рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))

Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1 О древесине 2

1.1 Резьба по дереву. Краткая историческая справка 2

1.2 Виды древесины, произрастающей на территории Новгородской

области 4

1.3 Сравнительная характеристика древесины различных пород,

используемой в резьбе 18

2 Основная часть 20

2.1 Рабочее место 20

2.2 Меры предосторожности при работе 22

2.3 Зависимость резьбы от инструмента 22

2.4 Приобретение и изготовление инструмента 23

2.5 Закалка инструмента 26

2.6 Заточка инструмента 27

2.7 Слесарный инструмент для изготовления резчицкого инструмента 31

2.8 Столярный инструмент 33

2.9 Резчицкий и специальный инструмент 36

2.10 Инструмент для токарных работ 36

2.11 Прочий инструмент 37

3 Обработка древесины 38

3.1 Физические и механические свойства древесины 38

3.1 Сушка древесины 39

3.2 Склеивание 43

3.3 Заделка трещин и сучков. Исправление сколов 43

3.4 Шлифовка и полировка древесины 44

3.5 Тонирование 44

3.6 Прозрачная отделка 44

4 Технологическая часть 46

4.1 Характеристика изделия 46

4.2 Оборудование и инструменты 46

4.3 Краткий технологический процесс изготовления вазы 46

4.4 Технологический процесс для изготовления подставки по вазу 48

5 Компьютерная часть 50

5.1 Работа с пакетом 3D Studio MAX. Преимущества компьютерного

проектирования объектов 50

5.2 Профессиональная обработка изображений в редакторе Adobe

Photoshop 5.0 55

Список используемых адресов сети Internet 56

Список используемых источников 57

Введение

1 О древесине

1.1 Резьба по дереву. Краткая историческая справка

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали

игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый

развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.

Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные

скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX —

XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры

строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобари для кваса и медовых

напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие

корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки,

жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба

гнули короба для приданого, из клёна резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней

Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и

золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие

дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII

— XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в

оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала

объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба

украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян

и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами

которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение

и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой

прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического

применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей.

Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда

совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала,

пропорции, симметрии, ритма и в целом "чувство вещи"

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири

сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и

резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными брёвнами-охлупнями, один

край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или

птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены

растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

В Поволжье получила распространение глухая или долблёная резьба в

сочетании с подкраской. На белом или голубом, углублённом в массу дерева

фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения

добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с

распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз,

акантовых побегов.

Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы,

то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным.

Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна,

рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей,

праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро

покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами,

треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определённый символический смысл,

связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например,

круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого

зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не

только красивым узором — народ помнил заключенный в нём глубокий смысл.

Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает

перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к

подсобным средствам создания художественной композиции.

Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям,

именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу

богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам.

Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-

хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об

изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить

в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности

в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд,

а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с

совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.

1.2 Виды древесины, произрастающей на территории Новгородской области

1.2.1 Сосна и ель

По внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Но

всё-таки укажем хотя бы на один характерный признак, по которому

безошибочно можно их различить: у сосны обыкновенной хвойные иголки

расположены на кистях парами (у некоторых видов сосен их больше), у ели они

рассредоточены по веточкам одиночно. Резчику по дереву желательно различать

ель и сосну по древесине, но сделать это уже значительно сложнее. Что

касается древесины, у сосны имеется более тёмное ядро и светлая заболонь

(внешняя по стволу часть), у ели ядра не бывает, она относится к так

называемым безъядровым породам древесины. Но этот признак ненадёжный — у

сосны только в возрасте 30-35 лет (по данным литературы), да и то не

всегда, появляется ядро. У резчика же заготовка может оказаться только из

одной ядровой части, когда цветовая граница тёмного ядра и светлой заболони

отсутствует. Бывают сосны и со слаборазличимой цветовой разницей ядра и

заболони, что особенно характерно для внешней поверхности лежалого

пиломатериала.

