рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

Несмотря на значимость повести Достоевского в дальнейшем его творчестве, «Дядюшкин сон» исследован частично и в основном затрагивает связь с литературной традицией предшественников.


Глава 2. Средства изображения характера главных          героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских     образов в повести «Дядюшкин сон»


В построении ситуаций и композиции образов Достоевский широко пользовался свидетельствами действительности и любил исходить из ее данных. Огромное художественное чутье и уверенный опыт романиста обычно подсказывали Достоевскому основной закон подлинного искусства портретирования: типизация действительности, преображение факта до его творческого выражения, возведение реального случая в закономерность художественного замысла и подчинение зыбкого жизненного явления твердым принципам идеи, формы и стиля.

Достоевский никогда не стеснял себя данными действительности и подлинными признаками прототипа; ему нужна была не определенная конкретная фигура во всех ее житейских особенностях, а лишь ее художественная выразительность[16].

Комедийные герои по преимуществу психологически однолинейны. Психологическая емкость и разнообразие характеров в великих комедиях – лишь различные вариации одних и тех же их пороков.

Но такого рода психологическая односторонность, лишенная оттенков, как раз и была чужда творческому методу Достоевского. Достоевский в своих произведениях отразил эпоху распада буржуазного сознания, выразил в них совершенно иное, чем прежде, мировоззрение, « сильно шокирующее интеллект, оперирующий старыми дуалистическими категориями».

В творениях Достоевского как бы нарушалось привычное для  традиционного эстетического сознания ясное ощущение «точной меры …отклонения героев от нормы», от привычных нравственных ориентиров, что безусловно отменяло и традиционную логику комических конфликтов. Созданные им «чудаки» с характерным для них сложным переплетением стремлений и страстей, глубоко погруженные в окружающий их мир, все более теряли свою исключительность и психологическую определенность[17].

Таково описание одной из главных героинь повести «Дядюшкин сон» Москалевой Марьи Александровны. Достоевский не дает ее  портрета вообще, а знакомит с ней читателя через образ поведения, поступки, с помощью речевой характеристики. Мы узнаем, что она первая дама в Мордасове. Властная, взбал­мошная и честолюбивая. Мужа сво­его не ставит ни в грош и держит его в деревне. Известно, что почти  никто в городе ее не любит, а мно­гие ненавидят.

Образ ее подается с едкой иронией. Рассказчик много говорит о ее уме и «комильфотности» (comme il faut – умение себя держать), которое, в частности, проявля­ется в умении «...убить, растерзать, уничтожить каким-нибудь одним, словом соперницу… а между тем покажет вид, что и не заметила, как выговорила это слово»[18].

Ловкая и беспринципная, способная на все для достижения своих целей, властолюбивая Марья Александровна Москалева, отличающаяся, впрочем, по меткому выражению сатирика, «от Наполеона тем, что у нее даже на самых высоких вершинах славы никогда не кружилась голова»[19].

Очень емко изображает героиню в течение всего текста речевая характеристика. Например, мы наблюдаем два проявления Марьи Александровны.

        В разговорах  с князем, дочерью (с целью воздействия на чувства и достижения желаемого результата), Мозгляковым, провинциальными дамами:

«Но, князь, - поспешно перебивает Марья Александровна, - я слышала об ужаснейшем происшествии! Признаюсь, я была вне себя от испуга… Не ушиблись ли вы? Смотрите! этим пренебрегать невозможно…[20]»

«Ты не веришь мне, Зина! Не сотри на меня враждебно, дитя мое! Я не осушала глаз эти два года, но скрывала от тебя мои слезы, и, клянусь тебе, я во многом изменилась сама  в это время! Я давно поняла твои чувства и, каюсь, только теперь узнала всю силу твоей тоски…»(С. 386)

«Ах, Боже мой, как вы наивны, mon cher Paul. Напротив, нам надобно молить Бога о его здоровье. Надобно всем сердцем  желать долгих дней этому милому, этому доброму, этому рыцарски честному старичку! Я первая, со слезами, и день и ночь буду молиться за счастье моей дочери…»(С. 425)

«Я уже не говорю о том, можно сказать, восторге, который я чувствую, видя вас обеих у меня, и еще вечером, - запела Марья Александровна, оправившись от первого изумления, - но скажите, пожалуйста, какое же чудо зазвало вас сегодня ко мне, когда я уже совсем отчаялась иметь эту честь?» (С. 443)

Марья Александровна учтива, любезна, использует все возможные средства, чтобы завладеть разумом собеседника, не пренебрегает лестью, возвышенными словами.

