рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственный кредит

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам неплатежа экспортерам национальных товаров и др.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.


2. Государственные долги

2.1 Понятие государственного долга

Государственный долг появился с возникновением и развитием государства. Причиной тому явил ось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции.

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности.

Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня - муниципальный долг.

В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг».

Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

На основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде:

1. Общественный долг

2. Частный долг

3. Суверенный долг

4. Субсуверенный долг

5. Муниципальный долг

Весь долг в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг центрального правительства);

2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);

3) долг нефинансовых организаций.

В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйств. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

В мировой практике определено оптимальное соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее и без очевидных проблем государство может использовать займы для финансирования своих расходов.

В случае отрицательного роста образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и возможности привлечения новых займов.

Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.       

Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики.

В современной экономической науке выделено четыре основные концепции сбалансированности бюджета и государственного долга:

1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;   

2) теория автоматически стабилизирующейся экономической политики. Также предполагается балансировка на протяжении всего экономического цикла, но с использованием встроенных стабилизаторов;

3) теория компенсирующегося бюджета. Здесь обосновывается невозможность ухода от дефицита бюджета и отказа от государственных заимствований для стран, находящихся в постоянно растущей стагнации.

Государственный долг-это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период.

Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов. Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям.


2.2 Состав государственного долга

Государственный кредит имеет следующие формы: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. Гарантированные займы федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Федерации либо хозяйствующими субъектами, выступают в форме условного государственного долга.

Различают капитальный государственный долг и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года), т. е. непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный долг субъектов Федерации.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций в пользу указанных кредиторов;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов.

Государственный долг субъекта Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта.

Государственный долг субъекта Федерации может включать долговые обязательства в форме:

• государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта;

• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта на основе принятых законов субъекта;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.

Долговые обязательства РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями займов и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

• займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

• договора о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.


2.3 Управление государственным долгом

Значительный рост государственных заимствований в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры платежного баланса и т. д. обусловливает необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных.

Понятие и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Однако представляется целесообразным определение управления государственным долгом с позиций макро- и микроуровне.

Под управлением государственным долгом с учетом макроуровне понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. В этом случае управление задолженностью является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и заключается в:

• формировании политики своевременного погашения государственного долга;

• определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

• установлении возможности и целесообразности финансирования за счет средств государственного кредита общегосударственных социально-экономических программ.

В процессе управления государственным долгом можно выделить такие функциональные элементы, как:

• непосредственное управление, включающее определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а также установление порядка привлечения иностранных кредитов;

• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

• контроль за состоянием государственного долга. Таким образом, регулирование государственной задолженности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др. уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования: законодательная база, технические характеристики долговых обязательств (доходность, сроки обращения и т. п.), или регулирование происходит косвенно, за счет воздействия на макро- и микроэкономические рычаги управления народным хозяйством. От методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.

К основным методам государственного регулирования относятся:

1) конверсия - изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;

2) консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов;

3) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по государственному долгу в целом).

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

В практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пере смотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.

Важную роль в данном случае приобретают переговоры (равно как и организации, в рамках которых они проходят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, рефинансированию) внешнего долга. К обсуждению проблемы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинансирования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.

В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга, т. е. переноса на более поздние сроки (10 лет и более) платежей по долгу, приходящихся на какой-то короткий, как правило 2-3 года, период. Это избавляет должников от необходимости ежегодно вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения.

Расширилась практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм.

Таким образом, управление государственным внешним долгом в вопросах отсрочки, переноса платежей и т. п. требует значительных усилий не только со стороны правительства и финансовых органов государства, но и со стороны дипломатических служб.

Важным элементом управления государственным долгом является определение условий новых займов - безоблигационных межправительственных, с международными финансовыми организациями, а также внутренних займов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. Новые займы, будучи получены или предоставлены, станут привлекательными для всех субъектов кредитных соглашений, если будут учтены уровень доходности старых займов и сроки их погашения, инфляционные процессы, состояние денежного обращения и экономики в целом.

В процессе управления государственным долгом решаются такие основные задачи, как:

•        оптимизация размера долга;

•        обеспечение своевременного возврата кредитов;

• контроль за целевым использованием полученных кредитов.

Государственный долг - достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

2.4 Государственный внутренний и внешний долг

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего так и внешнего.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных Образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.

В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.

В результате в предкризисный 2007г. период возникла парадоксальная ситуация: самые надежные гocyдapcтвeнные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета на 2007 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 14%, в то время как еще в 2007 г. на них приходилось хотя и немало.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете на 2003 г. предусмотрены в сумме 277,5 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга - 57,5 млрд. руб. и государственного внешнего долга - 220,0 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

В федеральном бюджете на 2007 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. руб., и соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7 млрд. долл., предельный размер государственных внешних заимствований (несвязанных финансовых кредитов) на 2007 г. - 1,29 млрд. долл. США.

Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.

Сложившаяся неблагоприятная Финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом - порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.


3. Совершенствование управления государственным долгом

3.1 Пути совершенствования управления долгом субъекта Российской Федерации с точки зрения «лучшей практики»

Программа реформирования управления региональными финансами, основываясь на международных принципах так называемой «лучшей практики» предусматривает следующие пути совершенствования системы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации:

- принятие долговых обязательств в объёмах, не превышающих возможностей бюджета по погашению и обслуживанию обязательств исключительно из доходов бюджета;

- различие подходов к управлению долговыми и условными обязательствами;

- организацию учета консолидированного долга субъекта РФ, включающего кроме долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования также:

- просроченную кредиторскую задолженность бюджетных учреждений;

- финансовые обязательства государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий с долей собственности, принадлежащей субъекту или муниципальным образованиям, более 25%.

- определение рисков, возможных в процессе управления государственным долгом и управление ими, с целью устранения либо минимизации

- публичное раскрытие информации о прямых и условных обязательствах субъекта РФ, главной задачей которого является формирование хорошей кредитной репутации администрации субъекта РФ на рынке заимствований.

- построение организационной структуры системы управления долгом и условными обязательствами в рамках единой организационной структуры, которая может существовать либо в форме подразделения исполнительной власти субъекта РФ, либо в форме специализированного агентства, в зависимости от сложности и объёма операций по управлению долгом и условными обязательствами.

3.2 Государственный долг РФ. История государственного долга России

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

• краткосрочные;

• долгосрочные;

• бессрочные.

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта. Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже. Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало. “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка платить вовремя и полностью. Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

3.3 Внешний долг резидентов РФ в I полугодии 2007г.

Внешний долг резидентов РФ увеличился в 1-м полугодии 2007 г с 309,7 млрд. долл. до 384,8 млрд. долл. Такие данные приводятся в аналитическом комментарии к платежному балансу и внешнему долгу РФ за 1-е полугодие 2007 г, который публикуется в "Вестнике Банка России".

В результате операций, включаемых в платежный баланс, объем задолженности вырос на 79,1 млрд. долл., а за счет прочих изменений, в основном курсовой переоценки, снизился на 4 млрд. долл.

Основным фактором, обусловившим рост внешнего долга экономики, стал рекордный объем притока заемного капитала в частный сектор. Совокупные иностранные долговые обязательства российских банков и прочих секторов экономики увеличились на 81,9 млрд. долл. - почти на треть относительно начала года. Их объем достиг к 1 июля 2007 г 342,9 млрд. долл., а доля во внешнем долге страны увеличилась до 89,1 проц.

В то же время в отчетном периоде продолжилось планомерное сокращение государственных долговых обязательств: объемы погашения накопленной задолженности существенно превышали новые заимствования, осуществляемые в рамках заключенных ранее долгосрочных соглашений. В течение 1-го полугодия 2007 г обязательства органов госуправления перед нерезидентами снизились на 4 млрд. долл. и составили на 1 июля 2007 г 40,8 млрд. долл. Внешняя задолженность органов денежно-кредитного регулирования также уменьшилась - с 3,9 млрд. долл. до 1,1 млрд. долл.

Внешние обязательства федеральных органов управления, в составе которых 78,3 проц. приходилось на новый российский долг и 21,7 проц. - на задолженность бывшего СССР, сократились на 3,9 млрд. долл. до 39,3 млрд. долл.

За 1-е полугодие 2007 г новый российский долг уменьшился с 33,8 млрд. долл. до 30,8 млрд. долл., главным образом за счет снижения обязательств в форме долговых ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В июне 2007 г наступил срок погашения двух выпусков еврооблигаций правительства РФ, размещение которых состоялось в 1997 г. Всего их держателям по основному долгу было выплачено 2,4 млрд. долл., из них нерезидентам - 1,9 млрд. долл. Кроме того, в результате планового погашения и операций на вторичном рынке на 0,8 млрд. долл. снизились обязательства в форме еврооблигаций, выпущенных при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов. Задолженность по кредитам, включая займы международных финансовых организаций, уменьшилась на 0,6 млрд. долл.

По состоянию на 1 июля 2007 г сложилась следующая структура нового российского долга: на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, приходилось 22,3 млрд. долл. 72,4 проц. нового российского долга., на займы международных финансовых организаций - 5,1 млрд. долл. 16,7 проц., на прочие кредиты -2,3 млрд. долл. 7,4 проц., на остальные категории долга - 1,1 млрд. долл. 3,5 проц..

