рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Налоговая система Республики Беларусь

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом Республики Беларусь перечню.

Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается:

·  добыча нефтяного попутного газа;

·  добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

·  добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

·  добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов [9].

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [10].

Местные налоги и сборы.

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Это:

налог на услуги (предполагается отменить с 01.01.2011) Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5%. Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Объект налогообложения :оказание плательщиком услуг:

-  рынков, ярмарок, выставок-продаж;

-  гостиниц (кемпингов, мотелей);

-  ресторанов (баров, кафе);

-  дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;

-  парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;

-  с недвижимым имуществом, сотовой подвижной электросвязи абонентам;

-  кабельного телевидения;

-  по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц;

-  туристических.

·  налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);

·  сбор на развитие территорий(предполагается отменить с 01.01.2011) (налоговые ставки не превышают 3 % валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);

·  сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 % стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

·  курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 % стоимости курортной путевки).

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам.

Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.

Особые режимы налогообложения.

В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения относятся:

·  единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

·  единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

·  налог при упрощенной системе налогообложения;

·  налог на игорный бизнес;

·  налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

·  налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

·  сбор за осуществление ремесленной деятельности;

·  сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости от:

·  населенного пункта, в котором осуществляется деятельность;

·  места осуществления деятельности в пределах населенного пункта;

·  режима работы;

·  иных условий осуществления деятельности.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр применяется юридическими лицами - организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда.

Сбор за осуществление ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год [9].

Часть налоговой системы государства являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны.

Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары (декларантом), либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь: отечественные юридические и физические лица (резиденты) и иностранные юридические и физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь (нерезиденты).

По происхождению различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

Ввозные пошлины являются самым распространенным видом таможенных пошлин и устанавливаются в фискальных целях, а также для ограждения доступа товаров извне на внутренний рынок страны.

Вывозные пошлины являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и, как правило, ограничивают вывоз стратегических товаров, сырья из страны. В Республике Беларусь экспортные товары таможенными пошлинами в настоящее время не облагаются.

Ставки таможенных пошлин определены в Едином Таможенном Тарифе

таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) принятого в 2009 году. Единый таможенный тариф – свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Tаможенного союза (ТН ВЭД ТС).

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на:

·  специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

·  адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

·  комбинированные, начисляемые частично в твердой сумме, частично в процентах.

В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

·  специальные пошлины;

·  антидемпинговые пошлины;

·  компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных национальных товаров [8,c.67].

В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными Республикой Беларусь с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Грузия, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной, товары, произведенные в этих государствах и ввозимые с их территории в Республику Беларусь, импортными пошлинами не облагаются.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенные границы.

Таким образом, в Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят:

·  подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;

·  налог на прибыль – 24%;

·  акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;

·  НДС – 20%;

·  налог на недвижимость;

·  экологический налог;

·  земельный налог.

Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.

Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.

Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов соответствующей административно-территориальной единицы. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования [12,c.27].

Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».

Белорусская налоговая система по количеству платежей практически не отличается от большинства систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Этот же вывод, хотя в меньшей степени, применим и к налоговым ставкам. Да, с 1 января 2010 года поднялась ставка НДС с 18% до 20%, что конечно, не очень хорошо. Но в условиях мирового экономического кризиса эту же мер применили и в некоторых других странах. Кроме того, в Беларуси довольно высокая ставка налога на прибыль – 24%. Так, она существенно выше, чем в России и Литве, где составляет 20% и в Казахстане 15%.

Вывод можно сделать следующий: последнее место белорусской налоговой системы в рейтинге Всемирного банка – результат не только и не столько количества налоговых платежей. Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.

Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия.

По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные с учетом в целях налогообложения отдельных видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты по нему также совсем не просто.

Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые номы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [13,c.13].

Постоянно меняющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой системы. Частые пересмотр видов, условий, норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение, множество дифференцированных ставок и сложные расчёты. Белорусское налоговое законодательство по-прежнему объемно. Его нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения, причём не всегда улучшающих их содержание.

Разночтения и нестыковки имеют место в классификации налогов на республиканские и местные между Общей частью налогового Кодекса, законами о Бюджете Республики и действительностью.

Налоговая система Беларуси строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству. Этому вопросу посвящена статья 2 Общей части Налогового кодекса «Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь. Однако такой важнейшей проблеме, как устранение двойного налогообложения в ней места не нашлось. Ненадлежащее отношение к этому аспекту приводило к путанице и двойным вычетам. Так, два родственных отчисления – в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и местные фонды стабилизации экономики долгое время взимались одновременно из выручки и даже без корректировки налоговой базы. Дважды включались в расчёт таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление при исчислении НДС при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Таможенная пошлина также включается и поныне [14,c.32].

Третья проблема – высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с этого года налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год.

В-четвертых, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логическую и логически увязанную налоговую систему., а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).

В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [12,c.27].

Большой недостаток белорусской налоговой системы заключается в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепочке налоговых нарушений по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в несколько раз. Подобный механизм налоговой системы не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.

Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [14,c.32].

За 9 месяцев 2010 года в сфере производства и оборота подакцизных товаров налоговыми органами выявлено 3,3 тысячи нарушений законодательства. В сфере производства и оборота подакцизных товаров выявлено 3,3 тысячи нарушений законодательства [15].

В доход государства обращено подакцизной продукции и средств от ее реализации на 3,0 млрд. рублей. К административной ответственности привлечено три тысячи лиц, сумма штрафов составила 4,4 млрд. рублей[15].

Достаточно часто субъектам предпринимательства удается уклониться от уплаты налогов за счет манипуляции с ценами на реализуемую продукцию, оказываемые услуги и выполняемые работы. Одним из примеров таких налоговых уклонений является трансфертное ценообразование.

В Беларуси налоговое законодательство не содержит способов борьбы и мер ответственности за использование трансфертных цен, однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, пункт 3 ст. 20 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь гласит, что «в случае, если организации и (или) физические лица, признанные взаимозависимыми лицами, при взаимоотношениях друг с другом применяют цены, ставки, тарифы, условия договоров, отличные от применяемых между иными организациями и физическими лицами, налоговые органы вправе определить налоговые обязательства взаимозависимых лиц так, как если бы они осуществляли деятельность в обычных условиях».

Определенные шаги в этом направлении принимают и налоговые органы стран СНГ. Например, в ст.40 Налогового кодекса РФ в случае выявления заниженных цен приводятся принципы определения реальной цены товаров, работ и услуг в целях дальнейшего налогообложения [16].

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени [8,c.54].

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Налоговая нагрузка на граждан в Беларуси уже в 2011 году снизится. В следующем году продолжится снижение налоговой нагрузки на граждан путем увеличения стандартных вычетов, которые применяются при исчислении подоходного налога. Так, стандартный налоговый вычет будет увеличен с Br270 тыс. в 2010 году до Br292 тыс. в 2011-м. И предоставляться он будет при заработной плате не выше Br1 млн. 766 тыс. Сегодня этот предел в зарплате составляет Br1 млн. 635 тыс.

Характерной особенностью бюджета будущего года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, который существенно упрощает систему налогообложения, а также снижается налоговая нагрузка. Снижение налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП и радикальное упрощение налогового администрирования позволят оставить в экономике более Br700 млрд. [17].

Общая тенденция снижения налоговой нагрузки обозначилась за счет сокращения налоговых платежей, которое последовательно проводилось в Беларуси. Наряду с сокращением числа налогов немаловажную роль сыграла и методика их исчисления [18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.