища. Агрегатный

отсек негерметичен, в нем размещена объединенная двигательная установка: 6

топливных баков, 2 корректирующих двигателя, 32 двигателя ориентации, блок

компрессоров системы дозаправки топливом.

Отсек научной аппаратуры – коническая ниша в рабочем отсеке, в

которой установлен бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с

автоматическим и ручным управлением и системой охлаждения приемника

телескопа, обеспечивающей температуру до 4,2 К. Охлаждение телескопа до

температуры жидкого гелия и ее поддержание осуществляются на борту

криогенной системой замкнутого цикла с помощью компрессора, двух газовых

холодильных машин, промежуточных теплообменников и использования на

решающей стадии эффекта охлаждения газа при его истечении через

расширяющееся сопло. Эта уникальная криогенная система имеет массу около

130 кг и потребляет 1,5 кВт электроэнергии. Диаметр главного зеркала

бортового телескопа БСТ-1М – 1,5 м, а масса около 650 кг. Он регистрирует

излучение в субмиллиметровом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Многие другие системы станции «Салют-6» не были упомянуты, так как о

них рассказывалось при описании орбитального комплекса «Салют-4».

29 сентября 1977 г. станция «Салют-6» (масса 19824 кг) была выведена

на околоземную орбиту с наклонением 51,6 градуса; максимальная высота

достигала 424 км. 9 октября к ней направился корабль «Союз-25» с экипажем:

командир корабля В. В. Коваленок и бортинженер В. В. Рюмин (позывные

космонавтов «Фотон»). Автоматическое сближение корабля со станцией прошло

нормально, но из-за отклонений от предусмотренного режима причаливания

стыковка была отменена и после двухсуточного полета экипаж вернулся на

Землю.

Дополнительные меры, принятые для повышения надежности стыковки

корабля со станцией, себя оправдали, что было подтверждено в последующих

полетах, позволивших полностью выполнить программу работ на станции «Салют-

6».

Корабль «Союз-26», стартовавший 10 декабря 1977 г., доставил на

следующий день на борт станции «Салют-6» первую экспедицию в составе

командира

Ю. В. Романенко и бортинженера Г. М. Гречко (позывные «Таймыр»). В

отличие от корабля «Союз-25», который сближался со станцией со стороны

переходного отсека, корабль «Союз-26» стыковался со стороны агрегатного

отсека.

20 декабря экипаж осуществил выход в космическое пространство для

осмотра и контроля состояния внешних элементов конструкции станции в районе

переходного отсека и расположенного на нем стыковочного узла и проведения,

в случае необходимости, ремонтных операций. Возможные повреждения элементов

конструкции стыковочного узла могли произойти в результате отклонения от

предусмотренного режима причаливания корабля «Союз-25».

Экипаж станции после почти двухчасового осмотра подтвердил

работоспособность орбитального комплекса.

10 января 1978 г. стартовал корабль «Союз-27», доставивший на борт

станции «Салют-6» второй экипаж в составе командира В. А. Джанибекова и

бортинженера О. Г. Макарова (позывные космонавтов «Памир»). На борту

пилотируемого орбитального научно-исследовательского комплекса, впервые

образованного орбитальной станцией и двумя космическими кораблями: «Союз-

26» - «Салют-6» - «Союз-27», совместные исследования начали проводить

четыре космонавта. Масса этого комплекса составила 32500 кг, а длина 29 м;

масса одной станции 18900 кг, ее длина 15 м. Элементы орбиты комплекса 12

января 1978 г. составляли: высота в апогее 367 км, высота в перигее 334 км,

период обращения – 91,3 мин, наклонение орбиты 51,6 градуса. После

выполнения предусмотренных программой совместных с первым экипажем

пятидневных исследований, в том числе советско-французского биологического

эксперимента «Цитос» по изучению влияния факторов космического полета на

кинетику клеточного деления микроорганизмов,

В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров вернулись на Землю на корабле

основного экипажа, доставив материалы с результатами исследований и

экспериментов, выполненных во время полета станции «Салют-6» в течение

более трех месяцев.

Крупным шагом в развитии космонавтики является создание

автоматического грузового транспортного корабля снабжения «Прогресс». Он

служит для обеспечения длительного активного функционирования и более

эффективного использования орбитальных станций путем регулярной доставки на

их борт топлива для двигательных установок, материалов для обеспечения

жизнедеятельности экипажа, оборудования, аппаратуры и таких расходуемых

материалов, как фото-, кино-, магнитные пленки и т.п. При этом повышается и

ремонтоспособность станции в условиях космического полета.

20 января 1978 г. произведен старт первого космического грузовоза

«Прогресс-1», состыковавшегося 22 января со станцией со стороны агрегатного

отсека. Сближение и стыковка космических аппаратов осуществлялась в

полностью автоматическом режиме. Так был образован новый орбитальный

комплекс «Союз-27» - «Салют-6» - «Прогресс-1».

