![]() |
|
|
Курсовая работа: Социально-экономическое развитие Забайкальского краяПредусматривается реализация в 2010 - 2020 годах мероприятий по таким приоритетным направлениям внедрения инновационных технологий, как изучение и развитие минерально-сырьевой базы, технологии добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых ресурсов, лесохимия, энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии, высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства, новые технологии в здравоохранении, создание новых материалов и переработка отходов горно-металлургической промышленности, развитие инфраструктуры, экология, машиностроение, а также развитие системы подготовки кадров для экономики регионов. В результате изучения и развития расширится минерально-сырьевая база за счет поиска новых месторождений, будут проведены оценка техногенных образований и переоценка запасов известных рудных полей, а также вовлечены в разработку малые месторождения. Формирование благоприятной среды развития предпринимательства Проблемы, которые в наибольшей степени сдерживают развитие малого предпринимательства Забайкалья, связаны с неразвитостью системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, ограниченностью доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям, нехваткой квалифицированных кадров и знаний, а также с недостаточным уровнем информационной и методической поддержки. Отличительной особенностью малого и среднего бизнеса в Сибири является отсутствие инфраструктуры поддержки бизнеса. Поэтому в 2010 - 2012 годах основные усилия будут направлены на создание инфраструктуры развития малого предпринимательства в каждом муниципальном образовании. Приоритетным направлением является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и повышение его вклада в ВРП и обеспечение значительного роста занятости экономически активного населения. В рамках реализации Стратегии предусматривается стимулирование следующих предприятий малого и среднего бизнеса: · научно-внедренческие и инновационные предприятия; · предприятия по производству новых промышленных товаров; · предприятия, включенные в крупное промышленное производство на основе долгосрочных договоров по оказанию услуг научного, промышленного и технологического характера; · предприятия, работающие в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, особенно укрупненные личные подсобные хозяйства, готовые к переводу в крестьянско-фермерские хозяйства; · торговые, бытовые предприятия и предприятия общественного питания шаговой доступности; · предприятия в сфере услуг (туризм, здравоохранение, рекреация, экология, наука, консалтинг, информационное обеспечение, культура, спорт, особенно экспортно ориентированные предприятия); · сервисные предприятия, интегрированные в региональные институты внешней торговли; · иные предприятия, выполняющие социально значимые государственные и муниципальные заказы. Для Забайкальского края как региона со средним уровнем развития малого и среднего бизнеса основной задачей является создание целостной системы поддержки предпринимательства, включающей полную цепочку инфраструктурных элементов и финансовых механизмов. При этом важным является содействие развитию кооперационных связей малого и среднего предпринимательства с крупными предприятиями, стимулирование концентрации малых предприятий в секторах, имеющих первоочередное значение для развития территорий. Результатом решения поставленной задачи к 2020 году должен стать рост конкуренции среди малых предприятий, обеспечивающий высокое качество производимых ими товаров и услуг. Ключевой проблемой при становлении и развитии малого инновационного наукоемкого бизнеса и предпринимательства в Сибири является отсутствие крупных системообразующих предприятий мирового уровня в сфере высоких технологий, которые являлись бы заказчиками научных разработок, комплектующих материалов и изделий, программного обеспечения, сервисных услуг и другой продукции для предприятий малого и среднего бизнеса. Это должно стать одной из важных задач реализации Стратегии. В регионах Сибири поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в следующем порядке: · отбор, тестирование и обучение по программам подготовки предпринимателей; · помощь в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица; · предоставление на конкурсных условиях вновь зарегистрированным или действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса субсидий на создание собственного дела; · микрокредитование через систему кредитных кооперативов, региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства; · гарантийное обеспечение коммерческого кредитования через гарантийный фонд субъекта Российской Федерации; · выделение субсидий на возмещение различных затрат, в том числе по кредитным договорам, договорам лизинга, франчайзинга, технологического присоединения и других. Решение экологических проблем Основными в решении природоохранных и экологических проблем являются следующие задачи: · улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасных и комфортных мест работы и отдыха, среды проживания населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей; · организация экологически безопасного производства ; · создание эффективного экологического сектора экономики; · решение проблем отходов техногенного характера. Антропогенные изменения природной среды на территории Сибири не носят сплошного характера. Значительная часть производственного потенциала региона сконцентрирована на ограниченных площадях, чаще всего по долинам рек и в котловинах. Большинство крупных городов и все промышленные зоны Сибири отличаются резко повышенной загрязненностью воздушного и водного бассейнов. Водные ресурсы являются одним из наиболее важных ресурсов региона. Главной стратегической целью функционирования водохозяйственного комплекса Сибири является надежное обеспечение населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, рационализация водопользования и экономия водных ресурсов, максимальное обеспечение населенных пунктов системами централизованного водоснабжения. Одним из главных аспектов эффективного и безопасного управления водными