рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Классификация литературных образов

Каждый из этих персонажей имеет свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода.

Сводная таблица имен и функции лихорадки

Имёна. Функции Имёна. Функции

Имёна.

Функции

Имёна Функции
Первая

Огния

"коего человека поймаю, тот разговориться"

Женнохолла (Трясовица)

"Трясу всякого человека"

Кашея Вящепца
Вторая

Ледиха

"человек не может в печи согреться"

Перемежающая,

дневная

"мучаю ежедневно"

Овена Бясица
Третья Желтая

Безумная

"С ума сбредит, мозги ворочаю"

Каса Преображница
Четвертая

Глохня

"тот человек может быть глух быти"

Переходная

"перехожу у человека с место на место"

Орыста Убийца
Пятая -------------

Скорбная

"человеку разные немощи делаю; подобна порчи"

Оледья Елина
Шестая

Юдея

"человек не может насытиться"

Расслабея

"расслабляю человека"

Ломея Подобляющая
Седьмая

Корчея

"тот человек корчиться, не пьет, не ест"

Пухлая

"ноги и все тело отекает и опухает"

Кашлея Имарто
Восьмая

Грудея

"лежу на грудях и выхожу храпом внутрь"

Тайная

"разные скорби творю; никто не может меня познати"

Горлея Урия
Девятая

Проклятая

"лежу на сердца; человек лежит трудно"

Белая

"Жар и огонь велик в человеке навожу"

Пухлея Изъедущая
Десятая

Ломеня

"ломаю кости и спину"

Противна

"ничего ненавижу, человеку во всем надоедаю"

Вертея Негризущая
Одиннадцатая Глядея "человек старого поймаю, тот не может жив бытии". Причудница " в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, через долгое время опять отрыгаюсь". Желтица Голяда
Двенадцатая

Огнеястра

"человека старого поймаю, тот не может жив быти"

Смертная

"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает"

Горница Налукия

Причудница

"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь"

Желтица Голяда

Заговор от лихорадки. [38]

Заговор от всякой лихорадки. [39]

Заговор от лихорадки. [40]

Заговор от Трясовицы. [41]

Проводя сопоставительный анализ, замечаешь, что имена лихорадок разные. Название каждой из них определяет функцию её деятельности. Заметим, что последняя (двенадцатая) лихорадка чаще всего связана со смертью человека.

В заговорах от зубной боли, как разновидности лечебных заговоров, тоже просят помощи от сил природы, кроме этого встречаются герои из библейских сюжетов. Например, в заговоре просят помощь у крапивы: "Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имя), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи, а ежели на выведешь, то я тебя высушу; а если выведешь, то я тебя в третий день отпущу". [42] Например, "как камень сей крепок, так заканемей зубы мои крепче камня". [43]

В подобных заговорах можно встретить призывы о помощи к другим силам природы (животным, планетам, природным явлениям и т.д.). Например, "Заря зарница, красная девица, полунощница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты зарница мои зубы скорбны, своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг – Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть, мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! ". [44] Или же "Месяц, ты месяц, серебряны рожки, златы твои ножки. Сойди ты месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твои сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три, все твои, возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь". [45]

Среди данных заговоров наблюдается совмещение художественных образов: евангелистские герои, образы языческой (славянской) мифологии и призвание к природе.

Например: "Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не ломать ли у него кости? … Чудо водяной, возьми зуб ломовой у раба (такого то). Болят зубы у

кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы… ". [46]

Также существуют заговоры, где встречается уже упоминаемый остров Буян, но есть один вариант заговора, где этот образ предстает в совершенно ином виде. Заговор: "Яост есть остров, яост полон людей, вень при своей простоте, и хвалится Архан на Русь побывать и Русь … и молюся я…". [47]

Конечно, заговорных текстов существует великое множество, но исследуем только некоторые из них. Самобытные образы предстают в заговоре от недугов красной девицы в болезни полюбовного молодца. Традиционно в этом заговоре рассказывается о красной девице, которая совершает разнообразные действия в защиту молодца, но ко всему этому добавляются предметы помощники.

Вот данный заговор: "Ложилась спать я, раба Божия (имя), в темную вечернюю зарю, темным – темно; вставала я (такая – то) в красную утреннюю зарю, светлым – светло; умывалась свежей водой; утиралась белым платком. Пошла из дверей до двери, из ворот в ворота, и шла путем дорогой, сухим сухопутным к Океан – морю, на свят остров; от Океан – моря узрела и усмотрела, глядючи на восток красного солнышка в чисто поле; а во чистом поле узрела и усмотрела: стоит семибашенный дом, а в том семибашенном доме сиди красная девица, а сидит она на золотом стуле, сидит уговаривает недуги, на коленях держит серебряное блюдечко, а на блюдечки лежат булатные ножички".

