рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договорная теория возникновения государства и права

телю Афин Солону осуществить преобразования, которые значительно расширили

права граждан и способствовали сохранению и упрочению основ полисной

демократии.

Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти

Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет, Четырехсот,

коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял

собой совет старейшин и родовой знати. Его члены (а эта должность была

пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и дол-жностными

лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырехсот

представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями. Реальная

власть нахо-дилась в руках девяти архонтов («начальствующих»). Архонт-

эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год.

Архонт-басилей руководил проведением общепо-лисных празднеств в честь богов

и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприно-шения. Данные

представительские функции, имевшие сакральную основу, делали эту долж-ность

весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал

войсками. Шесть архонтов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.

По предложению Солона были произведены изменения в государственном

устройстве Афин. К участию в непосредственном управлении городом были

привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем

политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня

их богатства, но его законодательство положило предел порабощению свободных

людей (было отменено долговое рабство) и четко определило сте-пень участия

в государственных делах всех социальных групп.

Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На основании оценки

имущества он ввел разделение на четыре класса ... - на пентакосиомедимнов,

всадников, зевгитов и фе-тов. Притом все вообще должности он предоставил

исправлять гражданам из пентакосиоме-димнов, всадников и зевгитов -

должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-ти и колакретов..,

а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народ-ном

собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто

со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к

всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди,

которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать

те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу

фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной

должности» [15]. В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три

первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие

государст-венные должности. Отныне начальником полисного войска (стратегом)

мог быть только зем-левладелец. Попавшие в разряд фетов участвовали в

выборах должностных лиц, но сами не мог-ли исполнять никакой

государственной службы.

Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Солон строго

обозначил обя-занности Народного собрания, процедуру его созыва и

проведения. Собрание проводилось практически каждую неделю (всего сорок раз

в году, не считая чрезвычайных). К числу его важнейших функций относились

объявление войны и мира, издание законов, избрание дол-жностных лиц

афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа,

выраженная путем общего голосования в Собрании, приобретала силу закона

(нома), обя-зательного для всех. Постановления Народного собрания

(псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».

В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четырехсот (Буле). В

него входи-ло по сто представителей ото всех афинских фил. Совет

рассматривал законопроекты, преж-де чем они поступали на утверждение в

Народное собрание. При Солоне функции Ареопага изменились. Ранее он

назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого

важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отныне совет

Арео-пага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В

его руках еще ос-тавался ряд полномочий: он мог привлекать к

ответственности должностных лиц, опротесто-вывать решения Совета и

Собрания.

Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и

члены низ-шей, четвертой имущественной группы. Число судей было

значительным. В V веке до н.э. оно достигало шести тысяч человек (пять

тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей

должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их под-куп, а

следовательно, гарантировать справедливость процесса. Для формирования

коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне

независимо от знатнос-ти и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в

дурных поступках.

В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством

принимал Клисфен. Новые демократические реформы, направленные на усиление

власти Народного соб-рания, и дальнейшее развитие принципа выборности

должностных лиц были проведены под его руководством.

Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по территориальному

принципу. Это подрывало устои родовой аристократии, традиционно имевшей в

филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых

административных единиц. Каждая фила вклю-чала три округа: в Афинах, в

приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали

демы (их было около ста). Эти меры преследовали ясную цель: разрушить свя-

зи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел

региональному сепаратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали

преобразования, осуществленные Клис-феном. Вот что писал по этому поводу

Аристотель: «Для такой демократии полезны, далее, и те установления,

которыми воспользовался в Афинах Клисфен в целях усиления демократии, рав-

но как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые

филы и фратрии, при-том увеличить их число.., чтобы все граждане как можно

больше перемешались между собой, а прежние соединения распались» [16].

Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а

гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с

новым административным делением вместо Совета Четырехсот был образован

Совет Пятисот. Он состоял из десяти секций по пять-десят человек, выбранных

по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (прита-ны) исполняли

свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридца-

ти лет. Каждая секция заведовала делами в течение 35-36 дней в году, по

очереди, как выпадет жребий. Секция готовила предложения для внесения в

Совет, созывала заседания Буле и Эк-клесии и руководила ими. Народный суд

также стал избираться по жребию из представителей де-сяти фил, в возрасте

свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функ-ции

неограниченное число раз.

