рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная ответственность юридических лиц

индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и

личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом, означает, что лица, совершившие

административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица

подлежат административной ответственности независимо от места нахождения,

организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит

административной ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке,

предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу

постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо,

привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою

невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к

административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний

заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело

об административном правонарушении, может назначить виновному только то

наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их

компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей

ответственность за административное правонарушение. При этом законность

назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых

гарантий:

а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы

которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры

наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из

предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний

только одно основное административное наказание;

г) назначение административного наказания в рамках санкции

определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя.

Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо

(руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное

правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же

административное правонарушение на виновного может быть наложено только

одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за

данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер

административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они

предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются

решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

При назначении административного наказания юридическому лицу

учитываются характер совершенного им административного правонарушения,

имущественное и финансовое положение юридического лица, а также

обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном

правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции

нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих

возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его

размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел

или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к

выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в

рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он

вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого

административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность,

признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных

последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение

причиненного вреда.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное

правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря

на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение

года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже

подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в

условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае,

если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака

административного правонарушения соответствующими нормами об

административной ответственности за совершение административного

правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами:

он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним юридическим лицом нескольких административных

правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в

отдельности. В то же время, если юридическое лицо совершило несколько

административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем

же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только

одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к

основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных

наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из

совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной

ответственности учитываются давностные сроки назначения административного

наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня

совершения проступка, а при длящихся правонарушениях — двух месяцев со дня

его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на

нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите

прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие

случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо

обнаружения административного правонарушения.

КоАП определяет срок погашения административного наказания, т.е.

прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Юридическое

лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в

течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении

административного наказания не совершило нового административного

правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за

пределами истекшего давностного срока для погашения административного

наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим

ответственность обстоятельством.

Правила назначения административных наказаний предусматривают

обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный

ущерб и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен

имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то

судья при решении вопроса о назначении наказания за административное

правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о

возмещении виновным имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке

гражданского судопроизводства.

В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или

должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного

административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского

судопроизводства.

2.3. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Статья 3.2. КоАП устанавливает восемь видом наказаник, применяемых за

совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики

ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье

видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

В отношении юридических лиц административное законодательство

устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного

правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП).

Административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются

только КоАП. Однако законодательство предусматривает, такие виды

административных наказаний, как предупреждение и административный штраф,

могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об

административной ответственности, с соблюдением органичений, установленных

КоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом

особенностей.

Bo-первых, эта система является единственным законодательно

установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить

единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше,

могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в

соответствии с общими положениями и принципами законодательства об

административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и

дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут

устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и

дополнительного наказания; другие административные наказания могут

устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут

только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное

административное правонарушение может быть назначено основное либо основное

и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных

наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания

морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания

(штраф, конфискация).

Рассмотрим подробнее перечисленые выше виды административных

наказаний, применяемых к юридическим лицам.

Предупреждение

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших

незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко

выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено

соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ,

устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него

наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального

характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или

неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к

более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь

наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно

вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в

решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной

ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать

устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и,

естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям

административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными

представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он

выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы

денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

1. с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);

2. с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают

относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении

штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя,

степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и

отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все

виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не

только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны.

Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру

оплаты труда — МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному

законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта

величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом

РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости

предмета административного правонарушения на момент его окончания или

пресечения.

Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости

похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ст. 15.25

КоАП предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на

счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные

работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — штраф в размере

стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности,

явившихся предметами административного правонарушения. В этих случаях

размер штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости

соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов,

подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного

правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме

назначенного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение

фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в

размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

Порядок исчисления административного штрафа, установленный положениями

статьи 3.5 КоАП России, непосредственно связан с разделением правонарушений

на длящиеся и недлящиеся.

При этом под моментом окончания правонарушения следует понимать

фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном деянии

усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения,

а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.

Момент пресечения имеет значение исключительно при выявлении длящихся

правонарушений, и под ним следует понимать момент обнаружения

уполномоченным должностным лицом таких правонарушений.

Новым КоАП установлено, что размер административного штрафа,

налагаемого на юридических лиц не может превышать 1 тыс. МРОТ.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой

МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних

морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об

исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного,

валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей

природной среды, о государственном регулировании производства и оборота

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть

установлен с превышением размеров, названных ранее, но не может превышать

для юридических лиц — 5 тыс. МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного

правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов

по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания

распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения. Данное

наказание является мерой административной ответственности имущественного

характера и может применяться лишь в отношении собственника названных

предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является

административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например,

панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр,

лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у

правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры

административного пресечения, либо административно-процессуального

обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы

в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными

лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо

уничтожаются. Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как

основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Эта мера административного наказания состоит в принудительном

безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную

собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может

быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.

КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются

орудиями, средствами или непосредственными предметами административных

правонарушений.

Так, в соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная

продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской

деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие

является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или

ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства,

средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция

средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой

информации.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не

может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию

как вид административного наказания могут применять только судьи.

От конфискации следует отличать изъятие вещей, явившихся орудиями

совершения или предметами административного правонарушения, и документов,

имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении

(ст. 27.10. КоАП).

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами

административного правонарушения, и документов, имеющих значение

доказательств по делу об административном правонарушении, в отличие от

конфискации как вида административного наказания за совершенное

административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права

на определенное имущество, является мерой пресечения или процессуальной

мерой обеспечения производства по делам об административных

правонарушениях, применяемой в том числе для обеспечения возможной

последующей конфискации названных вещей или документов. Такое изъятие

(арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в

определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и

распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к

государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не

препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти,

реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя

вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные

средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за

совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины,

моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут

считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти

обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе

надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной

санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и

законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем,

в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или

возвращается владельцу либо уничтожается.

заключение

В заключении необходимо сказать, что новый Кодекс РФ об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.