рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственный бюджет, его структура

Курсовая работа: Государственный бюджет, его структура

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА 2004-2006 ГОДА

2.1 Анализ доходной части государственного бюджета

2.2 Анализ расходной части государственного бюджета

2.3 Анализ фискальной политики РК

3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА НА 2007-2009 ГОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

В данной работе исследуется особенности государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его доходная и расходная части.   

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку « финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и « бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.)

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно – экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально- вещественное воплощение.

В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. введённого в действие с 1 января 2005 г.. приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет – централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме – финансовый план, по материальной сущности- централизованный фонд, по экономической сущности – совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению – закон.

Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности государственного бюджета, его функций, задач и назначения.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

а) изучить функции и задачи государственного бюджета;

б) рассмотреть государственный бюджет как основной финансовый план страны;

в) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;

г) проанализировать доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006 года;

д) проанализировать расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006года;

е) рассмотреть прогноз развития бюджета на 2007-2009 годы.

Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе курсовой работы государственный бюджет рассмотрен как основной финансовый план государства, определена его роль в реализации бюджетно-налоговой политики. Подробно разбираются функции и задачи государственного бюджета, а также рассматриваются организация и регулирование межбюджетных отношений.

Во второй главе подробно анализируются доходная и расходная части государственного бюджета Республики Казахстан. Изучаются основные источники доходов государственного бюджета, рассматриваются приоритетные направления расходов государственного бюджета Республики Казахстан. Прослеживается динамика доходов и расходов за период 2004-2006 годов. А также рассматривается и анализируется фискальная политика в Республике Казахстан в том же периоде.

В третьей главе рассматривается прогноз исполнения бюджета на 2007-2009 годы


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу особенностей бюджета относятся:

1.  государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;

2.  с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3.  пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4.  область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.[9, c. 321 ]

Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

1.  перераспределение национального дохода;

2.  финансовое обеспечение социальной политики;

3.  регулирование и стимулирование экономики;

4.  контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходит централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой. [11, c. 145]

Межотраслевое перераспределение базируется, с одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.[13, c. 202]

Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

Широкое использование распределительной функции для перераспределения уже распределённой стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием на процессы её функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, умилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

К особенностям распределительной функции бюджета относятся так же многогранность её влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.[16, c. 89]

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются в неполном объёме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состояния экономики.

В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает всё больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определённой сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит своё воплощения в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.[16, c. 168]

Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.[15, c. 264]

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.[8, c. 36]

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.[6, c. 213]

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Межбюджетные основываются на следующих принципах:

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.