рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовые основы организации и деятельности бирж

собрания, союз промышленников) они выполняют необходимые функции в сфере

балансирования спроса и предложения, ценообразования, налаживания торговых

связей, контролем за эмиссией и обращением ценных бумаг. Деятельность бирж

повлекло за собой развитие обеспечивающего законодательства, как на

международном, так и на внутреннем правовом пространстве.

В связи с тем, что биржевой институт России пережил возрождение в

начале 90-х годов и сейчас находится в периоде своего становления, для его

дальнейшего развития представляет интерес рассмотрение деятельности

крупнейших бирж мира.

2. Современное состояние биржевой деятельности зарубежных стран

В мировой практике в зависимости от вида биржевого товара принято

выделять товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда.

под товарной биржей обычно понимают такую организацию, которая

формирует оптовый рынок товаров путем организации и регулирования биржевой

торговли. При этом основным содержанием деятельности биржи является

создание наиболее благоприятных условий для заключения товарных сделок.

В настоящее время международные товарные биржи сосредоточены в

Англии, США и Японии. На долю этих стран к 90-м годам приходилось 98% всего

международного оборота. К ним относятся: Лондонская биржа ФОКС (Фьючерс энд

Опшис эксчейндж), “Токийская биржа”, “Нью-Йоркская товарная биржа”, “Чикаго

борд оф Трэйд”, “Зерновая биржа” в Миннеаполисе (США) и т.д.

Вместе с тем создание акционерных обществ, рост выпуска предприятиями

акций, непользование государством ценных бумаг для долгосрочного

инвестирования и финансирования государственных программ и долга приводят к

появлению интенсивно расширяющегося рынка ценных бумаг и вызывают

необходимость регулирования их движения со стороны государства. По мере

формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении

специальных органов, основной функцией которых является контроль и

регулирование оборота ценных бумаг, движения имущества. Так были созданы

фондовые биржи, которые представляют собой постоянно действующий

регулируемый рынок ценных бумаг и создают возможности для мобилизации

финансовых ресурсов и их использование при долгосрочном инвестировании

государственных программ и долга.

Современные фондовые биржи превратились не только в органы,

регулирующие национальные финансовые рынки стран, где они размещаются, но

и в организации, определяющие формы, направления и характер развития

международных хозяйственных связей. Им принадлежит ведущая роль в мировом

биржевом обороте. Представляет интерес рассмотрение крупнейших фондовых

бирж мира.

Согласно (2) их биржевой оборот составляет:

Таблица 2

|Биржи |Оборот |

| |млн. дол. |

|Нью-Иоркская |1023.2 |

|Токийская |392.3 |

|Средне-Западная (США) |79.1 |

|Лондонская |76.4 |

|Осакская |68.1 |

|Тихоокеанская (США) |36.8 |

|Торонтская |31.7 |

|Американская |26.7 |

|Амстердамская |20.0 |

|Парижская |19.8 |

|Филадельфийская |17.9 |

|Бостонская |14.4 |

|Стокгольмская |10.8 |

|Монреальская |7.5 |

В качестве примера рассмотрим наиболее крупные биржи: Нью-

Иоркскую, Токийскую и Лондонскую.

Нью-Иоркская фондовая биржа была организована в 1792 г. после выпуска

правительством США государственного займа в 80 млн. $ для

покрытия расходов в ходе революции. Но приобрела она важное значение только

после первой мировой войны и уже в течении нескольких десятилетий не имеет

равной себе среди бирж мира. Членами Нью-Иоркской биржи могут быть только

физические лица при условии, что они приобрели место на бирже.

Член биржи может выступать в функциях специалиста, дилера,

посредника, операционного или зарегистрированного маклера. Члены Нью-

Иоркской биржи заключают операции непосредственно между собой, не прибегая

к помощи маклера. У соответствующих стоек в помещении биржи они сообщают

котировки, полученные от биржевых служащих. Ценные бумаги распределяются

либо по стойкам, либо по отраслям, либо в алфавитном порядке . Поручения,

выдаваемые членам биржи в зависимости от операции, либо лимитируются, либо

принимаются неограниченно.

