рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников

Рис.1. Что такое природа?

Рис.2 Что природа дает человеку?

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.

Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.Состояние окружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%).10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.

Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.


Рис.3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

Рис.4. Каким образом человек разрушает природу?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).60% детей не дали ответа.

Приведенные данные (рис.4) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).

Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.


Рис.5. Какие насекомые появляются весной первыми?

Рис.6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

Учащиеся экспериментальной группы считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%), беркут (10%), олень (10%).70% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (Рис.6), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов. 60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Данные диаграммы (рис.7) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных.

Рис.7. Назовите растения, охраняемые в нашей местности

60% детей не знают, что такое фотоохота. 20% дали неточный ответ.80% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.8) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты - фотоохота (рис.8).

Рис.8. Что такое фотоохота?

Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.80% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.9), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы.

Рис.9. Что могут сделать дети для охраны природы?

В целом, вырисовывается следующая картина: для детей экспериментальной группы на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в селе Саломатино дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Из животных, занесённых в "Красную книгу", дети смогли назвать бобра; из растений - кувшинку белую. Большая часть детей не знает, что такое фотоохота. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.

2.2 Формирующий эксперимент

В Саломатинской средней школе проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.

На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. Это заставило нас выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы Саломатинской средней школы нет предмета "Экология", определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира. Здесь все зависит от мастерства педагога, который поставленные воспитательные цели взаимообуславливает, конкретизирует, "вплетает" в канву других уроков, привлекает к творческой деятельности детей, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания. Главной и неотъемлемой составляющей экологического образования и воспитания младшего школьника является определенная выработанная система внеклассных занятий (Приложение А).

Работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию.

В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий (Приложение Б), фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в "Красную книгу" и многие другие виды деятельности.

Также считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинете и т.п.).

Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т.д.

Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития - игровую с ведущей деятельностью периода обучения в начальных классах - учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.

Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т.п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка).

Для младшего школьника, как показывает практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации - рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

В образовательном пространстве Саломатинской средней школы экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее - выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем, единого для всего человечества дома - планеты Земля.

Каждый учитель начальных классов определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Дается, выясняется простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняется сущность и значение экологии на основе различных примеров. Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Объяснение учителем или самостоятельный поиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных или растений.

После чего проводятся занятия по упражнениям (в том числе и игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных (Приложение В).

Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученных знаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природных территорий - заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмов организация путешествий по заповедникам нашей страны.

Так постепенно занятия по экологическому образованию и воспитанию расширяются - это выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т.д. Системная работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста решает свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений.

Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.

2.3 Контрольный эксперимент

После формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы в экологическом образовании и воспитании младших школьников. Детям были предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

Обработка результатов.

Рис.10. Что такое природа?

Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (70%), воздух (60%), животные (70%), растения (80%), человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.10), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека. На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%), древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (рис.11).

Рис.11. Что природа дает человеку?

Состояние окружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (20%), удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%), неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.

Как видно из графика (рис.12), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Рис.12. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых (85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные (рис.13) свидетельствуют, что школьники узнали о влиянии человека на природу.

Рис.13. Каким образом человек разрушает природу?

Рис.14. Какие насекомые появляются весной первыми?

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (45%), шмели (60%), бабочки (60%), божьи коровки (75%), муравьи (45%), сине-зелёные мухи (65%). Не смогли ответить 20% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.14), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

Учащиеся экспериментального класса считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (40%), беркут (50%), олень (80%), выхухоль (40%), лось (50%), орлан-белохвост (10%). 20% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (рис.15), большинство учащихся назвали охраняемых животных.

Рис.15. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

Рис.16. Растения, охраняемые в нашей местности

10% детей не смогли назвать охраняемые растения нашей местности.43% назвали валериану, ландыш - 50%, 60% - кувшинку белую, 70% - купальницу, сон-траву - 75%. Полученные ответы (рис.16) позволяют сделать вывод о том, что внеклассные занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, стали известны большинству.

20% детей не знают, что такое фотоохота.10% дали неточный ответ.10% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.17) говорят о том, что многие учащиеся познакомились на внеклассных занятиях с безопасным видом охоты в природе - фотоохотой.


Рис.17. Что такое фотоохота?

Рис.18. Что могут сделать дети для охраны природы?

Интересные ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 40% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 40% - ограждать муравейники, 60% - сажать деревья, 60% - ухаживать за животными, 40% - собирать мусор, 70% - изготавливать скворечники. 20% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.18), большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.

Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы после системной внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Младшие школьники стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к представителям животного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.


Заключение

В I разделе "Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы" мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.

II раздел "Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы" посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Исследование проходило в 3 этапа (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы была проведена анкета по вопросам с элементами интервью. Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников.

С младшими школьниками экспериментального класса была проведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, путешествия, работа по экологическому проекту и др.), направленная на активизацию их интереса к природе, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.

Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. В экспериментальной группе с целью выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников была проведена повторная анкета по вопросам с элементами интервью, которая помогла увидеть динамику сформированности экологической культуры младших школьников.

Таким образом, системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

углубить теоретические знания в области экологии;

формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.


Список использованной литературы

1.  Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 1997. - 65 с.

2.  Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.

3.  Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.

4.  Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С.22-23.

5.  Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.

6.  Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.

7.  Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.

8.  Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.28-34.

9.  Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С. 19-22.

10.  Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес // Начальная школа. - 1991. - № 7. - С.30-34.

11.  Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 1989. - № 10-11. - С.78-81.

12.  Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - С.30-35.

13.  Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

14.  Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М.: Просвещение, 1990. - 132 с.

15.  Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.

16.  Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 121 с.

17.  Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С.25-27.

18.  Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.

19.  Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.

20.  Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

21.  Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.40-42.

22.  Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - № 8. - C.40-46.

23.  Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк // Начальная школа. - 2004. - № 9. - C.63-65.

24.  Цветкова И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.

25.  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. "Академия развития", 1997. - 192 с.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.