рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административно-правовой статус военнослужащих

исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их

исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут

наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы,

предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго

определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными

законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и

общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения

военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную

службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за

исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не

препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается

оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием

служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а

также получать за это вознаграждение и льготы.

§ 2. Ответственность военнослужащих за правонарушения.

По законодательству СССР ответственность военнослужащих за

правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 77. За нарушение воинской

дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные

сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР»[25]) и дисциплинарным

уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного

Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 79. Военнослужащие и

призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный

ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом

Верховного Совета СССР»[26]), Положением о материальной ответственности

военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра

обороны СССР от 1966 года № 185.

Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 78. Военнослужащие и

призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления

несут уголовную ответственность в соответствии с действующим

законодательством»[27]) и в соответствии с основами уголовного

законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным

Советом СССР 25 декабря 1958 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе

военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и

тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную,

материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или

общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность

по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение,

совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры

скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали

необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных

правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За административные правонарушения (нарушение правил дорожного

движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных

правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним

не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения

права на управление транспортными средствами, исправительных работ и

административного ареста. За остальные административные правонарушения

военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном

общевоинскими уставами.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении

обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной

ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной

ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные

военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной

службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях,

предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую

ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную

ответственность в соответствии с федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надо отметить, что ответственность военнослужащих за преступления в

период СССР была боле жесткой, чем сейчас. Это видно из Указа Президиума

Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года «О внесении изменений и

дополнений в положение о воинских преступлениях». Дезертирство наказывалось

лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а в военное время это же

деяние наказывалось высшей мерой наказания – расстрелом. Самовольная

отлучка из воинской части наказывалась лишением свободы на срок до пяти

лет, а в военное время на срок не ниже пяти лет. Самовольное оставление

поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием

влекли за собой расстрел.

§ 3. Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР.

Надо отметить, что одной из мер привлечения к ответственности

военнослужащих за правонарушения были офицерские суды чести, Положение о

которых было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля

1966 года и объявлено приказом Министра обороны СССР № 180 от 22 июля 1966

года.

Офицерские суды чести являлись выборными органами офицерской

общественности Вооруженных Сил СССР и действовали на основании Положения об

офицерских товарищеских судах чести в Вооруженных Силах СССР. Они были

призваны охранять честь и достоинство офицерского звания, активно

содействовать воспитанию офицеров в духе строгого и точного соблюдения

законов, военной присяги, воинских уставов и приказов, а также

предупреждению проступков и правонарушений со стороны офицеров, созданию

обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным

поступкам.

Руководство офицерским товарищеским судом чести осуществлял командир

(начальник) части, соединения, учреждения, заведения, в которых создан суд.

Офицерские товарищеские суды чести создавались:

а) в полках, на кораблях 1 ранга и в других отельных частях – для

рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров;

б) в дивизиях (отдельных бригадах), военно-морских базах и им

соответствующих – для рассмотрения проступков и правонарушений старших

офицеров всех частей дивизии (отдельной бригады), военно-морской базы и

отдельно для рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров

управления и отдельных подразделений дивизии (отдельной бригады), военно-

морской базы и им соответствующих;

в) в управлениях корпусов, армий, флотилий, округов, фронтов, флотов,

в военно-учебных заведениях, военных учреждениях, а также в главных и

центральных управлениях Министерства обороны Союза ССР – для рассмотрения

проступков и правонарушений младших и отдельно старших офицеров.

Если вследствие малочисленности офицерского состава командир

соединения, соответствующий ему или вышестоящий начальник считал

нецелесообразным создание суда чести в той или иной части, учреждении,

заведении, то по его указанию офицеры этой части принимали участие в

выборах суда чести в одной из расположенных в непосредственной близости

частей или в вышестоящем штабе, учреждении.

Офицерские товарищеские суды чести через год после их избрания, а

также по окончании срока полномочий отчитывались в своей деятельности на

собраниях офицеров.

