рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Пенсионная реформа в Российской Федерации

Пенсионная реформа в Российской Федерации

Министерство образования РФ

Орловский Государственный Университет

Факультет экономики и управления

Кафедра прикладных экономических дисциплин

Курсовая работа на тему: “Пенсионная реформа в Российской Федерации”.

Выполнил: студент 26 группы

Губин Алексей Юрьевич

Проверил: преп.

Кожанчиков Олег Игоревич

г. Орёл 2003

содержание

Введение 3

Глава 1 5

Структура пенсионной системы. 5

1.1 Виды пенсий 5

1.2 Виды и структура трудовых пенсий. 5

1.3 Составляющие трудовой пенсии. 7

Глава 2 13

Конвертация пенсионных прав в капитал 13

1.1 Основные положения конвертации 13

1.2 Формула конвертации 18

Глава 3 19

Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы. 19

Заключение 24

Список используемой литературы. 26

Введение

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали

следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много

зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность

пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою

пенсию.

Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой

пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.

Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из

тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий

сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы

здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать

такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения

доходов.

Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не

будут торопиться выводить заработные платы из тени – из конвертов страховых

схем и т. п.

Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание

стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих

доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу

работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не

полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы.

Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал,

внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа,

и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально

перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти

обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и

индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны

обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или

страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это

обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед

гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах,

а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии

заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него

его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему

за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные

уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе

обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае

несогласия сможет добиться их изменения.

Решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа

позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более

удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую

более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим

поколениям россиян.

Глава 1

Структура пенсионной системы.

1.1 Виды пенсий

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная

система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых,

экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью

предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит

из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы,

обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление

базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам

умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета –

социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с

законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы,

обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление

страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым

работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего

кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть

пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному

пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию

предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов

работодателей и застрахованных лиц.

1.2 Виды и структура трудовых пенсий.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ

составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три

вида:

. По старости

. По инвалидности

. По случаю потери кормильца

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий,

устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано

с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше

дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не

исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной

пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших

военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской

АС).[1]

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция

многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного

обеспечения:

. Борьба с бедностью

. Компенсация утраченного заработка

. Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее

назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа,

однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не

менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю

потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего

кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид

трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение

пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по

инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины),

повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по

случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца

нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными

отношениями.

Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение

стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом по существующим

сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно

иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному

получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет

(мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности

трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая

устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет

(женщинам).

1.3 Составляющие трудовой пенсии.

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна

складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная.

Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку

государством, а заработана им.

Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров.

По состоянию на 1 января 2002 года она составляла 450 рублей, за прошедший

период она трижды индексировалась и на первое февраля 2003 года она

составила 553 рубля 74 коп..[2]

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в

Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по

распределительному методу (т.е. взносы нынешних работающих граждан

распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой

части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов,

уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности

делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых

взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной

системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого

периода выплаты пенсии.

Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой,

соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение

работников распределены на три потока.

Первая - часть налог 14%. Он поступает в федеральных бюджет и

направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Вторая – страховой взнос (14%; 12% - в зависимости от возраста

застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности работника к

определённой возрастной группы), поступает непосредственно в Пенсионный

фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте

конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств

пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует

ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот

период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Третья часть – страховой взнос (начиная с 2006 года), поступает в

Пенсионный фонд РФ, отражается в специальной части индивидуального лицевого

счёта конкретного работника и направляется на финансирование пенсий только

в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют

персонифицированный резерв пенсионной системы. Направляемый на

инвестирование, доход от которого так же фиксируется на индивидуальных

счетах застрахованных лиц.

Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается

от ранее действующих правил. Базовая часть пенсии устанавливается в

фиксированном размере, которая дифференцируется в зависимости от возраста

пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его

иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности

определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего

лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Страховая

часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей

схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный

капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на

количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий,

установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с

которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости после завершения

пенсионной реформы составит 19 лет. Вместе с тем установлен переходный

механизм, согласно которому с 1 января 2002 года указанный период составил

всего лишь 12 лет и он ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16

лет, а затем на один год до достижения 19 лет.[3]

При назначении трудовой пенсии по старости позднее 60 – 55 лет

ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на каждый полный

год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидается

период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчёта размера

страховой части пенсии по старости. Не может составлять менее 14 лет, в

течении переходного периода – 10 лет.