На отчетную дату структура долга бывшего СССР в распределении по видам финансовых инструментов и кредиторам выглядела следующим образом. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба кредиторов оценивалась в 0,1 млрд. долл., ее доля снизилась до 1,3 проц. На обязательства перед бывшими социалистическими странами приходилось 1,9 млрд. долл. 22,2 проц., на долг в форме ОВГВЗ - 1,9 млрд. долл. 22,9 проц., на прочие категории, включая задолженность перед официальными кредиторами - 4,6 млрд. долл. 53,6 проц.

Изменение внешних долговых обязательств субъектов РФ было незначительным, их величина осталась на уровне начала 2007 г — 1,5 млрд. долл.

Задолженность органов денежно-кредитного регулирования сократилась в 3,5 раза, в ее структуре преобладали обязательства перед нерезидентами в форме наличной национальной валюты.

Внешние долговые обязательства российских банков увеличились на 29,8 млрд. долл. и достигли к 1 июля 2007 г 131 млрд. долл. Их удельный вес в общем объеме внешнего долга страны был равен 34 проц. Привлечение заемных средств осуществлялось в основном в форме кредитов, обязательства по которым увеличились на 20,9 млрд. долл. - до 88,6 млрд. долл. Задолженность перед нерезидентами в виде остатков на текущих счетах и депозитов возросла на 6,1 млрд. долл. - до 33,8 млрд. долл. Обязательства по долговым ценным бумагам, выпущенным российскими банками, а также по прочим категориям долга также возросли - суммарно до 2,6 млрд. долл.

Внешний долг прочих секторов увеличился на 52,1 млрд. долл., на 1 июля 2007 г он оценивается в 212 млрд. долл. - 55,1 проц. совокупного внешнего долга экономики. Кредиты оставались основной формой привлечения иностранного капитала: на отчетную дату объем ссудной задолженности возрос на 37,3 проц. и достиг 160,3 млрд. долл., а ее доля в структуре совокупных внешних обязательств прочих секторов превысила 75 проц. Рост долговых обязательств в рамках прямых инвестиций также был динамичным - на 31,1 проц. относительно начала 2007 г, их объем увеличился до 27,7 млрд. долл. В то же время задолженность в форме долговых ценных бумаг сократилась с 18,7 млрд. долл. до 17,7 млрд. долл. Прирост обязательств по прочим категориям, включая финансовый лизинг, составил 3 млрд. долл., их величина оценивается в 6,2 млрд. долл.

Структура внешнего долга экономики по срокам погашения оставалась благоприятной: на долгосрочные финансовые инструменты приходилось 79,8 проц. совокупных внешних обязательств. С начала 2007 г их объем увеличился на 52,6 млрд. долл. – до 306,9 млрд. долл. Краткосрочная задолженность возросла на 22,6 млрд. долл. - до 77,9 млрд. долл. или 20,2 проц. относительно внешнего долга страны.

Задолженность перед нерезидентами в иностранной валюте составила на отчетную дату 310,4 млрд. долл. против 251,5 млрд. долл. на 1 января 2007 г. Ее доля в общем объеме внешнего долга экономики была равна 80,7 проц. Долговые обязательства, номинированные в российских рублях, увеличились на 16,3 млрд. долл. - до 74,4 млрд. долл.

3.4 Анализ государственного внутреннего долга (2006-2007 годы)

Статья 98 Бюджетного кодекса определила формы государственного долга Российской Федерации:

- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договора о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (до 30 лет).

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс в статье 92 определил объем государственных заимствований, а также цели, на которые должны использоваться заемные средства: для покрытия дефицита бюджета, для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение государственных долговых обязательств.

Бюджетный кодекс установил требования к разработке федеральных законов о бюджете относительно государственных заимствований. В проекте федерального закона о бюджете обязательно фиксируются:

- верхний предел государственного внутреннего долга на конец планируемого финансового года;

- объемы и виды долговых обязательств, подлежащих реструктуризации;

- регламентируются условия предоставления и реализации гарантийных обязательств.

Государственным ценным бумагам Российской государственного внутреннего долга сложилась из долговых обязательств нерыночного характера и обязательств от размещения на ОРЦБ ценных бумаг, номинированных в рублях.

Досрочный выкуп ранее размещенных облигаций осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в целях улучшения характеристик рынка ценных бумаг, для изъятия неликвидных ценных бумаг и при их низкой стоимости на вторичном рынке. За рассматриваемый период досрочного выкупа государственных ценных бумаг на вторичном рынке не осуществлялось.

Порядок проведения и осуществление указанных операций обеспечивают агенты - Банк России, а также Сбербанк России.

По нерыночным обязательствам Минфин России осуществляет прямые перечисления - платежи в пределах средств, определенных Бюджетной росписью и ежеквартальными лимитами. Кассовые расходы на указанные цели составили:

- в 2006 году - 3,67 млрд. рублей. Предварительная компенсация (компенсации) сбережений граждан в Сбербанке России и организациях государственного страхования в соответствии со статьей 113 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» была осуществлена на сумму 26,22 млрд. рублей;

- в 2007 году - 66,08 млрд. рублей. Предварительная компенсация (компенсации) сбережений граждан в Сбербанке России и организациях государственного страхования в соответствии со статьей 104 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» была осуществлена на сумму 45,89 млрд. рублей.