Офицерские товарищеские суды чести рассматривали следующие дела:

а) о проступках, не достойных звания офицера, роняющих воинскую честь

и не совместимых с принципами коммунистической морали и нравственности;

б) о нарушениях офицерами воинской дисциплины и общественного порядка

(статьи 30-31 Дисциплинарного устава);

в) о совершенных офицерами правонарушениях, которые по закону могут

быть переданы на рассмотрение товарищеского суда;

г) об имущественных претензиях офицеров друг к другу на сумму до 100

рублей при согласии их на рассмотрение дела в товарищеском суде.

Офицерский товарищеский суд чести, установив виновность привлеченного

к суду, выносил решение о применении одной из следующих мер общественного

воздействия:

а) объявить товарищеское предупреждение;

б) объявить общественное порицание;

в) объявить общественный выговор;

г) возбудить ходатайство о снижении в должности;

д) возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;

е) возбудить ходатайство об отчислении учащегося офицера из высшего

учебного заведения;

ж) при совершении офицером проступка или правонарушения, не

совместимого с пребыванием его в Вооруженных Силах, суд был вправе

возбудить ходатайство об увольнении этого офицера из кадров Вооруженных

Сил.

Независимо от применения одной из указанных мер общественного

воздействия, суд чести мог возложить на виновного обязанность в

определенный срок возместить причиненный им ущерб в пределах, не

превышающих 100 рублей. При этом возмещение ущерба, причиненного

государству при исполнении офицером служебных обязанностей, производится по

правилам, установленным Положением о материальной ответственности

военнослужащих.

Суд чести мог в отдельных случаях ограничится рассмотрением проступка

и не применять указанных мер общественного воздействия, если виновный,

чистосердечно раскаявшись, принес извинения коллективу или потерпевшему и

добровольно возместил причиненный ущерб.

Если при рассмотрении дела выявлялись обстоятельства,

свидетельствующие о необходимости привлечения офицера к уголовной

ответственности, суд чести, не вынося решения по существу дела, возбуждал

перед командиром ходатайство о направлении материалов военному прокурору.

Решения офицерского товарищеского суда чести о применении мер

общественного воздействия, указанные выше, действовали в течение года. Если

в течение этого срока офицер не подвергался дисциплинарным взысканиям или

мерам общественного воздействия за другие проступки или правонарушения, то

примененная к нему товарищеским судом мера считалась погашенной.

При примерном поведении и добросовестном отношении к службе офицера,

привлекавшегося к суду чести, офицерский товарищеский суд чести имел право

на своем заседании снять примененную меру общественного воздействия до

истечения годичного срока, но не ранее чем через шесть месяцев.

III ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. Права военнослужащих.

Как уже было отмечено права и обязанности военнослужащих делятся на

общие, должностные и специальные.

Общие права военнослужащих носят преимущественно личный характер. Они

конкретизируют многие из основных прав советских граждан, а также

закрепляют ряд преимуществ, вытекающих из особого характера военной службы.

Общими для всех военнослужащих правами являются право на материальное

обеспечение (содержание), которое слагается из отдельных правомочий

военнослужащих на различные виды натурального (вещевого,

продовольственного, квартирного) и денежного довольствия, а также на

медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание; право на льготы;

право на поощрение; право на образование и отдых; право на подачу

предложений, заявлений и жалоб; право на государственное обеспечение при

увольнении в запас или отставку.

Общими правами пользуются все военнослужащие. Однако реализуются они с

учетом воинского звания и служебного положения определяются, например,

форма одежды и правила ее ношения, нормы натурального и денежного

довольствия, система мер поощрения и условия их применения, виды и

конкретное содержание льгот, порядок реализации права на образование и

отдых, условия назначения и размеры пенсий и пособий и т.п.

Должностные права и обязанности военнослужащих определяются

должностью, то есть зависят от того служебного места, которое занимает

военнослужащий в организационной структуре воинской части (корабля,

учреждения, заведения). Применительно к каждой должности государство

устанавливает определенный комплекс обязанностей и соответствующих им прав,

закрепляемый в воинских уставах, наставлениях, положениях, инструкциях и

руководствах. Чем выше занимаемая должность, тем более широкими

полномочиями наделяется занимающий ее военнослужащий.

Должностные права имеют исключительно целевое назначение.

Законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не

может отказываться от использования предоставленных ему прав по должности;

во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы;

использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Специальные обязанности и права военнослужащих, как правило, носят

временный характер. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего

задания, выполнение которого выходит за пределы его постоянных обязанностей

и прав, например, при направлении в командировку.

В соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» и

другими нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащие

имеют право на материальное обеспечение, которое включает: денежное

довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, обеспечение жилыми

помещениями, медицинское и торгово-бытовое обслуживание, страхование и

выплату пособия. В связи с условиями военной службы военнослужащим

предоставляются льготы и компенсации

По закону «О статусе военнослужащих» в зависимости от различных

условий устанавливаются различные формы обеспечения военнослужащих жилыми

помещениями.

Так военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме

офицеров), размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

За указанными военнослужащими, а также курсантами сохраняются жилые

помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они

не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных

условий.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями,

заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным

органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена

военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок

предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их

семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых

помещений регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе,

по адресам воинских частей. До получения жилых помещений им предоставляются

служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или

общежития.

Денежное довольствие военнослужащих определяется статьями 12 и 13

Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также целым рядом других

нормативных правовых актов.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада месячного

денежного содержания (оклад денежного содержания), а также месячных и иных

дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

В свою очередь оклад денежного содержания состоит из месячного оклада

в соответствии с занимаемой воинской должности (оклад по воинской

должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием

(оклад по воинскому званию).

Выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания

производится военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и

курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования

до заключения с ними контракта при убытии в основной отпуск, а также в

отпуск по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии.

4 марта 2002 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 249

«О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия

военнослужащих». В нем сказано: «В целях совершенствования системы

денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к

формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания

(вознаграждения) федеральных государственных служащих постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

до 1 мая 2002 года представить в установленном порядке предложения:

об установлении соответствия основных типовых воинских должностей и

воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по

контракту, государственным должностям федеральной государственной

службы и квалификационным разрядам федеральных государственных

служащих федеральных органов исполнительной власти в целях определения

размеров окладов денежного содержания указанной категории

военнослужащих;

о сроках и размерах повышения окладов по воинским должностям

военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

о соответствии уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих

военную службу по контракту, уровню денежного содержания

(вознаграждения) федеральных государственных служащих по

соответствующим должностям с учетом положения Федерального закона «О

воинской обязанности и военной службе», определяющего военную службу

как особый вид федеральной государственной службы.

2. Установить, что при введении системы формирования окладов денежного

содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,

применительно к должностным окладам и надбавкам к ним за

квалификационный разряд федеральных государственных служащих

повышение в последующем денежного довольствия и денежного

содержания (вознаграждения) указанных категорий государственных

служащих осуществляется одновременно при соблюдении условий

равенства размеров их увеличения по соответствующим

должностям»[28].

В статье 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

закрепляется право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,

на различного рода дополнительные выплаты. К ним, в частности, относятся:

единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного)

года за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премия за

образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность,

напряженность и специальный режим военной службы; ежемесячная доплата к

денежному довольствию по дополнительно исполняемой воинской должности;

процентная надбавка за выслугу лет.

Кроме того, закрепляется право на такие гарантийные и компенсационные

выплаты, как: компенсация расходов при переезде на новое место службы и при

направлении в командировку, получение беспроцентной ссуды на обзаведение

имуществом первой необходимости. Также, как и в отношении денежного

довольствия, вопросы, связанные с конкретными размерами выплат (в пределах

предусмотренных Федеральным законом), решаются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации. Наряду с выплатами, названными выше,

Федеральный закон предусматривает возможность на условиях, им определяемых,

устанавливать дифференцированно надбавки и другие дополнительные выплаты в

зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава,

сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон в статье 13

(пункт 11) говорит о том, что кроме предусмотренных данной статьей

дополнительных выплат сохраняются и другие выплаты, ранее установленные

нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве примера

можно привести надбавки за ученое звание и ученую степень лицам офицерского

состава, имеющим право на их получение в соответствии с действующими

нормативными актами, установленные Постановлением Совета Министров –

Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года № 65 «Об

упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и

начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной

защиты»[29].

В соответствии с действующим законодательством продовольственное

обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих норм:

организация питания по месту военной службы – для военнослужащих,

проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих,

проходящих военную службу по контракту;

выдача продовольственного пайка;

выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного

пойка (питания) в размере его стоимости – по просьбе военнослужащих,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.