рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

По данным Бальсевича В.К., Лубышевой М.П. (1994, 1995) основным компонентов ЗОЖ является личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человекам одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего духовного и физического состояния (Лубышева М.П., 1992).

По мимо этих основных компонентов в системе формирования ЗОЖ многими учеными выделяется еще и образовательный компонент как учащихся, так и учителей и родителей (Лукьяненко В.П., 2000, Трещева О.Л., 2001, Абаскалова Н.П., 2000, Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. 2001), котором  можно выделить следующие основные знания:

§  о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

§  о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

§  о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;

§  о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

§  об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

-   активная пропаганде  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Именно этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития  и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

Таковы основные слагаемые ЗОЖ. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому  оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека.  Следование нормам и принципам ЗОЖ  -  долг  каждого разумного человека Сознательное отношение  к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

1.3.1. Плодотворный труд

 Плодотворный труд – развитие и формирование основных умений и навыков трудовой деятельности и реализация их в процессе жизни является главным составляющим здоровья человека (Марков В.В., 2001).

Стремительный прогресс производственных технологий,  сниже­ние доли физического труда в быту, значительное интеллектуаль­ное,  эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния и функций организма человека, обнаружили со всей остротой де­фицит физической культуры большинства населения (.Бальсевич В.К,  1988).

В последние годы в организации жизни детей в общеобразовательных учреждениях наблюдается тенденция к значительному увеличению учебно-воспитательной работы. Умственный труд вытесняет постепенно физический. Большой объем сенсорной и интеллектуальной информации не всегда, получается, пройти во время школьных занятий. Зачастую дети приходя из школы не идут гулять, отдыхать и заниматься спортом, а выполняют домашние задания, которые с каждым годом обучения в школе увеличиваются. Следовательно, наблюдается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую школьник получает в результате большого потока сенсорной информации, и недостаточной двигательной активностью. (Солодков А.С., Есина Е.М., 1999).

Современный труд не преследует цели физического развития человека и тем более не гарантирует ему необходимую физическую нагрузку. Эту задачу выполняет Физическая культура с её разно­образнейшим арсеналом средств и методов физического воздейст­вия на человека. Выбор их диктуется не только физической струк­турой его профессиональной деятельности, но и, прежде всего, тем количеством энергии,  которое он тратит в течение суток (Гриненко, М.Ф. 1978).

1.3.2.  Искоренение вредных привычек

Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одно из основных условий формирования ЗОЖ подрастающего поколения. По данным Холодова Ж.К. (1990) курение ограничивает доступ крови к основным системам жизнеобеспечения организма.  К токсичным ядам, которые выделяются сигаретой, относятся: полоний-210, бензоперин, 40 опасных канцерогенов и алкалоиды, среди которых главный яд – никотин. При этом все эти канцерогены табака развивают различные заболевания дыхательной системы, наиболее страшным из которых является рак легких (Лукьяненко В.П., 2001).  Они стимулируют развитие атеросклероза, стенокардии, ишемической болезни, развивают гипертонию, способствуют развитию тромбов сосудов. Вызывают заболевания пищеварительной системы, разрушительно действуют на печень, вызывая интоксикацию всего организма. При этом отрицательное влияние табакокурения отражается и на психических процессах памяти, внимания, мышления ( Дубровский В.И.,1999).

Другим пороком, препятствующим формированию здорового стиля жизни, является алкоголизм, оказывающее разностороннее отрицательное воздействие на организм человека. В  первую очередь страдает центральная нервная система,  нарушается деятельность коры больших полушарий, а затем спинного и глубоких отделов  головного мозга. Употребление алкоголя извра­щает различные виды обмена: белкового,  углеводного, жирового (Марков В.В., 2001).

Постоянная алкоголизация организма усиливает патологические процессы,  происходящие в сердечно-сосудистой системе,  и играет определенную роль в возникновении таких болезней, как гипертония и ишемическая болезнь сердца. Поражаются также желудочно-кишеч­ный тракт,  органы дыхания и печень. В результате продолжитель­ность жизни   алкоголиков на 15 – 30 лет меньше средней продолжительности, не употребляющих спиртного (Ж.К. Холодов,  1990).

Употребление алкоголя взрослыми обуславливает напряженную психологическую обстановку в семье,  отрицательно влияет на эмоциональную сферу детей, ведет к их безнадзорности. (Марьясис З.Д., Ахвердов А.Г.,   1987).

Необходимо также знать, что алкоголь способствует всевозможным аллергическим явлениям. Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к самым различным веществам окружающего человека мира.  Спиртное усиливает, как бы подстёгивает течение аллергических заболеваний, нарушая нормальную проницаемость биологических мембран в организме человека, которые становятся легко проходимыми для вредных веществ (Лукьяненко В.П., 2001).

Алкоголь не только отрицательно влияет на здоровья самого пьющего,  но и сказывается на его потомстве. В этом, пожалуй, заключён самый страшный грех, самая главная беда, которую приносит алкоголь, влияя на генетический код здоровья людей, на наследственность, приводя к дебилизму и смертности новорождённых. Он как ничто другое, обладает способностью превращать индивидуума в существо более низкого порядка (в животное состояние). В результате  очень часто он становится крайне опасным для общества, а пьянство алкоголизм превратились в крупномасштабное социальное зло (Виноградов П.А., 1990).

Наркомания  -  это самый опасный недуг человечества. Наркотики парализуют и убивают психику человека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Человек становится рабом наркотиков  и способен сделать все, чтобы получить нужную ему дозу. В первую очередь подвергается сильному воздействию центральная нервная система и психика человека, а затем и все остальные жизненно важные органы. Постепенно человек деградирует как личность (Ж.К. Холодов,  1990).  Установлено, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет около 25 лет (Лукьяненко В.П., 2001). Особенно важно подчеркнуть, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже высоко профессиональному специализированному лечению.

Причины наркомании по Е.Д. Марьясису и  А.Г. Ахвердовой (1987):

-   гедонизм, то есть гипертрофированное желание получить удовольствие.

-   невежество родителей и их детей.

-   неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный  досуг молодых  людей.

-   отсутствие доверия,  эмоциональных связей между детьми и их  родителями. 

На современном этапе развития нашего общество еще одним вредным пороком стало переедание, последствием чего является ожирение. Ожирением считается превышение  нормального веса, вызванное чрезмерным отложением жира (Лукьяненко В.П., 2001).

 Проблема ожирения в результате своей исключительно широкой распространённости в наши дни становится актуальной как никогда, так как лишний вес приводик к многим  хроническим заболеваниям жёлчного пузыря, диабетам, гипертонии, ранним атеросклерозам, стенокардии, инфарктам миокарда.. При этом ожирение  всё чаще становится причиной  пониженной  работоспособности и инвалидности, источником многих жизненных затруднений, в том числе морально-этического и экономического характера (Макаров В.В., 2001). Ожирение может возникнуть по разным причинам, но главными из них – это избыточное питания  и  недостаточная двигательная активность. Гормональные нарушения сравнительно редко бывают основной причиной ожирения. При этом за последние 10 лет число школьников с ожирением выросло в 3,4 раза, соответственно увеличилось число детей со сниженным иммунитетом и  нарушениями осанки  (Бадалов О.Ю., Козловский  И.З., Бахтинов О.П., 2002).

  Вопросы влияния вредных привычек на состояние здоровья детей особенно важны сегодня, ведь именно социальные аспекты неблагополучия в подростковой среде вызывают особую тревогу. По данным Жулиной Г.В. (2002) возраст приобщение подростков к курению у мальчиков составляет 10 – 11 лет, у девочек 13 – 14. В старших классах курит примерно 37 % юношей и 10 % девушек.

 На сегодняшний день средства массовой информации, рекламные плакаты, личный пример взрослого населения и недостаток знаний о влиянии вредных привычек на организм, особенно ребенка, значительно укорачивают жизнь подрастающего поколения, ведут к деградации нации и ее медленному умиранию. По мнению врачей и ученых из всех причин преждевременной смерти, включая болезни, наследственность, экологию, природные катаклизмы и несчастные случаи, вредные привычки занимают ведущее место, и именно этот фактор является наиболее управляемым со стороны самого человека (Лукьяненко В.П.2000).

1.3.3. Рациональное питание

Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни.  Оно обеспечивает правильный рост и формирование орга­низма,  способствует сохранению здоровья, высокой работоспособ­ности и продлению жизни (А.П. Лаптев, С.А. Полиевский, 1990).

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков Н.И., 2002).

Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2 % от общей массы тела и потребляет примерно 20  % всей энергии, расходуемой организмом в покое (Нестерин М.Ф., Конышев В.П., 1980). При  этом пополнение  запаса питательными веществами мозга происходит за счет расщепления глюкозы на АТФ и криотинфосфаты.  Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определенного уровня ведет к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций (Колчинская А.З., 1985, Мак-Ильвейн Г., 1962). Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе.. Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует перейти к "дробному" приему углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приемы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т.п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников (Волков Н.И., 2002).

Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях (Конышев В.А., 1985).

Помимо простых сахаров, к которым относится глюкоза, с пищей в организм поступают также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка и т.п. Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение одного дня, составляет от 300 до 400 г, или в среднем около 10 г углеводов на 1 кг веса тела. Относительная доля углеводов в общих энергозатратах организма, обеспечиваемых за счет продуктов питания, достигает у школьников 60-65% (Волков Н.И., 2002).

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.  Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов А, D, E, K (Дубровский В.И., 1999).

