рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое государство

Правовое государство

Министерство образования

Российской Федерации

Архангельский Государственный Технический Университет

Институт права

Кафедра конституционного права

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине

теория государства и права

на тему

«Понятие правового государства»

Выполнила:

студентка I-го курса 4-ой группы

Фомичева Юлия Михайловна

Проверила:

Ватлина Мария Викторовна

Архангельск, 2003

Содержание:

|Введение |3 стр. |

|1.|Возникновение и развитие учения о правовом государстве |5 стр. |

|2.|Понятие, признаки и пути формирования правового государства | |

| |2.1. Понятие правового государства |8 стр. |

| |2.2. Признаки правового государства |8 стр. |

| |а) разделение властей |9 стр. |

| |б) верховенство закона |12 стр. |

| |в) реальность прав и свобод гражданина |14 стр. |

| |г) защита прав и свобод человека |15 стр. |

| |д) верховенство конституции |15 стр. |

| |е) взаимная ответственность государства и личности |16 стр. |

| |ж) признание человека высшей ценностью государства |17 стр. |

| |2.3. Пути формирования и основы правового государства |18 стр. |

|3.|Соотношение государства и гражданского общества |20 стр. |

|4.|Правовое государство в современной России |24 стр. |

|Заключение |28 стр. |

|Список использованной литературы |29 стр. |

Введение.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий

интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране,

которая по Конституции является правовым государством. С практической точки

зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы,

методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при

создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое

государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось,

отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение

длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и

бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Следует также отметить что государство и право не только зависят друг

от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но

это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального

характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по

отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как

регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные

отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений.

Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных

лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает

юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с

ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к

вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому

обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам,

выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового

государства, его становление и развитие в России. Современная Российская

действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на

необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся

подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает

важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в

жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и

произволу правящих индивидов.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился

довольно поздно в первой четверти 19 века – в немецкой юридической

литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот

термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной

России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н.

Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители

античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)

пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное

функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и

справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон

обязателен как для граждан, так и для самого государства.1

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал

Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон

должен властвовать над всем…”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем

_________________________________________________________________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,

1999. – стр.319

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали

заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку

набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего

потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности

свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

Боден определял государство как правовое управление многими семействами и

тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции

правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.

Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах,

Т. Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких

правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность

жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего

естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и

равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности

необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать

все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что

запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое

могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у

Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой

государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,

Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории

правового государства, центральное место в котором занимает человек.

Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,

обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в

государстве, которое выступает как “объединение множества людей,

подчиненных правовым законам”.

Философская концепция правового государства по Канту оказала

значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и

практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового

государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь

на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и

правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что

правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также

подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое

отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах

Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.1

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр. 7

2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства.

2.1 . Понятие правового государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому

государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их

прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в

своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.3

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением

времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.

Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с

правом.4

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности

публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как

субъектами права.5

Правовое государство по Гегелю является живым организмом,

обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение,

стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим

политическим режимом.6

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая

социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления

им.3

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении

суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы,

подчинении государства обществу.

2.2. Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:

. Разделение властей;

_________________________________________________________________________

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,

1999. – стр.321.

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:

Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:

Юрайт-М, 2002. - стр. 148.

6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.

. Верховенство закона;

. Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

. Социальная и юридическая защищенность личности;

. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования

в системе государственных институтов, созданных на основе права;

. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание

антимонопольных механизмов;

. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого

являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов

государственной власти всех уровней;

. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и

принципам международного права (либо прямое действие международных

норм);

. Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством

решения тех или иных государственных проблем;

. Верховенство и прямое действие конституции;

. Единство прав и обязанностей граждан.

. Наличие развитого гражданского общества;

. Внешний и внутренний суверенитет государства;

. Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые

обязательно должны в нем присутствовать.5

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть

независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем

самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и

взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей

принято считать

_________________________________________________________________________

5* Якушев А.В., «Конспект лекций по теории государства и права», М – 02,

стр. 39.

французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи

высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим

уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот

принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или

социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти

требованиям права и их последовательного соблюдения.7 Такой государственно-

властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает

приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что

характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло

конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее

законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –

организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании

закона , принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной

власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта

объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства

принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного

вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При

этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась

в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.8

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и

предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно

и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на

_________________________________________________________________________

7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.426.

людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент

служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти

находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти

находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди

этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии,

органам безопасности, милиции.

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь

государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий

характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов

законодательной власти.9

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо

назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных

органов местного самоуправления.

Законодательная власть является представительной. Именно на основе

выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает

представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле

можно говорить о первичности представительных органов в механизме

государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические

ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной

зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны

с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен

соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также

фундаментальному праву — конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не

менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение

бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование определенных

органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе

давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и

на этой

_________________________________________________________________________

9* Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной

власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда

определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве

только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной

власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль

судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух

других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего

путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими

ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает,

что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны

соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою

очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.10 Закон,

принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех

конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен

ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни

решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся

общественная деятельность закреплена в конституции правового государства.7

Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по

основным вопросам жизни страны, непосредственно выражающий государственную

волю и обладающий высшей юридической силой.

По своему значению закон является правовым актом первичного

характера, то есть юридическим предписанием, которое представляет собой

отправное начало всей правовой системы государства. По своим юридическим

свойствам закон

____________________________________________________________________________

____________________________

7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие

для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая

школа, 2000. – стр.78.

9* Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Законы образуют ядро, стержень правовой системы государства. Все это

и предопределяет верховенство закона — важнейшего требования законности.

Верховенство закона — именно требование законности и один из

признаков действительно правового государства. Поэтому это должно

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.