рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная правосубъектность

Административная правосубъектность

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта

2 Административная правоспособность.

3.Административная дееспособность

4.Административная правоспособность и дееспособность –

составляющие административной правосубъектности

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Государственная администрация — самая большая, самая мощная

часть государственной машины. Государственной администрации прямо

подчинены почти все существующие средства физического принуждения:

войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые

учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она

обладает, — административная власть — огромная социальная сила. Ее

правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна

стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол,

злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят

обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и

90-х годах XX века.

В демократически организованном обществе формирование и

деятельность государственной администрации должны быть четко, полно

урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная

отрасль права любого государства — административное право. Особенно

велико его значение в России, где такие факторы, как большая

территория, значительные природные ресурсы, многонациональный

состав населения, исторические традиции обусловили особое значение

государственной администрации (административной власти).

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан,

общества, страны, реализация социальных и экономических программ,

конституционных прав и свобод граждан во многом зависит от

деятельности государственной администрации. А на ее четкую,

плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое

регулирование. Нормы административного права должны закрепить

оптимальные варианты создания системы исполнительных органов

государственной власти, распределения компетенции между ними,

комплектования их личного состава.

1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это

правовое положение личности в ее отношениях с субъектами

исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

административного права. Он является составной частью общего

правового статуса гражданина.

Права и обязанности личности, о которых говорится в

административно-правовых нормах, производны от конституционных и

часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-

правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются

Конституцией, актами органов представительной власти. В

формировании и особенно в реализации составляющих данный статус

прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной

власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало

нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям

лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций,

устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движения,

пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнительной

власти:

- конкретизируются конституционные права и обязанности

граждан;

- первично предоставляются определенные права;

- устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

- определяются органы, должностные лица, которые обязаны

оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и

обязанностей.

Наряду с активной нормотворческой деятельностью государственная

администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их

прав и обязанностей (планирует, финансирует, контролирует эту

работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методическими

материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.

Составными частями адмиинстративно-правового статуса

индивидуального субъекта являются административная

правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные

в соответствии с нормами административного права.

«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-

первых, способность обладания правами и несения обязанностей

(правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному

осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда

правосубъектность называют праводееспособностью».

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.

Административная правоспособность — это способность иметь права

и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

жительства, национальности и других демографических факторов. В

качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

административную правоспособность даже такого признака, как

национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О

гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации",

принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

Конституции России активно осуществляют административное

правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

регионов имеет определенные различия.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г.

установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к

пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной

правоспособности следующие: она регулируется нормами

административного права, ее содержание состоит в регламентации

правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

объему.

3.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ.

Административная дееспособность — это способность "лица своими

действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает

позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

административная деликтоспособность — способность нести

административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная

правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы

обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

быть ограничен:

- чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

бедствия и др.);

- если это несовместимо с его общественно полезной

деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

совмещения государственной службы с предпринимательской

деятельностью и т. д.);

- если без этого невозможно обеспечить государственную

безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

- совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно

устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ –

СОСТАВЛЯЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.

Административная правосубъектность предполагает такие качества

физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим

законодательством дают им право быть участниками (сторонами)

регулируемых административным правом управленческих общественных

отношений. Административная правосубъектность слагается из двух

элементов: правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность есть установленная и

охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или

иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и

права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в

сфере государственного управления. Она является предпосылкой для

участия физического или юридического лица в регулируемых

административным правом управленческих отношениях (включая и

деликтоспособность}.

Административная дееспособность является выражением

практической способности данного субъекта реализовать свою

административную правоспособность в конкретных административно-

правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Правоспособность и дееспособность соотносятся как

статичестичкий и динамический признаки административной

правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего

неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных

лиц, являющихся государственными служащими, административная право

и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования

и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица.

В других случаях они не совпадают. Так, административная

правоспособность граждан возникает с момента рождения, а

административная дееспособность, как правило, по достижении 16-

летнего возраста.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и

коллективными.

Индивидуальными субъектами являются российские граждане,

иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу можно также

отнести государственных служащих.

К коллективным субъектам относятся различного рода

государственные и негосударственные организации. В числе первых —

органы исполнительной власти, государственные предприятия и

учреждения и их объединения, структурные подразделения органов

исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные субъекты административного права представлены

общественными объединениями (партии, союзы, общественные движения и

т.п.); исполнительные органы системы местного самоуправления;

коммерческие структуры, включая частные предприятия и учреждения.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти

административная дееспособность является основным средством

реализации их административной правоспособности. Соответственно

участие в административно-правовых отношениях — их прямая

юридическая обязанность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Административное право наряду с конституционным и гражданским

правом является одной из основных отраслей российской правовой

системы. Это объясняется прежде всего тем, что административное

право — это именно та отрасль права, которая регулирует

общественные отношения, возникающие в процессе реализации

исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей

единой государственной власти Российской Федерации в системе ее

разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10

Конституции РФ)-

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли

коренные изменения. Создание российской суверенной

государственности, глубокие политические, экономические, социальные

реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-

правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал

более демократичным.

Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного

права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих

источниках конкретизировало конституционную норму о том, что

«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Во-

вторых, в административном праве последовательно отражено

федеративное начало, оно стало важным средством закрепления и

развития федерального устройства, обеспечения целостности России и

самостоятельности ее субъектов. В-третьих, активно осуществляется

развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация.

В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности

администрации, властеотношений резко возросла роль законов и

соответственно уменьшилась роль подзаконных актов. В-пятых, на

состояние норм административного права, систему регулируемых ими

отношений активно стали влиять Конституционный Суд РФ, Верховный

Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Комментарий к Конституции РФ . / Под ред. В.Д. Карповича. –

М.Юрайт - М, 2002. 959 с.

2. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях

/ Под ред. Б. Н. Габричидзе. – М. : Дашков + К. 2003. 992 с.

3.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М Административное

право РФ. – М.: ТЕИС, 1996. 640 с.

4.Административное право России (конспект лекций) – М.: ПРИОР,

2001. – 128 с.

5.Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: НОРМА, 2000.-

640 с.

6.Козлов Ю. М. Административное право. – М.: Юрист, 1999.- 320

с.


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.