рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственные доходы и расходы

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.(ч.2.ст.42 БК РФ)

Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов.

Например, в доходы федерального бюджета РФ на 2004, в соответствии со статьей 7, зачисляются средства:

·  поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности по состоянию на 1 января 2001 года по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд РФ, а также доходы, которые являлись до 1 января 2001 года источниками формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15 % сумм штрафов, налагаемых в административном порядке, зачисляемых ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью);

·  поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по ЕСН, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачисляемой ранее в бюджет Пенсионного фонда РФ;

·  поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанных взносов, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);

·  целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Доходы целевых бюджетных фондов включены в доходную часть бюджета в размере 7,7% - в 1996г., 8,2% - в 1997г., 7,1 % - 1998г., 8,8% - в 1999г., 7,58% - 2000г, 1,17% - 2001г., в 2002 г - 0,6% объема доходов федерального бюджета[[19]].

 К доходам государства, относятся и государственные займы. Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.

Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ.

Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном бюджете объемах.

 

1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов

Расходы государства представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Государственные расходы в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарат управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам.

Расходные полномочия государства состоят в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан, путем предоставления бюджетных средств. Базовым правовым инструментом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ[[20]], принятый в 1998 г.

Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

·  ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

·  средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

·   трансфертов населению[[21]];

·  ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·  ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

·  бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств);

·  субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

·  инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

·  бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

·  кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных заимствований;

·  кредитов иностранным государствам

Расходы бюджета классифицируются, по ряду признаков. В финансовой теории расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций – социальных, экономических, управленческих, военных и т.п.[[22]]

В то же время направления использования бюджетных средств классифицируется по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем названной классификации расходов являются разделы. Приведем примеры разделов 01 – «Государственное управление и местное самоуправление»; 06 – «Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому процессу»; 14 – «Образование»; 17 – «Здравоохранение и физическая культура» и т.д. разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление бюджетных средств на осуществление деятельности государства в определенной области. В таблице 1 дадим пример подразделов в разд 14 – «Образование».


Таблица 1

Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации

 (Извлечение)[[23]]

Наименование
Рз ПР

Сумма

(тыс. рублей)

ОБРАЗОВАНИЕ 14 117 791 867,0
Дошкольное образование 14 01 802 607,3
Общее образование 14 02 2 013 440,4
Начальное профессиональное образование 14 03 24 810 237,6
Среднее профессиональное образование 14 04 15 285 091,9
Переподготовка и повышение квалификации 14 05 1 502 256,7
Высшее профессиональное образование 14 06 68 299 015,7
Прочие расходы в области образования 14 07 5 079 217,4

Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ – целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Виды расходов образ четвертый уровень указанной классификации, они детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, выплату различных субсидий, капитальные вложения в основные фонды и др.). Данная классификация состоит из следующих категорий: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. Так, в соответствии со ст. 84 БК РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды капитальных расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также другие расходы на общегосударственное управление, функционирование федеральной судебной системы, национальную оборону и обеспечение безопасности государства, поддержку железнодорожного, морского и воздушного транспорта, осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах.

Так, на международную деятельность в 2004г. предусмотрены расходы в сумме 45085221,9 тыс. рублей, в том числе: на Международное сотрудничество - 35614470,8 на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ - 1291046,2 тыс. руб.; на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам - 1727669,7 тыс. руб.; на Международные культурные, научные и информационные связи - 186587,9 тыс. руб.; на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества 6265447,3 тыс. руб[[24]].

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальных образований.

Необходимо сказать, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием государственных и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ оформление доли государственного образования в уставном капитале, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.[[25]]

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов (т.е. в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами). Перечень главных распорядителей средств последнего утверждается в структуре ведомственной классификации его расходов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств их бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и утверждается их законодательными (представительными) органами. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается правовыми актами органов местного самоуправления.

Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификации взаимоувязаны в единую структуру.

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленным федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год.

·  Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентирован ст. 84 БК РФ.

Большое значение для формирования структуры государственных расходов имеет макроэкономическая политика государства, основным звеном которой является бюджетная политика. Идеи, цели, задачи последней в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений. В процессе бюджетного регулирования решаются следующие основные задачи:

·  формирование бюджетных доходов, их определенной структуры и текущий период и среднесрочную перспективу;

·  аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;

·  межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;

·  управление (координация) всем бюджетным процессом.

Иначе говоря, в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собрании РФ «О бюджетной политике» обосновываются первоочередные задачи на очередной год в области расходов, большинство из которых прямо относятся к федеральному бюджету. Анализ этих посланий говорит о том, что финансовое обеспечение структурных реформ, в том числе пенсионной, судебной, военной, социальной, являлось одной из главных задач бюджетной политики в области расходов за последние три года.

В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса. Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов.

На социальную политику в 2002 году, было запланировано 430350,5 млн. руб., или 22,1 % всех расходов. Из них было профинансировано увеличение пенсий: так, если трудовая пенсия по старости на 31 декабря 2001 года составляла 1073 руб., то в 2002 г. - 1590 руб., пенсии инвалидов и участников войны выросли с 2671 руб. до 3400руб. С 1 апреля 2004 года пенсии также выросли в среднем на 121 руб.

Было обеспечено повышение денежного довольствия военнослужащих. Оклады по воинской должности увеличились в 2-2,4 раза, кроме того, вдвое выросли надбавки за выслугу лет. В полном объеме обеспечивалась текущая выплата детских пособий гражданам, имеющим детей, предыдущую задолженность удалось сократить (на 4,2 млрд. руб в 2002 году).

В 2002 г. сохранялась социальная направленность региональных бюджетов – 46% средств направлялось на финансирования учреждений социально-культурной сферы, 16% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 3% - на правоохранительную деятельность, 2% - на сельское хозяйство. Для большинства регионов 2002г. был непростым: произошло снижение доходов в связи с сокращением налогового бремени и увеличением расходов, связанных с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы. Фонды оплаты труда увеличились на 60-40%, соответственно доля зарплаты в бюджетах регионов увеличилась с 24,7% в 2001 г. до 32,4% в 2002г. параллельно увеличивался и размер финансовой помощи бюджетам регионов: в 2000 г. финансовая помощь составляла 2,1% ВВП, в 2001г. – 2,3% ВВП, а в 2002 г. – 2,5% ВВП. Выплаты повышенной зарплаты (с декабря 2001г.) производились с одновременным погашением ранее накопившейся задолженности

Своевременно и в необходимом объеме изыскивались и предоставлялись средства на ликвидацию произошедших в 2002 г. стихийных бедствий[[26]]. На эти цели из федерального бюджета было выделено 4,5 млрд. руб. бюджетных ссуд.

В 2002 г. значительно увеличен объем средств, направляемых на предварительную компенсацию гарантированных сбережений граждан. За период с 1996г. по ноябрь 2002г. компенсацию получили граждане РФ в сумме 39 млрд. руб., при этом за 2002 г. – 15,7 млрд. руб. в 2003 г. выплаты должны были составить 20 млрд. руб., что должно позволить расширить группы вкладчиков, получающих компенсационные выплаты.

Необходимые финансовые ресурсы в 2002 году выделялись на проведение судебной реформы, в частности увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, а также введение суда присяжных. В целом на финансирование судебной власти в 2002 году в бюджете предусматривалось 19112 млрд. руб., что составляет 0,17 % к ВВП.

В 2003 г. приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являлись национальная оборона (345725,5млн. руб. или 14,7% всех расходов), судебная система (25 451,9 млн. руб – 1,1%), наука (40 250,0 млн. руб или 1,7%) и образование (97 627,0 млн. руб. – 4,2 %)[[27]]. В тоже время федеральный бюджет 2003 года характеризовала его социальная направленность. Как отмечал министр финансов А.Л. Кудрин, «В текущем году сохраняется социальная направленность бюджета по самым необходимым, острым вопросам по улучшению финансирования отдельных сфер. Например, на такие отрасли, как образование, научные работы, рост расходов увеличен больше, чем на 21 процент (существенно больше, чем инфляция), на такие отрасли, как судебная система – больше, чем на 30 процентов, такие отрасли, как обороноспособность – на 26%. В связи с особой ситуацией, связанной с необходимостью укрепить наши правоохранительные органы в борьбе с терроризмом, на 47 % увеличен раздел правоохранительной деятельности и безопасность государства. Таким образом, этот бюджет несет в себе те приоритеты, которые сегодня оценивает и общество как свои приоритеты» [[28]]

Доля расходов федерального бюджета на национальную оборону[29] и правоохранительную деятельность в 2003 г. в общем объеме федерального бюджета составила 25,1%, что превышает уровень 2002г. на 2,1 процентных пункта. На выплату пенсий, пособий, компенсация военнослужащим и их семьям в 2003г. было предусмотрено 104,6 млрд. руб., что почти в два раза больше чем в 2002г. соответственно доля расходов на эти цели в общем объеме расходов федерального бюджета значительно выросла.

Объем ассигнований в 2003г. на судебную систему был предусмотрен в размере 25,5 млрд. руб., что на 27,9% больше уровня 2002г. и позволяет реализовать меры по финансовому обеспечению проводимой реформы судебной власти.

Общий объем ассигнований на развитие науки был запланирован в сумме 40,2 млрд. руб, или с ростом против ожидаемой оценки 2002 г. на 34,4%.

Расходы на образование в 2003г. были запланированы в размере 97,6 млрд. руб, что на 22,2% больше чем в 2002г. При этом в общем объеме расходов федерального бюджета доля расходов на образование - 4,2%

В 2003 году проводилось финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения и образования, а также переход от единой тарифной сетки (ЕТС) к отраслевой системе по оплате труда. В 2002 г. средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры – на 84%. Вдове увеличены оклады учителям и на 72 профессорско-преподавательскому составу в ВУЗах. В 2003 г. зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%, а учителей – на 55%.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.