рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административное пресечение как мера административно-правового принуждения

основном это были участковые инспектора. Примечательно, что в 13

случаях нападению подвергались одетые в форменную одежду работники

милиции, которых преступники знали в лицо.

- предупреждение о намерении использовать оружие. Из 303 случаев

применения оружия по основаниям, перечисленным в части 1 Закона «О

милиции», сотрудники милиции Томской области в качестве

предупреждения использовали только голос – 43 раза (14,2%), только

выстрел – 34 (11%), причем в 191 случае предупреждение о намерении

применить оружие выполнялось и голосом, и выстрелом (63%). Следует

сказать, что в 131 случае, когда в качестве предупреждения

использовалось оружие, предупредительный выстрел делался

неоднократно (48,9% от всех случаев, когда выполнялось

предупреждение и 58,2% - когда оно делалось с помощью

огнестрельного оружия). Лишь 19 раз с помощью предупредительного

выстрела прекращалось то или иное опасное действие, названное

частью 1 статьи 15 Закона «О милиции»[95].

- причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие,

по возможности наименьшего вреда. Причинение телесных повреждений,

а тем более смерти, не является целью пресечения. Поэтому, когда

работник милиции, военнослужащий, вынужден стрелять по человеку,

он по возможности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан

стремиться сохранить жизнь тому, в адрес кого направлена данная

мера пресечения.

- обеспечение раненым доврачебной помощи, вызов «скорой помощи»,

уведомление в возможно короткий срок родственников.

Применение огнестрельного оружия – самая серьезная мера пресечения,

которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть.

Поэтому в этом случае установлены дополнительные гарантии законности. Так,

сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в

течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику

органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного

оружия.

Правомерность применения оружия устанавливается в результате

служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается

обычно тогда, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред,

либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо

по факту случившегося возбуждено уголовное дело.

О всех случаях смерти или ранения вследствие применения

огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами

административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной

свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения

правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Известны два

вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК

РСФСР[96]. Первому подвергаются лица, совершившие административные

проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем

такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное

задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного

права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном

нормами УПК РСФСР. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о

задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того,

ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение.

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство

граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании

граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы:

интерес ограждения личности от административного произвола, с одной

стороны, и интерес охранения … порядка и безопасности, с другой»[97]. Это

обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и

порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал

все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и

должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и

основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.

Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет

уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить

соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о

применении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью[98]. Как правило, административное

задержание не применяется к военнослужащим[99]. Однако при совершении

военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по

близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны

сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру

или военному коменданту.

Статьей 19 Закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»[100] установлено, что депутат не может быть задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального

Собрания, кроме случаев задержания их на месте преступления.

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации»[101] говорится, что

судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно

принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в

порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и

следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при

совершении преступления[102].

Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и

возможности его пресечения другими способами (выполнение правонарушителем

требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение

противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и

т.д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения

установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить

протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для наложения взыскания в виде

предупреждения или штрафа на месте совершения административного

правонарушения.

Законодательством предусмотрено две основные разновидности

административного задержания: превентивное и процессуальное.

Превентивное преследует цель предотвращения новых противоправных

деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком,

так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц.

Регулируется такое задержание разными правовыми актами. Примерами

превентивного задержания являются:

- помещение в медицинский вытрезвитель;

- неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в

принудительном лечении[103];

- помещение в центр временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН)

лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения

закрытого типа, а также самовольно ушедших из таких учреждений,

ожидающих решения вопроса направления в эти учреждения.

Несовершеннолетние, ожидающие решения вопроса о направлении в

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут находиться

в УВИН ОВД до 30 суток. В исключительных случаях постановлением

судьи этот срок может быть продлен до 45 суток. Федеральным

Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года[104]

предусмотрены и иные случаи задержания – помещения в УВИН ОВД

несовершеннолетних;

- задержание лиц, совершивших противоправные действия на судах,

находящихся в плавании. Так, в статье 67 Кодекса торгового

мореплавания Российской Федерации сказано: «Капитан судна вправе

изолировать лицо, действия которого не содержат признаков

преступления…, но создают угрозу безопасности судна или

находящихся на нем людей и имущества»[105];

- задержание нарушителей гражданского часа.

Хотя соответствующие меры называются по-разному (помещение в

вытрезвитель, в УВИН; неотложная госпитализация, изоляция лица) фактически

это профилактическое задержание, временное лишение личной свободы путем

водворения лица, как правило, в специальное помещение. Если основания

помещения в медвытрезвитель регулируются законом, то порядок и сроки

задержания – приказом МВД.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в

состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские

вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение,

при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом

преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может

совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает

при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются,

как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении – в лечебные

учреждения. Помещение их в медвытрезвители допускается в лишь

исключительных случаях, когда невозможно установить их личность, место

жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих

за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно

осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении

лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости – и о санитарной

обработке.

Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не

должен превышать 24 часа. За содержание в медвытрезвителе взыскивается

плата. Ее размер устанавливается главами администраций, Правительствами

субъектов Федерации. Как правило, она не превышает минимального размера

оплаты труда за месяц. Процессуальное задержание преследует двойную цель:

предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от

ответственности. Оно применяется в связи с административными

правонарушениями и регулируется КоАП РСФСР.

Процессуальное административное задержание может быть произведено,

если помимо общей предпосылки – совершение административного

правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте, например, личность виновного не установлена,

нужно провести медицинское обследование, отказ уплатить штраф на месте

или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если

отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о

нарушителе.

В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть

осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.

По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на

общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может

проводиться только в случае совершения лицом определенного, прямо

указанного в законе проступка.

Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать под стражей не

более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе

задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники[106].

Таким образом, превентивное и процессуальное административное

задержание различаются по:

1) нормативному основанию;

2) целям;

3) фактическим основаниям применения;

4) правовым последствиям;

5) кругу задерживаемых лиц.

Также хотелось бы отметить, что на все случаи административного

задержания распространяется действие часть 2 статьи 22 Конституции

Российской Федерации: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто

задержанию на срок более 48 часов».

На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации и в

соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991

года[107] должностные лица государственных органов, ответственных за

осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час,

задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного

положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в

органах охраны правопорядка, но не более, чем на двое суток.

Фактическое задержание лица может сопровождаться доставлением. Так,

милиции предоставляется право: задерживать и доставлять в специальные

учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном

порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

задерживать и предоставлять в приемники-распределители несовершеннолетних и

других лиц в случаях и порядке, предусмотренном законом и т.д. Здесь

доставление выступает в качестве превентивно-пресекательной меры, но оно,

также как и задержание, может быть мерой административно-процессуального

обеспечения. В целях составления протокола об административном

правонарушении при невозможности составить его на месте (если составление

протокола является обязательным) нарушитель может быть доставлен в

милицию. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Принудительное лечение. Каждый гражданин имеет право на медицинскую

помощь. Но при определенных, представляющих угрозу для окружающих

заболеваниях человек не только имеет право, но и обязан лечиться.

Принудительное лечение является мерой административно-правового

принуждения, ибо государственные, муниципальные организации вынуждены

прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на

него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований

компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения является то, что

она применяется в интересах общества и самого больного, является средством

защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья

нарушителя.

Сейчас в России существует принудительное лечение лиц, страдающих

психическими заболеваниями[108], и некоторых заразных больных. В 2000 году

«под наблюдением психиатров находилось примерно 5 миллионов россиян. В

лечении нуждаются 15 миллионов наших сограждан. Работой с душевнобольными в

России занимаются 500 медицинских учреждений, не считая клиентов в обычных

поликлиниках»[109].

Недобровольное лечение лиц, страдающих психическими расстройствами,

предусмотрено Законом Российской Федерации от 2 июня 1992 года «О

психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[110]. Без

согласия такого больного и его законного представителя лечение может

производиться только по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом

Российской Федерации, а также при недобровольной госпитализации – в

порядке, установленном Законом от 2 июля 1992 года.

Психиатрическое освидетельствование производится для определения:

страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в

психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

Оно может быть произведено без согласия лица или без согласия его законного

представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает

действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого

психиатрического расстройства, которое обуславливает:

1) его непосредственную опасность для себя или окружающих:

2) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять

основные технические потребности;

3) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического

состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

4) психиатрическое освидетельствование лица может быть произведено без его

согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый

находится под диспансерным наблюдением в связи с хроническим или затяжным

психическими расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися

болезненными проявлениями.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4, решение о недобровольном

освидетельствовании принимает врач-психиатр с санкции судьи.

Меры физического воздействия и изоляции при недобровольной

госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре применяются только

в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-

психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия

госпитализированного, представляющие непосредственную опасность для него

или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского

персонала. О формах и времени применения мер физического стеснения или

изоляции делается запись в медицинской документации.

Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским

работникам при осуществлении недобровольной госпитализации, а также в

случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью

окружающих со стороны госпитализируемого, розыска и задержания лица,

подлежащего госпитализации.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит

обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-

психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об

обоснованности госпитализации. Если она признается необоснованной и

госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом

стационаре, он подлежит немедленной выписке. Если госпитализация признается

обоснованной, то заключение комиссии в течение 24 часов направляется в суд

по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о

дальнейшем пребывании лица в нем.

Пациенту, помещенному в психиатрический стационар добровольно, может

быть отказано в выписке, если комиссией врачей-психиатров будут установлены

основания госпитализации в недобровольном порядке.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в

недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического

учреждения. В заявлении должны быть указанны предусмотренные законом

основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном

порядке. К нему прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-

психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом

стационаре.

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с момента его

принятия. При этом гражданину должно быть предоставлено право лично

участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации в

помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в

психиатрическом учреждении.

Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя

психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и

представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации,

обязательно.

Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием

для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом

стационаре. Оно в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано

госпитализированным, его представителем, руководителем психиатрического

учреждения в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом

РСФСР.

Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке

продолжается в течение времени сохранения оснований, по которым была

проведена госпитализация. В течение первых шести месяцев не реже одного

раза в месяц лицо подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров

психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации.

В последующем освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не

реже одного раза в шесть месяцев.

По истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический

стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о

необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией

психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического

учреждения. Судья постановлением может продлить госпитализацию. В

дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в

психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей

ежегодно.

Все пациенты стационара являются обладателями специального

административно-правового статуса. В частности, они вправе:

- обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему

отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из

психиатрического стационара и соблюдением прав, предоставленных

законом;

- встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

- подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной

и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.