рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Свободы представителей нетрадиционных течений также гарантированы законом, однако п. 7 ст. 13 допускает продление сроков рассмотрения документов при регистрации религиозной организации, если заявители принадлежат к вероучению, последователи которого впервые создают религиозную организацию на территории Республики.

Отдельные положения п. 2 ст. 16 расширяют основания, на которых допускается ликвидация религиозной организации и запрета на ее деятельность в судебном порядке.

Наряду с этим, республиканский закон расширил права верующих на предприятиях и в учреждениях, закрепив за ними право на отправление религиозных обрядов на рабочих местах, если это не вредит производственному процессу.

В ст. 18 республиканского закона декларируется легитимность религиозных вакфов, причем не только исламских. По мнению председателя Совета по делам религии РТ Рината Набиева, законодательное признание вакфов способствует «возрождению национально-религиозных традиций народов, исповедующих ислам, в области правовой культуры, развитию благотворительной деятельности, защите ислама от вульгарной политизации, привлечение к взаимному международному сотрудничеству с авторитетными мусульманскими организациями».

Одним словом, республиканский закон предоставил верующим больше прав и гарантировал гражданам большую защиту от тех нетрадиционных религий, которые оказывают пагубное воздействие на личность и общество. Тем не менее, как федеральный, так и республиканский законы являются достаточно либеральными, и, как показало время, они не в состоянии сбалансировать влияние религиозных организаций на процессы в обществе с фактическими духовными потребностями граждан [45, с.22].

В настоящее время при Президенте РФ действует Совет по взаимоотношению с религиозными объединениями. Помимо него, в структуру входят 22 руководителя религиозных объединений разной направленности. Трое из них представляют мусульманскую общину России.

В настоящее время в Татарстане зарегистрировано более 900 мусульманских и более 200 православных общин. Вместе с тем, влияние религиозных течений нетрадиционной направленности в Татарстане усиливается на фоне недовольства прогрессивной общественности. Нередко эти религиозные общины пытаются узаконить те виды деятельности, которые противоречат отдельным статьям федерального, республиканского законодательств и международным конвенциям. В 2000 г. в центре внимания общественности оказалась деятельность "Свидетелей Иеговы". Смерть двухлетней девочки, которая наступила из-за несогласия матери на переливание крови, стала основанием для отказа в перерегистрации и обращения в суд для ликвидации общины. Но районный суд в иске отказал, а Верховный суд РТ обязал зарегистрировать организацию.Летом 2000 г. активизировались представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которые предприняли попытку встретиться с высшим руководством Татарстана для того, чтобы ускорить регистрацию казанской общины. Несмотря на разъяснительную работу, проводимую Советом по делам религии РТ, мормоны, по сводкам местных СМИ, не оставляют попытки закрепить свои позиции "в верхах", чтобы избавиться от ответственности.

В Татарстане представлены и новые для России религиозные движения – ахмадия (штаб-квартиры движения находятся в Пакистане и в Англии), Церковь последнего завета (виссарионовцы), сахаджа-йога, Церковь саентологии. Последняя вызывает наибольшую обеспокоенность общественности и органов безопасности Татарстана, поскольку саентологи имеют много последователей в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. В школах Набережных Челнов до недавнего времени читались лекции по программе "Нарконон", в итоге запрещенной Минздравом РФ.

Динамика численности организаций нетрадиционно-религиозных направлений за последние годы показывает, что если по численности последователей новые культы уступают традиционным религиям, то по своей активности они значительно превосходят их. Ярким примером может служить 100% активность протестантских организаций при перерегистрации, завершившейся в РТ к концу 2000 г.

Среди причин распространения новых религиозных течений исследователи называют и идеологический кризис, и пассивность традиционных конфессий. В большей степени эти тенденции проявляются в городе, где отсутствие приверженности традициям, осложненное проблемами экономического и социального характера, также способствует приобщению граждан к нетрадиционным общинам.

В связи с этим духовные лидеры Татарстана прикладывают большие усилия для того, чтобы поддержать традиционные религии и сохранить те ценности, которые испокон веков были присущи татарскому народу. С этой же целью все мусульманские религиозные объединения Республики подчинены единому центру – Духовному управлению мусульман (ДУМ) РТ, возглавляемому муфтием Гусманом Исхаковым.

В развитии традиционного ислама главная роль отводится местным кадрам, подготовка которых сегодня является основной задачей, стоящей перед ДУМ РТ. В настоящее время в Татарстане функционируют 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. В Казани с 1998 г. действует Российский исламский университет (РИУ). Студенты РИУ наряду с высшим религиозным получают и светское образование, например, преподаватель арабского языка, юрист, экономист и др. Правда, по данным ДУМ РТ, лишь 10% мусульманских общин республики обеспечены подготовленными имамами. Преподавательский состав университета представлен 25 преподавателями, среди которых один академик, 2 доктора и 2 кандидата наук. Еще 8 преподавателей в настоящее время учатся в аспирантуре Казанского госуниверситета [46, с.10].

Раньше для получения религиозного образования молодые люди вынуждены были отправляться за границу. Однако это часто приводит к возникновению проблем иного характера – обучение во многих зарубежных исламских университетах не гарантирует высокого качества подготовки имамов и оставляет вне учебной программы вопрос формирования национального самосознания.

На территории современного Башкортостана на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам. Высокая степень веротерпимости, свойственная верующим основных конфессий, прежде всего, ислама и православия, выступает отличительной характеристикой духовной жизни республик. Трудно найти регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований, как Башкортостан. Это и мусульмане, и христиане, в числе которых православные, старообрядцы, католики, протестанты различных направлений, а также, – иудеи, буддисты, кришнаиты, бахаи. Такое многообразие различных конфессий уникально. Поэтому очень важны последовательные и взвешенные практические шаги по проведению продуманной религиозной политики.

Полиэтнический и поликонфессиональный характер Российской Федерации, равноправие населяющих ее народов и существующих на ее территории религий закреплены в основополагающих законодательных актах страны, прежде всего, в ее Конституции, статья 14 которой гласит, что Российская Федерация – светское государство, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Аналогичные положения закреплены в ст. 34 Конституции Республики Башкортостан и в ст. 29 Конституции Республики Татарстан: “Граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной или атеистической деятельностью. Каждый человек свободен в отправлении религиозных обрядов. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями запрещается. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства”.

Именно достижение взаимного понимания, веротерпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, а также твердая позиция по недопущению в республике проявлений религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозный объединений, явились причинами принятия Государственными Советами республик данных законов. В нем нашли свое отражение особая роль ислама и православия в становлении и развитии духовности и культуры народов Татарстана и Башкортостана, стремление учитывать специфику других религий, составляющих неотъемлемую часть духовного их наследия.

В пункте 6 ст. 4 этого закона РТ четко зафиксировано, что “воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с возбуждением вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями, с уничтожением или повреждением имущества либо угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законом”.

Одной из принципиальных позиций государства остается соблюдение баланса интересов крупных традиционных конфессий – ислама и православия. Это основа стабильности межконфессиональных отношений не только в Татарстане и Башкортостане, но и в целом Российской Федерации. Органы государственной власти республик во взаимоотношенийх с религиозными обществами стремятся учитывать интересы всех этноконфессиональных групп населения, чтобы не создавать каких-либо привилегий одной из религий и не придавать ей статус государственной.

За последние годы в Татарстане и Башкортостане немало сделано для того, чтобы обеспечить гражданам возможность свободно удовлетворять религиозные потребности, созданы условия для полноценной деятельности религиозных организаций. В республике Татарстан постепенно завершается процесс возвращения культовых зданий верующим. За последнее десятилетие открыто, отреставрировано и построено около тысячи мечетей, православных храмов и других культовых зданий. В стадии строительства находятся более 120 таких объектов. В столице республики верующим возвращены синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора.

В Республике Башкортостан только в 2000 г. постороено 40 новых молитвенных зданий, в том числе 38 зданий мечети. В настоящее время строется 81 молитвенное здание, в том числе 68 зданий мечетей.

В Республике Татарстан обеспечение взаимоотношений органов власти с религиозными организациями возложено на Совет по делам религий, осуществляющий свою деятельность в постоянном контакте с Аппаратом Президента РТ, Советом безопасности, Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, силовыми ведомствами, инстерствами культуры, образования, здравоохранения, администрациями городов и районов республики. Регулярной является информационная. аналитическая, экспертная работа, подготовка религиоведческих заключений. В 2000 г. был издан в рамках реализации Закона “О языках народов Республики Татарстан” “Краткий религиоведческий словарь-справочник на русском и татарском языках”. При участии Совета по делам религий были изданы альбомы: “мечети Татарстана”, “Православные храмы Татарстана”.

В Башкортостане эти функции выполняет Совет по делам религии при Кабинете Министров РБ. Совет работает под непосредственным руководством Кабинета Министров и его руководства, Администрации Президента республики, в тесном контакте с Министерством Юстиции РБ, администрациями районов и городов, республиканскими органами.

Татарстан и Башкортостан являются полиэтническими, поликонфессиональными и поликультурными республиками. Количество зарегистрированных мусульманских организаций в РТ на порядок превышает количество зарегистрированных православных организаций (по данным Совета по делам религий на 1999 год: мусульманских – 937, православных – 178). Кроме того, в Татарстане православные организации характеризуются меньшей социальной активностью, чем мусульманские. Так, мусульманских общин на практике оказывается больше, чем зарегистрированных исламских организаций. В случае православия, наоборот, некоторые из зарегистрированных организаций существуют только формально. Общее количество местных мусульманских организацийй доходит до 550, православных – 160.

За последние годы в Татарстане и Башкортостане не наблюдается этноконфессионального противостояния. Это объясняется, видимо, во-первых, установившейся репутацией республик, как относительно экономически стабильных регионов, а во-вторых, тем, что религиозные организации имеют большой миротворческий потенциал и способствуют формированию благоприятного общественного климата и межэтнической и межконфессиональной толерантности. Определенный опыт взаимного уважения и сотрудничества мусульман и православных в Татарстане и Башкортостане безусловно существует. В какой-то мере это может служить примером для других стран.

Учитывая поликонфессиональный характер Российской Федерации, законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений, должно отвечать требованиям универсальности, быть способным учитывать специфику каждой из законно действующих религий на той или иной территории, не нарушая при этом конституционного принципа отделения религий и религиозных объединений от государства [47, с.19].

По нашему мнению, подводя итог параграфа, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий” [48].

Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.

2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска

На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась определенная система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района (председатель - И.Х.Мезикова).

В таблице 1 приведены данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района.

Таблица 1

Данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района

№ п/п Общественные формирования Количество общественных формировании
1. Общественные организации 36
2. Общественно-политические организации 11
3. Национально-культурные оъединения 6
4. Политические партии 6
5. Религиозные организации 43
ИТОГО: 96

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них:

-    мусульманских –21;

-    православных –13;

-    протестантских – 9.

Общее количество культовых зданий - 36. Из них:

-    мусульманских мечетей – 16;

-    помещений, приспособленных под мечеть – 4;

-    православных церквей – 12;

-    православных молебных домов – 3;

-    протестантских церквей – нет;

-    протестанских молебных домов - 1 (не зарегистрирован).

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрождения общества. В 2007 году на пожертвования предприятий и частных лиц построены и сданы в эксплуатацию часовня и минарет на территории филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», молебные комнаты для верующих в лечебно-исправительных учреждениях №1 и №4, кряшенский приход церкви «Иоанна Крестителя» в н.п. Кашаево.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Рождество», «Пасха» «День Петра и Павла». В день Покрова пресвятой богородицы 14 октября ежегодно проводится Крестный ход (количество участников 500 человек). Безопасность движения обеспечивают УВД и отдел ГИБДД, а безопасность здоровья прихожан бригада скорой помощи.

Вне культовых зданий организованы кружки нравственного воспитания в 12 школах, 5 дворовых клубах. Успешно работает нравственная группа в детском саде «Сююмбике» и нравственные классы в школе № 5 г. Нижнекамска.

При мечети действует Молодежный Центр социального развития мусульман, который состоит из 9 секторов. В его деятельности участвуют более 30 молодых людей. В его задачи входит организация спортивных мероприятий, социальная и материальна помощь нуждающимся семьям, посещение больных и воспитательная работа отбывающими наказание в исправительных учреждениях района.

При Соборной мечети города действует информационный центр. Ежемесячно выпускается газета «Рисаля», которая бесплатно распространяется по Татарстану местам компактного проживания татар в России. В газетах «Туган як», «Чулман» и «Нижнекамское время» выходят мусульманские странички. На канале НТР еженедельно выходит 15-минутная религиозная передача «Рисаля». На радио «Нефтехим» периодически ведутся проповеди. На средства спонсоров издаются бесплатно распространяются буклеты, диски и кассеты с записями на религиозную тематику.

В 3 детских сада, 2 школы и международный аэропорт "Бегишево" поставляется мясо халяль, мясоперерабатывающий комбинат "Химокамагро" из мяса халяль производит 10 наименований колбасных изделий.

В мечети работает отдел по проведению религиозных обрядов для верующих города, в котором задействованы 72 аксакала.

