рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Правовое положение женщин в современной Индии

Курсовая работа: Правовое положение женщин в современной Индии

Оглавление

Введение

Глава 1. Традиционное восприятие женщин

1.1 Положение и права женщин в исламе

1.2 Положение и права женщин в индуизме

1.3 Положение и права женщин в буддизме

Глава 2. Формирование современного правового пространства

2.1 Движение за отстаивание прав женщин в Индии

2.2 Гражданские и политические права женщин в Индии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность. Правовое положение женщин в современной Индии определяется обращением к целому ряду насущных вопросов современной правовой науки.

Прежде всего, это касается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, как права человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества», индивидуального и общественного бытия. Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.

Особый исследовательский интерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе.

Индия входит в число наиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодолено действие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующих действенному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (по официальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых» каст (ныне называемых зарегистрированными»), а также женщины и дети.

Методология исследования: в процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма. Характер определенных в работе задач вызывает необходимость применения и других разнообразных методов исследования: проблемно-хронологического; периодизации.

Хронологическими рамками исследования является период, охватывающий Индию второй половины ХХ века и начало ХХI века.

Обзор источников: основой исследования послужили тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, колониальное законодательство и другие нормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся «половинчатого», формально-демократического изменения социально-правового положения женщины-индуски в обществе и семье. Особое внимание было уделено законодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950г., нормативно-правовым актам, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свобод индийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времени архаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство.

Цель исследования – провести анализ особенностей правового положения женщин в современной Индии.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть положение и права женщины в исламе.

2. Рассмотреть положение и права женщины в индуизме.

3. Рассмотреть положение и права женщины в буддизме.

4. Дать оценку движению за отстаивание прав женщин в Индии.

5. Проанализировать гражданские и политические права тенденции к правовому положению женщин в Индии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Историография: Говоря о степени научной разработанности темы, следует отметить, что проблема социально-правового положения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедов начиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященная правовому положению женщин вышедшая из-под пера профессора Харьковского университета А.Н. Стоянова, осталась нам недоступной. В советский период в работах исследователей в рамках господствовавших в то время установок исторического материализма и формационной теории основной упор делался на анализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад в национально-освободительное движение против колониальных властей.

Задачи комплексного исследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности, эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий их реализации, борьбы с пережившим века консервативным традиционализмом практически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образом применительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовой деятельности.

Начиная со второй половины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологических исследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в Древней Индии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов и лингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следует отметить труды А.А. Вигасина, А.М. Самозванцева, А.А. Куценкова, Г.Г. Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я. Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль, Е.Ю. Ваниной, Н.Н. Гусевой и др.

Лингвистический и историко-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведен в книгах А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» и «Правовой текст дхармашастры». Первой попыткой дать очерк положения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийских мифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала статья А.А. Вигасина в книге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире». Значительным вкладом в освещение этих вопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена: исследования, эссе», куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологов о традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанные на основе литературных источников древней,

В 90-е гг. XX в. социальное положение индийских женщин рассматривалось учеными-индологами в основном в статьях, публикуемых в научных журналах. Большой раздел, посвященный социально-экономическому положению женщин в современной Республике Индии, включен в справочное издание «Индия сегодня», подготовленное коллективом автором института Востоковедения РАН.

Если говорить о теоретико- и историко-правовом аспекте исследования данной проблемы на основе цивилизационного метода, в том числе обосновании его применения при рассмотрении проблем прав человека, истории государства и права, в том числе и проблем социально-правового положения женщин в современном мире, то следует отметить прежде всего труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории права, прав человека, гендерной теории: Н.А. Крашенинниковой, Е.А. Лукашевой, Г.И. Мальцева, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, С.В. Полениной, В.Е. Чиркина, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.В. Скурко, Н.Н. Тарусиной и др.

За рубежом проблема социально-правового положения женщин затрагивалась в ряде работ как европейских, так и индийских авторов, в числе которых можно назвать А. Альтекара, Д. Муллу, Д. Деретта, П. Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Первые книги, посвященные социальному положению женщины в традиционном персональном индусском праве, выходили из-под пера известных индийских женщин-реформаторов конца XIX – начала XX в. Широкую известность, в частности, приобрела книга Пандиты Рамабаи «Высококастовые женщины-индуски», вышедшая в 1887 г.