На Нью-Иоркской бирже главным образом ведется кассовая торговля,

срочные сделки ограничены опционными сделками, распространена покупка

ценных бумаг в кредит, при этом наличными выплачивается около 30% курсовой

стоимости.

Токийская биржа была основана в 1878 г. Торговля ведется, как

правило, акциями внутренних эмитентов. Оборот ценных бумаг с фиксированным

доходом незначителен. Акции преимущественно именные, долговые обязательства

как именные так и на предъявителя. В основном ведется кассовая торговля,

срочный рынок как таковой отсутствует.

Членами биржи являются маклерские фирмы, имеющие разрешение министра

финансов на осуществление биржевых операций. Физические лица не могут быть

членами биржи. Биржевые фирмы действуют через своих уполномоченных,

выступающих в качестве регулярных членов биржи, посреднических фирм

(сантори) и специальных брокеров.

Сантори-маклерские фирмы, являющиеся посредниками между покупателями

и продавцами, -концентрируют у себя спрос и устанавливают курс ценных

бумаг.

Регулярные члены биржи-маклерские фирмы, осуществляющие операции с

ценными бумагами как за собственный счет, так и за счет клиентов.

Специальные брокеры - это фирмы, специализирующиеся на покупке и

продаже ценных бумаг между японскими биржами.

Лондонская биржа - до первой мировой войны была ведущей биржей мира.

Она имеет наибольший оборот твердопроцентных ценных бумаг, на ней ведется

также торговля инвестиционными сертификатами, особенно высока доля

иностранных бумаг. Большая часть сделок - кассовые операции, но

практикуются также опционные операции. На бирже действуют две группы -

брокеры и джобберы. Брокеры выполняют сделки как за счет клиентов, так и за

собственный счет. Джобберы специализируются на определенной группе ценных

бумаг, они могут устанавливать курс. На бирже действуют также

государственные брокеры, которые имеют поручения правительства размещать

новые государственные займы и осуществлять другие операции с ценными

бумагами государства.

Для организации и обслуживания рынка иностранной валюты создаются

специальные валютные биржи. Их наличие обслуживается потребностью в обмене

валют при покупке товаров, движении капиталов в инвестиционных целях,

развитии туризма и т.д. Мировой опыт показывает, что торговля валютой

практически не обособляется от торговли ценными бумагами.

Что касается бирж труда, то здесь необходимо вовремя устанавливать

наличие избытка (недостатка) трудовых ресурсов конкретной специальности и

создать у словия для их перемещения из одних регионов в другие. Таким

образом они должны выполнять роль оперативного регулятора занятости

трудоспособного населения.

По характеру операций мировая практика выделяет следующие виды бирж:

реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные.

Биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют

незначительные обороты. Наиболее крупные биржи реального товара действуют

сейчас именно в развивающихся странах, например в Индии - по джутовым

изделиям, в Индонезии - по каучуку и кофе, в Малайзии - по олову. (6)

На биржах реального товара совершение сделок осуществляется при

отсутствии товара как такового на основе его описательной характеристики.

При этом имеют место встречные предложения покупателей и продавцов. Самой

существенной чертой таких бирж является обязательная продажа товара после

проведения торгов.

Расширение биржевой торговли привело к созданию бирж нового типа -

фьючерсных бирж. Их образование отражает превращение биржи из рынка

реального товара в рынок прав на товар. Основными признаками фьючерсной

торговли является: (3)

. фиктивный характер сделок;

. связь с рынком реального товара через страхование (хеджирование), а

не через поставку товара;

. заранее строго определенная и унифицированная , лишенная каких-либо

индивидуальных особенностей потребительская стоимость товара,

согласованное количество которого отражается в биржевом контракте,

который становится объектом торговли и представляет собой право на

товар;

. полная унификация условий поставки товара;

. обезличенность сделки и заменимость их контрагентов, обеспечиваемая

Расчетной палатой биржи.

