рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Налоговая система России

         региональным налогам.  Среди них ключевое значение получают

         налоги на прибыль и добавленную стоимость, которые в решаю-

         щей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей

         и благодаря этому способны либо подавить производство, либо

         стать мощным рычагом его стимулирования.

              В итоге В.Г.  Пансков заключает, что в условиях инфля-

         ции стихийная корректировка законодательства и  постоянное,


                                   - 29 -

         как правило,  в конце года, изменение ставок налогов уже не

         годятся: нужна принципиально новая система налогообложения.

         "Применительно  к  доходам  населения,  -  по  мнению  В.Г.

         Панскова,  - она призвана обеспечить стабильность классифи-

         кации  доходных групп и налоговых ставок как минимум на 3-5

         лет - с тем,  чтобы не пересматривать их ежегодно. Для это-

         го,  считаю, необходимо определять доходы, подлежащие нало-

         гообложению не в абсолютном денежном выражении,  а в  коли-

         честве  минимумов  оплаты труда ежемесячно нарастающим ито-

         гом. ... величину ставок налогов как за нижний предел дохо-

         дов каждой группы, так и доходы сверх него следует устанав-

         ливать только в процентах.  Такой подход четко выявит  долю

         налогоплательщика,  вносимую  в  бюджет от абсолютной суммы

         его дохода.  В этом случае налогоплательщика  будет  меньше

         беспокоить  значительная разница между долей налога за ниж-

         ний предел дохода и сверх него."

              Кандидат экономических  наук  Беляков А.А.  предлагает

         еще один путь  решения  проблемы  реформирования  налоговой

         системы:  " 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0.

         И начинать надо не с "инфляции",  а с самого  производства.

         Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что до-

         ходная часть госбюджета  начнет  относительно  возрастать).

         Только  в  случае  подъема  производительности труда налоги

         смогут стать приемлемыми одновременно  для  производства  и

         финансовой стабилизации. При увеличении производства добав-

         ленной стоимости в 2-3 раза ставку налога  НДС  без  ущерба

         для бюджета можно снизить до европейсткого уровня (10-12%).

         С одновременным же  ростом  рентабельности  производства  и

         массы прибыли средства из последней,  идущие на инвестиции,

         также возрастут до уровня,  приемлемого для развития эконо-

         мики,  даже  при  сохранении текущих ставок налогообложения

         этой прибыли."

              Из-за острого  дефицита оборотных средств и неплатежей

         налоги и так фактически не платятся большей  частью  вполне

         законопослушных  предприятий.  Общий  недобор налогов за 10

         месяцев 1994 года составил 35%.

              "Уменьшения же ставки налогообложения такие  предприя-

         тия  даже не заметят,  - считает А.А. Беляков,  - у них нет

         средств и на зарплату,  не говоря уж о налогах и инвестици-

         ях."

              Конечно предлагаются и радикальные  пути  реформирова-

         ния. Популярность радикальных идей реформирования налогово-


                                   - 30 -

         го  законодательства  огромна.  Их  авторов  не   прельщает

         перспектива серьезного анализа современного финансового по-

         ложения страны,  исследования проблем распределения налого-

         вого бремени, тяжкой работы по исправлению ошибок и преодо-

         лению трудностей.  Куда эффектней требовать коренной замены

         налогов,  построения податной системы на невиданных принци-

         пах.  Неважно, что эти принципы икогда и нигде не использо-

         вались,  -  зато можно прослыть крутым реформатором,  задав

         стране очередную перестроечную взбучку.  Отменить налог  на

         прибыль и личный подоходный налог,  убрать НДС и таможенные

         пошлины,  повысить  ресурсные  платежи,  свести   налоговую

         систему к двум-трем налогам - таков круг требований налого-

         вых новаторов. Хотя при этом никто не выдвигает идей сокра-

         щения государственных расходов,  т.  е. снижения налогового

         бремени.

              Между тем  существующие  проекты  изменения налогового

         законодательства явно  отражают  две  принципиально  разные

         концепции развития налоговой реформы:  эволюционную и рево-

         люционную. К последней относятся проекты Центрального  эко-

         номико-метематического института  РАН  (ЦЭМИ)  и Ассоциации

         "Налоги России" (АНР).

              Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весь-

         ма отдаленное отношение к налогам. Упраздняя НДС и все дру-

         гие налоги,  а также начисления на заработную плату, проект

         ставит во главу угла налог на прибыль со ставкой в  50-60%,

         который далее  трансформируется в "априорно задаваемые пла-

         тежи", имеющие целью регулировать "уровень оставляемой при-

         были". Эта система глобального управления прибылью оборачи-

         вается абсолютным контролем за каждым предприятием.