Большой общественный резонанс получила книга американской писательницы Кэтрин Майо «Мать Индия» (1927г.), написанная на основании личных впечатлений от путешествий по Индии и знакомства с представительницами различных каст и социальных слоев страны. Серьезной попыткой краткого научного анализа социального положения женщин в Индии стала статья индийского ученого-санскритолога - д-ра А.С. Альтекара - «Положение женщины в индусской цивилизации с древнейших времен до наших дней» (1938 г.). После получения Индией независимости исследования в сфере социально-правового положения женщины стали появляться с завидной регулярностью. К числу наиболее фундаментальных работ этого периода относятся труды известных ученых Д. Муллы «Принципы индусского права» и Д. Деретта «Индусское право в прошлом и настоящем».

Особое общественное и политическое внимание к «женскому вопросу» в независимой Индии привело к появлению ряда исследований на заданную тему разной степени научности: среди них встречались как сугубо публицистические произведения, так и компилятивные труды, обобщающие литературные упоминания о женщинах в древней и средневековой литературе, что не исключало появления и ряда обоснованных научных исследований, проведенных с учетом последних достижений исторической науки. К их числу можно отнести работы историка Г. Муршида «Сопротивляющиеся дебютантки: ответ бенгальских женщин на модернизацию», 1983; книгу Дж.Форбс «Женщины в современной Индии», вышедшую в серии «Новая кембриджская история Индии» в 2004 г.; сборник статей под редакцией К. Роя «Женщины в ранних индийских обществах», 2005 г. и др.


Глава 1. Традиционное восприятие женщин

 

1.1 Положение и права женщин в исламе

Духовный аспект. Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится: Всякая душа - заложница того, что она приобрела (Коран, 74:38).

Женщина по Корану, не несет вины за первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своем неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2:36, 37, 7:20-24). В одном их стихов (Коран, 20:121) вина, фактически, возлагалась на Адама. Что касается религиозных обязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако, в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами.

Например, женщина освобождается от дневных молитв и поста в течение сорока дней после рождения ребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во время беременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во время рамазана), она может возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещать молитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам). Исламское учение окрашено нежным отношением к женщине, так как считается с тем, что женщина может кормить или нянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы. Ислам также принимает во внимание физиологические и психологические изменения, связанные с функционированием женского организма.

Социальный аспект:

а) Детство и девичество

Несмотря на то, что некоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству: И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита (Коран, 81:89).

Критикуя родителей, которые отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит: "И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен. Скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают (Коран, 16:58, 59). Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения. Среди высказываний пророка Мухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее. Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай. (Ибн Ханбал, 1957). Женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина (Аль-Байхаки). Под словом мусульманин здесь понимаются как мужчины, так и женщины.

б) Замужество

В Коране ясно указывается, что супружество имеет целью не только продолжение человеческого рода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется на любви и милосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружестве гласит:

Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют. (Коран, 30:21). Согласно Исламским законам, женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал о девушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469). Согласно другой версии, девушка сказала: Фактически я признаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родители не имеют право (навязывать им мужа насильно) (Ибн Мадже, 1873). Кроме всех других гарантий защиты в замужестве, специально постановлялось, что женщина имеет полное право на ее Махр, подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался в брачный контракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. Понятие Махра в Исламе - это не фактическая или символическая цена женщины, как в ряде других культур, а скорее подарок, символизирующий любовь и восхищение. Правила супружеской жизни в Исламе ясны и гармоничны, они отвечают природе человека. С учетом физиологического строения и психологии мужчины и женщин, оба имеют равные права и обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественное правило любой совместной жизни и оно соответствует природе человека. Коран постановляет:

И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними - степень (Коран, 2:228). Эта степень - Кивама (поддержка и защита). Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье не означает диктат мужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимного согласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример:

Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними... (Коран, 2:233) Помимо тех основных правил, которые имеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение и партнерство, что настоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). ...Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидете, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо (Коран, 4:19). Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: ...Кто лучше всех среди вас? - тот, кто лучше всего для своей семьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверные лучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам (Ибн Ханбал, 7396).

Поскольку признается право женщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака.

Однако, для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее от поспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания.

Учитывая большую эмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину.

Однако, подобно мужчине, женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотрено брачным контрактом. В частности, некоторые аспекты Исламского законодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересны и заслуживают особого упоминания.

Если продолжение супружеских отношений по какой-либо причине становится невозможным, мужчин все-таки учат искать для них благоприятное завершение.

Коран говорит в таких случаях: А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая (Коран, 2-231, см. также Коран, 2:229 и 33:49).

в) Женщина-мать

Ислам отводит доброте по отношению к родителям второе место после поклонения Богу. И решил Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние... (Коран, 17:23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости... (Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8) Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать. А кто еще? - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. А кто еще? - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец. (Аль-Бухари и Муслим).

Экономический аспект. Ислам утверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнего столетия), права на независимую собственность. По законам Ислама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности. Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины. Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю свою собственность или часть ее. В законе нигде не утверждается, что женщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить, что она имеет право на собственность до замужества и на все, что она приобрела в замужестве. Что касается права женщины иметь работу, следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как самую священную и главную. Ни няньки, ни служанки не могут заменить мать в воспитании честного, полноценного и здорового ребенка. Эта благородная и жизненно важная роль, которая во многом формирует будущее нации, не должна рассматриваться как безделье. Однако в Исламе нет положений, запрещающих работать, когда в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе и в которых более всего нуждается общество. Кроме того, нет каких-либо ограничений для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина в той или иной сфере. Даже по поводу должности судьи, где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для этой должности ввиду ее более эмоциональной натуры, мы можем найти у первых мусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничего неверного. Кроме всего, Ислам вернул женщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеет права претендовать на нее - ни отец, ни муж.

Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам - удел из того, что оставили родители и близкие, - из того, что мало или много, удел определенный (Коран, 2:7). Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины, без намека на то, что она стоит половины мужчины! Казалось бы, это грубое несоответствие тем убедительным свидетельствам равноправного отношения к женщинам по Исламским законам, которые обсуждались на предыдущих страницах, - ставить женщину в такое неравное положение. Такие различия в правах на наследство только отражают разницу в денежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам. Мужчина по Исламу обязан полностью содержать свою жену, детей, а в некоторых случаях - нуждающихся родственников, особенно женского пола. Эта ответственность не снимается и не уменьшается из-за богатства жены и ее вклада в личный доход, полученный от работы, ренты, прибыли или другими законными средствами. Женщина, с другой стороны, намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиями на ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, не переходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязана нести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов после замужества. Она имеет право на Махр, который получила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем. Изучение права наследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не только справедливость законов Ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.

Политический аспект. Все фундаментальные исследования учения Ислама или истории мусульманской цивилизации являются свидетельствами равенствами женщины с мужчиной в том, что мы сейчас называет политическими правами. Они включают право на выборы, а также на участие в политической жизни. Как в Коране, так и в истории Ислама мы найдем имена женщин, которые участвовали в серьезных дискуссиях и даже спорили с самим Пророком (см. Коран, 58:1 и 60:10 - 12). Во время Халифата Омара Ибн аль-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту и вынудила его заявить в присутствии людей: Женщина права, а Омар не прав. Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророка трактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадис приблизительно переводится таким образом: Люди не будут процветать, если они позволят женщине стать их лидером. Это ограничение, однако, не имеет ничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касается природных различий биологического строения и различия в психологии мужчин и женщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальный руководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в дни праздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности, благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующего армией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностями женщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организм женщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого рода отклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения. Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Кроме того, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций, требование несовместимое с инстинктивной природой женщин. Даже в современную эпоху в наиболее развитых странах редко встретишь женщину на посту главы государства, играющую не чисто номинальную роль, женщину - Командующего вооруженными силами и такое же число женщин - членов парламента или других подобных органов. Нельзя относить это за счет отсталости различных народов или конституционных ограничений права женщины занимать пост главы государства или члена парламента. Логичнее объяснить сложившуюся ситуацию, исходя из естественных и бесспорных различий между мужчиной и женщиной, различий, которые не подразумевают верховенства одних над другими. Разница скорее состоит во взаимодополняемости обоих полов в их жизненной роли.

Стоит также отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.