рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типы и формы государства

Типы и формы государства

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение

Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем

вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно

организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически

первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая

организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,

социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять

обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –

управление определенной массой людей , на которой и могут быть

распространены государственные управленческие функции.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет

в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-территориального

устройства , политический режим.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются

состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных

признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по

мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии

государственно-организационного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты

, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого

обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного

строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них

преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени

, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы

зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в

другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в

развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу

смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся

на однотипной форме собственности на средства производства , составляют

экономический базис общества , которому соответствуют определенные

политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в

результате смены отживших форм производственных отношений и замены их

новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса

закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,

выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей

экономической основой , обусловленной господством данного типа

собственности на средства производства. Единство экономического строя

различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства

производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного

класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой

экономический базис это государство защищает , интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,

теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы

перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-

классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое

государство – организация политической власти господствующего класса в

рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция

этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности .

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,

основанных на капиталистической частной собственности на средства

производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и

основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое

государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ),

выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие

социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,

диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во

всех своих элементах и признаках

постепенно перерастают в систему общественного коммунистического

самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую

в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и

опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по

мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства

должны примкнуть к определенному историческому типу государства ,

капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при

преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной ,

полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной

собственности ) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание

экономических , социальных , политических , идеологических , культурных

предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально –

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа производства

, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип

государственности и права . Смена одного исторического типа государства

другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию

устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,

отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается ,

главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации

государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит

их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления

государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –

ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями , которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком .

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,

незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство

представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда

основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и

всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени

был единственным . Типом государства называется «совокупность государств ,

развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации

классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и

экономической основы»1 . «Исторический

1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23

тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных

признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой

общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется

экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой

структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых

отношений и его классовой сущностью.2

Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и

преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все

государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический , который получается в

результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с

другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,

географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида

важный фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового

общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном

учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –

духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,

которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее

собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения

прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная

личность , а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров , над

1 Теория государства и права .М., 1985. с.82

2 Теория государства и права .М., 1985. с.41

3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как

важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества ,

консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По

этому признаку выделяют два типа государственности :

демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации

современных государств находится идея политической свободы. В зависимости

от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка ,

различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в

создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер

. Он делит все государства на два типа :

1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли

большинства населения

2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего

общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно

правит , либо активно поддерживает правительство.3

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на

демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате

постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом

граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая

для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное

бытие.4

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно

состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить

наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической

группы государств и правовых систем.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного

устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .

1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий

неограниченное право

2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.

3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.

4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.

Форма государственного правления позволяет уяснить :

- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими

государственными органами ;

- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и

населением страны;

- В какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами

организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире ,

попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как

правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он

выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию –

положив в основу классификации способы образования органов государства , их

соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего

теория государства и права два основных устройства государственной власти ,

которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и

республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых

захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или

соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той

достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества

, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в

итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на

жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и

понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными

службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .

Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную

форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и

другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с

организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками

( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие

культовые служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней

политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по

самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей

полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в

государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным

ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на

судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и

может распространятся на различные сферы государственной деятельности.

Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической

и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки

злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в

общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта

. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только

государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей

эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и

период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы

республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют

консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все

основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант

). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством

– полностью в руках императора , который назначает исполнителей –

сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и

военного аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.