Плодотворная работа ведется с имамами деревень района. Привлекают спонсоры для организации в селах праздничных мероприятий. Для сельских имамов 2006 и 2007 годах были организованы курсы повышения квалификации, которые был проведены в санаториях-профилакториях «Шифалы» и «Корабельная Роща» при финансовом обеспечении ОАО «ТАНЕКО» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», в 2007 году курсами охвачены 60 имамов.

Нижнекамская соборная мечеть является примером в республике по организации летнего отдыха детей. В 2006 году при поддержке спонсоров в районе для детей было проведено 9 религиозно-воспитательных лагерей, в которых отдохнуло более 35 детей. Преподаватели и воспитатели оказали методическую помощь в организации лагерей в Азнакаевском, Актанышском, Заинском и Сармановском районах. 5 молодых людей приняли участие в палаточном лагере.

22 апреля 2007 года были проведены спортивные состязания среди прихожан мечети «Эй, егетлэр».

12-19 июля 2007 года организован летний загородный палаточный лагерь «Закамье-2007».

25 ноября 2007 года в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр» состоялось первенство Центральной соборной мечети по вольной борьбе среди молодых прихожан мечети муниципального района.

В декабре-январе 2007-2008 года проводится зимний турнир по футболу среди мусульманских команд города Нижнекамска.

В связи с празднованием Ураза-байрам и Курбан-байрам в Доме народного творчества, татарском драматическом театре, концертном зале музыкального училища имени С. Сайдашева, педагогическом училище, школах, детских дошкольных учреждениях проводились праздничные мероприятия для детей и взрослого населения района.

В день Курбан-байрам нуждающимся было роздано 514 кг мяса, 124 кг мяса и 30 000 рублей были переданы в школы для проведения праздничных обедов. Денежные средства (13000 рублей), полученные от сдачи шкур жертвенных животных также были розданы малоимущим семьям.

В день Ураза-байрам в качестве пожертвований было собрано 156 493 рубля, на которые были приобретены продукты питания и отданы 454 нуждающимся, в том числе организациям и обществам инвалидов, детскому дому центру социального обслуживания «Милосердие».

Таким образом, как благополучатель Центральная Соборная мечеть получает пожертвования от физических и юридических лиц, которые используются на поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений, оплату коммунальных и иных платежей, выплату заработной платы сотрудникам и учителям, реализацию благотворительной деятельности, тем самым мечеть выступает посредником между благотворителями и благополучателями.

Благочинием Нижнекамского муниципального района ведется духовно просветительская деятельность вне культовых зданий по нескольким направлениям.

Необходимо отметить миссионерскую деятельность в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как: силовые структуры (ГАИ, МВД), пожарные части, сферы образования и культуры. В сфере образования в 2007 году были организованы встречи с преподавательским составом средних школ, где обсуждались проблемы воспитания и образования молодежи. В сфере культуры руководители православных религиозных организаций неоднократно принимали участие в творческих вечерах с участием творческих коллективов в разных номинациях, целью которых было поддержание как духовного, так и материального развития детей с ограниченным материальными и физическими возможностями.

Благочиние несет послушание по миссионерскому служению среди осужденных ФГУ ИК № 4 ГУФСИН РТ г. Нижнекамска. В молитвенной комнате исправительного учреждения совершается: крещение, исповедь, причастие, панихида или молебен водоосвящением. Так же проводятся катехизические беседы с осужденными, цель которых является поддержать и духовно наставить на путь христианского спасения, выпускаются газеты и листовки православного и противосектанского содержания, организются бесплатные обеды, раздачи одежды, продуктов питания для малоимущих граждан.

В связи проведением православных религиозных праздников «Рождество Христово», «Пасха», «День Петра и Павла» ежегодно в Доме народного творчества, концертном зале музыкального училища, в Доме культуры пос. Красный Ключ, школах и детских дошкольных учреждениях проводятся мероприятия для детей и взрослого населения района. Число участников ежегодно увеличивается.

Ведутся регулярные мероприятия благотворительной, просветительской направленности, совершаются поездки по святым местам.

Православный бюллетень, выпускаемый при храме Святого преподобного Иоанна Кронштадского, знакомит население с обычаями христиан, способствует формированию национального самосознания, воспитанию толерантного отношения между людьми.

Лютеранская община при немецком обществе «Дружба» проводит благотворительные акции по оказанию помощи малоимущим пенсионерам и участвует в акции «Кирпичики», оказывая помощь в восстановлении лютеранской церкви Святой Екатерины в г. Казани.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.