              В отличие  от  проекта  ЦЭМИ,  в  котором  едва  ли не

         единственным объектом обложения служит прибыль,  проект на-

         логового кодекса  Ассоциации  "Налоги  России" являет собой

         другую крайность,  где нет места ни налогу на  прибыль,  ни

         налогу с  индивидуальных  налогов.  Эдесь  в центр податной

         системы ставится обложение средств,  направляемых предприя-

         тиями на потребление,  по ставке в 70%.  В начале 1993 года

         проект АНР уже получил однозначно отрицательную оценку.

         ______________________________

              Александр Анатольевич Беляков,  кандидат экономических

         наук, руководитель  экономического  управления  Российского

         союза промышленников и предпринимателей.


                                   - 31 -

              Но вместе  с тем некоторые идеи,  заложенные в кодексе

         АНР, интересны и заслуживают рассмотрения:

              - требование официального опубликования налоговых норм

         и издание специального "Налогового вестника";

              - подробная  регламентация "сроков в налоговых отноше-

         ниях";

              - создание комиссий по налоговым спорам;

              - образование Комитета по налоговой политике;

              - уточнение  места  и порядка "прокурорского надзора в

         налоговых отношениях".

              Единственно приемлемым  является эволюционный подход к

         реформированию налоговой системы. При этом возможно принять

         за базовый проект Основ налоговой системы, предложенный Со-

         ветом Федерации. Он не только полнее других, но имеет еще и

         то преимущество,  что является общей частью самого удачного

         проекта Налогового  кодекса,  подготовленного  Центром   по

         иностранным инвестициям и приватизации.

              В проекте Совета Федерации заложены  многие  принципи-

         ально новые  положения,  которые  уже  востребованы жизнью:

         формулировка таких понятий как товар,  услуга, место реали-

         зации, представительство  налогоплательщика,  классификация

         налоговых нарушений и др.

              "В последнее время часто звучат предложения, - расска-

         зывает газета "Налоги" (1995,  N 4,  С.  5),  - о  переносе

         центра тяжести в налогообложении с юридических лиц на физи-

         ческие и о резком увеличении  имущественного  налога.  Д.Г.

         Черник (начальник Налоговой инспекции по г. Москве) катего-

         рически против этих мер.  Если повысить налог на имущество,

         пострадает главным  образом  производитель.  И в это время,

         когда России необходимо  остановить  падение  производства.

         Увеличение подоходного  налога - удар по всем гражданам на-

         шей многострадальной Родины.  Действительно, подоходный на-

         лог - основной в во многих странах с развитой рыночной эко-

         номикой (Великобритания,  США,  Германия, Австрия и т. д.).

         Тем не менее нельзя забывать о том,  что доходы наших граж-

         дан смехотворно низки по сравнению с той же  Великобритани-

         ей. Даже высокооплачиваемый москвич получает 110-120 долла-

         ров в месяц,  а средний доход москвича, по расчетам инспек-

         ции, в 1994 году составил 350 тыс. рублей в месяц."

              В итоге напрашивается вывод:   1решить проблему налогов,

          1как и более общие проблемы дефицита денежных и инвестицион-

          1ных ресурсов,  невозможно,  коль,  скоро все перенапряжено,


                                   - 32 -

          1развивается  на  грани срыва,  а регуляторы производства не

          1действуют.  И напротив, создать нормальные финансовые усло-

          1вия  для  деятельности  товаропроизводителей можно только в

          1гораздо более управляемой и регулируемой экономической  мо-

          1дели,  с  низкими  инфляционными  ожиданиями  и эффективной

          1системой государственного и частного инвестирования  произ-

          1водства.

              "Ключевые направления такого  подхода  известны...,  -

         заявляет А.А.  Беляков,  - ... нужно отказаться от принципа

         "рынок все сделает сам" и повышать  с  помощью  государства

         управляемость производства на уровне отдельных предприятий,

         содействовать всестороннему развитию  и  расширению  произ-

         водства качественной товарной массы. А главное устранять не

         пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития

         отечественной инфляции."

              Все сказанное эдесь,  конечно,  -  лишь  рамочное,  но

         вместе  с  тем непреложные условия качественного обновления

         налоговой системы и вообще выхода из кризиса.

