рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность аудита и аудиторской деятельности

который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты

составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в

котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным,

приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они

просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в

Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и

правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы

накопления необходимой информации.

2.2 Виды аудита

Основные виды аудита представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды аудита

|№ |Критерии |Виды |

|пп. | | |

|1. |По отношению к пользователям информации|1. Внешний |

| | |2. Внутренний |

|2. |По отношению к требованиям |1. Обязательный |

| |законодательства |2. Инициативный |

|3. |По объектам аудита |1. Банковский |

| | |2. Аудит страховых организаций |

| | |3. Аудит бирж, инвестиционных |

| | |институтов и внебюджетных фондов |

| | |4.Общий |

| | |5. Государственный |

|4. |По назначению |1. Аудит финансовой отчетности |

| | |2. Налоговый |

| | |3. Аудит на соответствие |

| | |требованиям |

| | |4. Ценовой |

| | |5. Управленческий |

| | |(производственный) аудит |

| | |6. Аудит хозяйственной |

| | |деятельности |

| | |7. Специальный (экологический, |

| | |операционный и др.) |

|5. |По времени осуществления |1. Первоначальный |

| | |2. Согласованный (повторяющийся) |

| | |3. Оперативный |

|6. |По характеру проверки |1. Подтверждающий |

| | |2. Системно-ориентированный |

| | |3. Аудит, базирующийся на риске |

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных

функциональных задач управления, разработка и проверка информационных

систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в

зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его

руководства и (или) собственников. Внутренний аудит - неотъемлемая часть

управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т. е.

непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а

внешним учредителям.

В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации

дается следующее определение:

Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в

интересах его собственников и регламентированная его внутренними

документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения

бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего

контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью

деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или)

собственников экономического субъекта информационное и консультационное

значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности

экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в

связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем

деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит

дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов

менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения

потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим

экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в

зависимости от:

содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

объемов показателей финансово-экономической деятельности

экономического субъекта;

сложившейся системы управления экономического субъекта;

состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или

отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные

комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние

организации и (или) внешние аудиторы.[7]

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские

группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному

бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов

шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их

мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу

средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации

такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное

изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций,

остатков по бухгалтерским счетам;

проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также

требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и

(или) собственников;

проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка

контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического

субъекта;

проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества

экономического субъекта;

работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами

структуры внутреннего контроля;

оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в

злоупотреблениях;

разработка и представление предложений по устранению выявленных

недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой

организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов

менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство

предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые

изменения внутри предприятия.[8]

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости

в структуре управления экономического субъекта. Это требование к

внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и

обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или)

собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов

экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего

контроля и т.п.

Внутренний аудитор - это сотрудник подразделения внутреннего аудита,

организованного экономическим субъектом.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате

предприятия и подчиненные его руководству.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках

законодательства;

оценка экономичности и эффективности операций компании;

проверка уровней достижений программных целей;

подтверждение точности информации, используемой руководством при

принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только

перед собственниками и (или) руководством предприятия.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из

потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием

в целом.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля

и обработки информации;

4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой

информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только

детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и

качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом

дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть

выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач

внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы -

разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих

методов.

Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита

рассмотрены в приложении 1.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и

инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов,

включая органы государственной власти и управления, органы местного

самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной

инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе

экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и

т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого

аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Правительство

Российской Федерации утвердило основные критерии (система показателей)

деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская

(финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской

проверке. В приложении2 даны критерии деятельности экономических субъектов,

предусматривающие обязательный аудит.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых

организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;

общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме

государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые

Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный

аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате

Российской Федерации существует должность аудитора.[9]

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности - представляет собой проверку отчетности

субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным

критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит

проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой

проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией

и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам,

органам государственного регулирования и др.[10]

Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты

начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной финансовой

или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия

предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например,

внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита

осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних

аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование

поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и

краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто

находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится

вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на

заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных

ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит - это проверка и

совершенствование организации и управления предприятием, качественных

сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и

финансовых вложений, производительности, рациональности использования

средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, - один из

видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения

эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому

аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной

деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид

аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или

административного управления и организации, преследует следующие цели:

оценка эффективности управления;

выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или

дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу

администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и

государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка

конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения

определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить

законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих,

правильность составления налоговой отчетности, использования социальных

фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный

(повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые

для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость

аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об

особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором

(аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании

специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации

бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом

(консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что

согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые

в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для

клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные

на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает

настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Оперативный аудит - это кратковременная аудиторская проверка для

вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения

законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности

бухгалтерских документов и отчетности);

системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе

анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе

внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в

слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы

внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в

областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в

областях с низким риском).

2.3 Этика аудитора

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности

обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых

решении профессионального характера следующие профессиональные этические

принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная

компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное

поведение.

Независимость - это обязательность отсутствия у аудитора при

формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-

либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта,

превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а

также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части

обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является

зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской

деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость

аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки

зрения фактических обстоятельств.

Честность - это обязательная приверженность аудитора профессиональному

долгу и следование общим нормам морали.

Объективность - это обязательность непредвзятости, беспристрастности и

неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных

вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - это обязательность владения

необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно

и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация

должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов

и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения

квалифицированного проведения аудита.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки

профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с

имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - это обязательность оказания аудитором

профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью,

оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип

добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора

к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в

аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских

организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или

составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии

(как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не

разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника

(руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев,

предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип

конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что

разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не

может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного

ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, независимо от

продолжения или прекращения отношений с клиентом, и не имеет ограничений по

времени.

Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных

интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей

профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием

аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии

аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является

членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать (наряду с

вышеуказанными этическими принципами) и правила этики, предусмотренные

документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным

объединением.

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную

деятельность, т. е. проведение аудита и подготовку по его результатам

официального аудиторского заключения, в соответствии с Правилами

(стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по

аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки

исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание

вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или)

информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.

3 Услуги, сопутствующие аудиту

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.