рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что

экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности

общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной

безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её

прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение

экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных

приоритетов.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая

качественная характеристика экономической системы, которая определяет её

способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения,

устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также

последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в

которой можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что

международное разделение труда делает национальные экономики

взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая

независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами,

достижение такого уровня производства, эффективности и качества

продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет

на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и

обмене научно-техническими достижениями.

1. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие

защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и

гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,

способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми

структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении

доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3.Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в

современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата

для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение

профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников

становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и

самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и

факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её

стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и

самосовершенствованию.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и

показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния

экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность

экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в

себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня

эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия

уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором

угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;

конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического

пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния

внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и

разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение,

позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и

предпринимать меры по её предупреждению.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их

пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины,

несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития

различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных,

разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве

примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать рост теневой

составляющей экономики, уровень безработицы, разрыв в доходах между

наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции.

Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании

угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение

предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону

нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве

экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве

индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного

долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость

национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную

промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или

сырья.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при

условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых

границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя

достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до

предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх

допустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения -

к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений

пороговых показателей национальная экономика теряет способность к

динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних

рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных

монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего

и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить

показатели:

1. экономического роста (динамика и структура национального производства и

дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства,

отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей,

капиталовложения и др.);

2. характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-

технический потенциал страны;

3. характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а

также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит

консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов,

стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

4. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов,

обеспеченность основных групп населения материальными благами и

услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.

д.) [12]

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой

показателей общехозяйственного и социально-экономического значения,

отражающих, в частности:

5. предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов

производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого

невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически

современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических

основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического,

инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного

потенциала;

6. предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы

населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых

социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается

угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого

капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

7. предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и

воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами

которого возникает опасность необратимого разрушения элементов

природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников

экономического роста, а также значительных территорий проживания,

размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба

здоровью нынешнего и будущего поколений и др.[13]

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность

- это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение

общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными

словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность

внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому

росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности

общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на

внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и

потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде

всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,

осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе

высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является

прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она

должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями

и структурами экономики.[14]

Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет

«рыночных реформ» приводит к ряду выводов:

Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность

к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А

значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не

как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого

процесса разрушения производительных сил страны и утраты её

производственного потенциала.

Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в

обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях,

удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством

продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина

утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в

разряд государств “третьего мира”.

В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие

социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;

лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и

медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,

пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской

беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это

происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,

благосостоянию и положению в обществе.

В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении

национальной безопасности, о существовании государства как независимой

державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности

как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики.

Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности

отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из

официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей

(показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ

Президенту РФ и Правительству РФ «О проблемах экономической безопасности

России», 1996г.) .

Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение

“закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых

условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически

невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные

социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая

самостоятельность страны.

Таблица №1.

| | | |соотношение |

|Показатели экономической безопасности|Пороговое |фактическое|фактического|

| |значение |состояние |и порогового|

| | | |значений |

|Объем ВВП: | | | |

|1. в целом от среднего по “семерке” |75 % |29 % |0,39 |

|2. на душу населения от среднего по | | | |

|“семерке” |50 % |19 % |0,38 |

|3. на душу населения от |100 % |25 % |0,25 |

|среднемирового | | | |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Обрабатывающей промышленности |70 % |50 % |0,71 |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Машиностроения |20 % |15 % |0,75 |

|Объемы инвестиций, % к ВВП |25 % |13 % |0,60 |

|Расходы на научные исследования, | | | |

|% к ВВП |2 % |0,5 % |0,25 |

|Доля новых видов продукции в объеме | | | |

|выпус- каемой продукции |6 % |2,6 % |0,43 |

|(машиностроение, 1994 г.) | | | |

|Доля в населении людей, имеющих доход| | | |

|ниже прожиточного минимума (сент. |7 % |20 % |0,29 |

|1996) | | | |

|Продолжительность жизни |70 лет |64 года |0,91 |

|Разрыв между доходами 10 % самых | | | |

|высокодоходных и 10 % самых | | | |

|низкодоходных групп населения |8 раз |12,9 раза |0,62 |

|Уровень преступности (количество | | | |

|преступлений на 100 тыс. населения) |5 тысяч |6 тысяч |0,83 |

|Уровень безработицы (по методологии |7 % |9,2 % |0,76 |

|МОТ) | | | |

|Уровень инфляции за год (за 9 мес. |20 % |16 % |1,25 |

|1996 г.) | | | |

|Объем внутреннего долга, % к ВВП |30 % |33 % |0,9 |

|Текущая потребность в обслуживании и | | | |

|погашении внутреннего долга, % к | | | |

|налоговым поступлениям бюджета |25 % |более 100 %|0,25 |

|Объем внешнего долга, % к ВВП |25 % |31 % |0,8 |

|Доля внешних заимствований в покрытии| | | |

|бюджетного дефицита (проект |30 % |45 % |0,66 |

|бюджета-97) | | | |

|Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. |5 % |4,2 % |1,2 |

|1996) | | | |

|Объем иностранной валюты в денежной |10 % |50 % |0,2 |

|массе | | | |

|Объем наличной иностранной валюты к | | | |

|объему наличных рублей |25 % |100 % |0,25 |

|Денежная масса (М2), % к ВВП |50 % |12 % |0,24 |

|Для импорта во внутреннем | | | |

|потреблении, всего |30 % |53 % |0,56 |

|в том числе продовольствия |25 % |30 % |0,83 |

|Дифференциация субъектов Федерации по| | | |

|прожиточному минимуму |1,5 раза |5 раз |0,3 |

Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации

экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз

экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное,

непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики.

По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных

угроз:

1. Спад производства и потеря рынков.

2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.

3. Рост государственного долга.

4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и

т.д.).

5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.

6. Криминализация экономики.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в

целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы

учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы

безопасности будут сведены к минимуму.

Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут

сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа

рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна

продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования

экономики.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются

экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появляется необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала предприятий, но необходимых для продолжения

воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные

кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,

обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют государственного

регулирования. В современных условиях невмешательство государства в

социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Объективная возможность государственного

регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического

развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая

эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,

трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование

экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики

целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты

(средства), а также этапы его развития.

Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители

и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы,

обусловленные их социально-экономическим положением, а также

принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители

этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой

информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в

государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную

политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,

союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров

и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы

предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции

социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие

на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы,

консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей

хозяйственных интересов на органы государственного экономического

регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с

государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,

культурных, экологических, специфических региональных интересов являются

политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.