Доставленные грузы были перенесены космонавтами на станцию и

закреплены, а в освободившийся грузовой отсек перенесено отработавшее

оборудование системы обеспечения жизнедеятельности и зафиксировано в

определенных местах, чтобы обеспечить заданное положение центра масс

грузового корабля.

После проведения контрольных проверок герметичности заправочных

магистралей, емкостей транспортного корабля «Прогресс-1» и станции «Салют-

6», откачки сжатого газа из топливных баков станции с помощью компрессоров

было произведено наполнение емкостей станции компонентами топлива, а затем

продувка и вакуумирование топливных магистралей. Все агрегаты и приборы

системы космической дозаправки работали безотказно.

За время пилотируемого полета часть воздуха станции была

израсходована при выходе экипажа в космическое пространство, а также при

выполнении операций по шлюзованию отходов. В связи с этим был проведен

дополнительный наддув станции воздухом из баллонов грузового корабля.

В течение первых двух месяцев полета Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко

провели пять циклов испытаний по программе эксперимента «Резонанс» при

различном построении орбитального комплекса, включающего станцию «Салют-6»,

пилотируемые космические корабли «Союз-26», «Союз-27» и грузовой

транспортный корабль «Прогресс-1». Целью этого эксперимента являлось

изучение динамических характеристик сложных многозвенных орбитальных систем

и определение величин нагрузок, действующих на их конструкцию.

Для проведения двухимпульсного маневра космонавты дважды

осуществляли ориентацию орбитального комплекса, после чего включалась

двигательная установка корабля «Прогресс-1». Таким образом корабль

«Прогресс-1» использовался также в качестве буксира для коррекции орбиты

комплекса.

После полного завершения программы совместного полета, длившегося 15

суток, грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» был отделен от

орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз-27» и переведен в режим

автономного полета, в ходе которого продолжались испытания и отработка

бортовых систем и оборудования. По окончании этих работ грузовой корабль

«Прогресс-1» был переведен на траекторию спуска и 8 февраля 1978 г.

прекратил свое существование.

Программой «Интеркосмос» предусматривались в 1978 г. запуски к

станции «Салют-6» космических кораблей типа «Союз», в состав экипажей

которых входили представители не только СССР, но и других стран.

Так 2 марта 1978г. состоялся запуск космического корабля «Союз-28» с

первым международным экипажем: командир корабля летчик-космонавт СССР

А. А. Губарев и космонавт-исследователь гражданин ЧССР Владимир Ремек

(позывные космонавтов «Зенит»). Через сутки была произведена стыковка

корабля «Союз-28» с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-27» со

стороны агрегатного отсека станции.

Была выполнена программа работ международного экипажа,

предусматривавшая проведение совместных научно-технических экспериментов на

борту орбитального комплекса в течение семи дней. Ряд экспериментов был

подготовлен совместно советскими и чехословацкими учеными (технологический

эксперимент «Морава», биологический эксперимент «Хлорелла»). Совместный

советско-чехословацкий эксперимент по изучению кислородного режима в тканях

человека в условиях невесомости выполнялся с помощью разработанного

специалистами ЧССР прибора «Оксиметр».

После завершения программы работ, 10 марта 1978 г., международный

экипаж в составе А. А. Губарева и В. Ремека возвратился на Землю в

спускаемом аппарате корабля «Союз-28». На Землю доставлены материалы с

результатами совместных исследований и экспериментов, а также материалы,

содержащие научную информацию, полученную в ходе предшествующего полета

станции «Салют-6».

16 марта 1978г. после выполнения запланированной программы научно-

технических и медико-биологических исследований и экспериментов на борту

орбитальной научной станции «Салют-6» успешно завершился 96-суточный полет

в космическом пространстве Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко. Пролетев в

космосе более 64 млн. км, экипаж вернулся на Землю в спускаемом аппарате

корабля «Союз-27».

Перед возвращением космонавты провели консервацию бортовых систем

станции «Салют-6», продолжившей затем полет в автоматическом режиме.

Трудно переоценить вклад в развитие космонавтики, сделанный на

первом этапе использования орбитальной станции «Салют-6», в течение

которого со станцией было осуществлено четыре стыковки транспортных

кораблей – трех пилотируемых и одного грузового. Создание комплекса с двумя

стыковочными узлами и грузового космического корабля, решение задачи

автоматической заправки станции топливом на орбите и снабжения ее по мере

надобности расходуемыми материалами, оборудованием, доставка сменных

экипажей транспортными кораблями и работа экипажей из нескольких человек –

все это позволяет решить вопрос о более рациональном, экономичном, более

безопасном и действительно долговременном использовании дорогостоящей

орбитальной станции. Эта схема комплекса орбитальной станции

совершенствуется, но основа ее остается и будет плодотворно использоваться.

Второй этап эксплуатации орбитальной станции «Салют-6» включал

длительную экспедицию, две международные экспедиции, а также доставку

грузов тремя кораблями серии «Прогресс».