ресурсами рек Сибири является предупреждение и уменьшение ущерба от негативного воздействия вод. К приоритетным мероприятиям по снижению риска относятся обеспечение инженерной защиты поселений, объектов экономики, уникальных природных объектов и объектов историко-культурного наследия от негативного воздействия вод, обеспечение безопасных для населенных пунктов и объектов экономики гидрологических режимов водных объектов в местах их пересечения транспортными коммуникациями, а также совершенствование методов прогнозирования паводков и наводнений и развитие системы оповещения о них. При формировании инструментов реализации природоохранных мероприятий Стратегии необходимо уделять внимание: · развитию экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, поддержке экологически ответственного бизнеса; · внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; · совершенствованию системы экологических платежей; · усилению природоохранных органов; · организации государственного экологического мониторинга, формированию системы информирования населения о состоянии окружающей среды; · расширению деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий; · экологическому воспитанию и образованию населения как основе экологического благополучия страны. 3.3 Социальное развития региона Задачи социальной политики региона: · Решение экологических проблем, обеспечение населения региона чистой питьевой водой; · Развитие доступной и высококвалифицированной системы здравоохранения, внедрение современных лечебно- диагностических технологий; · Образование должно стать приоритетной сферой развития; · Укрепление научного потенциала, использование его для повышения инвестиционной составляющей регионального производства. Социальное развитие Сибири и формирование комфортной среды обитания человека Значимость Сибири для обеспечения устойчивого развития экономики, сохранения территориальной целостности страны выводит ускоренное социальное развитие сибирских регионов в разряд стратегических приоритетов обеспечения национальной безопасности России. Механизмами и инструментами преодоления социальных проблем и ускоренного социального развития Сибири являются: · интенсивное развитие инновационного сектора экономики "несырьевых" регионов Сибири как способ преодоления зависимости социального благополучия территории от наличия природных ресурсов; · формирование новой жилищной модели как действенного механизма повышения комфортности проживания в регионе, привлечения квалифицированной рабочей силы по приоритетным направлениям развития экономики и освоения новых территорий; · формирование и реализация новых подходов к развитию социальной инфраструктуры. Реализация целей и приоритетов Стратегии потребует реализации особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой являются учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, физкультуры, спорта, социального обслуживания, связи, распространения информации, коммунального хозяйства. Стартовые условия реализации социального блока Стратегии состоят в следующем: · за годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу; · существующая сеть объектов социальной инфраструктуры в сибирских регионах не в полной мере соответствует размещению производительных сил и расселению населения и требует в связи с этим системной модернизации; · имеет место низкое качество предоставления услуг социальной инфраструктуры; · почти во всех субъектах Сибири имеет место недостаточность нормативной правовой базы для оценки состояния и регулирования развития социальной инфраструктуры; · количество библиотек и объем библиотечных фондов сокращаются. Значительно сократилось число учреждений культурно-досугового типа на селе, количество детских школ искусств. Инвестиции, вкладываемые в развитие социальной инфраструктуры регионов Сибири, существенно ниже, чем в среднем по стране. При этом наибольшее отставание в выделении средств долгие годы приходилось на культуру, спорт, физкультурно-оздоровительную деятельность, организацию отдыха и развлечений и др. Уровень таких инвестиций в расчете на душу населения в Сибири составлял последние годы меньше половины от среднего показателя по Российской Федерации. Начальные средства целесообразно направить на выполнение большого объема предпроектных, проектных, архитектурно-планировочных работ, на разработку градостроительных решений, нормативных документов, документов для привлечения в качестве инвестиций средств бюджетов всех уровней, корпоративных финансов, собственных средств предпринимателей (населения). Инвестиционные проекты модернизации, строительства энергоэффективных коммунальных объектов, обеспечивающие интересы государства, регионов, муниципалитетов, бизнеса и финансового сектора, будут финансироваться на принципах государственно-частного партнерства. Во всех сферах развития социальной инфраструктуры органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо поощрять участие малого и среднего предпринимательства. Развитию социальной инфраструктуры будет способствовать реализация инвестиционных проектов в сферах здравоохранения, образования, культуры и др. Формирование молодежной политики Одним из важнейших факторов социально-демографического развития станет формирование эффективной молодежной политики. В связи с этим при формировании долгосрочных, среднесрочных и текущих годовых планов и программ по реализации Стратегии целесообразно предусматривать специальные разделы, посвященные участию в них молодежи. В рамках государственной молодежной политики помимо общероссийских направлений поддержки молодежи должны быть реализованы следующие мероприятия на территории Сибири: · формирование инфраструктуры и механизмов межрегиональной, межведомственной координации и общественно-государственного управления молодежной политикой в Сибирском федеральном округе; · подготовка и систематическое повышение квалификации молодых специалистов для отраслей (или сфер), ориентированных на инновационное социально-экономическое развитие Сибири; · повышение образовательной и трудовой межрегиональной и внутрирегиональной мобильности молодежи; · формирование механизмов передачи молодежным