Другой важный компонент пищи - белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12% от общего количества энергии, получаемой из пищи.  Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки - это основной строительных материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания структурной целостности важнейших органов и тканей. Белки - это полимерные соединения, состоящие из различных аминокислот. В состав белков человеческого организма входят 24 аминокислоты, которые подразделяются на две группы - заменимые и незаменимые. При правильном питании школьники должны получать весь набор незаменимых аминокислот, так как их недостаток в пище ведет к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний (Марков В.В., 2001). Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как их аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям. Средняя дневная потребность в белках составляет у школьников около 1,1 г белка на 1 кг веса тела (Волков Н.И., 2002). Следует отметить, что из-за различий в метаболической активности и функциях отдельных аминокислот обеспечить их оптимальные соотношения в пище довольно трудно. К тому же само по себе содержание какой-либо аминокислоты в пищевых продуктах еще не означает, что после пищеварения, всасывания и усвоения аминокислот в тканях достигаемой концентрации данной аминокислоты будет достаточно для удовлетворения метаболических потребностей организма. Из-за этого в питании лиц, испытывающих интенсивные физические и умственные нагрузки, широко применяются различные белковые препараты и аминокислотные смеси, в которых соблюдены оптимальные соотношения всех необходимых аминокислот (Виноградов П.А., 1990).

Наряду с основными компонентами пищи - углеводами, жирами и белками - в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определенных количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же нежелательно, как и их недостаток в пище (Волков Н.И., 2002).

Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время в связи с развитием промышленных технологий приготовления пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей (Марков В.В., 2002). По поводу этих сомнений следует отметить, что использование пищевых добавок строго регламентируется, и прежде чем получить разрешение на использование какой-либо пищевой добавки, каждая из них проходит тщательную проверку в компетентных медицинских и правительственных органах, таких, как Всемирная организация здравоохранения, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Европейского Союза и пр. Проведенные к настоящему времени исследования  показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые добавки крайне редки (не более одного случая на тысячу), и, как правило, они не превышают числа случаев болезненных реакций на обычные продукты питания (Волков Н.И., 2002). Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека. Надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это, прежде всего, путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний.

1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования  ЗОЖ

Закаливание организма  -  это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды.  В его основе лежит  формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям метеорологических  факторов (Гриденко М.Ф., 1987, Виноградов П.А., 1990, Соловьев М.Г., 1999, Лукьяненко В.П., 2001, Марков В.В., 2001). Оно поз­воляет избежать многих болезней,  продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие про­цедуры снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание также оказывает общеукрепляющее действия на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. (Лаптев А.И., Полиевский С.А., 1990).

 Проблема закаливания  стала особенно актуальной в настоящее время, в условиях возросшего комфорта жилищ, роста материального благополучия, сопровождающихся недостаточным общением с природой, её естественными факторами, оказывающими тренирующее воздействие на организм человека.  В результате заметно снижаются защитные силы организма. Особенно отрицательно это сказывается  на детском здоровье. Поэтому  закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьника, как наиболее доступное средство укрепления здоровья (Лукьяненко В.П., 2001).

Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек,  является ее температура.  Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать. (Колгушкин А.Н., Короткова Л.И,  1989).

Закаливание основывается на разумном использовании естест­венных факторов природы - солнца, воздуха и воды. Однако и физическая тренировка сама по себе является прекрасным средством, закаливающим организм. (Дубровский В.И., 1989).

Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания  специалисты рекомендуют; температура воды для обти­рания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается,  если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно оста­новиться (Коростелев Н.Б., 1987).

          Однако при этом всегда надо помнить, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде чем приступать к использованию средств закаливания надо хорошо познакомиться с тем,  что и как следует  применять, учитывая состояние здоровья, а также  индивидуальные особенности реакции  на воздействие охлаждения и солнечных лучей (Соловьев М.Г., 1999).

Величайшая польза, которую приносит закаливание  ставит его в ряд наиболее значимых социальных явлений, возводит в ранг важной государственной задачи (Лукьяненко В.П., 2001).

1.3.5.  Оптимальный режим двигательной  активности, важное условие формирования ЗОЖ

         

В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором  активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 1991). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка (Пиманова Е.М., 1988, Солодков  А.С., Есина Е.М., 1998, 1999).

По данным Антроповой М.В., Сальниковой Г.П. (1966), Аракелян О.Г. (1970), Силина О.В. (1980), Лукьяненко В.П. (2001) и др. уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый ребенок на пути своего развития должен совершать в младшем школьном возрасте 12 – 13 тысяч локомоций, в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно (Марков В.В., 2001). 

В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне.  По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60 школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако как показали исследования Бадалова О.Ю., Козловского И.З., Бахтина О.П. (2002) большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. По данным Мейбалиева М.Г. (1987), Суконюк Р.А. (1988), Сухарева А.Г. (1991), Беляева Н.Г. (1999) гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения. При этом по мере взросления  дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Следует отметить, что при влиянии школьной гиподинамии у детей не отмечается отставания в росте, и в половом созревании. Они даже обгоняют своих сверстников. Но данная группа детей, как правило, имеет низкие показатели физической подготовленности и особенно мышечной силы (Силса Р., Теосте М., 1983).

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.