рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


АПК Украины

Изношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в

сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%,

областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, –

59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994-

1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным

производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых

автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5,

пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на

1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных

удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше

140 кг.

Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует,

что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5

раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых,

подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10

га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет

нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах

уменьшился с 3,5 до 3,2%.

Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют

рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические

интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как

единый социально-экономический процесс интеграции и координации

деятельности предприятий и областей, которые ведут производство,

переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при

условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и

организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного

объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм,

присущих современной рыночной экономике.

В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение

направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими

общими принципами:

. экологичность производства сельскохозяйственной продукции;

. экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования

многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК;

. технологичность и универсальность технических средств производства

при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей;

. снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции,

повышение производительности работы и возрастание эффективности

использование ресурсов на основах комплексной механизации,

автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех

областях АПК.

В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК

на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления

НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические

требования, особенности нынешней материально-технической и технологической

базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина

строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые

экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере.

В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира

решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных

потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть

внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов

сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов

животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и

качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения

национального АПК на эффективный, экологически опасных и

конкурентоспособный путь развития.

Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и

технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса:

. создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают

содействие удешевлению аграрной продукции;

. разработка и внедрение технологий, которые дают возможность

существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и

продуктов питания;

. создание и использование технологий и биологических средств

производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку

сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную

деятельность аграрных предприятий.

Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию

ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности

есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они

должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно

возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство

имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась

на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства.

Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и

структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного

обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного

технологического обновления производства в условиях становления рыночной

экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих

структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно

выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном

количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и

оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и

оборотного капитала второй и третьей сфер АПК).

Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих

средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического

экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер.

Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует

создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить

разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного

машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм

агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы

АПК.

Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки

национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и

экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все

возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический

потенциал государства.

3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и

структура с/х производства

Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время

формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в

условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных

предприятий, эффективность аграрного производства и относительная

стабильность социальной сферы в сельской местности значительно

обусловленные государственным регулированием.

Потребность и особенности государственного регулирования

агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов:

разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности;

непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое

зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в

сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих

перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного

производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность

экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной

инфраструктуры села.

Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня

экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса

и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса

на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и

фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование;

налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции.

В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК

и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно:

поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации

продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы

государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции;

поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить

антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать

развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры.

Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с

другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного

сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма.

Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период

перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности.

Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно

обеспечить программным регулированиям.

В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие:

межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции;

отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК;

товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или

другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых

функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально-

экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.);

региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на

состояние АПК отдельных областей и регионов.

Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный

характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается

государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации

антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п..

В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного

регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная

поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное

регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование.

Существенным элементом государственного регулирования

сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной

структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства,

введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в

частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов

относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из

оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования

объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной

поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а

государство имеет возможность регулировать количество земель, которые

используются под посевы и многолетние насаждения.

Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны

в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе

в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии

на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют

погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие

уменьшению объемов импорта масла.

Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном

животноводстве и, частично, в птицеводстве.

В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского

хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко

практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю

техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и

перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные

субсидии производственного назначения начали уменьшать.

Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного

кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление

помощи молодым фермерам.

Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования

производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов

фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия.

Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной

политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри

Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты

решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты

фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства.

Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на

председателя скота в неблагоприятных условиях производства.

Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты

не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по

ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в

сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в

бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину

средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные

средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67].

Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная

интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и

абсолютным размером выделенных сумм. Как видим, высоким есть уровень

государственной поддержки аграрной сферы в Япони, странах Европейского

Союза и США. Минимальные суммы для поддержки сельского хозяйства выделяют в

Австралии Новой Зеландии.

На защиту отечественных рынков и товаропроизводителей в западных

странах также направленный механизм внешнеторговых отношений. Главной его

составной частью есть ценовое регулирование. Мировые цены формируют на

основании затрат в лучших условиях производства, под которыми понимают

совокупность естественных, технико-технологических и социально-

экономических условий. Такие условия для производства многих

сельскохозяйственных товаров есть в США, где на биржах и происходит

начальное формирование мировых цен.

Однако в большинстве стран условия производства многих видов

сельскохозяйственной продукции худшие, чем в главных странах-экспортерах.

Если бы функционировал абсолютно свободный мировой рынок, то внутреннее

производство сельскохозяйственной продукции в многих государствах было бы

вытеснено импортом. Поэтому нужны системы защитных механизмов, которые

стимулируют развитие собственного аграрного сектора. Такие системы созданы

в странах Европейского Союза, Японии других, где условия для выращивания

многих культур есть худшие. Разработанные механизмы защищают от дешевого

импорта отдельных продуктов, и вместе с тем регулируют поступление

продуктов, которые не вырабатывают внутри страны.

Как базовые инструменты политики защиты отечественных производителей

используют таможенные сборы и компенсационные платежи, которые покрывают

разность между внутренними и импортными ценами, а также компенсационные

платежи экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые дают

возможность вывозить продукты из Европы на мировой рынок, где сложились

низшие цены. Такая система превратила Западную Европу у большого экспортера

продуктов питания.

