рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

обеспечивается и защищается естественными и приобретёнными правами

человека и гражданина.

Правовое общество - организация политической власти в стране, которая

основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом

границах. Правовое государство является посредником между индивидом и

обществом. Правовое государство - это государство в котором действует

свобода, основанная на законах.

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

25. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей. (БИЛЕТ 26)

26. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18

веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения

свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил

разделить государственную власть на три ветви – законодательную,

исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский

Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую

государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и

судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В

последующем идея получила свою практическую реализацию во многих

государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в

том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3

относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную

и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие

органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и

противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение

относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная

власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех

ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном

взаимодействии.

27. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА С ЛИЧНОСТЬЮ

Как граждане несут ответственность перед государством, так и

государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике

в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет

равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных

стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность

граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и

ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во

взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми

гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как

представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание

общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен

быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не

выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные

участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о

приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы -

Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

28. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - это система взаимосвязанных организаций

и людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы

и волю социальных слоёв, классов, групп, реализующая политическую власть в

рамках права через государство. Основные компоненты политической системы:

а) совокупность политических объединений (государство и обществено-

политические партии)

б) политические отношения, складывающиеся между элементами системы

в) политические нормы и традиции

г) политическое сознание

д) политическая деятельность - деятельность людей как представителей

или членов политических объединений

29. ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его

единство и целостность, осуществляющая посредством государственного

механизма управление делами общества, суверенную публичную власть,

предающая праву обще обязательное значение, гарантирующая права и свободу

граждан, законность и правопорядок.

Взаимодействие. Процесс возникновение государства и права протекал

параллельно. Государство и право является продуктом общества на

определённом этапе развития. Взаимосвязь государства и права проявляется в

следующем:

n нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без

государства

n нормы права являются результатом правотворческой деятельности

государства

n юридические нормы становятся обще обязательными, потому что они

устанавливаются и санкционируются государством

n государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет от

нарушений.

Государство зависит от права, оно не может нормально функционировать не

опираясь на право. В законодательном закреплении нуждается организация

деятельности государственного аппарата. Правовые нормы определяют систему

государственного механизма, устанавливают юридическую основу для

взаимоотношений должностных лиц и граждан.

30. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,

установленных или санкционированных государством и охраняемых его

принудительной силой.

Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет

государственную организацию. Оно представляет собой результат общественного

развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями,

религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по

обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые

должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно

занимает главенствующее положение среди социальных норм.

К признакам права можно отнести следующие:

1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества

на определенной ступени его развития.

Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность

социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в

себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные отношения); в)

поведение субъектов общественных отношений.

Содержание права определяется потребностями общественного развития

Право- средство социального компромисса в масштабе общества, установления

баланса социальных интересов

Более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что

означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от

своей сущности.

Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности;

оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не

конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость).

Нормативность формируется как. результат обобщения и фиксации устойчивых,

повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей..

Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам

общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей

Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных

официальных формах

С точки зрения внутренней организации право есть система, состоящая из

элементов, взаимодействующих друг с другом.

Право общеобязательно.

Право тесно связано с государством.

Право охраняется государственным принуждением.

В понятие права вводится понятие правонарушении, оно всегда имеет дело с

отклоняющимся от нормы поведением.

Право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная

государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная

регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса

на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех

слоев общества.

31. ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека.

Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека,

для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют

социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни.

Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки

зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности

(самоценности). Инструментальная ценность права выражается в полезности

права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного

индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная

ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных

отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для

отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования.

Собственная ценность (самоценность) права выражается в том. Что право как

таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения

выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право

призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу

отдельному индивиду. Социальная ценность права (как инструментальная так и

собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно

присущи праву: 1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку

состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству право

способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и

поведение неопределенного числа лиц. 2. Право - общеобязательный регулятор

общественных отношений, благодаря этому свойству право способно

урегулировать поведение всех без исключения членов общества. 3.

Системность: право это система норм, это единая система в масштабах всего

государства, благодаря этому свойству право способно урегулировать

единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4-ое свойство –

формальная определенность- это свойство появляется у права благодаря его

письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется

письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой

связи нормы права приобретают четкость, определенность своего содержания.

Благодаря этому свойству право четко определяет круг регулируемых

отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности,

меры ответственности и т.д. 5. Принудительность (обеспеченность) – это

свойство возникает у права благодаря тому что право обеспечивается

принудительной силой государства. Благодаря этому свойству право способно

утвердить в обществе тот порядок который необходим обществу или

государству.

32. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право построено на трёх китах - началах: нравственность, государство и

экономика. Право возникает на основе нравственности. Государство придаёт

праву официальность, силу, гарантированность. Экономика - основной предмет

регулирования, первопричина возникновения права. Специфика права - в центре

его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его

свобода. Право имеет обще социальную сущность, служит интересам людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой - это

значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут

действовать свободно, т.е. право - мера свободы. Право - гарантированная,

защищённая свобода.

33. ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ФУНКЦИИ

Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с

которыми строится система права и которые лежат в основе её

функционирования. Классификация принципов права. Принципы делятся на

общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют

систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые

присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной

отрасли права (принципы гражданского права и т.д.). ТГП изучает только

общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы изучаются

отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права – во-

первых, принцип демократизма (система права строится на демократических

началах). 2-ой принцип - гуманизма. Далее принцип справедливости, принцип

равенства юридических прав и обязанностей, принцип единства прав и

обязанностей. Принципы права по-разному проявляются в системе права, одни

формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде

определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как

правило, межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм

принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного

права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или

неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

или иной ситуации .информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную

форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей.

34. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Типы права и семьи правовых систем. Вопрос о понимании права имеет

значительное сходство с вопросом о типологии государства т.к. в типологии

права используется и формационный и цивилизационный подходы и др. которые

используются в типологии государства. При этом типы права выделяют по

аналогии с типами государства. В месте с тем в типологии права используются

и такие подходы которые не применимы к типологии государства. В частности в

настоящее время типология права нередко дается с учетом основных правовых

систем (правовых семей). Современная наука выделяет 4ре типа основных

системы: 1. Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы,

к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской

Америки. 2ая правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права -

общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но

была воспринята США, Канада и т.д. 3я – религиозная правовая система -

религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское

право. 4ая – традиционная правовая система – традиционный тип права. Эта

правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на

Мадагаскаре. 2ой подход в типологии права выдвинул профессор Лейст О.Э. Он

выделяет 3 типа права: 1. сословное, 2 социальное, 3 формальное. Данные

типы выделяют особенности права на том или ином историческом пути.

Сословное право присуще государствам древности и средневековья

(рабовладельческим или феодальными государствам). Сословное право четко

разделяет общество на определенные сословия, касты и закрепляет разное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.