|
АПК УкраиныИзношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%, областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, – 59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994- 1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5, пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на 1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше 140 кг. Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует, что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5 раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых, подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10 га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах уменьшился с 3,5 до 3,2%. Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как единый социально-экономический процесс интеграции и координации деятельности предприятий и областей, которые ведут производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм, присущих современной рыночной экономике. В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими общими принципами: . экологичность производства сельскохозяйственной продукции; . экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК; . технологичность и универсальность технических средств производства при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей; . снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции, повышение производительности работы и возрастание эффективности использование ресурсов на основах комплексной механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех областях АПК. В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические требования, особенности нынешней материально-технической и технологической базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере. В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения национального АПК на эффективный, экологически опасных и конкурентоспособный путь развития. Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса: . создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают содействие удешевлению аграрной продукции; . разработка и внедрение технологий, которые дают возможность существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; . создание и использование технологий и биологических средств производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную деятельность аграрных предприятий. Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства. Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного технологического обновления производства в условиях становления рыночной экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и оборотного капитала второй и третьей сфер АПК). Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер. Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы АПК. Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический потенциал государства. 3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и структура с/х производства Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных предприятий, эффективность аграрного производства и относительная стабильность социальной сферы в сельской местности значительно обусловленные государственным регулированием. Потребность и особенности государственного регулирования агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов: разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности; непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной инфраструктуры села. Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование; налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции. В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно: поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции; поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры. Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма. Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности. Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно обеспечить программным регулированиям. В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие: межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции; отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК; товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально- экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.); региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на состояние АПК отдельных областей и регионов. Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п.. В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование. Существенным элементом государственного регулирования сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства, введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а государство имеет возможность регулировать количество земель, которые используются под посевы и многолетние насаждения. Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие уменьшению объемов импорта масла. Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном животноводстве и, частично, в птицеводстве. В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные субсидии производственного назначения начали уменьшать. Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление помощи молодым фермерам. Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия. Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства. Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на председателя скота в неблагоприятных условиях производства. Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67]. Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и абсолютным размером выделенных сумм. Как видим, высоким есть уровень государственной поддержки аграрной сферы в Япони, странах Европейского Союза и США. Минимальные суммы для поддержки сельского хозяйства выделяют в Австралии Новой Зеландии. На защиту отечественных рынков и товаропроизводителей в западных странах также направленный механизм внешнеторговых отношений. Главной его составной частью есть ценовое регулирование. Мировые цены формируют на основании затрат в лучших условиях производства, под которыми понимают совокупность естественных, технико-технологических и социально- экономических условий. Такие условия для производства многих сельскохозяйственных товаров есть в США, где на биржах и происходит начальное формирование мировых цен. Однако в большинстве стран условия производства многих видов сельскохозяйственной продукции худшие, чем в главных странах-экспортерах. Если бы функционировал абсолютно свободный мировой рынок, то внутреннее производство сельскохозяйственной продукции в многих государствах было бы вытеснено импортом. Поэтому нужны системы защитных механизмов, которые стимулируют развитие собственного аграрного сектора. Такие системы созданы в странах Европейского Союза, Японии других, где условия для выращивания многих культур есть худшие. Разработанные механизмы защищают от дешевого импорта отдельных продуктов, и вместе с тем регулируют поступление продуктов, которые не вырабатывают внутри страны. Как базовые инструменты политики защиты отечественных производителей используют таможенные сборы и компенсационные платежи, которые покрывают разность между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые дают возможность вывозить продукты из Европы на мировой рынок, где сложились низшие цены. Такая система превратила Западную Европу у большого экспортера продуктов питания. В Украине для реализации стратегического курса изменения всей системы отношений в АПК целесообразно создать специальные органы государственного регулирования сельского хозяйства и рыночных преобразований в нем. В государствах Восточной Европы, которые стало на путь аграрных реформ значительно раньше, чем Украина, подобные учреждения уже действуют, в частности, в Польше - Агентство сельскохозяйственного рынка, в Чехи и Словакии - Фонды рыночного стимулирования, в Венгрии - Координационный комитет по регулированию аграрного рынка. Несмотря на некоторые отличия можно выделить такие главные задачи их деятельности: . интервенционная закупка аграрной продукции; . интервенционная продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках; . субсидирование экспорта; . обслуживание кредиторской задолженности; . анализ сельскохозяйственного рынка, сбор информации и разработка оценок и предложений для правительства относительно текущей ситуации. Государственные меры воздействия на экономику АПК имеют, по обыкновению, противоречивый характер. Эти разногласия обусловлены объективно, во-первых, несоответствием ряды конечных целей государственного регулирования внутренним закономерностям рыночного развития; во-вторых, нарушением интересов отдельных групп производителей и потребителей; в- третьих, неминуемым внутренним разногласием любого решения вследствие учета разных взглядов и интересов, отличий в понимании реальной действительности и результатов внедрения государственных мероприятий. В общем, опыт государственного вмешательства удостоверяет, что масштабы и возможность регулирования пропорциональны к силе государственной власти. Действенность инструментов и механизмов регулирования также зависит от способности органов управления и власти контролировать ситуацию. Переходное состояние допускает и требует не только косвенного, а и прямого влияния на экономику, которая обусловлена скоростью, силой и сравнительно меньшими бюджетными затратами. В государственном регулировании аграрного сектора АПК Украины являются определенные проблемы, нет опыта использования механизмов регулирование, которые грунтуются на принципах добровольности и заинтересованность. Отсутствие системности, некомплексность мероприятий и опоздания в принятии решений резко снижают эффективность регулирования. Кроме того, нужно также учесть сложность финансового состояния экономики, которая ограничивает возможности и масштабы поддержки АПК. Итак, систему государственного регулирования аграрной сферы в Украине, так же, как и регулирование агробизнеса на Западе, должны характеризовать всепроницаемое влияние на разные стороны процесса производства сельскохозяйственной продукции и высокий уровень поддержки внутренних товаропроизводителей. Цель регулирования - стимулировать производство, аграрное предпринимательство и социальную поддержку села. 4. Специализированные растениеводческо- промышленные комплексы Растениеводство является базовой областью сельскохозяйственного производства Украины, одним из ведущих звеньев всего АПК республики. Частица растениеводческих областей в объеме всей продукции сельского хозяйства составляет 51,7%. Основа развития растениеводства – это земля, которое используется как отдельные угодья для определенных производственных эти- леев. Определенное количество земли отведенное под приусадебные и садово-огородные участки колхозников, рабочих и служащих. Для сельскохозяйственного производства наиболее ценные пахотные земли, которые составляют свыше 80% всех сельскохозяйственных угодий Украины. Наиболее благоприятными для развития растениеводства являются степная и лесостепная зоны. Посевные площади на территории Украины в 1995 г. составляли 30,9 млн. га, в том числе под зерновыми культурами – 14,1, техническими – 3,7, картофелем и овоще-бахчевыми – 2,1 и кормовыми культурами — 10,9 млн. га. Площадь чистых земель составляла 1,5 млн. га. Ведущее место в структуре посевов (за последние годы 42-47%) занимают зерновые культуры. Основными зонами производства зерна в Украине являются Степь и Лесостепь, где вырабатывают соответственно по 45 и 40% его общего объема. В Украине выращивают почти все зерновые культуры, но структура их посевов имеет определенные отличия в зонах, которые связаны с неодинаковыми природно-экономическими условиями. Основными хлебными зерновыми культурами Украины являются озимые пшеница и рожь, крупяными – просо, гречка и рис, зернофуражными – ячмень, кукуруза и овес, зернобобовыми – горох. В Украине выращивают озимые и ярые культуры. За последние годы их площади стали приблизительно одинаковые. Сеют, как правило, больше озимых культур, так как они дают более высокие урожаи. Однако нередко неблагоприятные погодные условия приводят к гибели посевов озимых культур и приходится пересевать их ярыми. Видное место в структуре посевов озимых культур занимает озимая пшеница. Украина была одним из главных регионов выращивания озимой пшеницы в бывшем СССР. Урожайность этой культуры более высокая, чем ярой (урожайность озимой пшеницы в 1995 г. составляла 30,1 ц/га, а ярой — 16,9 ц/га). Таблица 1 Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; тыс. га). |Зернове культуры |16077|14583|14671|13903|14305|13526|14152| |Озимые зерновые | | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |