рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность государства

Сущность государства

Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по теории государства и права

На тему: Сущность государства

ПЛАН

Введение

1. Понятие государства и его классовая сущность

2. Социальное назначение государства и его функции

3. Закономерность смены исторических типов государств

Заключение

В моей курсовой работе я хотела бы осветить тему «Сущность

государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать

актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых

государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей сути

тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее,

что я и попытаюсь осуществить.

Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень

актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж

и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны

НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы

наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

Государство — это обширное и многогранное понятие, поэтому в своей

работе я не раз буду апеллировать к нему.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству,

его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие

неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в

западных теориях государство показано как надклассовое образование,

инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляющий

интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его

содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность.

Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие

экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно

невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система

уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего

развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного

слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном»

обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это

привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее

принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала

осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп,

классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной

несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще

крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей,

возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это

приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к

возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и

военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда

связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в

политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного

общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества.

Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера

такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в

древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает.

Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются

собственниками и основных средств производства (земли), и самих

производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении

государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав,

являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном

обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников.

Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены

юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной)

феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное

социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность

государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве.

Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что

закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в

раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают

имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные

права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная

принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии. В

восточных государствах власть находилась в руках бюрократического

чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в

значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих

социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы

фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и

особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая

значительную его часть, и особым отношением к средствам производства,

становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих

производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя

формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие

государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может

иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на

основные средства производства. Государственный аппарат приобретает

«чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих

случаях практически от общества независимым[1]. Это может достигаться,

например, за счет балансирования между антагонистическими классами,

натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при

бонапартистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко

получается посредством осуществления жестких мер подавления любого

инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки. Такое

положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии,

тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты

государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во

все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и

слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась

государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и

войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное

движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) характера

государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и

использование только классового подхода существенно ограничивает

возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно

небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы

того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных

узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной

зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из

социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы

взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение

независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть

блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего

национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,

ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в

котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу,

поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими

классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко

раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть

рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов.

Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве

является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или

социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных

классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет)

общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое

государство не только является орудием подавления, машиной господства

какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество,

является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная

роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно

связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой

сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые

интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение

указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях

неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в

рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,

возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу.

Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях

жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола,

видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период

неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число

свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в

руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному

воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на

физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия —

идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и

социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например,

рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы

— материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая

еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в

определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это

указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль

рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны

государственной деятельности возрастало по мере движения общества от

рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую

роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль

предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое

развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в

значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается

необходимость в мерах подавления классовых противников, которых,

естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность

общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей

государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его

сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать

положения и других теорий государства: элитарной, технократической,

плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

В течение многих столетий вопрос о происхождении государства был

предметом долгих дискуссий.

Современная наука, исходя из объективного материалистического

понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт

внутренней эволюции общества.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в

первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в

силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о

переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к

социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению

государства как новой организационной формы жизни общества.

Как не раз говорил на своих лекциях Александр Максимович Скоков,

государство есть продукт общества на известной ступени развития;

государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых

противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от

которых оно не в силах. Нужна была сила, которая умиряла бы столкновения,

держала бы общество в границах «порядка». И эта сила, произошедшая из

общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него,

есть государство.

Про государство мы все не раз слышали и говорили, но признаки

государства могут назвать далеко не все, хотя каждый из нас так или иначе с

ними сталкивается.

Что же такое государство на самом деле?

Прежде всего, с этим понятием ассоциируется название различных

государственных органов, представляющих государство: парламент,

правительство, президент и т. д.

Необходимость существования государства в лице его многочисленных

органов, должностных лиц вызывается прежде всего потребностью в управлении

такой весьма сложной организацией, как человеческое общество.

Государство представляет собой особую публичную власть, не

сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть

осуществляется только органами, которые занимаются только управлением.

Противоположность этой власти — власть общественная, реализация

которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь

управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи

институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне, т.

о., можно говорить не только об управляющем воздействии, специального

самоуправления. Власть государства распространяется на определенную

территорию в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном

обществе.

Государство обладает таким признаком как суверенитет, т. е.

верховенством власти внутри страны и независимость её вне страны.

Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая,

неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет государства выражается в

самостоятельности принятия решения в области внутренней и внешней политики,

в распространении государственной власти на всю территорию страны,

общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются,

возможность отмены решений других властей.

С юридической точки зрения суверенитет проявляется: в исключительном

праве на издание законов и других нормативных актов, обязательных для всех

граждан, организаций и учреждений. В число государственных признаков можно

включить также его назначение: этот признак очень часто находит выражение в

определении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления

обществом, это специфическая форма организации общественной жизни.

Таким образом, одна из основных категорий, которая используется при

характеристике государства как явления — это власть. В самом общем смысле

власть можно определить как способность и возможность оказывать

определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-

либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит

в реальной возможности властвующих подчинить своей воле подвластных.

В перечисленных выше признаках государства мне хотелось бы отметить,

что почти все они характеризуют государство, как организацию, обладающую

властью.

Говоря о признаках и свойствах нельзя не сказать о сущности

государства, как одной из философских категорий, т. е. сущность — это

совокупность наиболее важных устойчивых свойств, определяющих самые

необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых

зависят все их остальные свойства и признаки.

Таким образом, проблема сущности государства — это проблема

определения самой важной, определяющей его характеристики.

Государство для решения своих задач действует, и притом действует

весьма активно. Для общей характеристики деятельности государства в

юридической науке выработано понятие «функции государства».

В юридической науке под функциями государства принято понимать

основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и

социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в

присущих ему формах и методах. В функциях государства выражается его

сущность, его предназначение, и структура государства, т. е. его внутреннее

строение, которое определяется в первую очередь его назначением и

направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Следует помнить, что функции государства — понятие не только и не

столько политическое, сколько управленческое, а также юридическое,

поскольку они осуществляются в правовых формах. Функции государства, т. е.

характер и направления государственной деятельности оказывают влияние на

структуру государственного аппарата: если изменяются функции, то изменяется

и структура государственного аппарата.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть

объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности. Теория государства для описания, объяснения и

прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции

государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".

Функция в теории государства и права означает направление, предмет

деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой

деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции

государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе

предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства

и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его

сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности

другого порядка.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Итак, функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и

содержание деятельности государства на определенном направлении и

обеспечивающие ее средства и способы.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно-следственного характера. Вместе с тем такая более или менее

причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые

представляют собой важнейшие направления деятельности государства в

определяющих областях его существования в экономической, политической,

социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным

изменениям государства.

В процессе исторического развития государства в его функциях

происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и

видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях

они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе

экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью

государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного

государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к

определенному типу государства.

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы

противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где

коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической

организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его

интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление

сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко

выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также

приобретают определенную классовую окраску.

Иные же функции подвергаются влиянию стабильных этнокультурных

пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,

традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в

развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной

или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного

общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм

обновления функций. Например, на появление новых функций влияют

самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не

только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и

формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,

фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -

исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать

самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости

самостоятельными функциями.

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории

государства и права используется метод классификации, т. к. без этого

метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых

явлений и процессов попросту невозможно.

Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те

или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Выделяют, например:

. объекты и сферы государственной деятельности;

. территориальный масштаб;

. способ государственного воздействия на общественные отношения;

. взаимоотношения государств;

. содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства

могут быть классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

. постоянные;

. временные;

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика)

функции государства делятся на:

. внутренние;

. внешние.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены

на:

. экономические;

. политические;

. социальные;

. осуществляемые в духовной сфере.

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и

попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.

Здесь соответственно функции подразделяются на:

. законодательные (правотворческие);

. управленческие;

. правоохранительные (в том числе судебные);

. информационные.

Основные внутренние функции государства: обеспечение народовластия

(политическая функция), экономическая функция, социальная функция,

экологическая функция, культурная функция, функция налогообложения, защита

прав и свобод граждан и общественной безопасности. Важно подчеркнуть, что

выполнение вышеназванных функций обеспечивается государством — главным

орудием социалистического строительства, которое осуществляло всестороннее

централизованное руководство обществом, являлось собственником основных

средств производства, и на этом основании интересы государства имели

приоритет перед любыми общественными и личными интересами.

Основные внутренние функции государства: функция обороны, функция

сотрудничества с другими странами, борьба с международной преступностью,

функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Наша страна активно сотрудничает с мировым сообществом по многим

вопросам, в том числе и по вопросам сохранения м защиты благоприятного

глобального климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а

также через соответствующие международные организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сотрудничество

России с другими странами на международной арене обусловлено

взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в

качестве главных ориентиров в международном общении.

Функции государства осуществляются в определенных формах и

определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом

как одним из основных средств властвования. Через право государство

проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,

идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические

нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,

охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы

осуществления функций:

1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в

разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.

актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в

издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на

данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная

деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за

соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к

их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются

юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами

между отдельными лицами и т.д.

И в итоге мне бы хотелось затронуть проблему международного

терроризма, которая является сегодня как никогда острой. Эту проблему могут

преодолеть только государства при тесном сотрудничестве в этой и многих

других сферах. А воля отдельных людей ничего не решит, а только ухудшит

ситуацию. Ну а каждое государство должно хорошо проработать стратегию

борьбы с этим интернациональным злом.

В заключение мне хотелось бы сказать, что государство — это наше

прошлое, настоящее и будущее. В настоящее время государство пытается решить

постоянно возникающие проблемы во многих сферах общественной жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. –

Рязань, 1998.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //К. Маркс и Ф.

Энгельс. соч. 2-е издание. Т. 4., стр. 443.

3. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные

институты и понятия. М. 1970 г. Глава V-VI.

4. Оболенский А. В. Человек и государственное управление. М. 1987.

5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М.

Юрист 1996.

6. Основы теории политической системы. М. 1985 г. Главы I-IV.

7. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько

– М. Юрист 1997 г.

8. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение //Советское

государство и право 1990, №2, стр. 35-43.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства

//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 21 с. 169-178.

-----------------------

[1] См.: Лазарев В. В. Теория государства и права. М.: Академия МВД

РФ, 1992. С. 36—49.

-----------------------

Научный руководитель: кандидат юридических наук доцент Скоков А. М.

Выполнила: студентка I курса

юридического факультета

Дудкина Лилия

Рязань 2002


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.