Курсовая работа: Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине
Таблица 2.2 Соотношение стоимости
минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней
номинальной заработной платой в Украине в 2001-2008 гг.
Показатели
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Установленный законом прожиточный минимум
(грн. / месяц)
270,1
311,3
342,0
342,0
362,2
423,0
472,0
510,0
Реальный (средний по Украине) прожиточный минимум (грн. / месяц)
500
550
700
750
950
1100
1370
1500
Показатели
2000
2001
2003
2003
2004
2005
2006
2007
Минимальная заработная плата (грн. / месяц)
118,0
118,0
165,0
205,0
237,0
310,0
400,0
460,0
То же в % к установленному законом прожиточному минимуму
43,7
37,9
48,2
59,9
65,5
73,3
84,7
90,2
Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц)
230
311
376
462
590
806
1041
1351
Как видно из данных табл. 2.2, размер
минимальной заработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине во всех годах
исследуемого периода был ниже официально установленного правительством
прожиточного минимума. При этом, если в 2001-2003 гг., минимальная заработная
плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2008 г., она
обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту,
обеспечивая в 2008 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что
касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в
месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны
(в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо
отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины,
не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая
жизнь последнего.
Как видно из данных табл. 2.2 средняя
номинальная заработная плата по стране в два – два с половиной раза выше
минимальной заработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же
выше средней номинальной заработной платы в стране и почти втрое выше
официально установленного прожиточного минимума. В результате такой социальной
политики правительства, при которой минимальная заработная плата ниже
прожиточного минимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни
человека), доля основного официального дохода (именно, с которого и взимается
налог в бюджет) населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно
снижается (табл. 2.3).[3,С.16]
Таблица 2.3 Соотношение текущих
расходов населения (оплаты товаров и услуг) и номинальной оплаты труда в
Украине в 1998-2008 гг.
Показатели
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Текущие расходы населения (млрд. грн.)
27,4
31,9
34,9
41,8
59,0
77,8
153,6
180,7
222,3
306,8
385,7
Оплата труда (млрд. грн.)
23,7
25,6
26,2
30,7
42,3
56,4
78,9
94,6
117,2
160,6
205,1
То же, в % к текущим расходам
86,5
80,2
75,0
73,4
71,7
72,5
51,4
52,3
52,7
52,3
53,2
Как видно из данных табл. 2.3,
удельный вес оплаты труда в текущих расходах населения к началу 2009 г.
составлял только 53,2 %. Это означает, что население Украины на организованном
рынке труда не может обеспечить покрытие своих текущих расходов, и вынуждено
либо уезжать на заработки в другие страны, создавая, тем самым, специфическую
прослойку населения Украины – "заработчан", либо искать на
неорганизованном рынке Украины источник покрытия своих текущих расходов
(необлагаемый налогом), которые, к тому же, из-за непрерывного роста цен, также
растут.[3,C.17]
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.