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2004-2006 годах не осуществлялось в связи с отсутствием требований об исполнении (погашении перед третьим лицом) гарантий.

Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается.

Инвесторы имеют право на предъявление облигаций к выкупу в даты, определенные в решении о выпуске облигаций, и к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в соответствии с решением о выпуске облигаций и в порядке, предусмотренном утвержденным Положением, при этом предъявление инвесторами облигаций к выкупу осуществляется на добровольной основе.

Размещение облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли-продажи облигаций между Минфином России (эмитент) и инвестором.

Минфин России может проводить аукцион по размещению облигаций как по различным ценам, так и по единой цене. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Для краткосрочных облигаций могут быть установлены нулевые процентные ставки купонного дохода.

Совершение указанных действий участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного участникам рынка разрешения, а также иных санкций, предусмотренных законодательством.

Одной из главных задач, решаемых Минфином России в рамках долговой стратегии, является недопущение значительного роста процентных ставок по государственным ценным бумагам и, соответственно, процентных расходов по государственному внутреннему долгу. При этом прогнозы правительства относительно дальнейшего сдерживания инфляционных процессов в экономике способствуют снижению инфляционных ожиданий, что приводит к сдвигу доходности в сторону уменьшения.

Основной проблемой при осуществлении контроля за государственным внутренним долгом является то, что фактически контролируются уже осуществленные операции, а поскольку система, сложившаяся к настоящему времени в отношении рыночных видов заимствований на внутреннем рынке, достаточно прозрачна и отработана, осуществляется контроль за правильностью отражения и учета проведенных операций, и нет возможности оказать влияние на определение необходимости и эффективности тех или иных операций на внутреннем рынке ценных бумаг.

По нерыночным долговым обязательствам решения, принимаемые Правительством Российской Федерации, имеют, как правило, политическое значение, а не финансовое.

Единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации фактически не реализуется, что не позволяет точно рассмотреть и подтвердить взаимосвязь роста внутреннего долга и уменьшения внешнего долга.

Основная часть внешнего долга в 2007 года была погашена за счет средств Стабилизационного фонда в объеме, превышающем 1 трлн. рублей. При этом сегодня нет инструмента для определения конкретного объема внешнего долга, погашенного за счет новых внутренних заимствований на рынке государственных ценных бумаг.

Проблемы управления государственным долгом могут быть вызваны недостатком внимания к преимуществам стратегии осмотрительного или надежного управления долгом и издержками слабого макроэкономического регулирования, а также отсутствием надлежащего взаимодействия государственных структур, принимающих решения в области государственного долга и осуществляющих контроль в этой области.

За рассматриваемый период оперативность управления государственным долгом выражена в списании части активного долга перед кредиторами - членами Парижского клуба и погашении внешнего долга экспортом, при этом реструктуризация внутренних государственных долговых обязательств проведена только по портфелю Банка России, а досрочный выкуп осуществлен только один раз.


Заключение

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции.

Государственный кредит как финансовая категория отражает специфические характеристики кредитных отношений, отличающие его от других форм кредита, например банковского.

Государственные займы на уровне страны не имеют конкретного целевого характера.

Под управлением гocyдapcтвенным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

•        минимизации стоимости долга для заемщика;

•        недопущения переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

• эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов.

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах».

В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетная учреждения. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получить кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

Весь долг в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг центрального правительства);

2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);

3) долг нефинансовых организаций;

4) долг финансового сектора (финансовых организаций).

Государственный кредит имеет следующие формы: государственные займы, гарантированные займы.

В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций в пользу указанных кредиторов;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров пор учительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Под управлением государственным долгом с учетом макроуровне понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. В этом случае управление задолженностью является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и заключается в:

• формировании политики своевременного погашения государственного долга;

• установлении границ государственной задолженности;

• определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных Образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Программа реформирования управления региональными финансами, основываясь на международных принципах так называемой «лучшей практики» предусматривает следующие пути совершенствования системы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации:

- принятие долговых обязательств в объёмах, не превышающих возможностей бюджета по погашению и обслуживанию обязательств исключительно из доходов бюджета;

- различие подходов к управлению долговыми и условными обязательствами.


Список использованной литературы

1. Финансы. Учебник / Под редакцией проф. Чл.-корр. РАЕН. М.: Л.А. Дробозиной

2. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – 504с.

3. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006г. – 512с.

4. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999г. – 768с.

5. Финансы: Учебник / под ред. А.Т. Грязной, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004г. – 504с.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.