               1РСПП (Российского  союза промышленников и предпринима-

          1телей) предлагает свою модель рациональной   0"нейтральной  к

         производству"  1налоговой системы 0. Приведем некоторые выдерж-

         ки из их программы.  (Данные взяты из РЭЖ,1994,  N  11,  С.

         28-29).

              При нормативном (как сегодня) исчислении  материальных

         затрат должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли това-

         ропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более

         60% соответствующей   прибыли  кредитно-финансовых  коммер-

         ческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и  70%).

         Налог на добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и

         поэтому инфляционный,  должен быть постепенно отменен; вво-

         дить вместо  него  другой  обременительный  для потребителя

         косвенный налог тоже нецелесообразно.

              Общее количество федеральных и местных налогов  должно

         составлять не более 13-14.  И,  повторю еще раз, это число,

         равно как и меру жесткости налогов,  следует определить  не

         произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней

         логикой, минимальными требованиями к любой рациональной на-

         логовой системе.

              Как видим  предложений  различного  толка  у  нас хоть

         "пруд пруди".  Конечно они заслуживают пристального  внима-

         ния,  но  позволю  себе напомнить мнение В.Г.  Панскова:  в

         условиях инфляции стихийная корректировка  законодательства


                                   - 33 -

         и постоянное,  как правило,  в конце года, изменение ставок

         налогов уже не годятся:  нужна принципиально новая  система

         налогообложения.

              Анализ реформаторских  идей в области налогов в основ-

         ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-

         шем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде

         всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привелегий;

         объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на

         другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой

         системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-

         ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,

         ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только

         на серьезной теоретической основе.

                           23.3. 0  2Налоги и инвестиции

              Нестабильность налоговой системы  является  существен-

         ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим

         привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

              В условиях спада производства, продолжающейся инфляции

         и ограниченности  ресурсов  исключительно  важное  значение

         имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули-

         рованию инвестиционной деятельности.

              Представляется необходимым  1предусмотреть  в  налоговом

          1законодательстве  положение  о  том,  что установленные для

          1иностранных инвесторов налоговые льготы и  преимущества  не

          1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез-

          1ка времени ( 0например, пяти лет).

              Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин-

         весторов  твердой  гарантией стабильности налоговой системы

         России.  Вместе с тем было бы  целесообразно  предусмотреть

         для  предприятий  с иностранными инвестициями некоторые до-

         полнительные налоговые льготы и  привелегии.  В  частности,

         следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто-

         ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для  за-

         нятых  в сфере материального производства предприятий с до-

         лей иностранного участника не менее,  чем в 30%.  При  этом

         выручка от материального производства должна быть более 70%

         от всей суммы выручки.  В третий и четвертый год (в Дальне-

         восточном  экономическом  районе  -  в четвертый-пятый) эти

         предприятия должны были бы,  согласно данному  предложению,

         уплачивать налог  в  размере  соответственно  25  и 50%  от


                                   - 34 -

         основной ставки,  но при условии,  что выручка от  деятель-

         ности в сфере материального производства превышает 80-90%.

                    23.4. 0  2Теоретический и практический опыт в

                     2налогообложении стран с развитым рынком

                         23.4.1. Теоретическое наследие

              Не лишним будет повториться,  что налоги, как известно

         из зарубежного же опыта,  являются одним из наиболее эффек-

         тивных инструментов  косвенного регулирования экономических

         процессов.

              В теории  и практике налогового регулирования развитых

         стран Запада налоговая политика в послевоенные годы  строи-

         лась в  соответствии с кейнсианской концепцией функциональ-

         ных финансов.  Согласно этой концепции величина расходов  и

         норма  налогообложения подчинены потребностям регулирования

         совокупного общественного спроса,  который  должен  удержи-

         ваться на уровне,  обеспечивающем полное использование тру-

         довых ресурсов и капитала при сохранении  стабильности  цен

         (при этом  бюджетное  равновесие приносится в жертву равно-

         весию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со

         снижением доли  государственного сектора в экономике разви-

         тых стран  и  уменьшением  экономической  доли  государства

         (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ-

         ном через снижение государственных расходов) налоговая  по-

         литика наряду  с  выполнением  регулирующих  функций  стала

         средством обеспечения бездефицитности бюджета.  В  условиях

         развитой экономики эта цель достигается посредством не уси-

         ления налогового бремени,  ложащегося на  производителей  и

         физических лиц,  а  расширения  налоговой базы и сокращения

         государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целе-

         направленного снижения налогов.

