рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Иностранные инвестиции в национальной экономике

К сожалению, на сегодняшний день состояние российского инвестиционного климата оценивается как высокорисковое по всем трем направлениям. Причина такого состояния не в отсутствии средств для вложения в новые проекты, а в непредсказуемости и неопределенности экономического положения страны в целом, и повышенного риска любых форм инвестирования. Вплоть до недавнего времени весь набор рисков и проблем оставался практически без изменений. Однако, многие специалисты считают, что сейчас ситуация улучшилась радикально. До недавнего времени в России действовала система, которую можно назвать олигархической. [15]

Хозяйственная жизнь в стране контролировалась несколькими группами так называемых олигархов, и для иностранного инвестора, который не входит ни в одну из этих групп, было очень тяжело узнать, какие будут установлены правила игры. Действительно, во всем мире сначала устанавливаются твердые правила игры, а рынок потом сам подстраивается под эти правила, главное, чтобы эти правила были четко определены. Для инвестора становится огромным препятствием постоянная смена этих правил, а в России в последние три года происходило именно это. Страх неизвестности самым отрицательным образом влияет на рынок. Неизвестность и отсутствие правил – хуже, чем плохие правила. Поэтому потенциальные инвесторы прежде всего обращают внимание на оценку признанных международных экспертов привлекательности и степени рисковости тех или иных стран с точки зрения возможностей вложения капиталов.

Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий.

Современный финансовый кризис 2008 года в российской экономике повлек за собой как общее сокращение всех видов инвестиционных поступлений в страну, так и свертывание, и замораживание конкретных инвестиционных программ. Данные, приводимые в таблице, скорее всего, дают основания говорить о массовом уходе иностранных инвесторов с российских рынков капитала. Как прежде, в целом сохраняется пропорция привлекаемых капиталов – основная их часть представлена прочими инвестициями, за которым следуют прямые и портфельные инвестиции.

В настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.


Глава 3. Роль государства в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику

3.1 Правовое регулирование иностранного инвестирования в России

 

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

1) изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;

2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями[16]

1. Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны - получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

2. Право на компенсацию при реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на "быструю, адекватную и эффективную компенсацию" (формула Хэлла).

3. Стабилизационная ("дедушкина") оговорка. В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства РФ (ст.9 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Стабилизационная оговорка предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

4. Право на использование доходов от инвестиций. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.

– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.

– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Будь то прямая инвестиция, т.е. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, либо договорные формы осуществления иностранных инвестиций, либо договорная форма. Главная особенность такого рода иностранных инвестиций – участие в соглашении государства или уполномоченного государственного органа с частной компанией-инвестором. Система инвестиционных договоров может включать в себя договоры: купли-продажи, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, доверительного управления имуществом, простого товарищества (в том числе учредительный договор).[17]

– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве в марте 1997 г., инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями в соответствии с указанной статьей вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.

– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Если возник спор между иностранным инвестором в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то он будет разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия дает право иностранному инвестору после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей, а также может беспрепятственно переводить за пределы Российской Федерации доходы, прибыль и другие правомерно полученных денежные суммы в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Это означает, что иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанного имущества и информации за пределы Российской Федерации. В этом случае он не должен проходить квотирование, лицензирование, к нему не должны применяться другие меры нетарифного регулирования.

– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия предоставляет право приобретения иностранным инвестором на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть если иностранный инвестор захотел приобрести земельный участок или какое-либо здание, ему это право предоставлено в целях развития его инвестиционной деятельности на территории РФ.

Все вышеперечисленные гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.

Права иностранных инвесторов в Российской Федерации, привлечение в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Иностранные инвестиции могут послужить стимулом развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для развития экономики страны. При этом российские общественные интересы могут не совпадать с интересами иностранных инвесторов. Следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Для этого необходимо постоянно совершенствовать федеральные программы привлечения иностранных инвестиций и обеспечивать их реализацию.