Наедине же с собой, иногда при дочери, с мужем Афанасием Матвеевичем героиня искренна и груба:

«Ах, Боже мой! – вскричала она, - черт несет эту сороку, полковницу!» (С. 392)

«Ах ты, харя! Ах ты, осиновый кол! Ну, слыхано ли что-нибудь глупее такого ответа?…как смеешь ты напоминать мне, что я твоя жена?» (С. 429)

«Ах, черт бы их взял! я и не подумала об этом театре! изловчились,

сороки!» – прошептала Марья Александровна вне себя от бешенства»    (С. 444)

Таким образом, мы рассмотрели образ Москалевой Марьи Александровны, в котором речевая характеристика играет ведущую роль.

В раскрытии образа другой главной героини Москалевой Зинаиды Афанасьевны участвуют и портрет, и собственно прямая речь, с помощью чего достигается художественная выразительность, несмотря на то, что Достоевский и здесь скуп на подробные описания.

О дочери Марьи Александровны читатель узнает из рассказа о слухах в Мордасове и «о каких-то странных ее связях, полтора года назад, с уездным учителишкой» и «о какой-то любовной записке, написанной Зиной»: «Зинаида, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем» (С. 354). Небольшое повествование, вводящее в курс событий, сводится к заключению: «…она горда, слишком горда». Эта характеристика определяющая и во всей повести выстраивается своеобразный ряд эпитетов: «холодна и небрежна», «выражение ее серьезно и строго», «движения ее свысока небрежны», «голос твердый и строгий».

Дан краткий портрет Зинаиды Афанасьевны: «Она хороша до невозможности: росту высокого, брюнетка чудными, почти совершенно черны ми глазами, стройная, с могучею дивною грудью. Ее плечи и руки — античные, ножка соблазнительная, поступь королевская», «она одета в простое белое кисейное платье» (С. 361). Достоевский неслучайно облачает свой героиню в белый цвет, который весьма символичен и дополняет образ девушки, чистой, честной, справедливой.

В описании внешности также особое внимание концентрируется на кольце («сплетенное из чьих-то волос, судя по цвету, - не из маменькиных»).

Зинаида – единственный в повести романтический персонаж, в проявлении своих чувств не считается с условностями светского поведения. «Зинаида Афанасьевна, вообще говоря, была чрезвычайно романтического характера. Не    знаем, от того ли, как уверяла сама Марья Александровна, что слишком начиталась «этого дурака» Шекспира с «своим учителишкой»», - пишет автор о    своей героине. (С. 462)

Одним из значительных эпизодов в повести «Дядюшкин сон», завязкой конфликта является диалог матери с дочерью, попытка первой уговорить Зину выйти замуж за князя К., отказ и следующее за ним согласие.

Зина, не предполагающая такого решения ее судьбы, сначала тверда и слушает мать с ироническим настроем, и называет ее «женщиной-поэтом», а ее выдумку – «поэтическим вдохновением». Такое ее поведение выявляется вследствие анализа прямой речи героини: «К чему так кривляться, маменька, когда все дело в двух словах? – раздражительно проговорила Зина», «Уж не хотите ли вы меня выдать за этого князя, чтобы устроить судьбу мою? – спросила она с странной улыбкой», постепенно твердость характера слабеет: «А я нахожу, что это просто вздор! – запальчиво воскликнула Зина». – Вздор! вздор!», «Говорите, - сказала Зина, заметно бледнея» (С. 384).