В Украине для реализации стратегического курса изменения всей системы

отношений в АПК целесообразно создать специальные органы государственного

регулирования сельского хозяйства и рыночных преобразований в нем. В

государствах Восточной Европы, которые стало на путь аграрных реформ

значительно раньше, чем Украина, подобные учреждения уже действуют, в

частности, в Польше - Агентство сельскохозяйственного рынка, в Чехи и

Словакии - Фонды рыночного стимулирования, в Венгрии - Координационный

комитет по регулированию аграрного рынка. Несмотря на некоторые отличия

можно выделить такие главные задачи их деятельности:

. интервенционная закупка аграрной продукции;

. интервенционная продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов

ее переработки на внутреннем и внешнем рынках;

. субсидирование экспорта;

. обслуживание кредиторской задолженности;

. анализ сельскохозяйственного рынка, сбор информации и разработка

оценок и предложений для правительства относительно текущей

ситуации.

Государственные меры воздействия на экономику АПК имеют, по

обыкновению, противоречивый характер. Эти разногласия обусловлены

объективно, во-первых, несоответствием ряды конечных целей государственного

регулирования внутренним закономерностям рыночного развития; во-вторых,

нарушением интересов отдельных групп производителей и потребителей; в-

третьих, неминуемым внутренним разногласием любого решения вследствие учета

разных взглядов и интересов, отличий в понимании реальной действительности

и результатов внедрения государственных мероприятий.

В общем, опыт государственного вмешательства удостоверяет, что

масштабы и возможность регулирования пропорциональны к силе государственной

власти. Действенность инструментов и механизмов регулирования также зависит

от способности органов управления и власти контролировать ситуацию.

Переходное состояние допускает и требует не только косвенного, а и прямого

влияния на экономику, которая обусловлена скоростью, силой и сравнительно

меньшими бюджетными затратами.

В государственном регулировании аграрного сектора АПК Украины являются

определенные проблемы, нет опыта использования механизмов регулирование,

которые грунтуются на принципах добровольности и заинтересованность.

Отсутствие системности, некомплексность мероприятий и опоздания в принятии

решений резко снижают эффективность регулирования. Кроме того, нужно также

учесть сложность финансового состояния экономики, которая ограничивает

возможности и масштабы поддержки АПК.

Итак, систему государственного регулирования аграрной сферы в Украине,

так же, как и регулирование агробизнеса на Западе, должны характеризовать

всепроницаемое влияние на разные стороны процесса производства

сельскохозяйственной продукции и высокий уровень поддержки внутренних

товаропроизводителей. Цель регулирования - стимулировать производство,

аграрное предпринимательство и социальную поддержку села.

4. Специализированные растениеводческо-

промышленные комплексы

Растениеводство является базовой областью сельскохозяйственного

производства Украины, одним из ведущих звеньев всего АПК республики.

Частица растениеводческих областей в объеме всей продукции сельского

хозяйства составляет 51,7%.

Основа развития растениеводства – это земля, которое используется как

отдельные угодья для определенных производственных эти- леев. Определенное

количество земли отведенное под приусадебные и садово-огородные участки

колхозников, рабочих и служащих. Для сельскохозяйственного производства

наиболее ценные пахотные земли, которые составляют свыше 80% всех

сельскохозяйственных угодий Украины.

Наиболее благоприятными для развития растениеводства являются степная

и лесостепная зоны.

Посевные площади на территории Украины в 1995 г. составляли 30,9 млн.

га, в том числе под зерновыми культурами – 14,1, техническими – 3,7,

картофелем и овоще-бахчевыми – 2,1 и кормовыми культурами — 10,9 млн. га.

Площадь чистых земель составляла 1,5 млн. га.

Ведущее место в структуре посевов (за последние годы 42-47%) занимают

зерновые культуры.

Основными зонами производства зерна в Украине являются Степь и

Лесостепь, где вырабатывают соответственно по 45 и 40% его общего объема. В

Украине выращивают почти все зерновые культуры, но структура их посевов

имеет определенные отличия в зонах, которые связаны с неодинаковыми

природно-экономическими условиями.

Основными хлебными зерновыми культурами Украины являются озимые

пшеница и рожь, крупяными – просо, гречка и рис, зернофуражными – ячмень,

кукуруза и овес, зернобобовыми – горох.

В Украине выращивают озимые и ярые культуры. За последние годы их

площади стали приблизительно одинаковые. Сеют, как правило, больше озимых

культур, так как они дают более высокие урожаи. Однако нередко

неблагоприятные погодные условия приводят к гибели посевов озимых культур и

приходится пересевать их ярыми.

Видное место в структуре посевов озимых культур занимает озимая

пшеница. Украина была одним из главных регионов выращивания озимой пшеницы

в бывшем СССР. Урожайность этой культуры более высокая, чем ярой

(урожайность озимой пшеницы в 1995 г. составляла 30,1 ц/га, а ярой — 16,9

ц/га).

Таблица 1

Посевные площади сельскохозяйственных культур

(в хозяйствах всех категорий; тыс. га).

|Зернове культуры |16077|14583|14671|13903|14305|13526|14152|

|Озимые зерновые | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.