Будучи специфическим финансовым институтом, обслуживающим потребности

товарных рынков, фьючерсная биржа одновременно представляет собой рынок цен

соответствующих товаров и оказывает существенное влияние и на биржевые

котировки, и на фактические цены конкретных сделок с реальным товаром

(через хеджирование( и в конечном счете ни конкурентоспособность фирм.

Опционные биржи также играют большую роль в мировой экономике. Они

используются для страхования участников биржевой торговли, так как дают

возможность покупателям опционов ограничить возможные убытки при заключении

биржевых сделок.

Если фьючерсные биржи возникли уже давно (в США с 1848 г), то

опционные появились совсем недавно (с 80-х годов XX века). Поэтому на

многих биржах могут заключаться как фьючерсные, так и опционные сделки.

Такие биржи носят название смешанных.

Рассмотренная выше общая характеристика биржевой деятельности

зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что они являются

эпицентром рыночной экономики. Это универсальные коммерческие структуры,

помогающие предпринимателям в бурном и изменчивом океане бизнеса.

Особенности деятельности крупнейших бирж мира, огромный опыт,

накопленный за многие годы их успешного функционирования дает возможность

решить ряд важных вопросов по организации деятельности таких бирж в России,

особенно на этапе их становления и развития.

3. Правовые положения и особенности деятельности бирж в Российской

Федерации

3.1. Условия и причины возрождения бирж в России

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием

функционирования рыночного механизма.

Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой

аукционной торговли производственными ресурсами, которая получила

определенное развитие в 1988-1989 гг. (11)

Аукционы продукции производственно-технического назначения

проводились коммерческими центрами территориальных органов Госснаба. На

аукционах впервые за долгие годы нашей истории появились не фиксированные

оптовые, а свободные цены. В условиях дефицита ресурсов предприятия

получили возможность не только приобретать необходимые им товары, но и

знать их реальную стоимость. Прототип биржи был заложен. Но рост

аукционного движения и альтернативной системы распределения сказывался на

позициях самого Госснаба. И он, стремясь их поддержать, принимает

ведомственное Положение об аукционах продукции производственно-технического

назначения, которое ввело 70%-ные отчисления в бюджет от разницы между

аукционными и оптовыми ценами. Аукцион стал невыгоден, и его место

безраздельно занял бартер. Тем не менее первый опыт реализации ресурсов по

свободным ценам сыграл свою роль - возникли биржи.

К развитию биржевой торговли подталкивало и наличие сверхнормативных

и неиспользованных запасов, которые скопились к тому времени на складах

предприятий. Предприятия заинтересовались биржевой торговлей как

возможностью реализовать их по рыночным ценам.

Кроме того, при советской экономике денежный спрос постоянно превышал

товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления.

(3) Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался

в накопление крупных финансовых ресурсов предприятий в форме неиспользуемых

средств фондов развития производства, финансового развития и др.

Предприятия, получив свободу в использовании этих средств, искали

возможность их приложения. Появление биржевых структур явилось одним из

направлений вложения избыточных денежных ресурсов.

С 1990г. разворачивается процесс создания, вернее воссоздания ( с

исторической точки зрения) российской биржевой структуры. В 1990-1991 гг.

возникли: Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа

вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, Российская товарно-

сырьевая биржа, биржа “Гермес”, биржа наукоемких технологий, металлические,

нефтяные, лесные, бумажные, продовольственная биржи. Сформировались

региональные, областные, городские и районные биржевые комплексы. К началу

1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу

населения, первой в мировой экономике. Общее количество зарегистрированных

товарных бирж превышало общее количество товарных бирж во всем мире. В

одной Москве их было около 20.