              Если до недавнего времени считалось,  что высокие уро-

         вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот-

         ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и

         социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенден-

         цией в области налогообложения в  странах  Запада  является

         снижение фактического  налогового бремени на прибыль корпо-

         раций и доходы физических лиц.  Одновременно в ряде ведущих

         стран (США,  Японии, Англии и других) происходит расширение

         базы налогообложения,  уменьшаются количество и размеры на-


                                   - 35 -

         логовых льгот.

              В существующих условиях нелепо говорить  об  "идентич-

         ности уровней  налогообложения в нашей экономике и на Запа-

         де". Абсолютные размеры производимой прибыли и  добавленной

         стоимости там значительно выше,  чем у нас.  Поэтому и сте-

         пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень-

         ше,  несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.

              Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви-

         тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):

              Налоги на личные доходы .................. 40

              Налоги на прибыль корпораций ............. 10

              Социальные взносы ........................ 30

              Налог на добавленную стоимость ........... 10

              Таможенные пошлины ....................... 5

              Прочие налоги и налоговые поступления .... 5

              Таким образом можно заключить,  что на Западе основным

         источником формирования бюджета служит налогообложение  фи-

         зических лиц  и  налоговое бремя в большей степени лежит на

         гражданах, тем самым стимулируя производство.

              Американские эксперты  во главе с профессором Лаффером

         теоретически доказали,  что при ставке  подоходного  налога

         более 50% резко снижается деловая активность фирм и населе-

         ния в целом (График 1).

                                                График 1

           Совокупный¦

           налогооб- ¦- - - - -

           лагаемый  ¦

           доход     ¦

                     ¦

                     ¦

                     ¦

                     +----+----+----+----+------

                         25   50   75        Ставка налога (%)

              Но невозможно теоретически расчитать  идеальную  шкалу

         налогообложения. Она  должна быть откорректирована на прак-

         тике. Немаловажное значение имеют национальные,  психологи-

         ческие, культурные факторы.  Американцы, например, считают,

         что при такой шкале налогобложения,  которая  существует  в

         Швеции -  75%,  в США никто не стал бы вкладывать капитал в

         производство. Так,  рост производственной активности в  США

         после налоговой  реформы  1986  года в значительной степени

         был связан со  снижением  предельных  ставок  налогообложе-


                                   - 36 -

         ния.

              Таким образом,  кривая  Лаффера,  скорректированная  в

         соответствии с реальностью приобретает следующий вид:

                                                    График 2

            Совокупный¦

            налогооб- ¦- - - - - - -

            лагаемый  ¦

            доход     ¦

                      ¦

                      ¦

                      ¦

                      +----+----+----+----+------

                          25   50   75   100    Ставка налога (%)

              Профессор Михаил Семенович Бернштам  (США)  предлагает

         некоторые  практические  наработки  относительно импортного

         тарифа,  которые вполне можно использовать и у нас. Импорт-

         ный  тариф,  как  считает профессор,  способен выполнить по

         меньшей мере три выжных задачи переходного  времени.  (РЭЖ,

         1993, N12, С. 31)

              Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений в

         бюджет. Причем поскольку тариф выборочен, его можно исполь-

         зовать прежде всего применительно к товарам не первой необ-

         ходимости, предметам  роскоши  и т.  п.  В этом случае речь

         идет о высокопрогрессивном налоге,  помогающем бедным соци-

         альным слоям за счет богатых.

              Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции пе-

         рестраивающуюся внутреннюю промышленность.  Рональд И. Мак-

         киннонразработал подробную модель каскадного, убывающего по

         годам, импортного тарифа.

              В-третьих, (и  это   особенно   важно   для   нынешней

         российской российской ситуации),  импортный тариф на товары

         не первой необходимостипозволит сократить импортный  и  ва-

         лютный спрос  (это товары высокоэластичного спроса).  Госу-

         дарство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся  ва-

         люту и поднять обменный курс рубля."

                                23.4.2. 0  2Льготы

              Система налоговых  льгот для капиталовложений в разви-

         тие производства в Великобритании. В соответствии с законо-


                                   - 37 -

         дательством для определения облагаемого налогом дохода кор-

         пораций из валового дохода компании вычитаются  все  разре-

         шенные законодательством расходы,  произведенные в отчетном

         налоговом году. В частности, полному вычету из валового до-

         хода компании подлежат все расходы на научные исследования.

         Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и  обору-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.