рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Финансирование театров

- представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Права и обязанности получателей бюджетных средств также установлены Бюджетным кодексом. В частности, они обязаны своевременно подавать заявки и иные документы на получение бюджетных средств, эффективно их расходовать по целевому назначению, своевременно представлять отчет об итогах своей финансовой деятельности. Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей и оформлять соответствующие документы в пределах утвержденной сметы доходов и расходов и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

1.3 Бюджетное и проектное финансирование, федеральные и региональные целевые программы учреждений культуры

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры.

В соответствии с Бюджетным кодексом деятельность учреждения культуры финансируется из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. В этом финансовом документе должны быть отражены все доходы учреждения культуры, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности на праве оперативного управления. Утверждается смета доходов и расходов главным распорядителем средств после представления бюджетной заявки учреждения, составленной на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг, установленных финансовых нормативов на их предоставление и с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. В бюджетную заявку, а затем и в смету могут быть включены статьи, предусмотренные экономической классификацией на текущие и капитальные расходы, включая:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- социальные трансферты, которые выплачиваются населению в соответствии с федеральными за конами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда по государственным или муниципальным контрактам, а при оплате товаров, работ и услуг на меньшую сумму - без заключения контрактов в соответствии с утверждёнными сметами.

Одновременно со сметой доходов и расходов по бюджетным средствам учреждения культуры составляют смету доходов и расходов по внебюджетным источникам. В доходной части этой сметы указываются виды (источники) средств, планируемые к получению от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевые, добровольные взносы и иные поступления. В расходной части - расходование внебюджетных средств в структуре статей и подстатей экономической классификации расходов Российской Федерации.

Полученные бюджетные средства учреждение культуры имеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Но при этом оно самостоятельно в использовании внебюджетных средств. Расходование бюджетных и внебюджетных средств федеральными учреждениями культуры осуществляется исключительно через лицевые счета учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством, а учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями - в порядке, установленном соответствующими органами власти и органами местного самоуправления. Бюджетные средства, не использованные на 31 декабря, закрываются, а остатки средств, полученных из внебюджетных источников на ту же дату, зачисляются на вновь открываемый учреждению лицевой счет.

Направленность услуг и система показателей их измерения представлена в таблице 2. Центральным звеном реструктуризации бюджетного сектора является уточнение правоспособности бюджетных учреждений и/или их реорганизация на основе разделения этих учреждений на две группы - учреждения, способные функционировать в рыночной среде и учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе.

Таблица 2 – Услуги учреждений культуры и показатели их измерения

Вид учреждений Услуги населению Услуги государству
Вид Показатель измерения Вид Показатель измерения
Библиотеки Удовлетворение потребностей населения в библиотечном и информационном обслуживании Число книговыдач, информационных услуг Сохранение и преумножение культурного наследия Норматив затрат на библиотеку
Музеи Осуществление просветительской и образовательной деятельности музейными средствами Число выставок, массовых мероприятий, объем услуг Выявление, собирание, изучение и хранение музейных предметов и коллекций Норматив затрат на музей
Учреждения исполнительских искусств Удовлетворение потребностей населения в театральном, цирковом, музыкальном и др. видах искусств Число спектаклей, концертов, представлений. Объем услуг (число билетов, поступивших в продажу) Развитие театрального, музыкального, циркового и др. видов исполнительских искусств Норматив затрат на создание нового и прокат текущего репертуара на учреждение
Культурно-досуговые учреждения Удовлетворение потребностей населения в проведении культурного досуга и самодеятельном творчесвте Число массовых мероприятий, любительских объединений и кружков Организация общественно полезных форм культурного досуга. Сохранение и популяризация народного творчества Норматив затрат на учреждение

Учреждения, отнесенные к первой группе, предлагается преобразовать в некоммерческие организации иных организационно-правовых форм, существенно расширить их права в части распоряжения финансовыми ресурсами, осуществления предпринимательской деятельности и распоряжения доходами от нее. Но при этом государство снимает с себя обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основании сметы доходов и расходов и субсидиарную ответственность за принятые ими обязательства. Участие государства в финансировании услуг, ранее предоставляемых бюджетным учреждениям, планируется осуществлять в формах нормативно-подушевого финансирования, государственного (муниципального) заказа и других бюджетных инструментов.

Учреждения, отнесенные ко второй группе, останутся в составе бюджетной сферы и будут гарантированно финансироваться государством на основе сметы доходов и расходов. Но при этом предлагается существенно ограничить их правоспособность и лишить права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Таковы жесткие условия выбора стратегии жизнедеятельности, поставленные перед учредителями бюджетных учреждений и их коллективами.

Проектное финансирование культурной деятельности.

Финансирование культуры может направляться как на текущую деятельность организаций, так и на отдельные культурные проекты. Проект -это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок[18]. В приведенном лаконичном определении подчеркнуты основные характеристики проектов вообще и культурных в частности: ориентация на определенные цели; наличие временных рамок; фиксирование точно обозначенного начала и завершения работ; наличие системы взаимосвязанных действий.

Строго говоря, проекты в культуре существовали и реализовывались всегда. Проектами являлись и являются выпуск кинофильмов, создание спектаклей, организация выставок, проведение гастролей и т.п. Однако XXI в. отличается повышенным интересом к проектной деятельности. Его можно называть веком проектов вообще и культурных в частности. Такой интерес к проектам связан с многообразием культурной жизни, возродившемся в стране в 1990-е гг., когда в России стали постепенно создаваться условия для свободы творчества, развития всех видов искусства, любых инноваций в культуре, а значит - для самоурегулирования творческой жизни. В этих условиях определенные подвижки происходят и в экономической стратегии государства по отношению к культуре. Постепенно уходят в прошлое запреты на «многоукладность», свободное развитие инициатив, новаторских проектов, организаций различных видов собственности. Это позволяет наиболее полно удовлетворить многообразные потребности населения в сфере культуры, поддержать духовное «многоголосие» общества - залог его цивилизованного развития.

По целям деятельности проекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие проекты нацелены на получение прибыли. Поэтому чаще всего они ориентированы на массовый зрительский спрос или на спрос высокоплатежных групп потребителей. Естественно, что ценовая политика организаторов таких проектов связана не с идеей общедоступности, а со стремлением увеличить доходы от реализации данного проекта. Некоммерческие проекты, наоборот, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют ее между участниками. Они направлены на реализацию социально-культурных целей, удовлетворение соответствующих потребностей общества.

По характеру деятельности проекты можно разделить на инновационные и традиционные. Без первых, не всегда принимаемых широкой публикой, невозможны эксперимент, поиск в искусстве, освоение новых технологий в кинематографии и сценографии, библиотечном деле и экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Без вторых, направленных на сохранение и преумножение культурного наследия -  невозможно сохранить национальную самобытность народов России. Удачные проекты сами часто становятся основой для создания новых организаций, как правило, негосударственных. Примеров организаций, рожденных в недрах проектов, можно привести немало. Это и ассоциация «Золотая Маска», созданная в связи с проведением одноименного фестиваля и награждением высшей национальной театральной премией, и Пушкинский театральный центр в С.Петербурге, созданный на базе проекта В.Э. Рецептера[19].

Существуют также проекты, реализуемые постоянно действующими организациями. Их примером является выпуск инновационных спектаклей старейшим коллективом России - Большим театром. Один из последних проектов подобного рода - подготовка оперы «Дети Розенталя» по либретто В. Сорокина на музыку современного композитора Л. Десятникова. Для осуществления новых идей, реализации инновационной проектной деятельности, поисков дополнительных источников ее финансирования в Большом театре создан специальный проектно-продюсерский отдел. К проектам такого рода, безусловно, можно отнести и постановку на сцене Московского театра оперетты ряда мюзиклов, открывших этот жанр искусства для отечественной публики.

Реализация проекта невозможна без целевого выделения финансовых средств. Если финансирование постоянно действующей организации культуры в основном поступает на ее содержание, часто вне зависимости от художественных и экономических результатов деятельности, то проектное финансирование предполагает привлечение средств для творческих начинаний, т.е. тесную увязку выделяемых финансовых ресурсов с результатами деятельности.

Источники финансирования культурных проектов разнообразны и не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры, в частности от государственных и муниципальных. Это также могут быть средства государственного и муниципального бюджета, средства, поступающие от непосредственных потребителей культурных услуг, средства спонсоров (коммерческих структур, благотворительных организаций, физических лиц). Причем долевое участие в финансировании проектов разных источников зависит не только и не столько от содержания проекта и его художественной значимости, сколько от нацеленности менеджеров на работу с определенными потребителями результатов проектной деятельности: государственными органами, населением, спонсорами. Так, например, Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове в основном финансируется из государственного бюджета. За счет этого же источника живет и развивается постоянно действующий фестиваль «Балтийский Дом», доходы которого за последние пять лет более чем на 95% состоят из средств федерального и регионального (Санкт-Петербург) бюджета[20].