Такое положение было обусловлено прежде всего мизерным количеством

оптовых посредников на рынке (11). Отсутствие необходимых знаний у

отечественных предпринимателей привело к тому, что биржа прочно стала

ассоциироваться чуть же не с единственной формой оптовой торговли.

Кроме того, сами биржи организовались не так, как везде, и даже не

так, как в России при НЭПе. Традиционно биржа возникла как объединение

торговцев (иначе-брокеров) для того, чтобы упростить свои операции на

рынке. Ни о каком извлечении прибыли от деятельности самой биржи не могло

быть и речи. Прибыль возникает у каждого отдельного участника от торговли

на ней. У нас же относительно небольшое число инвесторов, вкладывая свои

капиталы, организовывали обычные акционерные общества, называли их биржами

и ожидали прибыльности от вложенных денег.

Ситуация изменилась к весне 1992 г. Сократилось число биржевых

сделок, уменьшилось количество товарных бирж. Биржа перестала быть

единственным и неповторимым символом рынка, она начала занимать именно то

место, которое присуще ей во всех развитых странах.

Прекращается торговля спиртными и прохладительными напитками,

происходит становление фьючерсного рынка с постепенным отказом от сделок с

наличным товаром. На основе заключаемых между биржами соглашений о

совместных торгах происходит создание единых биржевых пространств, что само

по себе является важным вкладом в рыночную экономику страны.

3.2. Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности

По мере становления российского биржевого рынка создается и

отлаживается система его регулирования. Согласно (11) идея разработки

отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с

биржами. В июле 1990 г. был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О

товарной бирже и биржевой торговли”, вошедший в программу “500 дней”. Затем

появились проекты биржевого законодательства в других республиках

(Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих

бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР,

разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета

РСФСР, подготовленный на РТСБ. И несмотря на то что все они так и остались

проектами, тем не менее их разработки определили основные подходы к

проблеме.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в

России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и

указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно -

административной системы управления к рыночной экономике.

Среди этих документов выделяются:

1. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно -

правовую структуру рынка.

2. Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25

декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого

типа , товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок

учреждения предприятий и их государственной регистрации.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 “О

деятельности товарных бирж в РСФСР”, которым утверждено временное положение

о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим положением была разрешена

реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных

сверх госзаказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было

положено начало свободной торговли. Этим актом была регламентирована

деятельность бирж по некоторым вопросам . В частности:

. введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных

биржах;

. запрещена товарно - посредническая деятельность самих товарных бирж;

. размер уставного фонда биржи должен быть не менее 10 млн. руб;

. введена выдача лицензий

31 мая 1991 г. приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике

и поддержке новых экономических структур (ГКАП) № 28 было утверждено

Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этот

документ содержал ряд новых существенных моментов. Был введен запрет на

участие наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных

брокерских контор, а также на переход служебной информации другим лицам.

Был определен порядок лицензирования, состав документов, требования к

Уставу биржи и правилам биржевой торговли.

Следующим важным документом стало Положение о выпуске и обращении

ценных бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановление

Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78). В нем дано определение

ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения,

охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Также было

утверждено Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных

бумаг.

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и

фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано

на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78)

были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их

аттестации и контроль за неиспользованием ими выданных лицензий.

Основным документом регулирующим деятельность товарной биржи и

биржевой торговли стал Закон Российской Федерации “О товарных биржах и

биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года. Данным законом созданы правовые

гарантии для торгово - посреднической деятельности; учтены реальные

процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно этого

документа биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать

сделки от своего имени и за свой счет.

Она не может также осуществлять торговую, торгово - посредническую и иную

деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли

(ст 3 Закона). Предприятия и организации не отвечающие этим положениям не

имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем

названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежит регистрации в

качестве биржевых структур (ст 5 Закона). Согласно ст 6 п 2 Закона

предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты

интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения

искусства. Также данный Закон определяет участников биржевых торгов и их

право.

Порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимое для

совершения сделок с валютой определены принятом в октябре 1992 г. Законом

РФ “О валютным регулировании и валютном контроле”.

11 мая 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 “О

мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых

товаров через товарные биржи”. Этим постановлением подтверждается, что

развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования

российского рынка, им предусмотрена необходимость разработки механизма

проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и

поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна,

сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22

апреля 1996 года “О рынке ценных бумаг”. В данном законе даются определения

брокерской, дилерской деятельности, а также говорится о том, что фондовой

биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных

бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами.

Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности

по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между

членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество

членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и участниками

профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также

самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности

фондовой биржи.

Представляет интерес рассмотрение вопроса контроля за деятельностью

бирж со стороны государства. В соответствии со ст. 33 Закона РФ “О товарных

биржах и биржевой торговле” для осуществления государственного

регулирования и контроля при Государственном комитете РФ по антимонопольной

политике создается Комиссия по товарным биржам (КТБ), Положение о которой

было утверждено постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152.

В состав КГБ входят представители государственных союзов предпринимателей и

эксперты. Комиссия выдает лицензии на организацию бирж, контролирует

лицензирование брокеров и посредников, следит за выполнением

законодательства о биржах, вырабатывает предложения по совершенствованию

биржевого законодательства КТБ имеет право:

. лишить биржу лицензии;

. применять к бирже санкции;

. назначать на биржу Государственного комиссара;

. организовывать аудиторские проверки биржи;

. требовать от бирж представления учетной документации и т.п.

Комиссия по рынку ценных бумаг регулирует фондовый рынок в России. В

ее состав входят представители Минфина РФ, Центрального Банка РФ, Комитета

по антимонопольной политике.

Регулирование биржевой деятельности со стороны государства может быть

представлено следующей схемой (3):

Федеральное собрание Президент

Законодательные акты Указы

Правительство

|Централь |Комиссия |КТБ |Министерство |Министерство |Комитет |

|ный банк |по рынку | |финансов |экономики |по антимо|

| |ценных | | | |нополь |

| |бумаг | | | |ной |

| | | | | |политике |

Схема 1. Органы, регулирующие биржевую деятельность в РФ

Лицензированные биржи и индивидуальных посредников является составной

частью государственного регулирования. Согласно Положения о порядке

лицензирования деятельности товарных бирж КТБ уполномочена выдавать,

аннулировать и приостанавливать действие биржевых лицензий.

Для получения лицензии в комиссию представляются внутрибиржевые

документы (Устав, учредительный договор, Правила биржевой торговли),

свидетельство о государственной регистрации, документ удостоверяющий право

пользования помещением; документ, подтверждающий внесение в уставной

капитал товарной биржи не менее 50% объявленой суммы; список учредителей.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течении 2-х месяцев.

Если она отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении

принимается в течении месяца.

Лицензирование биржевой торговли ценными бумагами включает

лицензирование биржевых посредников и лицензии инвестиционных институтов.

При этом, чтобы получить лицензию инвестиционному институту, ему

необходимо иметь в штате сотрудников с квалификационными аттестатами.

Последнии выдаются при условии сдачи соответствующего экзамена.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”

Указом Президиума РФ № 1009 от 1 июля 1996 года Федеральная комиссия по

ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была преобразована в

Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Этим же Указом было

утверждено “Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”, в

котором определено что ФКЦБ является федеральным органом исполнительской

власти, подчиняется непосредственно Президенту РФ и состоит из 6-ти членов.

ФКЦБ вправе (ст. 10 Положения):

1. Выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования

профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление

контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительской власти;

2. Устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных

бумаг (за исключением кредитных) нормативы достаточности собственных

средств;

3. В случаях нарушения законодательства приостанавливать или аннулировать

лицензию, выданную на осуществление профессиональной деятельности с ценными

бумагами;

4. Проводить проверки, назначать инспекторов для контроля на рынке ценных

бумаг;

5. Направлять предписания, обязательное для исполнения и др.

По вопросам лицензирования ФКЦБ издает распоряжения, которые

принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются

председателем.

Для рассмотрения межведомственных вопросов в ФКЦБ России имеется

совещательный орган - коллегия, состоящая из 15 членов. Кроме того, при

комиссии имеется консультационно - совещательный орган - Экспертный совет

(25 членов).

14 декабря 1996 года своим Постановлением № 22 Федеральная комиссия

по рынку ценных бумаг утвердила Временные Положения: “О лицензировании

брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг” и “О порядке

осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг”. В

них установлены условия и порядок выдачи, приостановления и аннулированием

лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности, а также

установлены требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг,

имеющим лицензию профессионального участника на осуществление брокерской

(дилерской) деятельности. Постановление обязывает коммерческие организации,

имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве финансового

брокера, выданные Министерством финансов, в срок не позднее 1 октября 1997

года получить лицензии в соответствии с временным положением о

лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

Постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 года № 23 было утверждено

Временное положение о требованиях предъявленных к организаторам торговли на

рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов

деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. В них

устанавливаются обязательные требования, предъявляемые к фондовым биржам и

к их деятельности, а также определяется порядок получения, приостановления

и аннулирования лицензии фондовой биржи.

Следует отметить, что наиболее полно принципы государственного

регулирования рынка ценных бумаг, были отражены в “Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ от

1 июля 1996 года № 1008.

В частности среди них можно выделить:

. функциональное регулирование в сочетании с институциональным по вопросам

контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

. использование механизмов саморегулирования;

. поддержка конкуренции на рынке и др.

Также сформулирована стратегия государства на рынке ценных бумаг,

определены цели и задачи - государственной политики, рассмотрены вопросы

налогообложения, развития нормативно - правовой базы рынка ценных бумаг.

3.3. Органы управления биржей. Основные биржевые институты

Для управления внутренними делами биржи и установления внешних связей

с другими субъектами права образуются органы биржи. Органы управления биржи

состоят из общественной и стационарной структур. Общественная , в свою

очередь, представлена Общим собранием членов биржи и выборных органов -

биржевого комитета (совета) и Ревизионной комиссии.

Общее собрание - это законодательный орган внутрибиржевой

деятельности который осуществляет общее руководство; определяет цели,

задачи, стратегию развития биржи; утверждает и вносит изменения в

учредительные документы; проводит прием новых членов биржи, и определяет

количество мест на ней.

Биржевой комитет, который выбирается на Общем собрании биржи является

постоянно действующим органом. Из его состава формируется Президиум и

Правление. Биржевой комитет является котрольно - распорядительным органом

текущего управления , охраняющим интересы членов биржи.

Одновременно с Биржевым советом на Общем собрании членов биржи

избирается Ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово-

хозяйственной деятельности биржи и ее обособленных подразделений. Она

вправе оценивать правомочность решений, принимаемых органами управления

биржей.

Стационарная структура биржи представлена специализированными и

исполнительными органами. В специализированные органы входят комиссии биржи

и ее коммерческие организации. Среди комиссий необходимо выделить

Котировальную и Арбитражную. Первая организует учет различных видов цен при

заключении биржевых сделок, на основе которых определяются котировальные

цены. Эти цены публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в

качестве биржевого справочника.

Арбитражная комиссия - это третейский суд в который могут обращаться

покупатели, продавцы и брокеры в случае возникновения между ними споров в

ходе заключения или исполнения биржевых сделок. Данная комиссия не может

принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта.

При неудолетворении какой-либо из сторон итогами разбирательства в

Арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.

В стационарную структуру биржи может входить Расчетная палата для

оперативного и точного проведения расчетов по биржевым сделкам, а также

регулирования процедуры платежей. (На отечественных биржах подобным

подразделением является расчетно-финансовые центры).