профессиональным командам "зон ответственности" в процессе реализации отдельных проектов и направлений Стратегии. Заключение Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Забайкальский край относится к регионам с низким социально- экономическим развитием. Наши показатели весьма отстают от среднероссийских, что, безусловно, сказывается на уровне, качестве жизни населения. Предстоит решить серьезные задачи, чтобы в регионе начались прогрессивные изменения. Задачи долгосрочного экономического и социального развития Забайкалья: · сохранение постоянного населения, повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала; · опережающее и комплексное развитие инфраструктуры; · развитие энергетики и диверсификация топливного баланса; · развитие ресурсного сектора, как основы специализации региона, и машиностроения, как основы индустриального и инновационного развития; · диверсификация экономики; · привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития. Основными вызовами и угрозами для развития региона являются следующие факторы: · резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив экономического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность региона для частного бизнеса. Роль этого фактора будет снижаться по мере диверсификации сибирской экономики; · суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности (в среднем на 25 - 40 процентов, в строительстве - в 1,5 - 2 раза); · исторически сложившиеся негативные особенности хозяйственного освоения, которые привели к чрезмерной ориентации экономики региона на внешние по отношению к ней рынки, высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности территории, некомплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства; · неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры такого вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом региона. Главным препятствием экономического роста во многих сибирских регионах является острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время в условиях мирового финансового кризиса; · транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков. Негативная роль транспортного фактора является оборотной стороной выгодного экономико-географического положения. Однако это негативное воздействие в долгосрочной перспективе будет ослабляться вследствие создания новых транспортных коридоров, появления новых высокоэкономичных видов транспорта, все более ощутимого увеличения в отраслевой структуре производства, а также в структуре ввоза и вывоза из региона продуктов с высокой стоимостью единицы массы и объема; · угроза закрепления за Забайкальем роли сырьевого придатка развитых экономик, что делает особенно актуальной задачу диверсификации экономики региона и создания в нем мощного комплекса перерабатывающих производств. Решение этой задачи должно достигаться за счет собственных сил и ресурсов при участии иностранного капитала с соблюдением четких законодательно установленных правил и условий, обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абидулин В.Н. Экономика [Текст]/ В.Н. Абидулин.- М.:Проспект,2008.- 430с. 2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. – М.: ДИС, 2007. – 415 с. 3. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст] / Е. Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2009. – 320 с. 4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст] / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшее образование, 2008. – 391 с. 5. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Проспект,2007. – 256 с. 6. Бусыгин, А.В. Предпринимательство. - М., 1998 7. Быстрова, О. Л. Методические указания для выполнения курсовой работы по «Экономической теории» для студентов очной формы обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» [Текст] / О. Л. Быстрова. – Чита: ЗабИЖТ, 2005.- 14 с. 8. Гэлбрейт Дж.К. Экономическая теория и цели общества. – М., 2004. – 406 с. 9. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Б. Макроэкономика. СПб.: Литература плюс, 2005. – 405 с. 10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: МГУ; 2007. – 783 с. 11. Иващенко, А. А. Товарная биржа. - М.: Просвещение, 2006. 12. Колокнева М.В. Экономическая теория [Текст]/: В.М.Колокнева. – М.:Юность,2005 -32с. 13. Котлер, Ф. Основы маркетинга. - М.: Куб, 2006 14. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра, 2003. – 716 с. 15. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2004. – 624 с. 16. Макконел К.Р., Брю С.Л. – Экономика. Т. I, II. – М., 2004. 17. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Е.Б. Яковлевой. – СПб: Поиск, 2007. – 385 с. 18. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. – М.: Прогресс, 2003. 19. Микро-макроэкономика: практикум / Под ред. Ю.А. Огибина. – С-Пб.: Поиск, 2007. – 385 с. 20. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика. – М.: МГУ, 2004. – 735 с. 21. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономики. – СПб.: 2009. – 782 с. 22. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. – М.: Высшая школа,2006. 23. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов по направлению "Экономика" и эконом. спец. М.: Дашков и К. 2005. – 706 с. 24. Самуэльсон П. Экономика В 2 т. – М.: НПО, Алгон, 2006. 25. Современный экономический словарь / Под ред. Б.А. Райзберга и др. – М.: Инфра, 2008. – 470 с. 26. Соловых Н.Н., Соболев А.В. и др. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: Талант, 2008. – 375 с. 27. Шумпетер, И. Теория экономического развития. - Спб., 2005 28. Хизрич Р. Т. М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха.- К., 2006. 29. Хоскинг А. Курс предпринимательства.- М., 2007 30. Экономика: Учеб. / Под ред. А.И. Архива. – М.: Проспект, 2008. – 780 с. 31. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2007. – 636 с. 32. Экономическая теория: Учебно-методические материалы в помощь студентам, аспирантам и преподавателям. – М.: Российская экономическая академия. – 440 с. Приложение №1 социальное экономическое развитие забайкальский край Проекты в Забайкальском крае, требующие привлечения дополнительных инвестиций
|
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |