рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственный кредит и возможности его использования

В соответствии с «Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Государство - гарант.

Государственная или муниципальная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Она предоставляется, как правило, на конкурсной основе.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной, или муниципальной гарантии, в полном объеме.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных гарантий Российской Федерации по обеспечению обязательств в иностранной валюте.

Общая сумма таких гарантий для обеспечения обязательств в национальной валюте включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1.000.000 минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Отдельно утверждаются государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн.долл. США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в составе программы государственных внешних заимствований.

Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий, перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета. Общая сумма

предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид долгового обязательства.

Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти. Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления.

Государственные гарантии за счет средств бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

Основные цели предоставления государственных гарантий - стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

При предоставлении государственных гарантий приоритет имеют инвестиционные проекты претендентов, полностью выполняющих текущие обязательства перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% средств, фактически предоставляемых имя для реализации конкретного инвестиционного проекта.

Срок действия государственных гарантий определяется по бизнес-плану проекта как время, за которое намечено возвратить кредит, взятый в коммерческом банке на финансирование данного проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Министерством экономического развития и торговли России и кредитором, и пересмотру не подлежит. Государство - заёмщик. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

1.  месту размещения долга

2.  уровням государственной власти

3.  характеру выплачиваемого дохода

4.  сроку привлечения средств

5.  объему расходов на выплату государственного долга

6.  методу определения дохода.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний. Необходимо отметить, деление государственного долга на внешний и внутренний является дискуссионным вопросом, поскольку существует разногласие по поводу признака, который лежит в основе этого деления. Так некоторые считают, что в основе деления государственного долга лежит такой признак, как валюта заимствования. Другие считают, что этот признак - сфера заимствования. В мировой практике общепринятым критерием деления государственного долга на внешний и внутренний является сфера заимствования. Данная точка зрения считается наиболее обоснованной.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ - соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

—  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

—  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

—  договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

—  договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

—  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут осуществляться в форме: кредитных соглашений и договоров, заключаемых муниципальным образованием; муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; договора о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

В зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Их главный вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных некоторые долгосрочные долговые обязательства также не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя, например в Италии, - сроком на 4,6,12 месяцев; Японии - 60 дней; Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где такие векселя выпускаются сроком до двух лет. Для привлечения средств на более длительный период займы осуществляются при помощи облигаций.

В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства подразделяются на два вида: с твердым доходом и переменным доходом.

Значительный рост государственных заимствований в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры платежного баланса и т. д. обуславливает необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных.

Понятие и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом можно выделить такие функциональные элементы, как:

—  непосредственное управление, включающее определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а также установление порядка привлечения иностранных кредитов;

—  обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

—  контроль за состоянием государственного долга.

К основным методам государственного регулирования относятся: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

В практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пересмотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.

Важную роль в данном случае приобретают переговоры (равно как и организации, в рамках которых они проходят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, или рефинансированию) внешнего долга. В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга, т. е. переноса на более поздние сроки (10 лет и более) платежей по долгу, приходящихся на какой-то короткий, как правило 2-3 года, период. Это избавляет должников от необходимости ежегодно вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения.

Расширилась практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм.

В вопросах управления и урегулирования внешней задолженности необходимо быть предельно осторожными, поскольку нарушение обязательств по иностранным кредитам может привести к снижению кредитного рейтинга страны и в конечном итоге ограничить доступ к международным финансовым рынкам.

Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые кредиторами льготы и многие другие факторы.

В процессе управления государственным долгом решаются такие основные задачи, как:

•  оптимизация размера долга;

•  недопущение переполнения рынка заемными государственными обязательствами и значительных колебаний их курса;

•  обеспечение своевременного возврата кредитов;

•  эффективное использование мобилизованных государством средств;

•  контроль за целевым использованием полученных кредитов.

Государственный долг - достаточно сложный, во многом

противоречивый экономический показатель. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднении без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

1.5 Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1.  минимизация стоимости долга для заемщика;

2.  недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3.  эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

4.  обеспечение своевременного возврата кредитов;

5.  максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.


2. Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его использования

2.1 Государство как кредитор

В настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

В 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных заемщиков в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СЫТ Российской Федерации составляли 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана-81,5.

Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл. США.

В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46 млн.руб.

В том числе: 3233,72 млн.руб. Китаю; 5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко; 407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн.руб. государственный кредит Правительству Республики Белоруссия. По данным Министерства финансов РФ, долги иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).

Главные должники России - это страны Азии и Африки. Долг Ирака -9,4 миллиарда долларов, КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными должниками являются также Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.

Из стран СНГ больше всего задолжала Украина. На 1 января 2006 года Россия выдала ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов, Узбекистану на 670 миллионов долларов, а Белоруссии - на 361 миллион долларов. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.

При этом 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.

Основные страны, которым предоставлен государственный кредит в 2006 году:

1.Республика Болгария- 3,262 млн.долл. США.

2.Социалистическая Республика Вьетнам- 44,780 млн. долл. США. Общая сумма задолженности СРВ перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 года составляет 615,8 млн.долл. США.

3.Республика Индия- 422,191 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Индия перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность -92,2 млн. долл. США.

4.Китайская Народная Республика- 28,29 млн. долл. США. По состоянию на 01.05.05 г. имеется просроченная задолженность по процентам в сумме 47,5 млн. долл. США.

5. Республика Куба- 147,5 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Кубы перед Российской Федерацией по состоянию на 01 мая 2005 года по государственным кредитам - 19,75 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность - 17,0 млрд. долл. США.

Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Финансовые требования России к иностранным государствам (млрд. долл., на начало года)

1990 2001 2003 2004 2005 2006
Всего 145,4 104,4 94,0 86,1 86,4 72,3
Куба 26,3 Нет данных 20,1 20,5 20,7 20,7
Монголия 16,1 11,6 11,5 0,2 0,2 0,2
Вьетнам 15,4 Нет данных 1,2 0,6 0,6 0,6
Индия 15,1 Нет данных 2,6 2,7

1 7

2,7
Сирия 11,4 12,7 13,6 14,0 14,4 1,4
Афганистан 5,1 9,2 9,7 10,1 10,2 10,3
Ирак 6,4 8,1 9,6 10,1 10,3 10,6
Йемен 4,7 Нет данных 1,3 1,3 1,3 1,3
КНДР 3,7 6,1 6,6 6,9 7,2 7,5
Эфиопия 4.9 Нет данных 1,3 1,3 1,3 0,2
Ангола 3,4 Нет данных 0,6 0,6 0,6 -
Алжир 4,2 Нет данных 4,1 4,4 4,7 4,7
Ливия 2,9 3,2 3,3 3,4 3,5 3,5
Страны СНГ - 3,4 3,4 3,3 3,3 3,3
Другие страны 25,8 Нет данных 6,7 5,4 5,3

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.