Марья Александровна, затрагивая прошлое и, соответственно, чувства дочери, добивается ее согласия. Непонятен такой поворот в сильном, волевом сознании. Говоря, что «обман – всегда обман…какие бы ни были цели», она не объясняет своего поступка («Для чего я это делаю? – вам не надо знать»). Вероятно, в следующем отрывке Достоевский сообщает причину: «Зина, несмотря на некоторую ограниченность своего настоящего взгляда на вещи, понимала, что мать ее любит, и – тяготилась этой любовью. Ей даже было бы легче, если б мать ее ненавидела…» (С. 396)

Зинаида ставит условие, что если «подробности вашего плана будут уже слишком отвратительны, слишком грязны, то объявлю вам, что я не выдержу и все брошу», что вскоре и происходит.               

Бунт Зины против «мордасовских нравов», «героическая выходка», в которой она, не терпящая более унижения, рассказывает собравшимся людям, «мнением которых презирает», всю правду об обольщении князя: «Да, мы обманули вас обе, князь: маменька тем, что решилась заставить вас жениться на мне, а я тем, что согласилась на это. Вас напоили вином, я согласилась петь и кривляться  перед вами…» (С. 464)

Ее стойкий характер особенно проявляется в последней главе – побег к умирающему возлюбленному Васе. ( «Нет, нет, никогда! Я не выйду замуж!.. ты мой первый…всегдашний…» (С. 473))

И в конце повести «Дядюшкин сон» Москалева Зинаида Афанасьевна, уже будучи женой генерал-губернатора, «гордая и надменная».    

Итак, образ Зины также психологически однолинеен и создается с помощью портрета и речевой характеристики.

Среди женских образов есть и второстепенные – это Зяблова Настасья Петровна, Антипова Анна Николаевна, Паскудина Наталья Дмитриевна, Фарпухина Софья Петровна. Автор кратко знакомит с ними. Каждая из них несет одну и ту же функцию в произведении: заманить князя К. к себе, женить его либо на себе, либо на дочери, а после невозможности осуществления своих планов – разрушить чужие, т. е. Марьи Александровны.

Так, «проживающая у Марьи Александровны в качестве дальней родственницы, Настасья Петровна Зяблова» готова выйти замуж за князя, но, подслушав разговор Москалевой с дочерью, решает отомстить и зовет Мозглякова в чулан подслушивать.

Все провинциальные дамы съезжаются в дом Москалевой «с решительным намерением быть свидетельницами какого-нибудь необыкновенного скандала», «каждая смотрела с необыкновенным коварством».

Сам повествователь обобщает этих героинь.                                       


§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским

Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. В повести «Дядюшкин сон» как такового сна нет. Мотив сна пародийно обыгран и травестирован: сном объявлена идея неравного брака, на который мать толкает свою дочь. Можно утверждать, что мотив сновидения имеет в раннем творчестве Достоевского скорее негативный смысл.

«Дядюшкин сон» создан в традиции гоголевской школы. Главная тема повести – губительное влияние среды на характер человека. Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини повести Марьи Александровны Москалевой, - пустая, безнравственная, пошлая, - всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь. Какая-нибудь неожиданная выходка воспринимается окружающими как явление необыкновенное, своего рода героизм. Таково пошлое сознание обывателя, в котором смешиваются планы высокого и низкого, обыденная житейская суета, состоящая из сплетен, интрижек и тому подобных «значительных» дел, подменяет подлинно человеческие интересы. Здесь самое сильное чувство – страсть к богатству и знатности. Поэтому князь К. – дряхлая развалина, «полукомпозиция», «полупокойник» - закономерно становится в этом обществе  и центром внимания и предметом поклонения. Достоевский не раз возвращается к описанию внешности князя (сцены одевания), все это нужно, чтобы подчеркнуть главную тему «Дядюшкина сна» – искусственность жизни дворянского общества, его духовное убожество[21].

Конфликт завязывается с идеи женить князя, которую предлагает сам Мозгляков Павел Александрович: «Знаете ли что? Его надо женить, Марья Александровна!» Водевильная идея разворачивается в скандал, основным поводом которого стало слабоумие князя К. и его убеждение Мозгляковым, что все случившееся – не более чем сон, в результате чего расстроена не только женитьба князя, но и отношения самого Мозглякова с Зинаидой.

У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой-то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне».

Столкновение реальности и сна происходит на глазах собравшихся врагов Москалевой. Л. П. Гроссман в работе «Достоевский-художник» пишет, что «для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие все построение, - сборища, сборы, скандалы, истерики, пощечины, припадки. <…> В наиболее простом виде прием этот выступает в повести «Дядюшкин сон»[22]: коварные намеки и язвительные обиняки накаляют атмосферу. Пахнет заговором. Первая сплетница и скандалистка города обрушивается с вульгарными обвинениями на хозяйку дома к всеобщему наслаждению всех посетительниц. Появляется Мозгляков: «Она вздрогнула, как будто что-то кольнуло ее». Затем вышел и князь. С этого момента персонажи живут по разным представлениям о действительности: для дядюшки – бывшая реальность – теперь сон; для Марьи Александровны – аллегория в словах князя о женитьбе; для гостей – путаница и изумление.

Выдуманный сон играет особую композиционную роль в повести: он дает возможность реализации столкновения между Москалевой и мордасовским обществом, князем; приводит к откровению не выдержавшей обмана Зинаиды, тем самым и к развязке действия. Марья Александровна опозорена, собравшиеся дамы довольны разыгравшейся перед ними комедией, Мозгляков увозит князя в гостиницу, где тот и умирает. Но повесть еще не завершена. Читатель только сейчас знакомится с романтическим героем – учителем, возлюбленным Зины Васей.

Противопоставляя мордасовскому обществу своих добродетельных      героев, Достоевский не разрешает конфликт моралистически. Он слишком хорошо чувствует силу обстоятельств, чтобы надеяться легко побороть их резонерскими речами учителя и сентиментальностью Зины.

Противостояние сна и действительности и рожденная идея Марьи Александровны выдать дочь за князя К., а после его смерти еще более выгодно, приводит в последней главе именно к ее осуществлению.   

 Определенное жанровое значение (повесть) имеет завершение этой водевильной истории. В ее финале петербургский франт Мозгляков, по «ветрености своего характера» оказавшийся в одном из «отдаленных краев», развязно появился на балу у генерал-губернатора, но от его столичного «форса» не осталось и следа: в жене «старого воина, израненного в сражениях», он изумленно признает Зину, в которую был некогда влюблен. Возникает сюжетная парафраза «Евгений Онегин» Пушкина, не раз отмеченная исследователями. Пошлый и ничтожный Мозгляков, игравший в жизни «чужие роли», и на этот раз пытался произвести впечатление на Зину, разыгрывая сразу несколько «ролей», в том числе Онегина, узнавшего в светском рауте Татьяну, однако напрасно, «Зина совершенно не замечала его». Но он же, после своего фиаско на балу, оказывается способным к духовному очищению. На следующее утро представилась «какая-то командировка, и Мозгляков с наслаждением выпросил ее себе: Он даже освежился душой, выехав из города, с другими мыслями»[23].

Итак, мы рассмотрели проблему соотнесения сна и реальности в повести «Дядюшкин сон», где сон пародийно обыгран и выполняет определенную композиционную функцию связи сюжетных частей.


§3. Смысл названия повести Достоевского                      «Дядюшкин сон»

Название рассказа Достоевского — «Дядюшкин сон» напоминает нам названия водевилей: «Дядюшка на трех но­гах» Каратыгина, «Дядюшкина тайна» Ленского, «Комедия с дядюшкой» П. Григорьева, «Еще комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником» (его же)[24].

Во всех этих названиях присутствует слово «дядюшка», таким образом мы видим продолжение Достоевским водевильной традиции, в основу которой положена идея выдать главную героиню замуж  за престарелого князя К. – дядюшку. Не случайно он именно дядюшка, это такое наименование родства, показывающее уважение и близость. Тем самым герои так обращаясь к нему искали расположения. Кроме того дядюшка является лицом новым в городе Мордасове, каждый пытается завладеть его вниманием.

В образе князя К. Достоевский сатирически изображает ту сторону дворянской культуры, которая характеризовалась чисто внешним усвоением европеизма. Князь провел большую часть своей жизни в Париже, Вене, на модных европейских курортах. Однако Байрон или Бетховен для него только модные имена, вызывающие в памяти какие-то сомнительные анекдоты. Совершенно незнакома ему русская жизнь, а крепостнические отношения воспринимаются в виде сентиментальной идиллии, восходящей к литературе конца XVIII в.

Князь богат, что и становится предметом внимания Москалевой Марьи Александровны. Но ее планам не суждено осуществиться, и причиной тому явился сон дядюшки.

В названии повести указана именно кульминация сюжета как самая значимая часть, разворачивающаяся в скандал, столь свойственный для композиций Достоевского. Это, очевидно, композиционная школа Гоголя. История Москалевой напоминает судьбу городничего: в момент объявления блестящего  замужества своей дочери властный градоправитель переживает крушение всех своих тщеславных планов на глазах у целого сборища врагов.

Названия произведения раскрывает ограниченность и пошлость, провинциальное одичание и нравственный распад правящего сословия, его паразитизм по отношению к эксплуатируемому крестьянству, труд которого, например, для бездельника, волокиты и болтуна князя К., промотавшего за свою жизнь не одну сотню душ, служил лишь средством для веселых и бездумных развлечений.

Смысл в том, что сон легко заменяет действительность, а жизнь легка, как сон, но только для тех, в чьих руках деньги. И последнему превосходно противопоставлен Достоевским образ учителя Васи. Также на поверхности идея о влиянии среды на человека: Зинаида – ее жертва.

Следовательно, затронутые в повести проблемы глубоки и актуальны; они мастерски раскрыты писателем через конфликт и систему героев.

Заключение

Итак, творчество Достоевского многогранно и разнообразно, наряду с серьезными, трагедийными произведениями оно включает и комедийные повести, в частности «Дядюшкин сон». В нашей работе были рассмотрены различные проблемы, касающиеся, во-первых, места повести в творчестве писателя – это, конечно, уже зрелый Достоевский: в повести, наряду с новой манерой изложения, появилось множество типов, которые полностью проявятся только в будущих романах; во-вторых, взглядов писателя в 50-е годы; в-третьих, место в ряду вышедших в 50-е годы романов (Тургенева, Щедрина, Писемского, Григоровича) – Достоевский явно учитывал изменения произошедшие» за время его отсутствия в литературе.

Также выявили причины написания сатирического произведения, раскрыли исторические условия, литературных источников; описали своеобразие конфликта, систему героев.

Данная работа весьма актуальна, вследствие того, что повесть «Дядюшкин сон» мало исследована, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. На самом же деле это произведение попало в общий тон времени. Обличительная литература смеялась над типами и явлениями николаевского режима. Прогрессивность ее антикрепостнического, антидворянского направления не внушала сомнений. А оригинальность и талантливость сразу создали повести большой успех, вплоть до постановки на сцене. Юмористические и сатирические краски не поблекли и ныне.


Библиография

I.  Достоевский Ф. М. Бедные люди: Романы, повести. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002

II.  1. Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. – М.:Олимп; ООО «Издательство АСТ»; 1997.- 768с.

2. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.,1974

3. Введение в литературоведение. – М., 2002                 

III.  1. Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975

2. Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971.

3. Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959.

4. Гроссман Л. П. Достоевский. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Издательство второе, исправленное и дополненное.,1961.

5. Заславский Д. О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959.

6. Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985.

7. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк/ М.:Дет. лит., 1979

          8. Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979

9. Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с.

10. Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочи                                            нений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2

11. Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с.


[1] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С.5

[2] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С.6

[3] Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971. С. 41-42.

[4] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С. 13.

[5]Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971. С. 43.

[6] Гроссман Л. П. Достоевский. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Издательство второе, исправленное и дополненное.,1961. С. 203-204

[7] Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979. С. 254—260.

[8]Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2. – С. 653-655.

 

[9] Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979. С. 254—260.

[10]Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк/ М.:Дет. лит., 1979.-206 с. С. 64-65.

[11]Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.353.

[12] http: //www.rbb.ru//dostoevski

[13] Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985. С. 67.

[14] Заславский Д. О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С. 445-446.

[15] Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 202.

[16] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.363.

[17]  Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 206.

[18] Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. – М.:Олимп; ООО «Издательство АСТ»; 1997.- 768с. – С.121-123.

[19] Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 208.

[20]Здесь и далее цитаты приводятся из: Достоевский Ф. М. Бедные люди: Романы, повести. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 371.

[21] Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2. – С. 653-655.

[22] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.344.

[23] Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985. С. 67.

[24] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.351.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.