Начало второго этапа эксплуатации орбитальной станции «Салют-6»

было положено 15 июня 1978 г. выведением на орбиту корабля «Союз-29»,

пилотируемого командиром В. В. Коваленком и бортинженером

А. С. Иванченковым (позывные «Фотон»). Стыковка со станцией произошла

17 июня 1978г. Целью экипажа было проведение длительной экспедиции по

расширенной программе научно-технических и медико-биологических

исследований.

27 июня 1978 г. был осуществлен запуск корабля «Союз-30» с

международным экипажем (позывные космонавтов «Кавказ»): командир корабля П.

И. Климук, космонавт-исследователь М. Гермашевский (ПНР). 28 июня 1978г.

после стыковки корабля со станцией со стороны агрегатного отсека был

образован пилотируемый научно-исследовательский комплекс «Союз-29» -

«Салют-6» - «Союз-30». В течение семи дней экипаж из четырех космонавтов

выполнял программу исследований и экспериментов, часть которых разработана

совместно советскими и польскими учеными. После успешного завершения этой

программы 5 июля 1978г. международный экипаж корабля «Союз-30» возвратился

на Землю.

Для обеспечения выполнения дальнейшей программы 9 июля 1978г. на

станцию транспортным кораблем «Прогресс-2» был доставлен необходимый

полезный груз.

В соответствие с программой 29 июля космонавты В. В. Коваленок и А.

С. Иванченков вышли в открытый космос для демонтажа и частичной замены

научной аппаратуры, установленной на внешней поверхности станции.

Экипаж перенес в помещение станции один из приборов системы

регистрации микрометеоров, кассеты с полимерными, биополимерными,

оптическими и терморегулирующими покрытиями. На наружной поверхности

станции космонавты установили аппаратуру для регистрации космического

излучения. С помощью переносной цветной телевизионной камеры командир

экипажа передавал на Землю изображение, позволявшее наблюдать действия

бортинженера вне станции, а также элементы станции. Общее время пребывания

космонавтов в открытом космосе составило 2 ч 5 мин.

2 августа 1978 г. по плану была произведена отстыковка корабля

«Прогресс-2», а 4 августа по команде с Земли он вошел в плотные слои

атмосферы и прекратил свое существование.

Для обеспечения длительного функционирования орбитального комплекса

и расширения программы проводимых на нем исследований 8 августа 1978 г. на

орбиту был выведен грузовой корабль «Прогресс-3», состыковавшийся со

станцией двумя днями позже. За 12 суток совместного полета космический

грузовоз выполнил свои функции, в том числе буксира для коррекции

траектории движения орбитального комплекса, и после автономного полета

прекратил существование 24 августа 1978 г.

Следующий международный экипаж (позывные «Ястреб») в составе

командира В. Ф. Быковского и космонавта-исследователя Зигмунда Йена (ГДР)

стартовал 26 августа 1978 г. на корабле «Союз-31», который на следующий

день состыковался со станцией со стороны агрегатного отсека. Выполнив

запланированные эксперименты, международный экипаж 3 сентября 1978 г.

возвратился на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-29».

Второй этап работы на станции завершился успешным выполнением ее

основным экипажем В. В. Коваленком и А. С. Иванченковым запланированного

140-суточного космического полета, за время которого был пройден путь в 93

млн. км. 2 ноября 1978 г. экипаж совершил посадку на Землю в спускаемом

аппарате корабля «Союз-31».

Третий этап работ на этой станции был начат 26 февраля 1979 г.

экипажем в составе В. А. Ляхова и В. В. Рюмина (позывные «Протон»),

стартовавшем на корабле «Союз-32» днем раньше.

Первой задачей экипажа являлось дополнительное обследование бортовых

систем, приборов, научной аппаратуры и выполнение необходимых

профилактических и ремонтно-восстановительных работ. Стартовавший 12 марта

грузовоз «Прогресс-5» доставил 14 марта на станцию помимо обычных грузов

необходимое для этого оборудование.

В конце второго этапа работы на станции было обнаружено повреждение

разделительной мембраны одного из трех баков горючего объединенной

двигательной установки. Во избежание выхода из строя клапанов наддува

азотом топливной системы и нарушения нормального функционирования

двигательной установки станции было решено отключить поврежденный бак,

предварительно перелив в исправный находящееся в нем горючее.

Первоначально экипажем была осуществлена закрутка комплекса «Салют-

6» - «Союз-32» - «Прогресс-5» вокруг поперечной оси для обеспечения

разделения горючего и азота в неисправном баке под воздействием

центробежных сил. Затем большая часть горючего была перелита в другой бак,

а остаток с включением газа – в свободную емкость корабля «Прогресс-5».

После этого был открыт клапан в космическое пространство для окончательного

опорожнения неисправного бака и его трубопроводов вакуумированием.

Во время выполнения работ в космосе такие же операции проводились на

Земле на физическом аналоге двигательной установки и математической модели

станции «Салют-6».

Успешное выполнение профилактических и ремонтно-восстановительных

работ позволило продлить первоначально установленный ресурс станции и

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.