Наши предки много путешествовали по бескрайним дорогам России. Поэтому существует большое количество заговоров на удачную и благополучную дорогу. Проанализируем один из вариантов подобных заговоров. Главным действующим лицом является чудодейственная трава – одолень-трава, способная защитить путников от действия злых, потусторонних сил и людей. Например: "Одолень – трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы самокрутки. Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень – трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Иду я с тобой, одолень-трава, к Окиан-морю, к реке Иордану, а в Окиан-море, в реке Иордане лежит бел-горюч камень Алатырь. Как он крепко лежит предо мной, так бы у злыхлюдей язык не поворотился, рику не подымались, алежать бы им крепко, как лежит бел-горюч камень Алатырь. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке". [48]

С древнейших времен наша страна защищала свои рубежи, поэтому со времен Рюрика шли бесконечные воины. Поэтому бытуют множество воинских заговорных текстов, призывающих защитить какого-либо человека или целую страну от нападения врага. В подобных заговорах встречаются различные образы, но самые занимательные – это упоминание об огненном змее, княжеской лебеди, ведьме Киевской, о старшем вороне.

Вот образец этого заговора: "Под морем под Хвалынским стоит медный дом, а в том медном доме закован змей огненный, а под змеем огненном лежим семипудовый ключ от кнажества терема Валодимирова, а во княжем тереме Валодимира вам сокрыта сбруя богатырская, богатырей Новогородских, соратников молодеческих. По Волге широкой, по крутым берегам, плывет лебедь, княжая со двора княжева. Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю. . Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому, заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимера. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей ногам дотащить ключ семипудовый, что ключ от княжева терема Володимерова. Не моим крыльям долетать до моря Хвалынского, не моей мочи расклевывать змея огненного, не моим ногам дотащить ключ семипудовой. Есть на море на Океане, на острове Буяне ворон, всем воронам старший брат; он долетит до моря до Хвалынского, заклюёт змея огненного, прятающий ключ семипудовый; а посажен злой ведьмой Киевской. Во лесу стоячем, во сыром бору стоит избушка, ни шитая, крытая, а в избушке живет злая ведьма Киевская…Чур слову конец, моему делу венец! "". [49]

Также существует заговор ратного человека, идущего на войну, где главным действующим лицом является былинки разных цветов. Пример такого заговора: "Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима – невидима. Срываю три былинки: белая, черная, красная. Красную былинку метать буду за Океан – море, на остров Буян, под меч-кладенец; черную былину покачу под черного ворона, того ворона, чтосвил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с каленой стрелой, с дедовской, с татарской. Красная былинка притащит мне меч - кладенец, черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каменной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обратаю коня ярого, с тем колчаном со каленой стрелой разобью врага супостата… ". [50]

Можно еще вспомнить любовно – брачные заговоры, которые поражают разнообразием персонажей. Это и тридцать три тоски на доске, которые лежат в бане; и семьдесят птиц, сидящих на дереве; и Сатана Сатанович; образ дороги с выбором пути; и тоскующее дерево, и семьдесят ветров – вихров; и образ печки под восточной стороной. В данном исследовании приведём только один, но очень интересный пример заговорного текста:

" На море на Окияне, на острове на Буяне, лежит доска, на той доске лежит тоска. Бьется тоска, убивается тоска, с доски в воду, из воды в полымя, из полымя выбегал сатанина, кричит: павушка романея, беги поскорее, дуй рабе такой-то в губы и в зубы, в её кости и пакости, в её тело белое, в её сердце ретивое, в её печень черную, чтобы раба такая-то тосковала всякой час, всякую минуту, по полудням, по полуночам, ела бы не заела, пила бы не запила, спала не заспала, а все тосковала, чтоб я ей был лучше чужого молодца, лучше родного отца, лучше родной матери, лучше роду-племени. Замыкаю свой заговор семьюдятью семью замками, семьюдесятью цепями, бросаю ключи в Окиан-море, под бел-горюч камень Алатырь. Кто мудренее меня взыщется, кто перетаскает из моря весь песок, тот отгонит тоску". [51]

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.