рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права

Теория государства и права

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДРАСТВЕННОГО ПРАВА

Реферат

на тему:

Выполнила:

Кочина

Алина Валерьевна

ГиМУ 13з

Проверил:

Санкт-Петербург

2000

План.

Введение.

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

2. Современное понимание концепции правового государства.

3. Особенности становления правового государства в Российской Федерации.

4. Заключение.

5. Литература.

Введение.

В процессе многочисленных демократических преобразований, которые

начались в начале 90-х, Россия вышла на сложный и длительный путь развития

гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993

году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения

его основных институтов. Эта Конституция принципиально отличается от всех

предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали:

прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и

свобод человека высшей ценностью. Но, процесс утверждения ее основных

принципов протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой

статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым

государством, явно опережают реальность. Безусловно, идеи правового

государства несут в себе позитивные последствия, но реализация этих идей

должна идти поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и

национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже

накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно

развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ,

Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие

связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые

обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности

считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма

общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для

самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий

“общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин

было одновременно и высшим органом политического управления. Однако

государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над

ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме

средневековой монархии.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал

Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”[1].

Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и

“общем правопорядке”2.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали

заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли и Ж. Боден.

В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры

идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего

времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования

имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял

государство как правовое управление многими семействами и тем, что им

принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.

Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.

Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких

правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность

жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего

естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и

равенства.[2]

Монтескье объяснял установление правовой государственности

необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать

все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что

запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое

могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у

Монтескье означает установление законности и безопасности.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:

- формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух

законов и содержание законодательства;

- принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;

- к “правильной” форме государства относится демократия, при которой

верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь

определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля

народа, состав и способ деятельности народного собрания;

- следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку

существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану

семейного достояния.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой

государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,

Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории

правового государства, центральное место, в котором занимает человек.

Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,

обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в

государстве, которое выступает как “объединение множества людей,

подчиненных правовым законам”[3]. Концепция правового государства у И.

Канта сводятся к следующим тезисам:

- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,

или свободная воля людей;

- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания

своей ответственности перед человечеством в целом;

- в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: “поступай

так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице

всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему

только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка

могла стать всеобщим законом”;

- правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены

границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного

лица не противоречило свободе других;

- право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные

отношения между людьми;

- государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым

законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано

сообразовываться “с чистыми принципами права”;

- государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах

суверенитета.

Философская концепция правового государства по Канту оказала

значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и

практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего

времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то

большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то

государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-

правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г.

Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4

После октябрьской революции идея правового государства была заменена

требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из

действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом

государстве. Это нашло свое отражение в Ст.1 Конституции РФ, где говорится,

что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное

правовое государство...”5

Современное понимание концепции

правового государства.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и

правоведа Шарля Луи Монтескье[4] (1689-1755гг.) и других европейских

просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк,

Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,

бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл

государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе

которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в

условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность ее правом и законом.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в

политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие

положения:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- верховенство правового закона;

- взаимную ответственность личности и государства;

- доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в

соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено

законом”;

- установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового

государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же

внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,

наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в

обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие

законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть

основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция

правового государства является социальной ценностью всего человечества,

удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе

правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не

командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних

стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое

гражданское общество.

Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства.

Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом

(тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ

противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены

от него. Там нет граждан, есть только подданные.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых

союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против

монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского

общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень

политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость

человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание

всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет

доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает

проявление ее отрицательных сторон.

Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого

государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать на

такие:

- мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования

представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные

функции;

- наличие муниципального самоуправления;

- подчиненность всех подразделений власти закону;

- независимое и сильное правосудие;

- наличие государственной власти в отдельных блоках, включая

исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям

- каждому по труду”. Это социально-правовой масштаб меры регулирования

труда и потребления.

Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд

свобод:

- открыть простор всем видам собственности;

- заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве

сторон;

- сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”;

- обеспечить эквивалентный характер обмена;

- утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;

- не ограничивать инициативу и предприимчивость.

Правовая экономика и гражданское общество – переход от

распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные

предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это

государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой

экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно

подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности

обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и

предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку

свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание

прав человека.

Таким образом, правовое государство - это демократическое государство,

где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех

перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и

свободы человека и где в основу организации государственной власти положен

принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении

власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий,

общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и

т.п.

Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих

в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций,

течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым

проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности

возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К

политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые

структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания,

бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также

воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически

популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав

и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое

государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права

в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как

такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не

связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью

гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и

должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,

исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,

установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе

с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими

чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и

свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.