Небольшие культурные проекты часто проводятся на средства благотворительных организаций. Но количество грантодающих организаций - а это в основном зарубежные организации, нацеленные на российский культурный рынок, - достаточно ограничен. В борьбе за их ресурсы существует жесткая конкуренция. Так, еще в недавнем прошлом в конкурсах по культурным проектам, объявляемых Институтом «Открытое общество» (Фондом Сороса), удовлетворялось лишь 5-10% поданных заявок. Наиболее жизнеспособным, влияющим на долголетие проекта, представляется его ориентация на несколько источников поступления средств, на смешанное финансирование, предполагающее выход на несколько групп потребителей.

Важнейшим источником финансирования проектов в области культурного развития по-прежнему является федеральный и региональные бюджеты. На эти цели из федерального бюджета в последние годы направляется до 30% средств, предусмотренных на финансирование культуры, искусства и кинематографии. В государственных бюджетах субъектов Российской Федерации на реализацию проектов используется от 5 до 10% средств, выделяемых на культуру.

Конкурсный отбор проектов диктует необходимость подробного обоснования их актуальности и направленности на решение ключевых проблем федеральной и региональной культурной политики. К участию в конкурсах допускаются как государственные, так и негосударственные организации культуры, творческие союзы и другие общественные организации, независимые творческие коллективы и участники самодеятельных объединений. На государственную поддержку могут рассчитывать и частные коммерческие организации, работающие в сфере культуры, в случае осуществления ими важных для общества, социально значимых, некоммерческих культурных проектов.

Финансирование культуры в рамках федеральных и региональных целевых программ.

В условиях, когда общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти, именно через долгосрочные целевые программы обеспечивается проведение в стране единой государственной политики. Особенно важно использование программно-целевых методов в социальной сфере, т.к. оно помогает системно перераспределять ресурсы на основе заранее определенных и четко сформулированных целей, критериев, возможных форм и направлений использования данных ресурсов. В отличие от других методов планирования программирование позволяет четко определить проблему, наметить сроки ее решения, определить адресата получения ресурсов и государственные органы, ответственные за решение этой проблемы. Здесь должны быть намечены и взаимосвязаны все составляющие: цели - ресурсы - мероприятия - сроки - результат. Разработка и реализация программ позволяют в полной мере использовать не только финансовые, но и иные виды ресурсов, в том числе организационные, представляющие собой систему мероприятий и форм их контроля.

Первая федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации на 1993-1995 гг.» была разработана сразу же после принятия Основ законодательства о культуре. В последующие годы такие программы были утверждены на 1997-1999 гг. на 2001-2005 гг. С учетом приоритетов культурной политики, обозначенных в федеральных программах, в регионах страны было разработано и принято большое число концепций и программ сохранения и развития различных сфер культурной деятельности. Среди них: программы сохранения культурного наследия, развития искусства, кинематографии, укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений культуры, формирования информационной базы библиотек и музеев. Всего за 3 года такие программные документы были приняты в 21 субъекте РФ.

Реализация первых двух программ происходила в условиях глубокого экономического кризиса 1990-х гг. Так, первая федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» была профинансирована из бюджета всего на 29%, вторая - на 44%. Финансирование региональных программ из государственных бюджетов субъектов РФ также не превышало 50% планового уровня. Негативные последствия кризиса сказались и на финансировании программ из внебюджетных источников. В результате эффективность программ оказалась значительно ниже ожидаемой, хотя и позволили в основном сохранить культурный потенциал большинства субъектов РФ, предотвратить массовое закрытие государственных учреждений культуры, продолжить накопление фондов музеев, библиотек, создать немало новых профессиональных и самодеятельных театров, музыкальных и танцевальных коллективов.

Третья федеральная целевая программа «Культура России. 2001-2005 гг.» была принята правительством Российской Федерации 14 декабря 2000 г. Составленная в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ программа была сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития РФ и отдельных регионов на указанные годы и определенных на основе этого прогноза приоритетов.  Кодекс предопределил и структуру программы, включающую: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых результатов; наименование заказчика; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. В структуру программы включены три подпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», «Кинематография России» и «Архивы России». Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами 1993-1999 гг., разработчики программы определили ее основные цели:

- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития Российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;

- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

В части реформирования отрасли эта программа призвана обеспечить:

- гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;

- сохранение культурного наследия России;

- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.