По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее

члены выбира-лись сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное

командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и

председатель Совета Пятисот, менялся ежедневно. Основным критерием для

выдвижения в члены коллегии стратегов являлось наличие у кандидата

земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «Законы

предупреждают каждого ора-тора и стратега, который стремится приобрести

доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами,

чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в ка-честве

залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом»

[17].

Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается

большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать

общественные должности, участвовать в заседаниях народного собрания и суда.

Состоятельные граждане были обязаны ре-гулярно вносить крупные денежные

суммы для организации общественных религиозных празд-ников, содержания и

оснащения военных кораблей.

В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла угроза

персидского завоевания. Афинская демократия с честью выдержала испытание

войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития

народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплекто-вавшейся из числа двух

первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл

флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачиваемая служба на военных

судах резко повысила авторитет низших афинских социальных групп.

Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного

собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании

Собрания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего города, так как

усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» [18].

Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории

афинского наро-довластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл.

Им удалось провести в На-родном собрании ряд предложений, в результате

которых Ареопаг окончательно утратил ос-татки политической власти. За

посещение Народного собрания и несение государственной служ-бы была введена

плата, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев

афинских граждан. Архонты получали за день заседания четыре обола, члены

Буле - пять оболов, а судьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола).

Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом

обменивались на три, а позднее на девять обо-лов. Покупательная стоимость

афинского обола (1/6 драхмы) была относительно невелика. На эти деньги

(своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог ку-пить

себе пищу на один день.

Эпоха Перикла не случайно названа историками «золотым веком» афинской

демокра-тии. Именно в период его деятельности понятие «народовластие»

наполнилось реальным содержанием, наиболее полно соблюдались политические

права и свободы граждан. Историк Фукидид предпринял попытку

реконструировать речь Перикла, в которой тот анализирует осо-бенности

афинского государственного строя: «Для нашего государственного устройства

мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее

сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так

как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш

государственный строй называется народо-правством. В частных делах все

пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных,

то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству,

поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному

сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или

низкое общест-венное положение не мешают человеку занять почетную

должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве

мы живем свободно... Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в

общественной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из ува-жения к

ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту

обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают

постыдным.

Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными,

и обществен-ными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый

занят своим ремеслом, так-же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы

одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не

благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем...»[19]

Расцвет Афинского государства продолжался недолго. Разразившаяся в 431

г. до н. э. Пелопонесская война показала слабость институтов

непосредственного народовластия. Победи-тели-спартанцы установили в Афинах

олигархический режим - «тиранию тридцати», правив-ший с помощью террора и

репрессий. Около полутора тысяч их политических противников бы-ло казнено.

Вскоре афиняне восстановили демократические свободы и тщательно сохраняли

основные принципы своего государственного устройства. В середине IV в. до

н. э. Греция утрачивает политическую независимость и попадает под власть

Македонского царства, а впос-ледствии - во II в. до н. э. становится частью

Римской империи. Однако падение Афин и дру-гих греческих полисов

объясняется в первую очередь неудачами в войнах с более могущест-венными

соседями, а не недостатками государственного строя. «Можно с уверенностью

ска-зать, что демократический строй в Афинах погиб насильственной смертью,

уничтоженный заво-евателями» [20]

Политическая жизнь древних Афин стала для более молодых цивилизаций

тем идеалом, принципы которого нередко заимствовались для создания основ

демократических и свободных государств.

2.2.3.Древний Рим.

К середине VIII в. до н.э. римская община представляла собой родо-

племенное объедине-ние латинского, сабинского и этрусского происхождения,

разделенное по куриям и трибам –территориальным единицам, сложившимся

естественным образом. С переходом к оседлой жизни они были наделены

военными, политическими и религиозными функциями. В каждой курии - «союзе

мужей» - комплектовались пешие войска, отбирались всадники, взимались

повинности и распределялась земельная собственность. Десять курий

составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста

всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753

- 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и первого царя Рима,

насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины

стали патри-архальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков.

Они возглавлялись отца-ми или патрициями, вели самостоятельную

хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены в триста

родов, а патри-ции образовали привилегированное сословие, доступ в которое

был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог

подтвердить свое происхождение из числа трехсот родов, не получали

полноправного гражданства и становились плебеями. Некоторые исклю-чения

делались только для знати завоеванных городов: при отказе от гражданства

своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus).

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредством

нескольких политичес-ких институтов - царя, сената и народных собраний.

Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем

выполняла отдельные государственные функции. По мнению исследователей, Рим

этого времени с полным основанием можно назвать архаичес-ким царством.

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканского строя был

пожизненно наделен высшей политической, военной, судебной и

административной властью. Он возглав-лял коллегию жрецов и формулировал

законы, которые затем утверждались народным собра-нием. Как отметил

немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской об-щине

имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу ,

семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни»

[21]. Должность царя не переда-валась по наследству, а была выборной. Им

мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Кандидатура царя предварительно

выдвигалась сенатом, а затем утверждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с

VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и

соответствовала общему числу рим-ских родов. Сенат был призван сохранять

устои римской общины готовил выборы нового ца-ря, имел право кассировать

решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначи-тельных

преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э.

после убий-ства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в

нарушении общинных поряд-ков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких

обстоятельствах раздоры не привели госу-дарство от безначалия к полной

гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди

облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных

часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение

обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов -

Прим, авт.) и потому было одобрено; вмес-те с тем частая смена властей

лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного

дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» [22].

До выборов но-вого царя полнота власти переходила от одного сенатора к

другому. Каждый из них возглавлял общину в течение нескольких дней. Только

через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным

сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При

следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем

традиционной. Пери-од междуцарствия не имел определенного ограничения по

времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры

нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин,

несовершеннолетних и ра-бов участвовали в жизни общины через куриатные

комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались

вопросы войны и мира, выбирались царь и другие долж-ностные лица. Историки

предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рождений,

смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с

перехо-дом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской

истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение,

что внутри курий подача голосов «за» или «против» осуществлялась

посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и

высказывалась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е.

царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и

глашатай объяв-лял окончательный результат. В таком решении был отражен

характерный для римской государ-ственности принцип гражданского

равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение,

чем мы это понимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общи-

ны, а договор, заключенный между руководящими органами государственной

власти путем ответа, данного на вопрос» [23].

К концу царского периода, в начале VI в. до н.э. с разложением

родового строя, обо-соблением сословий и имущественной дифференциацией,

территориальным ростом римской общины, обострением отношений между

патрициями и плебеями потребовались изменения в системе управления.

Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Ту-ллий (579-

535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами

Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет

(чуть более 80 тысяч человек) на две части - способных и неспособных к

военной службе. В основу этой реформы был положен имущественный критерий.

Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным

наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой долей земельного

участка. Последний, непригодный к службе разряд, образовали пролетарии,

которые не имели никакой собственности. Подробное описание военной ре-формы

оставил римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.),

использовавший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех,

кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят

центурий: по сорока из старших и младших возрастов; (2) все они получили

название «первый разряд»; старшим надлежало быть в го-товности для обороны

города, младшим - вести внешние войны... (3) ...Этому разряду при-даны были

две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено

доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли

имеющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших,

были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий

определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем

же разделением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять

тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пятый разряд обширнее:

образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем

центуриям запас-ные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз

одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из

которых была образована одна центурия, свободная от воинской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из

виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он

образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под

теми же освященными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было

дано из казны по десять тысяч ассов, а содер-жание этих коней было

возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по две тысячи

ассов ежегодно» [24]. Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий

(80 пе-хотных и 18 всаднических), второйтретий и четвертый - по 20, пятый -

30 военных центурий с легким и дешевым вооружением. К ним были добавлены 4

центурии ремесленников и музы-кантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они

составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило политическую

организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной

области выросла политичес-кая реформа. Появился новый вид народных собраний

с участием патрициев и плебеев – цен-туриатные полиции. В середине VI в. до

н.э. они стали тем органом публичной власти, у кото-рого «испрашивает царь

одобрения перед тем, как предпринять наступательную войну» [25]. Зна-чение

центуриатных комиций постепенно росло. Со временем они стали принимать

решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц,

утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура голосования, чем

на куриат-ных. По свидетельству Тита Ливия: «(10) ...не поголовно, не всем

без разбора (как то пове-лось от Ромула и сохранялось при прочих царях)

было дано равное право голоса и не все го-лоса имели равную силу, но были

установлены степени, чтобы и никто не казался исключенным из голосованья, и

вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А имен-но:

первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных

центурий первого разряда; если мнения расходились, что случалось редко,

приглашали голосовать цен-турии второго разряда; но до самых низких не

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.