Данная мера, экономически стимулирующая более поздний выход на пенсию,

позволяет обойтись без принятия непопулярного в обществе решения об

увеличении пенсионного возраста.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности

определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица,

учтённых в специальной части индивидуального лицевого по состоянию на день,

с которого назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода

выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по

инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного

возраста.

Размер трудовой пенсии определяется путём суммирования всех составных

частей соответствующего вида пенсии. Новым законодательством определён

порядок перерасчёта и индексации (корректировки), установленного вида

пенсии. Перерасчёт производится при наступлении обстоятельств,

индивидуальным образом влияющих на изменение размера пенсии, как в сторону

его увеличения, так и снижения. Это может иметь место при достижении

пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количества

нетрудоспособных членов семьи или категории получателей пенсии по случаю

потери кормильца. Кроме того, если пенсионер проработает после назначения

или предыдущего перерасчета страховой части пенсии по старости или по

инвалидности, то приобретет право на перерасчет пенсии с учетом

дополнительного капитала.

Дополнительный капитал можно не только «заработать» и «сэкономить»

в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости

(полностью или в определенной пенсионером части) не менее чем в течение 12

месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии.

Принципиально важно то, что при перерасчете страховой части пенсии по

указанным основаниям ожидаемый период выплаты пенсии по старости

сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения

страховой части пенсии. Пари этом применяются те же ограничения, которые

действуют при сокращении указанного периода в случае более позднего

назначения страховой части пенсии.

Индексация, или корректировка, осуществляется только в общем для всех

пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии

(за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии

подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных

индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных

страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в ПФР,

принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного

капитала для исчисления размера этой части пенсии. Такая корректировка

производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится

назначение или перерасчет пенсии.

Порядок индексации зависит от частей трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста

инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном

бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Страховая часть трудовой пенсии индексируется по смешанному механизму

(путем авансирования и путем доплаты).

При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6% страховая

часть трудовой пенсии будет индексироваться раз в три месяца — с первого

числа очередного квартала. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на

6% за полугодие — раз в шесть месяцев. В случае роста цен за

соответствующее полугодие менее чем на 6% индексация страховой части

трудовой пенсии производится один раз в год с 1 февраля.[4]

В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной

платы в Российской Федерации превысит общий (суммарный) коэффициент

произведенной индексации по ценам за предшествующий год, то с 1 апреля

следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой

части пенсии на соответствующую разницу, которое не может превышать индекса

роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит как

перерасчету, так и индексации, которые производятся в совершенно особом

порядке.

При назначении трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная

часть, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого

счета застрахованного, списываются с этого счета и не принимаются во

внимание при перерасчете данной части пенсии.

В случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в

состав которой входит накопительная часть, один раз в три года производится

перерасчет этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений,

отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период,

истекший с даты назначения указанной пенсии либо последнего перерасчета ее

накопительной части.

Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится путем

суммирования накопительной части трудовой пенсии по состоянию на дату, с

которой производится соответствующий перерасчет, с результатом, получаемым

при делении суммы дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в

специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты

назначения трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть

пенсии, либо последнего перерасчета этой части пенсии, на количество

месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, определяемого по

состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. При этом

дополнительные средства, учтенные в специальной части индивидуального

лицевого счета, списываются с этого счета.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной

индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений

и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Итак, модифицированный порядок назначение пенсии даёт явные

преимущества над старой моделью. Сегодня заработная плата учитывается в

полном объеме и на протяжении всего трудового стажа, тогда как в старой –

заработная плата свыше 2000 рублей при назначении не учитывалась и

направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получал меньше. Новая

пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в

которой размер пенсий зависит от заработной платы.

Глава 2

Конвертация пенсионных прав в капитал

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской

Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных

групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные

права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до

этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования)

в расчетный пенсионный капитал.

1.1 Основные положения конвертации

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного

размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002

года всем застрахованным лицам по формуле (1):

ПК = (РП - БЧ) x Т, где

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент

введения нового пенсионного законодательства, составляющий 450 руб.,

Т — ожидаемый период выплаты пенсии — 19 лет (228 месяцев).

Формула (1) вытекает из нового порядка определения размера трудовой пенсии

по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и

накопительной частей: П = БЧ + СЧ + НЧ, где

БЧ — базовая часть пенсии по старости,

СЧ — страховая часть пенсии по старости,

НЧ — накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет

пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета.

Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату

составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости

по новым правилам определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т.

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г.

в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в

течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру

пенсии, определяемому по новой формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т.

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (1).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет

«заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется

исходя из следующих основных положений и принципов.

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 г.

государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального

коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.