Исполнительные органы весьма разнообразны и зависят от вида ссделок

совершаемых на бирже, количества брокерских контор и вида товаров.

3.4. Биржевые сделки

Основываясь на определениях биржевых сделок, данных в Законе “О

товарных биржах и биржевой торговли” и Федеральном Законе РФ “О рынке

ценных бумаг”, можно выделить основные признаки таких сделок; которыми

являются:

. место совершения - биржевое собрание;

. субъекты - члены, постоянные и разовые посетители;

. преджет-товары и ценные бумаги допущенные к котировке;

. регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

Важной особенностью биржевых сделок является то, что они лишь

заключаются на биржи, но исполняются всегда вне ее, т.к. наличный товар на

бирже отсутствует. Биржевые сделки подлежат регистрации на бирже.

В зависимости от срока и иных условий исполнения биржевые сделки

подразделяются на кассовые, срочные, на разность и с премией (1).

Целью кассовых сделок является действительное приобретение

(отчуждение) товаров или ценных бумаг, предполагающее немедленное

использование. По своей юридической природе это типичный договор купли-

продажи.

Срочные сделки, в отличии от кассовых, предполагают значительный

промежуток времени между заключением сделки и ее исполнением. Юридической

природой таких сделок является договор поставки.

Для срочных сделок правилами биржевой торговли устанавливается

определенный период исполнения: на конец месяца (per ultiom), на середину

(per medio) или до двух месяцев.

Сделки на разность (условные) являются разновидностью срочных,

имеющих целью не действительное приобретение или отчуждение предмета

сделки, а исключительно получение разности в цене: между ценой,

установленной при совершении сделки, и ценой, установившейся на биржевом

рынке к моменту исполнения сделки. Продавец, как правило, не имеет

продаваемых товаров, бумаг, а покупатель денег, которые он должен

заплатить.

Разновидностью сделок на разность являются репорт и депорт или так

называемые пролонгационные. Они совершаются исключительно с ценными

бумагами. При этом репорт соединяет покупку на наличные деньги и продажу в

кредит с обязанностью передать бумаги того же рода к определенному сроку.

То есть одно лицо покупает на наличные бумаги и одновременно продает их

тому же лицу к определенному сроку по повышенной цене. Разница в цене

составляет вознаграждение за пользованием кредитом. Цель сделки - продлить

возможность биржевой игры на повышение.

Депорт - это продажа бумаг на наличные с покупкой их на срок. Разница

с репортом в том, что кредитор и заемщик меняются местами, а целью сделки

является продление игры на понижение курса.

Еще одной разновидностью срочных сделок с ценными бумагами являются

арбитражные сделки в которых стороны, имея сведения об условиях на

различных биржах, стремятся использовать разницу в ценах. При этом расчет

строится на разности курса не во времени, а в пространстве.

По сделке с премией той или иной стороне срочной биржевой сделки

предоставляется право выбрать одно из нескольких намеченных сторонами

действий. За это данная сторона должна уплатить другой стороне

обусловленное вознаграждение - премию. Целью такой сделки является

ограничение риска при совершении срочных сделок.

Существуют следующие разновидности сделок с премией: простая сделка с

премией, двойная сделка с премией, каткая сделка и сделка по востребованию.

Одной из распространенных сделок с премией является стеллаж. По ней одна

сторона за премию приобретает право одновременно обязывается в определенный

срок продать бумаги по условленной низшей цене или же купить их по

установленной высшей цене. Стеллаж представляет соединение двух простых

сделок с премией. Причем сторона покупающая право выбора, одновременно

выступает продавцом и покупателем.

Законом “О товарных биржах и биржевой торговле”, ст. 8 предусмотрены

следующие виды биржевых сделок:

1. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с

отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

3. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных

контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

4. уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении

биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные

сделки).