Но есть и другие признаки различия ели и сосны, которые должен знать

резчик, работающий с древесиной. Именно их совокупность позволяет в

некоторых случаях безошибочно указать породу. Свежеобструганная древесина

ели ярко-светлая (сосна темнее, охристее), контрастность годичных колец её

выражена менее четко. От времени ель темнеет медленнее, чем сосна, но тон

их все равно постепенно выравнивается. Древесина сосны пахнет смолой, а

запах еловой древесины напоминает запах её хвои. В текстуре ели отчетливо

выражена прямослойность, она легко колется. В продольном разрезе её видны

мелкие, изолированные, как бы вставленные, отторженные от остальной

древесины и идущие в стороны от сердцевины сучочки; они даже иногда

выпадают из поделки во время работы.

По текстуре сосну легко спутать с лиственницей, также ядровой

древесиной, тем более что у взрослой сосны такие же крупные годичные

кольца. Рекомендуемое в литературе их различие по смоляным ходам (у сосны

они более крупные и многочисленные) на практике трудно осуществимо.

Надёжный признак — опустить в воду кусочек древесины толщиной 5-7 мм: через

две-три недели древесина лиственницы намокнет и потонет.

Среди смешанных необрезных досок хвойной древесины еловые доски

отличаются от сосновых тёмной, вплоть до чёрной, и более гладкой корой.

Кора же лиственницы на досках под действием кислорода воздуха и света

приобретает красно-вишнёвый цвет, резко отличный от цвета коры сосны и ели.

Кроме того, доски лиственницы заметно тяжелее. У лиственницы, даже молодой,

отчетливо выделяется большое тёмно-бурое ядро, а на светлую заболонь

остаются узкие полоски по бокам, тогда как у ели ядра совсем не бывает, у

сосны же оно узкое и то лишь на широких досках.

Для резчика по дереву хвойные породы удобны своей доступностью.

Благодаря их широкому применению в строительстве, в изготовлении бытовых

поделок можно легко найти нужную заготовку для резьбы. Однако у сосны и ели

есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения их

в резьбовых поделках: колкость древесины и её полосатая текстура. Поэтому

лучше всего использовать сосну и ель для резьбы крупных поделок с крупными

элементами. Это домовая резьба, декоративные панно на стенах общественных

помещёний, резьба в садах, парках. В такой резьбе недостатки древесины

можно либо снивелировать, либо даже обыграть. Так, контрастные полосы

делают большие поля резного панно более выразительными, их можно

подчеркнуть обжигом, тонированием.

Удобна хвойная древесина и для прорезной резьбы, рисунок или орнамент

которой смотрится как силуэт. В основном вся прорезная, а также накладная

резьба при декоре дома выполняется из ели (чаще) или сосны (с этим мы

подробно познакомимся при изучении домовой резьбы). Но и на ровной

поверхности резьбовой поделки для интерьера опытный резчик умело использует

полосы хвойной древесины. Они превращаются, например, в интересный рисунок

на ровной кривой и полированной поверхности вазы.

Крупнослоистая яркая хвойная древесина не подойдет для выполнения

небольшой маски (под маской здесь понимается скульптурное изображение лица)

женщины или ребёнка, но иногда может придать дополнительную выразительность

маске старого человека. Те же контрастные полосы ели или сосны могут

составлять декор простой условной или ритуальной маски несложной формы.

Наконец, полосатая текстура хвойных пород дерева может быть

использована для гладких полированных филенок, окруженных резьбой. Такой

приём мы видим иногда и в домовой резьбе. Не помешает полосатая древесина

ели или сосны орнаменту маски, который может быть использован для украшения

стены дома и для верхней части наличников. Если резьба будет окрашена, её

можно составить из различных пород дерева.

В одном и том же лесу можно встретить различные сосны, которые

отличаются и по внешнему виду, и по свойствам древесины. Так, сосна,

выросшая на сухом высоком месте, имеет более твёрдую, плотную древесину,

текстура которой будет также с плотными, узкими кольцами (вспомним хотя бы

корабельную сосну). А сосна, выросшая в низком, иногда заболоченном месте,

имеет более мягкую древесину. Могучая, толстая засохшая сосна среди молодых

деревьев росла когда-то одна. Древесина её в сердцевинной части будет с

красивым спектром широких годичных колец. А внешние слои, относящиеся к

тому времени, когда дерево встретило помехи роста, будут отмечены

аномалиями: свилеватость в местах заросших старых сучков и повреждений;

засмолки (участки, пропитанные смолой) — результат затянувшихся ран;

смоляные кармашки — также пропитанные смолой части годичных колец.

Ещё интереснее для резчика по дереву сравнить отдельные свойства ели и

сосны (а также лиственницы), проявляющиеся в процессе обработки древесины.