 

3.2 Основные проблемы стимулирования, привлечения и государственное регулирование иностранных инвестиций

Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Наверняка многие понимают, что без инвестиций государству в наше время непросто выжить. Прежде, лет 20 назад, об иностранных инвестициях мало кто знал. Не было огромного потока иностранных инвестиций, как сейчас. Потому проблема инвестиций в нашей стране актуальна. Эта проблема важна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно сделать много прибыли, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и в то же время не потерять свои деньги.

Большое внимание надо уделить законодательству, так как сегодня именно неопределенность в правовой сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений. России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В Российской Федерации правовая база регулирования иностранных инвестиций развита недостаточно. Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Сегодня, конечно, не помешала бы вполне последовательная политика избирательного заманивания иностранного капитала, особенно крупнейших транснациональных корпораций, как носителей самых передовых технических знаний и технологий, особенно с учетом нацеленности нашей страны на скорейшее вступление в ВТО.

Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного пришествия крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля[18].

Вместе с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.

Учитывая это, государству следовало бы адекватно регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области, края и республики РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов.

Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, т.е. всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах. Население, возможно, получит выгоду от качества, цены, разнообразия продукции, способной вытеснить импорт.

Можно предположить, что оздоровление экономической ситуации не устраивает спекулятивный, грабительский иностранный капитал, который рассчитывает прежде всего задешево приобрести российские активы. Поскольку наш капитал стал ориентироваться на модернизацию и расширенное воспроизводство, то исчезают благоприятные условия разграбления отечественной индустрии и других отраслей, в том числе руками нерезидентов.

Кого-то из иностранных инвесторов не устраивает быстрый рост заработной платы в стране в связи с ростом дефицита рабочей силы, который подтверждается статистическими данными.

Следует особенно отметить, что проблема вовлечения в наше производство крупнейших компаний промышленно развитых стран с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау и мощнейшим интеллектуальным капиталом во многом обусловлена тем, что транснациональные корпорации являются, прежде всего, важнейшими игроками на мировых рынках товаров и услуг. Для них российский рынок и Россия, как объект приложения капиталов,- это частность, причем во многих случаях не очень существенная на глобальном фоне. Они смотрят на собственные инвестиции в Россию, прежде всего, с точки зрения усиления своей конкурентоспособности в противостоянии с себе подобными в ходе борьбы за передел основных рынков сбыта продукции в масштабах всей планеты.

Для транснациональных корпораций (далее – ТНК), пришедших в Россию, конечно, хотелось бы сохранить все льготы, привилегии и субсидии, пользоваться нашими относительно низкими тарифами на топливо, энергию, на транспорт, извлекать выгоду из протекционистских ввозных пошлин на товары иностранных конкурентов защитного валютного курса рубля. Но вместе с тем ТНК необходимо полноценное участие страны в ВТО, чтобы иметь дискриминационный выход на мировой рынок с продукцией со своих мощностей в России. Им, более технически передовым, чем наши предприятия, не нужен какой-то особо длительный подготовительный период, а предпочтительно скорейшее вступление России в ВТО.

Более того, дабы претендовать на статус страны с рыночной экономикой Центр начал широкое наступление против любых налоговых льгот и бюджетных дотаций для отечественных товаропроизводителей, против государственных инвестиций и прочих субсидий нашему бизнесу. Дело идет к полному регулированию цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что окончательно добьет еще далеко не отошедшего от глубочайшего экономического кризиса нашего массового предпринимателя и управленца. Россия не сможет быстро и результативно подготовиться к еще большей, чем сейчас открытости экономики, тем более, если учесть жесткую фискальную политику взыскания долгов предприятий бюджету, политику укрепления рубля, неблагоприятную для бизнеса денежно-кредитную политику государства, его намерения увеличить внутренние заимствования под хороший процент, постоянное снижение импортных пошлин, отказ от принятия заявительного порядка образования холдингов и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.