Также предусматриваются и другие сделки, при условии их установления

в Правилах биржевой торговли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав состояние биржевой деятельности зарубежных стран

можно говорить, о том, что при развитии российских бирж всячески

используется накопленный ими исторический опыт.

Современным российским биржам присущи многие основные черты

классическим биржевым институтам.

Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда

была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи

совершаются операции и товарные, и фондовые. Причем это характерно как для

бирж дооктябрьского периода, так и для советских бирж периода НЭПа.

Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер,

продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные

черты, присущие только биржевой системе России. Они связаны, прежде всего,

с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня.

Несмотря на то, что российский биржевой институт находится в стадии

становления, уже можно говорить о полученных позитивных результатах.

Прежде всего, возникнув из государственной собственности, биржи сами

превратились в катализатор ее преобразования в частную.

Уставной капитал биржи состоял из финансовых ресурсов бывших

государственных структур, а также денежных средств частных юридических лиц,

она уже не имела характер госсобственности, а представляла собой типичную

рыночную структуру, действующую на свой страх и риск.

Следует отметить, что развитие биржевой деятельности создает

благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогатят рынок

пользующимися спросом товарами.

Развитие биржевого дела предусматривает массовый приток

квалифицированных кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.

В настоящее время практически создана соответствующая законодательная

база, которая определяет порядок организации бирж, их функционирование,

использование капитала. С помощью Закона РФ “О товарных биржах и биржевой

торговли” “Федерального Закона РФ “О рынке ценных бумаг” установлен порядок

государственного регулирования деятельности товарных и фондовых бирж,

созданы специальные органы государственного контроля к которым относятся

комиссия по товарным биржам и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В общем случае, можно сделать вывод о том, что развитие биржевой

деятельности стимулирует развитие биржевого законодательства. При этом

важно, чтобы принятие соответствующих законов не отставало от быстро

меняющихся условий рыночной экономики.

Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в

стране:

. нарастание экономической мощи крупных специализированных бирж;

. стандартизация и типизация правил биржевой торговли, биржевых контрактов

и брокерской документации;

. рост числа фондовых и валютных бирж;

. нарастание форвардных и фьючерсных сделок;

. постепенный отказ от бартерных сделок и аукционных принципов торгов;

. страхование биржевых сделок, превращение биржевых структур в

некоммерческие организации;

. формирование единого биржевого пространства в стране;

. детализация биржевого законодательства.

Таким образом, биржевой институт затрагивает многие основные сферы

рыночной экономики, оказывая существенное влияние на развитие

законодательства в сфере предпринимательства. Поэтому его становление и

развитие может и должно рассматриваться в контексте проводимых

демократических преобразований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авилина И.В. Биржа - правовые основы организации и деятельности М:

Экономика и право, 1993, 93с

2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М: 1991 г.

3. Биржевая деятельность (Под редакцией А.Г. Грязновой) М: “Финансы и

статистика”, 1996 г.

4. Биржевая деятельность (сб. нормативных актов и рекомендаций) М:

“Знание”, 1992, 96с.

5. Биржевая школа. Сборник материалов по курсу “Основы торговли на товарных

и фондовых биржах” М., 1991.

6. Биржевой портфель (под ред. Д.И. Акуленка и др) М.: СОМИНТЭК, 1993 -

690с.

7. “Биржевые и банковские системы” Международная выставка М: МЦНТИ, 1993 -

115с.

8. Биржи Практ. пособие (сост. С.А. Цветков и др) Спб: Интерпринт, 1992 -

248 с.

9. Справочник брокера Х.: изд-во ХГУ, 1993 г.

10. Шварц, Феликс Биржевая деятельность Запада (фьючерсные и фондовые

биржи, системы работы и алгоритмы анализа) М.: 1992 - 174 с.

11. Яковлева А.А. Биржи в СССР: первый год работы М.: Ин-т исслед.

организов. рынков, 1991 -190 с.

12. Энциклопедия российского права. Правовая система на CD-ROM М. февраль

1997 г.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.