Обычно сосна или ель легко режется, пилится и стругается. Но долго

стоявшая (сушняк) сосна или лежавшая в сухом виде режется трудно, иногда

крошится. При падении заготовка или поделка часто раскалывается. В

некоторых местах древесина лежавшей сосны, особенно если началось её

частичное гниение, режется с необычайным трудом, мнёт жало лезвия. Такую

древесину почти невозможно резать полукруглой стамеской поперёк волокон,

приходится с одновременным нажимом на стамеску поворачивать её вокруг

продольной оси — создавать более эффективное режущее усилие движением

лезвия. Надежда в этом случае на строгание ножом из крепкой стали под углом

45° к направлению волокон.

Резчику по дереву нужно избегать таких участков на древесине сосны, на

которых уже началось расслоение: смолистые слои стали совсем твёрдыми, а

мягкие перегорели. Под нажимом такая древесина не режется, а только мнётся,

пружинит и ломается. Также надо избегать при выборе древесины и тех

участков на стволе сосны, которые от долгого лежания дерева на земле

потемнели, хотя они и не похожи на гнилые. Во влажном состоянии такая

древесина кажется прочной, годной для обработки, удар топором по этому

месту звонкий. Но после высыхания она совсем не режется, инструмент от неё

тупится, и, как не бейся, её всё равно придется заменить здоровой

древесиной.

В связи с этим полезно обратить внимание резчика на то обстоятельство,

что "мягкий" и "легко режущийся" инструментом материал не всегда одно и то

же. Так, например, кожа служит для правки лезвия ножа (этим пользуются и

резчики по дереву) или опасной бритвы. От резания кожи, материала более

мягкого, чем дерево, нож тупится сильнее. А резец токарного станка от

древесины тупится больше, чем от стали.

Рассматривая внешние сходные признаки сосны и ели, резчику надо

учитывать, что контрастность годичных колец этих пород дерева со временем

уменьшается, древесина приобретает обобщённый глубокий охристый тон. Если

контрастность полос портит поделку, следует учесть, что этот недостаток со

временем уменьшится или совсем исчезнет. И наоборот, в том случае, когда

контрастные годичные кольца используются для дополнительного декора

изделия, достигнутый эффект уменьшится после выдержки древесины на свету.

Заметим, что цвет ядра и заболони со временем постепенно выравнивается.

Это относится и к сосне, и к лиственнице, хотя бывает древесина сосны,

подверженная заболеванию, где заболонь даже темнее ядра.

Обратим внимание резчика по дереву и на то, что зачастую не все

положительные свойства ели и сосны используются для декоративной отделки

резьбового изделия. Очевидно, причиной этого является доступность и

изобилие материала, что вызывает недостаточное "уважение" к нему (кстати,

во многих странах, где этого изобилия хвойных пород нет, сосна, ель и

особенно лиственница как строительный материал стоят дороже красного

дерева). Более внимательное отношение к нашим хвойным породам и изучение их

открывает широкие возможности использования описываемых деревьев. Замечено,

например, что самый тёплый тон (жёлтый или оранжевый) имеет выдержанная

сосновая древесина. Отдельные просмоленные участки сухой сосны, стоявшей в

лесу в течение длительного времени, напоминают янтарь. Такая древесина

сохраняет свою форму и твёрдость, не размягчается от тепла. Из неё хорошо

делать бусы, ягоды, декоративные вставки в интарсии. Автор провел опыт по

собиранию просмоленных кусков сосновой древесины, изготовил из них

виноградную кисть, набранную из точеных ягод. Выдержанная на солнце и

покрытая лаком, она действительно казалась янтарной, причём отдельные ягоды

просвечивали, как виноградные. Даже полосы годичных слоев при определенной

их ориентации и повороте точеной ягоды делали резьбу ещё более

выразительной. Наиболее подходящие просмоленные места в стволе сосны для

такой цели — сучки, идущие внутри ствола, и места ранений дерева

(засмолки).

Просмолённые части сосны не следует перед покрытием лаком промасливать:

от этого они тускнеют, сереют. Происходит это из-за того, что смола

(живица) в масле растворяется.

Тёмно-охристую кисть из смолистых частей сосны целесообразно сочетать в

орнаменте с более светлыми листьями винограда из той же сосны, но

выполненными из ядровой или забо-лонной древесины. Для листьев можно

применять и наборную древесину, используя полосы годичных слоев составных

деталей листа как прожилки листьев, а также варьируя рисунок прожилок

шириной полос, зависящей от направления плоскости обработки листа к

годичным кольцам. Для главных прожилок выигрышно сделать врезки из тёмного

шпона.

Ядро старой большой сосны с крупными годичными кольцами очень красиво в

продольном разрезе и вдоль и поперек колец, оно имеет янтарный оттенок и

похоже на лимонное дерево. Особенно желтеет эта древесина, когда поделка из

неё выставлена на солнце и выдержана в течение одной-двух недель, затем

промаслена и снова выдержана на солнце и воздухе. Контрастность годичных

колец при этом смягчается, общий охристый тон углубляется. Из ядра сосны

можно выделить участки и более светлых колец для изготовления из них ягод,

желтых вставок для интарсии.

В отличие от ели сосновая древесина характерна переплетением волокон

ствола с волокнами отходящих от этого ствола сучков, что дает в разрезе

интересный рисунок. Этим пользуются теперь некоторые резчики для

изготовления точеных или многогранных ваз, подставок под канцелярские

принадлежности. В качестве заготовки для такой поделки применяется так

называемая мутовка — часть ствола с ответвлениями. Чем больше в данном

месте отходит от ствола сучков, тем интереснее получится рисунок на

поделке. Резьбовое изделие может быть выполнено и из одной мутовки, и из

набора, где несколько небольших мутовок предварительно склеиваются послойно

по плоским обработанным поверхностям и при самой различной их ориентации

друг к другу. Понятно, что в данном случае на передний план в технологии

выступает подгонка склеиваемых поверхностей, т.е. предпочтительно наличие

машинной обработки.

Ещё более интересные поделки с применением свилеватой сосны можно

получить способом оклейки изделия слоями такой древесины. Это не

обязательно должна быть точёная или гранёная ваза. Ручной подборкой и

подгонкой по кривым, изогнутым швам удается получить изделие любой формы,

причём отдельные детали могут быть цельнорезными из такой же сосны или

контрастной ей по цвету древесины (например, из липы, берёзы). Для вазы

такими деталями могут стать крышка, ручка, донце (основание), наклонный

орнамент и др., таком решении выполнена ваза, но из другого материала,

похожего на полосатую сосну). При обклейке поделки слоями сосновой

древесины с использованием замеса опилок на столярном клее не обязательна

точная подгонка стыков кривых поверхностей, так же как и в просветы швов,

между деталями оклейки можно вставить дополнительную деталь любой формы и

любого размера, но с соблюдением гармонии рисунка древесины.

Интересно ведёт себя сосновая древесина, которая из-за заболевания

приобрела красноватый или даже ярко-красный оттенок. Эти покраснения

попадаются на различных местах ствола. В результате опытов, проведенных

автором с такой древесиной, выяснилось в одном случае, что промасленная и

выдержанная древесина постепенно утратила полностью красивый оттенок и

превратилась в обычную древесину. В другом случае такое покраснение было

выявлено в крупном стволе долго стоявшей сухой сосны. Под действием света и

масла эта древесина при незначительном потускнении красного оттенка

приобрела резко выраженную контрастность годичных колец, при этом смолистые

слои стали тёмно-красными, текстура древесины сделалась исключительно

нарядной, декоративной. Особенно выгодно превратить такие кольца (полосы) в

широкие, сориентировав их по форме обрабатываемой поверхности.

Обратим внимание и на то, что длинные тонкие корни сосны обладают

исключительной гибкостью и поэтому применяются для художественного

плетения. Это может взять на вооружение и резчик по дереву, когда нужно,

чтобы гнутая деталь получилась надежной и удобной в резьбовом изделии

(например, ручка небольшой вазы, хвост обезьяны). Некоторые мастера

используют для этой цели и корни ели, которые также годятся для

художественного плетения.

1.2.2 Лиственница

Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на

зиму хвоёй. Она наиболее распространена в нашей стране. Её больше, чем ели,

сосны и пихты вместе взятых. Причём растёт она значительно быстрее этих

деревьев (в год на 1 м). Кроме того, у неё самая большая урожайность. И

только два фактора мешают её широкому использованию: во-первых, при

длительном нахождении в воде она тонет, а следовательно, возможности сплава

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.